Директива Совета N 1999/13/ЕС
об ограничении выбросов летучих органических
соединений вследствие использования органических
растворителей в определенной деятельности
и установках
(Брюссель, 11 марта 1999 года)
(неофициальный перевод)(*)
Совет Европейского Союза,
опираясь на Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, и в частности его статью 130 "s",
основываясь на Предложении Комиссии(*),
__________________
(*) ОЖ C 99, 26.3.1997, с. 32.
принимая во внимание Заключение Экономического и социального комитета(*),
__________________
(*) ОЖ C 287, 22.9.1997, с. 55.
действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 189 "с" Договора(*),
__________________
(*) Заключение Европейского парламента от 14 января 1998 г. (ОЖ C 34, 2.2.1998, с. 75), Общая позиция Совета от 16 июня 1998 г. (ОЖ C 248, 7.8.1998, с. 1) и Решение Европейского парламента от 21 октября 1998 г. (ОЖ C 341, 9.11.1998, с. 70).
1) поскольку Программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды, одобренная Советом и представителями правительств государств-членов, заседающими в Совете, Резолюциями от 22 ноября 1973 г.(1), от 17 мая 1977 г.(2), 7 февраля 1983 г.(3), 19 октября 1987 г.(4) и 1 февраля 1993(5), подчеркивает важность предотвращения и снижения уровня загрязнения воздуха;
__________________
(1) ОЖ C 112, 20.12.1973, с. 1.
(2) ОЖ C 139, 13.6.1977, с. 1.
(3) ОЖ C 46, 17.2.1983, с. 1.
(4) ОЖ C 328, 7.12.1987, с. 1.
(5) ОЖ C 138, 1.2.1993, с. 1.
2) поскольку Резолюция от 19 октября 1997 г. подчеркивает важность того, чтобы Сообщество сконцентрировало внимание, inter alia, на практическом внедрении соответствующих стандартов в целях обеспечения высокого уровня защиты здоровья и окружающей среды;
3) поскольку Европейское сообщество и его государства-члены являются сторонами Протокола 1979 г. к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, предусматривающей контроль над выбросами летучих органических соединений с целью снижения их трансграничных потоков и потоков, образующихся от вторичных продуктов - фотохимических окислителей, с целью защиты здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия;
4) поскольку загрязнение в результате использования летучих органических соединений в одном государстве-члене часто оказывает влияние на воздушную и водную среду других государств-членов; поскольку, в соответствии со статьей 130 "r" Договора, необходимо принятие мер на уровне Сообщества;
5) поскольку, из-за их характеристик, использование органических соединений в определенных видах производственной деятельности и на определенных установках приводит к выбросам в атмосферу органических соединений, которые могут причинить вред здоровью людей и/или способствовать местному и/или трансграничному образованию фотохимических окислителей в пограничном слое тропосферы, что наносит ущерб природным ресурсам, имеющим жизненно важное экономическое и экологическое значение, а также при определенных условиях оказывает вредное влияние на здоровье людей;
6) поскольку рост концентрации озона в слоях тропосферы, наблюдаемый за последние годы, привел к широкой озабоченности относительно его воздействия на здоровье людей и окружающую среду;
7) поскольку, в силу этого необходимы предупредительные меры для защиты здоровья людей и окружающей среды от последствий особенно вредных выбросов, образующихся в результате использования органических соединений, и гарантирования прав граждан на чистую и здоровую окружающую среду;
8) поскольку выбросы органических соединений во многих видах деятельности и на многих установках можно устранить или снизить и поскольку потенциально менее вредные вещества-заменители уже имеются в наличии, и их число будет в ближайшие годы расти; поскольку там, где подходящих заменителей не существует, должны быть приняты другие технические меры по снижению выбросов в окружающую среду до той степени, насколько это целесообразно экономически и технологически;
9) поскольку использование органических соединений и выбросы органических соединений, оказывающие наиболее серьезное воздействие на здоровье людей, должны быть ограничены до той степени, насколько это целесообразно технически;
10) поскольку установки и технологические процессы, подпадающие под действие настоящей Директивы, должны как минимум быть зарегистрированы, если их деятельность не подлежит отдельному лицензированию согласно законодательству Сообщества или национальным правом;
11) поскольку действующие установки и производственную деятельность следует адаптировать, насколько это приемлемо с тем, чтобы в течение определенного срока они отвечали требованиям, установленным для новых установок и видов деятельности; поскольку этот срок должен быть согласован с графиком выполнения требований Директивы Совета 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. о комплексном контроле и предупреждении загрязнения(*);
__________________
(*) ОЖ L 257, 10.10.1996, с. 26.
