Должен ли комиссионер уплачивать сбор на развитие
виноградарства, садоводства и хмелеводства при реализации
алкогольных напитков по договору комиссии
Как известно, ст. 1 Закона «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» предусматривает, что плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчинения, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво. Согласно ст. 2 указанного Закона объектом налогообложения является выручка, получаемая от реализации в оптово-розничной торговой сети алкогольных напитков и пива.
Определение оптовой и розничной торговли алкогольными напитками приведено в Законе Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», согласно которому:
оптовая торговля - это деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для дальнейшей их реализации субъектам хозяйствования розничной торговли, другим субъектам хозяйствования;
розничная торговля - деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других субъектах хозяйствования общественного питания.
Следовательно, плательщиками сбора являются субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность по приобретению товаров с целью их дальнейшей реализации или деятельность по продаже товаров конечному потребителю; при этом объектом налогообложения является выручка, получаемая в результате такой деятельности.
Следует отметить, что вопрос относительно субъекта, который должен уплачивать сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства в случае реализации алкогольных напитков по договору комиссии, довольно дискуссионный. Закон не дает прямого ответа на данный вопрос. Ничего не говорит по этому поводу и Порядок взимания сбора и использования средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 15.07.2005г. № 587, с изменениями.
Позиция органов налоговой службы по данному вопросу неоднократно менялась.
Так, согласно Налоговому разъяснению относительно уплаты сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденному приказом ГНАУ от 02.09.2003 г. № 416 (оно утратило силу на основании приказа ГНАУ от 27.06.2006 г. № 360) плательщиком сбора признавался комитент.
Немного позднее в письме от 12.10.2006 г. № 19003/7/21-0117 ГНАУ изменила свою точку зрения: плательщиками сбора стали считать как комитентов, так и комиссионеров (это разъяснение на сегодня отозвано письмом ГНАУ от 23.07.2008 г. № 14782/7/21-0117).
В письме от 18.09.2006 г. № 10428/6/21-0115 (оно тоже утратило силу) ГНАУ разъясняла, что плательщиком сбора признается тот субъект предпринимательской деятельности, который получает выручку от реализации продукции. То есть в случае если такую выручку получает на свой счет комиссионер, он должен представлять отчет в налоговый орган по месту регистрации и уплачивать сбор в бюджет. В случае получения выручки на свой счет комитентом представлять отчет и уплачивать сбор в бюджет должен именно комитент (кроме производителей алкогольных напитков).
Именно такой подход поддерживают сегодня в ГНАУ. Так, в письме от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117 указано, что при реализации алкогольных напитков и пива в оптово-розничной торговой сети по договору комиссии объектом налогообложения является выручка торгового оборота от данной продукции. В случае если такую выручку получает на свой счет комиссионер, он начисляет сумму сбора, представляет отчет в налоговый орган по месту регистрации и уплачивает его в бюджет. Если же выручку на свой счет получает комитент, то платит он.
Верен ли этот подход? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, что является выручкой, получаемой от реализации (именно она именуется объектом налогообложения в ст. 2 Закона).
Закон «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» не дает определения этого понятия. В данном случае по аналогии можно использовать определение понятия «выручки от реализации», содержащееся в ч. 3 ст. 1 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Так, выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг)*.
Еще один вариант состоит в обращении к бухгалтерскому учету, в частности к П(С)БУ 15 «Доход», утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290, с изменениями. Одной из групп доходов в бухгалтерском учете, как известно, является доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Тем не менее ГНАУ отдает предпочтение другой интерпретации. По ее мнению, выручкой, полученной от реализации, является торговый оборот (см. п. 3 письма от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117). Ссылка на бухгалтерский учет налоговиков не устраивает, так как она невыгодна. Иначе ГНАУ, вне всякого сомнения, процитировала бы ч. 2 ст. 3 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»:
«Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета».
По мнению налоговиков, выручку от реализации в качестве торгового оборота может получить или комиссионер, или комитент (в зависимости от того, кому на счет будут зачислены деньги).
