Нюансы применения льготы для
книгоиздателей по п/п. 7.13.7 Закона О Прибыли
ВОПРОС: Наше предприятие занимается изготовлением на территории Украины книжной продукции неэротического характера и пользуется льготой, предусмотренной в п/п. 7.13.7 Закона О Прибыли. В связи с этим налог на прибыль от льготируемой деятельности перечисляется не в бюджет, а на счет, открытый специально для этих целей предприятием в банке. Расходование данных средств возможно только на определенные этой нормой цели.
Нас интересуют нюансы применения данной льготы в 2009 году. Кроме того, просим дать ответы на следующие конкретные вопросы.
Банк выплачивает предприятию проценты за остаток денежных средств на этом счете.
Как эти проценты облагаются налогами?
Может ли предприятие в свете ограничений, установленных п/п. 7.13.7 Закона О Прибыли, пользоваться суммами этих процентов по своему усмотрению?
ОТВЕТ: Для начала приведем упомянутую в вопросе норму п/п. 7.13.7 Закона О Прибыли:
«Временно, до 1 января 2015 года, освобождается от налогообложения прибыль издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии, полученная ими от деятельности по изготовлению на территории Украины книжной продукции, кроме продукции эротического характера.
Суммы денежных средств, освобожденных в связи с предоставлением налоговых льгот, направляются субъектом хозяйственной деятельности - плательщиком налогов на переоснащение издательско-полиграфической базы, разработку и внедрение новейших технологий, расширение производства книжной продукции в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины».
Этот самый порядок Кабмин определил своим Постановлением от 15.10.2003 г. № 1643 под названием «Порядок направления денежных средств, освобожденных в связи с предоставлением налоговых льгот, на переоснащение издательско-полиграфической базы, разработку и внедрение новейших технологий, расширение производства книжной продукции» (далее - Порядок).
Итак, о нюансах применения данной льготы в 2009 году.
Отметим следующий важный момент: правомочность Порядка начиная с 01.01.2009 г. находится под вопросом.
Дело в том, что изначально действие книгоиздательской льготы из п/п. 7.13.7 предусматривалось законодателем до 07.07.2008 г., затем его продлили до 01.01.2009 г., а в конце прошлого года то ли книгопечатники нашли рычаги влияния на депутатов ВР, то ли на них повлиял фннкризис, но действие данной льготы было продлено еще раз - и уже до 1 января 2015 года (пунктом 3 раздела I Закона Украины от 18.09.2008 г. № 521-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственной поддержки книгоиздательского дела в Украине»).
Однако срок действия вышеупомянутого Постановления КМУ № 1643 (в его последней редакции) четко ограничен 2008 годом*.
Поэтому формально можно говорить, что с 1 января 2009 года и само Постановление, и утвержденный им Порядок утратили силу.
Однако для всех очевидно, что здесь имеет место лишь небрежность Кабмина, который не успел своевременно продлить действие Постановления № 1643 до 2015 года (либо утвердить новый Порядок «под» эту льготу, который стал бы действовать с 01.01.2009 г.).
На практике же и льготники, и налоговики считают нормы Порядка действующими и продолжают ими руководствоваться.
Поэтому в дальнейших рассуждениях мы тоже будем исходить из того, что нормы Порядка(не формально) являются действующими. При этом надеемся, что в ближайшее время Кабмин сможет опомниться и наконец-то урегулировать данный вопрос.**
Обратим внимание еще на такую халепу: второй абзац пункта 5 Порядка выдвигал к льготникам вот какое требование: «Если по состоянию на 1 января 2009 года по данным бухгалтерского учета на счете, указанном в пункте 4 настоящего Порядка, учитывается остаток неиспользованных освобожденных денежных средств, плательщики налога включают суммы валовых доходов и валовых затрат, с учетом которых определяется данный остаток, в общие валовые доходы и валовые затраты, полученные в течение квартала IV 2008 года».
Однако поскольку, как уже упоминалось, льготу продлили, то на практике налоговики и не требовали от плательщиков, имевших на обсчете неизрасходованные остатки средств по состоянию на 01.01.2009 г., исполнять данную норму Порядка. В будущей его редакции предельную дату расходования прольготированных средств, видимо, должны отодвинуть до нового предельного срока действия льготы по «7.13.7», то есть - до 01.01.2015 г.
Хотя, поживем - увидим...
Перейдем к конкретным вопросам.
Что касается первого - о налогообложении процентов, начисленных банком на остаток «льготных» средств на специальном счете, то, по нашему мнению, эти проценты не подпадают под норму п/п. 7.13.7 Закона О Прибыли.
Хоть данные средства и являются производными от прибыли, полученной от книгоиздательской деятельности (точнее - от части этой прибыли, которая равна налогу с нее), сами проценты от этого книгоиздательской прибылью являться не могут. Скорее, их необходимо расценивать как прибыль от пользования банком средствами предприятия, то есть это уже будет прибыль, полученная не от книгоиздательской, а от «ростовщической» (финансовой) деятельности предприятия.
Данный вывод (хоть он и выглядит в какой-то степени фискальным) вполне подтверждается и отражением этих операций в бухучете и отчетности.
В бухгалтерском учете доход от книгоиздательской деятельности - это доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а доход в виде процентов банка, начисленных на остаток на счете, относится к прочим финансовым доходам.
