Как проводить инвентаризацию, если
матответственное лицо от нее уклоняется
ВОПРОС: В ходе проведения проверки налоговики потребовали проведения инвентаризации ТМЦ. Руководство предприятия не возражает против самого факта ее проведения, однако материально ответственное лицо категорически отказывается принимать участие в инвентаризационном процессе.
Разъясните, пожалуйста, как разрулить сложившуюся ситуацию, то есть можно ли:
1) отказать налоговикам в проведении инвентаризации?
2) провести инвентаризацию без матответственного лица, а если нет, то можно ли его кем-нибудь заменить?
ОТВЕТ: Случай, конечно, нестандартный, однако безвыходных ситуаций, как известно, не бывает.
Вначале напомним, что инвентаризационные права работников ГНС определены в п. 15 ч. 1 ст. 11 Закона «О государственной налоговой службе в Украине» (далее - Закон о ГНС)1, согласно которому органы ГНС в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, имеют право «требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций, проверяемых в ходе плановых и внеплановых выездных проверок, проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей и денежных средств».
Ранее обращалось внимание на то, что Закон о ГНС содержит ряд «инвентаризационных» пробелов, которыми могут воспользоваться решительные плательщики, нежелающие допускать проверяющих к проведению инвентаризации.
Естественно, сразу же возникает вопрос об ответственности за отказ в проведении инвентаризации при получении соответствующего требования от налоговых органов.
В соответствии с п. 15 ст. 11 Закона о ГНС налоговики имеют право осуществить опечатывание помещений, а именно кассы, кассового помещения, склада и архива2. Кроме того, они могут обратиться в суд, который решит, допускать ли проверяющих к инвентаризации. Как раз до вынесения такого судебного решения, но не более чем на 24 часа со времени, указанного в протоколе, может быть осуществлено опечатывание.
Возможное действие со стороны органов ГНС при отказе в проведении инвентаризации - попытка наложения административного ареста на активы предприятия на основании п/п. 9.1.2 «г» Закона «О порядке погашения...». Данным подпунктом, в частности, предусмотрено применение админареста активов в случае отказа плательщика допускать должностных лиц налогового органа к обследованию помещений, используемых для получения доходов или связанных с получением других объектов налогообложения.
Но опять-таки, на основании того что обследование помещения и инвентаризация активов - процедуры разные, попытку применения админареста можно обжаловать.
В общем, смелое предприятие может отказать налоговикам в проведении инвентаризации, однако вряд ли контролеры уйдут с миром.
Интересно, что в самом главном инвентаризационном документе - Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94г. № 69, с изменениями (далее - Инструкция № 69), об обязательном участии материально ответственного лица в инвентаризационном процессе ничего не говорится. Поэтому некоторые консультанты считают, что законодательство не запрещает проводить инвентаризацию при отсутствии такого лица.
Однако более детальное изучение норм Инструкции № 69 приводит к другому выводу. Так, согласно п. 10 Инструкции № 69 проведение инвентаризации в случаях, предусмотренных п/п. «а» п. 3 данной Инструкции, осуществляется в порядке, установленном Положением об инвентаризации имущества приватизируемых государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, передаваемого в аренду, утвержденным Постановлением КМУ от 02.03.93 г. № 158 3 (далее - Положение № 158).
Напомним, что п/п. «а» п. 3 Инструкции № 69 установлено, что проведение инвентаризации является обязательным при передаче имущества госпредприятия в аренду, приватизации имущества предприятия, преобразовании госпредприятия в акционерное общество, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
Кстати, в свое время, рассматривая вопросы, связанные с инвентаризацией, проводимой по требованиям налоговых и правоохранительных органов, мы посчитали, что такой случай как раз и относится к «другим случаям, предусмотренным законодательством».
Итак, п. 10 Инструкции № 69 в отношении порядка проведения инвентаризации прямо отсылает к Положению № 158.
Кроме того, п. 11 Инструкции № 69 гласит, что проведение инвентаризации в других случаях осуществляется в порядке, приведенном в п. 10 данной Инструкции, с учетом некоторых особенностей. Сразу отметим, что так называемые «следующие особенности», прописанные в п/п. 11.1 - 11.2 Инструкции № 69, не проливают ни грамма4 света на предмет отсутствия или обязанности присутствия материально ответственного лица при проведении инвентаризации. Иными словами, особенности обусловливаются совсем другими обстоятельствами. То есть получается, что во всех случаях проведения инвентаризации следует соблюдать порядок, установленный Положением № 158.
Так вот, переходя к изучению Положения № 158, следует обратить внимание на то, что оно предусматривает проведение инвентаризации фактических остатков в присутствии материально ответственных лиц предприятия (см. п. 11).
Кроме того, из п. 14 Положения № 158 следует, что инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, а последние дают расписку, подтверждающую, что проверка ценностей осуществлена в их присутствии и они не имеют к членам комиссии никаких претензий.
В письме Минфина от 15.12.2003 г. № 31-04200-30-23/191 разъясняется: «Материально ответственное лицо в состав инвентаризационной комиссии не включается, поскольку оно является проверяемым лицом».
Однако, по мнению Минфина, изложенному в этом же письме, такое лицо обязано присутствовать при проведении инвентаризации, поскольку это предусмотрено Положением № 158, нормы которого согласно п. 11 Инструкции № 69 должны применяться во всех случаях проведения инвентаризации, то есть и при проведении инвентаризации по требованию налоговиков.
