Возмещение НДС: как быть, если налоговая инспекция незаконно
отказала в таком возмещении или не предоставила заключение
в Госказначейство
(Часть І см. в консультации от 18.05.2009 г..
Часть ІІ см. в консультации от 25.05.2009 г.)
Взыскание пени (процентов)
Нормы Закона об НДС, регулирующие вопрос в отношении начисления процентов на невозмещенные суммы бюджетной задолженности, изменялись не раз. В соответствии с абзацем 5 подпункта 7.7.3 Закона в редакции, действовавшей до 01.06.2005 г., суммы, не возмещенные плательщику налога в течение определенного Законом срока, считались бюджетной задолженностью. На сумму бюджетной задолженности начислялись проценты на уровне 120 процентов от учетной ставки НБУ, установленной на момент ее возникновения, в течение срока ее действия, включая день погашения.
Законом «О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины» (от 25.03.2005г. № 2505-IV) определен другой порядок начисления пени на невозмещенную сумму бюджетной задолженности (подпункт 7.7.8 Закона). Законодательно было установлено, что на сумму бюджетной задолженности должна была начисляться пеня на уровне ставки, размер которой определяется в соответствии с подпунктом 16.4.1 Закона «О порядке погашения...». Предусматривалось, что указанная пеня должна самостоятельно рассчитываться и уплачиваться органом Государственного казначейства вместе с уплатой суммы бюджетного возмещения плательщику налога.
Однако п/п. 7.7.8 Закона об НДС вступил в силу с 01.01.2006 г. уже в редакции Закона Украины от 07.07.2005 № 2771-IV «О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законы Украины», согласно которой начисление пени за образование бюджетной задолженности вообще исключено. Именно на этом основываются суды, отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании пени на бюджетную задолженность по НДС.
На наш взгляд, при определении права на начисление пени на бюджетную задолженность по НДС следует исходить из конституционного принципа запрета обратного действия закона во времени (ч. 1 ст. 58 Конституции Украины). Поэтому, если у государства перед вами образовалась бюджетная задолженность до 01.07.2006 г., вы имеете право требовать взыскания процентов на основании редакции Закона об НДС, действовавшей в тот период. Такой правовой позиции придерживается и Верховный Суд Украины. В Постановлениях Судебной палаты по административным делам от 14.10.2008 г. Верховный Суд признал необоснованной практику Вадсуда, который отказывал в начислении пени со ссылкой на то, что такое начисление не предусмотрено законом. По мнению Верховного Суда, отказ законодателя регулировать порядок начисления пени не означает, что с принятием соответствующих изменений к Закону об НДС отменена ответственность за вред, причиненный противоправными решениями, действиями либо бездействием субъекта властных полномочий.
К сожалению, Верховный Суд не высказался по не менее актуальному вопросу: имеет ли право налогоплательщик требовать начисления лени на бюджетную задолженность, которая образовалась после 01.01.2006 г.? Наш ответ на этот вопрос является отрицательным. На сегодняшний день право на взыскание пени за просрочку возмещения НДС в законодательстве отсутствует.
На практике суды признают безосновательными требования истцов о начислении пени на основании п/п. 16.4.1 Закона «О порядке погашения...», поскольку сумма бюджетной задолженности по НДС не является налоговым долгом плательщика налога (см., например, определение Вадсуда от 19.02.2008 г.). Нет оснований требовать начисления и взыскания процентов на основании п. 6.3 Порядка возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ и Государственного казначейства Украины от 02.07.97 г. №209/72, в котором дословно воспроизводится старая редакция вышеупомянутого абз. 5 п/п. 7.7.3 Закона об НДС. Данный Порядок является ведомственным нормативным актом и не может устанавливать правила бюджетного возмещения, отличные от тех, которые определены в Законе об НДС. Не спасет и право на три процента годовых за просрочку денежного обязательства, предусмотренное в ч. 2 ст. 625 ГК, поскольку обязанность государства по бюджетному возмещению НДС не является гражданским обязательством в понимании ГК.