В отчете о финансовых результатах предприятия прибыль от книгоиздательской деятельности отражается по строке 050, а прибыль от начисленных банком процентов - по строке 170.
Поэтому мы считаем, что такие проценты должны облагаться налогом на прибыль на общих основаниях.
Теперь - для ответа на вопрос об использовании сумм банковских процентов - перейдем к конкретным нормам упомянутого (полуправомочного) Порядка. Нам понадобятся его пункт 4 и первый абзац пункта 5:
«4. Освобожденные денежные средства аккумулируются плательщиками налога на отдельном банковском счете для учета денежных средств целевого использования и направляются на цели, определенные пунктом 3 настоящего Порядка***, с отражением их движения.
На указанный счет денежные средства перечисляются в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль, а не перечисленные в эти сроки денежные средства считаются использованными не по целевому назначению.
5. В случае нецелевого использования освобожденных денежных средств плательщики налога включают суммы полученных валовых доходов и валовых затрат при проведении издательской деятельности, изготовлении и распространении книжной продукции, произведенной в Украине, с учетом которых определена прибыль, освобожденная от налогообложения, в общие валовые доходы и валовые затраты в налоговом (отчетном) периоде, в котором получены такие освобожденные доходы. При этом пеняй штрафные санкции начисляются в размерах и порядке, установленных законом».
Вспомним также, что ограничение расходования средств, установленное в п/п. 7.13.7, распространяется на «суммы денежных средств, освобожденных в связи с предоставлением налоговых льгот».
Такими освобожденными средствами является сумма налога на прибыль от льготируемой деятельности, которая перечисляется на специальный счет.
Проценты же, как мы указывали (и бухучет - тому порукой), являются не освобожденными средствами, а уже производными от этих средств, поэтому вышеупомянутое ограничение на расходование этих сумм, по нашему мнению, не распространяется.
В приведенном «карательном» пункте 5 Порядка речь идет тоже о последствиях за нецелевое использование только «освобожденных денежных средств». То есть использование процентов, на эти средства начисленных, на цели, не упомянутые в п. 3 Порядка (п/п. 7.13.7 Закона), никак не наказуемо, поскольку использование таких средств нормативно уже не ограничено. Расплатой за такую свободу является, кстати, и налогообложение этих сумм на общих основаниях.
Еще пара нюансов, связанных с данной проблемой.
1. На наш взгляд, считать нецелевым использованием упомянутых «освобожденных денежных средств» предоставление их в пользование банку, за что последний и начисляет упомянутые проценты, нельзя. Ведь денежные средства, находящиеся на спецсчете в банке, никуда с этого счета не исчезают, и плательщик может в любой момент этими средствами свободно**** распорядиться.
То есть здесь просто происходит их так называемое «пассивное использование», поэтому мы считаем, что в такой ситуации вести речь о нарушении п/п. 7.13.7 Закона (и п. 3 Порядка) и о применении к таким средствам «карательной» нормы из п. 5 Порядка некорректно.
2. Если со спецсчета будет израсходована сумма процентов на цели, не предусмотренные в 7.13.7 (и в п. 3 Порядка), какие-нибудь неадекватные фискалы могут попытаться заявить, что израсходована была сумма именно «освобожденныхденежных средств», а проценты всё еще лежат на спецсчете,- и применить к плательщику ту самую «карательную» норму п. 5 Порядка.
На наш взгляд, такой подход является немножко иезуитским, хотя какие-то (чисто формальные) посылки для этого имеются.
Ну а во избежание подобных несуразностей лучше: - либо, прежде чем «нецелево» расходовать эти проценты, сначала их перевести со спецсчета на другой счет предприятия (с формулировкой типа: «Перечисление процентов банка на основной текущий счет»), а уже с этого счета расходовать данные суммы;
- либо (если такое в принципе допустимо) договориться с банком о том, что проценты, начисляемые на средства, аккумулируемые на спецсчете, банк вам будет зачислять не на этот спецсчет, а на другой счет предприятия.
Впрочем, надеемся, что до таких перегибов у вас не дойдет...
_____________________
* В пункте 2 Постановления № 1643 прямо указано: «Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2004 года и действует до 1 января 2009 года».
** В то же время, возможно, Уряд подойдет к этому делу творчески - то есть не просто продлит действие Порядка, но и существенно изменит его нормы или вообще издаст новый Порядок. Впрочем, серьезные предпосылки для этого отсутствуют- ведь само содержание льготы из п/п. 7.13.7 в Законе О Прибыли никакие изменилось. Но с учетом ситуации с наполнением бюджета и поскольку речь идет о льготе, «сюрпризы» от Кабмина полностью не исключаются. И если вдруг такое произойдет, советуем проанализировать, не утратят ли при этом актуальность выводы, которые будут изложены нами ниже.
*** В п. 3 Порядка чуть подробнее расшифрованы цели, которые определены в п/п. 7.13.7 Закона О Прибыли (и добавлены некоторые ограничения), а именно:
«на капитальные вложения для переоснащения (создание, развитие, модернизацию и реконструкцию) издательско-полиграфической базы, разработки и внедрения новейших технологий в полиграфической промышленности и расширения производства книжной продукции (кроме изготовления изданий рекламного и эротического характера)».
**** Если, конечно, банк - не из числа проблемных.
"Бухгалтер" № 27, июль (III) 2009 г.
Подписной индекс 74201