Возмещение НДС: как быть, если налоговая
инспекция незаконно отказала в таком возмещении или
не предоставила заключение в Госказначейство (Часть II)
(Часть II. Часть I см. в консультации от 18.05.2009 г.. Часть III см. в консультации от 01.06.2009 г.)
Способ защиты права
Теперь необходимо определиться с предметом исковых требований. Так, в Справке Высшего административного суда Украины говорится о том, что способом защиты нарушенного права в случае невозмещения плательщику налога бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость является взыскание бюджетной задолженности по данному налогу.
На наш же взгляд, законные основания, определяющие необходимость подачи иска исключительно с таким предметом исковых требований, на сегодняшний день отсутствуют. Ведь соответствующая судебная практика просто основывалась на действовавшем до 01.06.2005 г. положении абзаца 5 подпункта 7.7.3 Закона об НДС, где было сказано: в случае образования бюджетной задолженности плательщик налога может обратиться в суд с иском о взыскании средств бюджета.
В этой связи суды отказывали в удовлетворении исков, в которых предметом исковых требований значилось требование к суду обязать налоговый орган направить заключение на бюджетное возмещение в Госказначейство: мол, что в самом законе определен способ, с помощью которого плательщик налога может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, - иск должен быть именно о взыскании средств бюджета.*
Но сегодня вы сами можете выбрать способ защиты своего нарушенного права. Поэтому предъявление иска о взыскании бюджетной задолженности является лишь одним из возможных вариантов (хотя, исходя из сложившейся практики, - наиболее надежным).
Однако исполнение судебного решения, удовлетворяющего подобные исковые требования, может встретить препятствие, а именно отказ Госказначейства от перечисления средств - со ссылкой на невозможность исполнения такого решения. Давайте разберемся, на чем основываются аргументы Госказначейства и насколько они законны.
В случае неисполнения решения суда в добровольном порядке принудительное исполнение судебных решений по административным делам осуществляется согласно Закону «Об исполнительном производстве».
Статьей 24 указанного Закона предусмотрено, что государственный исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ и открыть исполнительное производство. Орган государственной исполнительной службы обязан обратиться в орган Госказаначейства с требованием об осуществлении возмещения. Органы Госказначейства, получив требование, весьма вероятно, будут утверждать, что просто не могут исполнить такое решение суда в силу отсутствия для этого полномочий.
Казначейству подыгрывает и Минюст в своем разъяснении «Исполнение судебных решений, должником по которым выступает Государственный бюджет Украины», размещенном на его официальном сайте** и утверждающем, что Законом «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» установлено: казначейство может осуществить возмещение по требованию государственной исполнительной службы только в случае возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и судов***. То есть Закон о Госбюджете-2009 не наделил Государственное казначейство полномочиями распорядителя бюджетных средств на другие цели (в том числе при осуществлении бюджетного возмещения НДС по решению суда). По логике Минюста, таким распорядителем при бюджетном возмещении НДС является ГНИ, а Госказначейство лишь осуществляет перечисление средств по представляемому налоговой инспекцией заключению на основании ч. 1ст. 29 Закона о Госбюджете-2009.
Такая интерпретация Минюстом норм законодательства нам представляется ошибочной. Процитируем ч. 1 ст. 29 Закона о Госбюджете-2009:
«Установить, что исполнение решения, принятого органом государственной власти, который в соответствии с законом имеет право на его применение,
о взыскании денежных средств со счетов, на которых учитываются денежные средства Государственного бюджета, осуществляется Государственным казначейством Украины по предварительному информированию Министерства финансов Украины».
Данная норма перекочевывает во все новые законы о Госбюджете из года в год и согласуется со ст. 25 Бюджетного кодекса Украины, где говорится, что Государственное казначейство Украины осуществляет бесспорное списание денежных средств со счетов, на которых учитываются средства Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, по решению, принятому государственным органом, имеющим в соответствии с законом право на его применение.
Считаем, что под решением органа государственной власти, имевшего «в соответствии с законом право на его применение», необходимо понимать также и решение суда.
Подтверждением этому может служить постановление Высшего хозяйственного суда Украины (от 03.04.2008 г. по делу № 2/480-9/25 (2/147-13/76) - об источниках возмещения ущерба, причиненного государством), где указано, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет государства путем взыскания сумм со счетов, на которых учитываются средства Государственного бюджета, открытых в Государственном казначействе Украины.
Поэтому для придания решению суда, принятому в вашу пользу, большей убедительности перед органом Госказначейства следует изначально предъявлять иск не только в виде требования о взыскании бюджетной задолженности по НДС. Необходимо дополнительно указывать номера банковских счетов, на которых учитываются бюджетные средства, предназначенные для бюджетного возмещения НДС, и с которых орган Госказначейства обязан произвести списание (см., например, постановление хозяйственного суда Луганской области от 30.10.2007 г. по делу № 8/424ад ( 12/240).