Возмещение убытков
Согласно ч. 2 ст. 16 ГК Украины способами защиты гражданских прав и интересов могут быть, в частности, возмещение убытков и другие способы возмещения имущественного ущерба, а также возмещение морального (неимущественного) ущерба.
Статьей 22 ГК предусмотрено, что лицо, которому причинены убытки вследствие нарушения его гражданского права, имеет право на их возмещение. Так, согласно ч. 2 ст. 22 ГК убытками являются:
«1) потери, которые лицо понесло в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо произвело или должно произвести для восстановления своего нарушенного права (реальные убытки);
2) доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».
1. Рассмотрим реальные убытки, возмещения которых вы имеете право требовать в связи с несвоевременным возмещением НДС.
Потери, связанные с уничтожением либо повреждением вещи, представить сложно, разве что когда у предприятия для обеспечения сохранности имущества не было средств и оно рассчитывало именно на средства, которые должны были поступить от своевременного возмещения НДС.
Кроме того, вы имеете право требовать возмещения расходов, которые вы понесли либо должны были понести для восстановления своего нарушенного права в связи с несвоевременным возмещением НДС. В такие расходы включаются денежные санкции (штраф, неустойка), которые необходимо уплатить в связи с несвоевременным исполнением обязательства перед третьей стороной. Например, вы заключили договор поставки и вследствие несвоевременного возмещения НДС не смогли вовремя осуществить оплату, что повлекло возникновение у вас дополнительного обязательства по уплате штрафных санкций.
Общие основания ответственности за нанесенный имущественный ущерб урегулированы ст. 1166 ГК. Такая ответственность наступает при существовании состава правонарушения, который включает следующие элементы: противоправное поведение причинителя ущерба; наличие ущерба; причинная связь между ущербом и противоправным поведением причинителя; вина (см., например, постановление ВХСУ от 03.04.2008 г. по делу № 2/480-9/25 (2/147-13/76)). Ущерб же, нанесенный незаконными решениями, действием либо бездействием органа государственной власти при осуществлении своих полномочий, возмещается государством независимо от вины такого органа (ст. 1173 ГК).
Итак, необходимо доказать наличие ущерба, который вам был нанесен, противоправное поведение органа государственной власти (ГНИ, Госказначейства или их обоих) по невозмещению НДС, а также непосредственную причинную связь между несвоевременным возмещением НДС и нанесенным ущербом. Для этого в суде надо будет представить, к примеру, заключенные договоры, по которым вы обязаны уплатить штрафные санкции в случае просрочки исполнения денежного обязательства, хозяйственные документы, подтверждающие то, что для надлежащего исполнения обязательств по этим договорам вы рассчитывали именно на те денежные средства, которые должны были быть получены при своевременном осуществлении бюджетного возмещения НДС, платежные документы, которые свидетельствуют об уплате штрафных санкций.
2. Что касается упущенной выгоды, то у вас тоже есть все основания требовать ее возмещения. Аналогичным будет и механизм доказывания такого ущерба. Здесь речь будет идти о доходах, которые могли бы быть реально получены при обычных обстоятельствах, если бы ваше право не было нарушено. Как отмечает ВХСУ в постановлении от 27.10.2005 г. по делу № 24/64,
«При исчислении размера упущенной выгоды должны учитываться только те точные данные, которые бесспорно подтверждают реальную возможность получения денежных сумм либо иных ценностей, если бы обязательство было исполнено должником надлежащим образом. Ничем не подтвержденные расчеты кредитора о возможных доходах во внимание приниматься не должны. Размер упущенной выгоды должен определяться с учетом времени, в течение которого продолжались противоправные действия ответчика, разумных расходов на получение доходов, которые кредитор понес бы, если бы не произошло нарушение права. Обоснование и доказывание размера убытков осуществляется кредитором. Такое требование обусловлено основной направленностью институтов гражданско-правовой ответственности именно на возмещение убытков. Неспособность кредитора обосновать требования о возмещении упущенной выгоды может быть для суда основанием для отказа в удовлетворении таких требований».