Представление о составе лиц, присутствующих при проведении инвентаризации, можно также сформировать, обратившись к приказу Минстата от 21.06.96 г. № 193 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов». Так, при составлении инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (типовая форма № М-21) ее подписывают все члены комиссии и материально ответственное лицо.
Да и в старых, то есть СССРовских инвентаризационных документах, которые могут применяться для оформления результатов инвентаризации, тоже предусмотрено материально-ответственное подписание.
Поскольку инвентаризацию проводить нужно, предлагаем следующие варианты выхода из сложившейся ситуации. Нам неизвестны причины, по которым указанное лицо уклоняется от участия в инвентаризации, они могут быть самыми разными, например личными и т. п. Если отказ обусловлен все-таки важными причинами - возможно, имеет смысл решить вопрос о представителе, который на основании доверенности от имени материально ответственного лица будет присутствовать при проведении инвентаризации.
Причем согласно ч. 3 ст. 244 ГК у материально ответственного лица, являющегося в указанных правоотношениях доверителем, также существует возможность оставить доверенность непосредственно инвентаризационной комиссии, так как она адресована прежде всего им и предназначена для их ознакомления с полномочиями представителя. Или передать доверенность самому представителю.
Кстати, при таком варианте никто не снимает ответственности с матответственного лица - «уклониста». Поскольку представитель выступает от имени доверителя, ответственность за результаты инвентаризации несет именно доверитель.
Если вариант с представителем не годится, то рекомендуем составить акт, в котором зафиксировать факт отказа матответственного лица от участия в инвентаризации. В этом случае можно использовать, например, аналогию с отказом допуска налоговиков к проведению проверки (при отсутствии, с точки зрения плательщика налогов, у них права или оснований ее проводить) или с отказом плательщика налогов от подписания (получения) акта проверки.5
Поэтому и при «инвентаризационном» отказе в акте следует указать на то, что матответственное лицо было предупреждено о проведении инвентаризации, но отказалось от участия в ней по неизвестным причинам. Можно также зафиксировать факт отказа подписью отказника.
Если же он отказался и от подписи, то акт могут подписать члены инвентаризационной комиссии, а также свидетели (в том числе и работники ГНИ).
В принципе, в данном случае безответственный поступок матответственного лица можно расценивать и как нарушение трудовой дисциплины, в связи с чем допустимо оформить его документально подобно прогулу или появлению на работе в нетрезвом состоянии.6
В общем, сплошные акты, акты об актах...
В связи с этим совершенно нелишним будет предупредить матценного работника о возможных последствиях отказа, в том числе о возможном увольнении на основании п. 2 ст. 41 КЗоТ. Напомним, что данная норма дает право собственнику или уполномоченному им органу расторгнуть трудовой договор в случае совершения работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, дающих основания для утраты к нему доверия со стороны собственника или уполномоченного им органа. На наш взгляд, немотивированный отказ от участия в инвентаризации вполне можно рассматривать как действие, дающее основания для утраты доверия к такому матответственному лицу.
Из Постановления Пленума ВСУ от 06.11.92 г. № 9 (п. 28) следует, что основанием для расторжения трудового договора в связи с утратой доверия является совершение работником виновных действий. Форма вины при этом значения не имеет: неосторожная вина работника может быть основанием для увольнения, как и вина умышленная.
Знает ли об этом «матценный» работник?
______________________
1 Пункт 15 ч. 1 ст. 11 Закона о ГНС.
2 Обращаем внимание на то, что Кабмин, на который возлагалась обязанность установить порядок опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов, со своей задачей пока не справился.
Так что буквальная интерпретация п. 15 ст. 11 Закона о ГНС прав на такие действия контролирующим органам не дает.
3 Согласно Постановлению КМУ от 14.09.2005 г. № 897 сейчас название указанного норматива таково: Положение об инвентаризации имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, передаваемого в аренду (возвращаемого после истечения срока действия договора аренды или его расторжения).
4 Для знатоков-физиков - ни люкса (люмена). Почему две единицы измерения? Есть освещенность, а есть сила света.
5 В соответствии с п. 1.16 и 1.17 Методических рекомендаций о порядке взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов, утвержденных приказом ГНАУ от 27.05.2008 г. № 355, в случае отказа плательщика налогов от проведения проверки должностными лицами органа ГНС составляется акт об отказе в допуске к проверке. При этом в нем делается отметка об ознакомлении и вручении под расписку (или отказе от ознакомления и получения) плательщику налогов направления на проверку. В случае же невозможности начать проверку, в частности, в связи с недопуском должностных лиц органа ГНС к проведению проверки составляется акт произвольной формы. В нем излагаются причины невозможности начать проверку в сроки, указанные в направлении на ее проведение и т. п.
Напомним также, что согласно п. 4.7 Порядка оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденного приказом ГНАУ ог 10.08.2005 г. № 327, с изменениями, в случае отказа должностных лиц предприятия от подписания акта проверки налоговики составляют акт произвольной формы, который удостоверяет факт такого отказа.
6 Так, отсутствие работника на работе и/или появление на работе в нетрезвом состоянии подтверждаются, в частности, актом, подписанным несколькими свидетелями (чем больше, тем лучше). Поэтому рекомендуем составить акт об отказе от участия в инвентарзации за подписями трех лиц, а от самого работника получить объяснительную записку о причинах отказа. Если он отказывается писать такую записку, то придется составить еще один акт об отказе объяснить причины отказа (за подписями трех лиц).
"Бухгалтер" № 29, август (I) 2009 г.
Подписной индекс 74201