В случае же отказа Госказначейства от перечисления средств вам, скорее всего, придется подать иск в суд с требованием признать действия должностных лиц указанного госоргана неправомерными и обязать его перечислить средства со счетов Государственного бюджета.
Еще один возможный способ защиты права - требовать от суда обязать ГНИ направить заключение на бюджетное возмещение в орган Госказначейства. Так, согласно п. 2 ч. 3 ст. 105 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - KAС) административный иск может содержать требование обязать ответчика - субъекта властных полномочий принять решение или осуществить определенные действия.
Иски с подобным предметом исковых требований все чаще встречаются в судебной практике. Так, хозяйственный суд Ивано-Франковской области в своем постановлении от 06.10.2005 г. обязал ГНИ принять решение о возмещении НДС из Государственного бюджета и представить соответствующее заключение в Госказначейство, а также обязать отделение последнего осуществить возмещение из Госбюджета. Львовский апелляционный хозяйственный суд в своем постановлении от 28.03.2007г. удовлетворил требования о признании противоправным бездействия ГНИ по исполнению требований Закона об НДС относительно направления в отделение Госказначейства заключений с указанием сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, и обязал соответствующее управление Госказанчейства возместить суммы бюджетной задолженности по НДС. Отметим также, что оба эти решения рассматривались в Высшем административном суде Украины в кассационном порядке и были оставлены им без изменения.
Если ваши требования нашли поддержку в административном суде первой инстанции и вы получили позитивное решение по своему иску, то расслабляться все же не стоит. Дело в том, что п. 2.1 Порядка взаимодействия между органами Государственной налоговой службы Украины и Государственного казначейства Украины в процессе судебного рассмотрения и исполнения решений судов относительно бесспорного списания денежных средств со счетов, на которых учитываются поступления Государственного бюджета Украины по налогу на добавленную стоимость, утвержденного совместным приказом Госказначейства и ГНАУ от 27 апреля 2004 года № 82/245, предусмотрено правило: налоговые органы и органы Государственного казначейства в обязательном порядке должны обжаловать решение суда, предусматривающее возмещение бюджетной задолженности по НДС. Поэтому существует большая вероятность того, что вам придется отстаивать свою правоту в апелляционных и кассационных судебных инстанциях.
Согласно ч. 3 ст. 186, а также ч.1 и 2 ст. 254 КАС решение суда первой инстанции вступает в силу через 10 дней, если плательщиком не было подано заявление об апелляционном обжаловании. В случае же подачи апелляционной жалобы судебное решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по окончании апелляционного рассмотрения дела (ч. 3 ст. 254).
Таким образом, требовать исполнения налоговой инспекцией судебного решения можно уже после вступления в силу решения суда первой либо апелляционной инстанции (в том случае, если решение суда обжаловано в апелляционном порядке). Согласно ч. 2. ст. 212 КАС кассационная жалоба подается после вступления решения в законную силу. Поэтому кассационное обжалование не влияет на законную силу такого решения суда и не должно препятствовать его исполнению налоговыми органами.
Несколько по-другому обстоит дело с исполнением решения суда Госказначейством. Его органы на практике отказываются от перечисления средств, если дело рассматривается в кассационной инстанции, ссылаясь на абз. 1 п/п. 7.7.8 Закона об НДС, в котором сказано:
«Орган государственного казначейства приостанавливает процедуру возмещения в части обжалуемой суммы до принятия окончательного решения по административному или судебному обжалованию».
Приведенная законодательная формулировка является весьма нечеткой, что дает возможность Госказначейству интерпретировать ее в свою пользу. Содержание термина «принятие окончательного решения по административному или судебному обжалованию» в Законе об НДС не раскрывается. ГНАУ же считает, что окончательное судебное решение - это решение, которое в соответствии с процессуальным законодательством Украины не может быть обжаловано в судебном порядке или не обжалуется и вступает в законную силу (см. письмо ГНАУ от 23.01.2007 г. №10-1119/219).
На наш взгляд, такая аргументация выглядит неубедительной, если учесть требование ч. 5 ст. 124 Конституции Украины, предусматривающей необходимость обязательного исполнения судебных решений. Таким образом, основания для отказа Госказначейства исполнить вступившее в законную силу решение суда, если оно обжаловано в кассационном порядке, являются сомнительными. Остается только надеяться, что депутаты все-таки внесут изменения в Закон об НДС в части конкретизации термина «принятие окончательного решения по административному или судебному обжалованию», о необходимости чего говорил даже Совет национальной безопасности и обороны Украины в своем решении от 15.12.2006 г. (правда, в своем решении от 25.02.2008 г. уважаемый Совет передумал и изменил предыдущее решение).