Так, Вадсуд в определении от 19.02.2008г. признал неубедительными доводы ответчика в пользу того, что такую прибыль он смог бы получить, если бы разместил указанную сумму задолженности по возмещению НДС на депозитном счете банковского учреждения. Суд указал, что возможные доходы истца от такого размещения денежных средств не могут считаться упущенной выгодой исходя из отсутствия доказательств намерения заключить соответствующий договор с банком, а также поскольку истец не доказал непосредственную причинную связь между ущербом и противоправным поведением причинителя ущерба, а также размер нанесенного ущерба.
Поэтому, чтобы доказать такую причинную связь, необходимо представить хозяйственные документы, подтверждающие планы предприятия по производству определенной продукции, которая, однако, не была произведена вследствие неполучения своевременно бюджетного возмещения НДС. Например, вследствие отсутствия средств не были заключены договоры по закупке комплектующих. Можно также представить предварительный договор о закупке продукции с целью ее последующей реализации, другие доказательства реального намерения заключить договор (например, данные переписки) и доказательства того, что такой договор не был заключен из-за отсутствия денежных средств, на получение которых предприятие рассчитывало, если бы бюджетное возмещение НДС было осуществлено своевременно.
Необходимо также представить суду расчет, в котором упущенная выгода должна определяться как общая сумма неполученного дохода за вычетом затрат, связанных с получением дохода. То есть неполученная прибыль - это разность между продажной стоимостью единицы продукции (работы, услуги) и ее себестоимостью, умноженная на количество непроизведенной или нереализованной по вине государства продукции (работ, услуг).
3. Что касается возмещения морального ущерба, то право на такое возмещение следует из п. 9 ч. 2 ст. 16, ст. 23, 1167 ГК*. В отличие от ХК, в абз. 5 ч. 1 ст. 225 которого предусмотрено, что компенсация такого ущерба подлежит возмещению лишь в случаях, предусмотренных законом, ГК не содержит аналогичного положения. Однако именно такой вывод делает ВХСУ в информационном письме от 07.04.2008 г. № 01-8/211 «О некоторых вопросах практики применения норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины». В Законе об НДС не предусмотрено право на возмещение морального ущерба, соответственно исходя из логики ВХСУ такое право у налогоплательщика отсутствует. На наш же взгляд, вы имеете право требовать возмещения причиненного морального ущерба независимо от того, предусмотрено ли такое право в законе. Впрочем, практика идет по другому пути, что следует также иметь в виду.
Обращение в Европейский суд по правам человека
Несмотря на то что судебная власть в большинстве случаев становится на сторону закона и удовлетворяет требования налогоплательщиков в делах о невозмещенном НДС, все плательщицкие усилия пропадают зря из-за того, что в среднем в Украине не исполняется 70% судебных решений. И проблема фактической невозможности исполнения таких решений в отношении бюджетного возмещения НДС здесь уже не в государственной исполнительной службе, которая призвана исполнять решения судов, а в общем состоянии соблюдения в Украине принципа верховенства права.
Вопиющая ситуация, возникшая с бюджетным возмещением НДС в Украине, стала предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека (далее - Евросуд). В его решении от 09.01.2007 г. по делу «Интерсплав против Украины» был сделан вывод, что соответствующая практика государства безосновательно не принимать право заявителя на возмещение НДС создала препятствия для него в мирном владении своим имуществом и нарушила ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Напомним, что данная европейская Конвенция вступила в действие для Украины 11.09.97 г. и согласно ст. 9 Конституции является частью национального законодательства Украины. Компания «Интерсплав» выиграла дело, и Евросуд обязал украинское государство выплатить положенное бюджетное возмещение вместе с процентами**. Однако это решение не получило статуса окончательного, поскольку было обжаловано в Большую палату Евросуда. Теперь все зависит от этого уважаемого органа. Если Большая палата подтвердит правильность вынесенного решения, то таким образом будет создан прецедент, которым Евросуд будет руководствоваться при вынесении решений по всем аналогичным делам. Так что, коль родное государство вам долг не вернуло, можно смело обращаться в Евросуд. Решения же. Евросуда в части выплаты материальной компенсации, в отличие от значительного количества решений отечественных судов, в Украине все-таки исполняются. В противном же случае нашим чиновникам было бы просто неприлично ездить в Европу и говорить о европейских перспективах Украины. Кроме того, решения Евросуда должны применяться национальными судами Украины, поскольку согласно ст. 17 Закона «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» такие решения в Украине являются источником права.