Кроме того, защищая свой подход, налоговики ссылаются на Закон от 05.03.2009 г. № 1067-VI «О внесении изменений в Закон Украины "О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства", который вступит в силу с 01.01.2010 г. В частности, данным Законом установлено, что объектом обложения сбором является выручка - товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплаты в денежной форме. При реализации алкогольных напитков и пива по договорам комиссии (консигнации) плательщиками сбора являются субъекты предпринимательской деятельности (кроме производителей-комитентов в случае осуществления ими оптовой торговли алкогольными напитками и пивом), получающие на свой счет денежные средства или другие виды компенсации за продажу данной продукции.
Но какое отношение имеет данный Закон к ситуации до 01.01.2010 г.? ГНАУ считает, что Закон от 05.03.2009 г. № 1067-VI только уточняет базу и порядок определения объекта обложения сбором. С таким же успехом мы можем утверждать, что данный Закон по-новому определяет базу и порядок определения объекта налогообложения. Следовательно, по нашему мнению, ссылка на Закон от 05.03.2009 г. № 1067-VI некорректна, поскольку никаких доказательств версии относительно уточнения налоговики не приводят.
Что же важно до 01.01.2010 г.?
Исследуя этот вопрос, необходимо исходить из того, что согласно ст. 1011 ГК Украины по договору комиссии комиссионер, совершая сделки, выступает от своего имени, но по поручению и за счет комитента. Право собственности на имущество, которое в договоре комиссии обязуется реализовать комиссионер, принадлежит комитенту (ст. 1018 ГК). Выручка, полученная в результате реализации такого имущества, принадлежит комитенту и является его доходом. Доходом комиссионера от реализации товара в данном случае будет только комиссионное вознаграждение.
Такой позиции придерживается и президиум Высшего хозяйственного суда Украины в разъяснении от 31.05.2002 г. № 04-5/609**. Так, ВХС считает, что все полученное в результате реализации сделок, заключенных комиссионером с третьими лицами во исполнение договора комиссии, является собственностью комитента и подлежит налогообложению в установленном порядке именно у него, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Что же касается комиссионера, то у него объектом налогообложения может быть комиссионное вознаграждение, которое он вправе получить от комитента.
С учетом того что законодательство о сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства не предусматривает специальных норм относительно налогообложения комиссионера (кстати, данный факт признаёт даже ГНАУ - см. п. 13 письма от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117), можно сделать вывод, что плательщиком данного сбора должен бы признаваться именно комитент.
В том же духе высказался и Государственный департамент продовольствия Минагропрома Украины, который в письме от 04.11.2002 г. № 02-11/225 указал, что согласно нормам гражданского законодательства передача продукции комитентом комиссионеру не является этапом ее реализации, поскольку право собственности на продукцию комиссионеру не передается. Комиссионер только выполняет поручение комитента. Поскольку владельцем продукции является комитент и денежные средства от продажи продукции получает комитент, он и является плательщиком сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
Принадлежность выручки от реализации именно комитенту подтверждается и п/п. 6.2 П(С)БУ 15 «Доход», согласно которому не признается доходом (выручкой) сумма поступлений по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.
Таким образом, по нашему мнению, согласно действующей редакции Закона плательщиком сбора должен быть признан комитент. Ну а позиция ГНАУ вам известна ***. Платить или нет - решайте сами.
___________________________
* Кстати, в вопросе, входят ли в состав выручки от реализации плательщика единого налога денежные средства, полученные комиссионером, ГНАУ занимает удивительную позицию (см., например, письмо ГНАУ от 08.05.2007 г. № 4441/6/15-0416).
С одной стороны, она подчеркивает, что денежные средства, поступающие на счет комиссионера, являются транзитными и находятся в собственности комитента. Поэтому при определении суммы выручки от реализации для начисления ЕН эти денежные средства не включаются в базу налогообложения комиссионера.
С другой стороны, при определении объема выручки от реализации для решения вопроса о возможности пребывания комиссионера на упрощенной системе налогообложения данные денежные средства учитываются на общих основаниях.
** Данным документом разъяснение президиума ВАС от 12.05.95 г. № 02-5/451 было дополнено, в частности, пунктом 19, касающимся договоров комиссии.
*** Обращаем внимание на то, что письмо ГНАУ от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117 по своей сути является обобщающим налоговым разъяснением.
"Бухгалтер" № 32, август (IV) 2009 г.
Подписной индекс 74201