Следует отличать «принятие окончательного решения по административному или судебному обжалованию» (абз. 1 п/п. 7.7.8 Закона об НДС) от окончания процедуры административного обжалования (о котором говорится в конце п/п. 5.2.4 Закона «О порядке погашения...»). С фактом последнего Закон связывает момент согласования налогового обязательства, которое считается несогласованным до рассмотрения судом дела по существу и принятия соответствующего решения. В порядке же кассационного обжалования дело по существу не рассматривается, лишь анализируется правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права (ч. 3 ст. 211 КАС)****
Ответчики по делу
В делах по искам о возмещении из бюджета суммы НДС в качестве ответчиков необходимо привлекать наряду с налоговой инспекцией и орган Госказначейства (об этом говорится в п. 8 информационного письма ВХСУ от 14.02.2002 г. № 01-8/157, с изменением, а также в п. «в» раздела «Разрешение судами споров, связанных с реализацией плательщиками налога права на возмещение из бюджета сумм НДС» вышеупомянутого Обобщения судебной практики разрешения споров... и в тоже вышеупомянутой Справке Высшего Административного Суда Украины. Такая необходимость обосновывается тем, что в Украине применяется казначейская форма обслуживания Госбюджета и что именно на Казначейство судебным решением возлагается обязанность по перечислению денежных средств.
Сроки подачи искового заявления
Как утверждается в Справке Вадсуда, право на бюджетное возмещене у плательщика налога возникает через 40 дней после получения декларации налоговым органом. Таким образом, по истечении указанного срока ваше право на бюджетное возмещение считается нарушенным. Но это - если налоговики провели проверку заявленного бюджетного возмещения и подтвердили его правомерность.
Возможна же ситуация, когда в подтверждении правомерности декларирования бюджетного возмещения ГНИ вам отказала, но в вашу пользу вынесено решение суда, подтверждающее правомерность такого декларирования. В таком случае нарушенным ваше право будет считаться по истечении 10-дневного срока со дня вступления в законную силу такого решения суда, в пределах которого налоговая инспекция должна была представить заключение на бюджетное возмещение (в течение пяти дней), а Госказначейство обязано было перечислить денежные средства (соответственно в течение еще пяти дней).
Срок для подачи иска установлен в ч. 2 ст. 99 КАС:
«Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается годичный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав, свобод и интересов».
Срок для подачи иска следует отграничивать от предельного срока подачи заявлений о возврате излишне уплаченных или невозмещенных налогов и сборов, о котором говорится в п/п. 15.3.1 Закона «О порядке погашения...»:
«Заявления на возврат излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) или на их возмещение в случаях, предусмотренных налоговыми законами, могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение».
Вне всякого сомнения, здесь имеется в виду именно предельный срок для подачи заявления о возврате суммы бюджетного возмещения в значении п/п. 7.7.4 Закона об НДС. Такое заявление подается плательщиком налога, имеющим право на получение бюджетного возмещения и принявшим решение о возврате полной суммы бюджетного возмещения, вместе с налоговой декларацией.
Это прямо следует из письма ГНАУ от 30.12.2005 р. № 26335/7/16-1217, где указано, что суммы НДС, которые учитываются как переплата в карточке лицевого счета, задекларированные к возмещению, не могут быть списаны вследствие истечения срока давности, а подлежат возмещению при условии подтверждения их материалами документальных проверок.
О том, что право истца на возврат уплаченного НДС следует считать реализованным с момента представления декларации, являющейся заявлением о таком возврате, говорится и в определении Высшего административного суда Украины от 13.02.2007 г. по делу № К-23412/06. С представлением такой декларации исчисление 1095-дневного срока прекращается. Поэтому, если налоговая инспекция истолкует 1095 дней как срок давности и додумается по его истечении списать ваш НДС после его невозмещения, такие действия следует считать незаконными и обжаловать в суде.
__________________
* См. п. «а» раздела «Разрешение судами споров, связанных с реализацией плательщиками налога права на возмещение из бюджета сумм НДС» Обобщения судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о налогообложении субъектов предпринимательства, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Украины от 23.12.2003 г. № 44.
** См. http://www.minjust.gov.ua/0/19189
*** Такой вывод сделан Минюстом, видимо, на основании ч. 4 ст. 29 Закона о Госбюджете-2009.
**** Таким образом, Закон «О порядке погашения...» говорит именно о решении, вступившем в законную силу (то есть решении суда первой инстанции, которое не было обжаловано, либо было обжаловано и оставлено судом апелляционной инстанции без изменений, либо о постановлении апелляционной инстанции). Такой же позиции придерживается и ГНАУ в своем письме от 22.05.2006 г. № 5652/6/24-1215, где указывается, что период несогласованности налоговых обязательств при их судебном обжаловании не включает пересмотра принятых решений в кассационном порядке.
"Бухгалтер" № 20, май (IV) 2009 г.
Подписной индекс 74201