Обращение в прокуратуру
Еще один возможный вариант, как добиться получения возмещения НДС в случае, когда налоговая инспекция просто не представила заключение в Госказначейство,- это привлечение к ответственности должностных лиц. Ведь неисполнение предписаний Закона об НДС, в котором прямо сказано об обязанности налоговой инспекции представить соответствующее заключение в Госказначейство, является преступлением. Квалифицировать же такое бездействие служебных лиц налоговых органов можно по статье 364 «Злоупотребление властью или служебным положением» Уголовного кодекса (далее - УК) либо по статье 367«Служебная халатность» УК.
Напомним, что злоупотреблением властью или служебным положением является умышленное, по корыстным мотивам либо в других личных интересах или в интересах третьих лиц, использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный ущерб охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, либо государственным или общественным интересам, либо интересам юридических лиц.
Служебная халатность - это неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним, что причинило существенный ущерб охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, либо государственным или общественным интересам, либо интересам отдельных юридических лиц.
Согласно же ч. 3 примечания к статье 364 УК существенным является ущерб, который в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан (в 2009 году эта сумма составляет 30 250 грн). То есть привлечь к уголовной ответственности работников налоговой инспекции можно, только если размер невозмещенного НДС равен этой сумме либо превышает ее.
Чтобы инициировать проверку, необходимо обратиться с заявлением в прокуратуру, в подследственности которой находится расследование служебных преступлений. Виновным же в совершении преступления, скорее всего, является начальник налоговой инспекции, поскольку именно на основании его резолюции представляется заключение в Госказначейство. Согласно внутренним должностным инструкциям налоговый инспектор направляет заключение на бюджетное возмещение НДС при условии, что из отдела аудита было получено подтверждение суммы возмещения и на этом документе стоит резолюция начальника налоговой инспекции «К возмещению».
Если же налоговая инспекция не исполнила уже принятое и вступившее в законную силу решение суда, то виновных должностных лиц можно привлечь к ответственности по ст. 382 УК** за неисполнение судебного решения.
Учитывая перспективу уголовного наказания, в том числе лишения права занимать свои должности, налоговики, скорее всего, представят заключение в Госказначейство на бюджетное возмещение. В случае же возбуждения уголовного дела, в ходе расследования или уже в стадии судебного его рассмотрения (если работники прокуратуры проявят добросовестность и все-таки доведут дело до суда), вы сможете заявить гражданский иск с требованием взыскать причиненную вам сумму ущерба, то есть сумму невозмещенного НДС. Согласно ч. 1 ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса по делу должен быть привлечен гражданский ответчик, который в силу закона несет материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями обвиняемого. Согласно ст. 1173 ГК таким гражданским ответчиком должно выступать государство.
Также на основании ст. 22 Закона «О прокуратуре» прокурор может издать предписание об устранении нарушений Закона об НДС налоговой инспекцией и ее должностными лицами. Предписание прокурора подлежит немедленному исполнению. И хотя штраф за оставление должностным лицом без рассмотрения предписания прокурора, а также за несвоевременный ответ на него и является небольшим (согласно ч. 2 ст. 185-6 Кодекса об административных правонарушениях это влечет наложение штрафа от 5 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 85 до 136 грн), произвести эффект на налоговиков такое предписание вполне может.
Как видим, в случае незаконного отказа в бюджетном возмещении НДС либо простого бездействия налоговых органов добиться возмещения в украинской правовой реальности достаточно сложно. Но если речь идет о существенных суммах, то бороться все-таки стоит, тем более что закон на вашей стороне.
_______________
* Для юридического лица моральный вред может выражаться, например, в виде ущерба деловой репутации.
** http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1014.5151.0.
"Бухгалтер" № 21, июнь (I) 2009 г.
Подписной индекс 74201