12) поскольку составные части действующих установок, на которых произошли существенные изменения технологии, должны в принципе отвечать стандартам, установленным для новых установок;
13) поскольку органические растворители используются на различных установках в различных видах деятельности, необходимо, кроме общих требований, установить требования, учитывающие конкретную специфику, а также пороговые значения для установок или деятельности, подпадающих под действие настоящей Директивы;
14) поскольку для обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды для различного вида установок и видов деятельности, в которых используются органические растворители, необходимо определить, и в тоже время, соблюдать пределы выбросов органических соединений и соответствующие режимы эксплуатации, в соответствии с принципом наилучших имеющихся технологий;
15) поскольку в некоторых случаях государства-члены могут освободить операторов от соблюдения пределов выбросов загрязняющих веществ, учитывая другие принимаемые ими меры, например, применение щадящих технологий или использование продукции, не содержащей растворители, которые являются альтернативными способами достижения требуемых нормативов;
16) поскольку необходимо учитывать меры по ограничению выбросов, принимавшиеся до вступления в силу настоящей Директивы;
17) поскольку альтернативные подходы к снижению уровня загрязнения могут оказаться более эффективным способом достижения целей настоящей Директивы, чем введение суммарных пределов выбросов загрязняющих веществ; поскольку государства-члены могут освободить действующие установки от обязательств по соблюдению пределов, если на них внедряется национальный план, который в сроки, отведенные для имплементации настоящей Директивы, приведет как минимум к равному сокращению выбросов органических соединений с таких установок;
18) поскольку действующие установки, подпадающие под действие Директивы 96/61/ЕС и подпадающие под действие национальных планов, ни при каких обстоятельствах не могут быть освобождены от необходимости соблюдений требований настоящей Директивы, в том числе ее статьи 9 (4);
19) поскольку во многих случаях для малых и средних новых и действующих установок можно определить менее жесткие требования для поддержания их конкурентоспособности;
20) поскольку для химчистки следует установить нулевой порог при учете специальных исключений;
21) поскольку для оценки концентрации или количества загрязняющих веществ, выброс которых в окружающую среду разрешен, необходим мониторинг, включающий контрольные замеры;
22) поскольку операторы должны снизить выбросы органических соединений, в том числе просочившиеся выбросы; поскольку важным инструментом для этого является программа управления расходом растворителей; поскольку план управления расходом растворителей еще не разработан до той степени, которая позволяет выработать общую методологию на уровне Сообщества;
23) поскольку государства-члены должны разработать процедуру и санкции для применения к нарушителям установленных нормативов;
24) поскольку Комиссия и государства-члены должны сотрудничать в целях обеспечения обмена информацией о ходе имплементации настоящей Директивы и работе по разработке новых веществ-заменителей,
утвердил следующую Директиву:
Статья 1
Цель и сфера действия
Целью настоящей Директивы является предотвращение или снижение уровня прямых и косвенных последствий выбросов летучих органических соединений в окружающую среду, главным образом в атмосферу, а также снижение потенциального риска для здоровья людей путем внедрения мер и процедур для видов деятельности, определенных в Приложении I так, чтобы соблюдались пороговые значения потребления растворителей, указанные в Приложении II A.
Статья 2
Определения
Для целей настоящей Директивы:
1. термин "установка" означает стационарную техническую единицу, на которой осуществляется любой из видов деятельности, подпадающий под действие статьи 1, а также любая другая сопутствующая деятельность, технически с ней связанная и осуществляемая на тех же площадях, которая может оказывать влияние на объем выбросов;
2. термин "действующая установка" означает установку, находящуюся в состоянии эксплуатации, или, в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящей Директивы, установку, на которую имеется разрешение, или, по усмотрению компетентного органа, установку, прошедшую регистрацию, если заявка на регистрацию находится в процессе утверждения, при условии, что установка вводится в эксплуатацию не позднее, чем через год после даты вступления в силу настоящей Директивы;
3. термин "малая установка" означает установку, соответствующую нижнему пороговому значению норматива по пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 10, 13, 16 или 17 Приложения II A или для других видов деятельности, перечисленных в Приложении II A, при которых потребление растворителей не превышает 10 тонн в год;
4. термин "существенные изменения" означает:
- для установки, подпадающей под действие Директивы 96/61/ЕС , - как он определяется в этой Директиве,
- для малой установки - изменение номинальной производственной мощности, ведущее к росту выбросов летучих органических соединений более, чем на 25%. Любое изменение, оказывающее, по мнению компетентного органа, значительное негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду, также считается существенным изменением,
- для всех прочих установок - изменение номинальной производственной мощности, ведущее к росту выбросов летучих органических соединений более, чем на 10%. Любое изменение, оказывающее, по мнению компетентного органа, значительное негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду, также считается существенным изменением;
5. термин "компетентный орган" означает учреждение (учреждения), уполномоченное государствами-членами выполнять обязательства, связанные с имплементацией настоящей Директивы;
6. термин "оператор" означает любое физическое или юридическое лицо, которое эксплуатирует или контролирует установку или, если это разрешено национальным законодательством, имеет право принимать важные экономические решения, касающиеся технической эксплуатации такой установки;
7. термин "лицензия" означает письменное решение, посредством которого компетентный орган выдает разрешение на эксплуатацию установки или какой-либо ее части;
8. термин "регистрация" означает процедуру, установленную в нормативном акте, которая включает, как минимум, уведомление оператором компетентного органа о намерении начать эксплуатацию установки или деятельность, подпадающую под положения настоящей Директивы;
9. термин "выбросы" означает любые выбросы летучего органического соединения из установки в окружающую среду;
10. термин "просочившиеся выбросы" означает любые выбросы в атмосферу, воду и в почву, кроме тех, которые содержатся в отходящих газах летучих органических соединений, а также в растворителях, содержащихся в любой продукции, если иное специально не установлено в Приложении II A. Они включают выбросы во внешнюю окружающую среду через окна, двери, вентиляционные отверстия и т.д.;
11. термин "выхлопные газы" означает выбросы в атмосферу через дымовые трубы или устройства доочистки газов, содержащих летучие органические соединения и другие загрязняющие вещества. Объемы выбросов должны выражаться в куб.м/час при стандартных условиях;
12. термин "суммарные выбросы" означает общий объем просочившихся выбросов и выбросов в выхлопных газах;
13. термин "пределы на выбросы загрязняющих веществ" означает массу летучих органических соединений, выраженную в определенных конкретных параметрах: концентрации, процентном содержании и/или уровне выбросов, рассчитанную при стандартных условиях N, и которая не может быть превышена в течение одного или нескольких периодов времени;
14. термин "вещества" означает любой химический элемент и его соединения в своем естественном виде или в том виде, в котором они производятся промышленностью, находящиеся в твердой, жидкой или газообразной форме;
15. термин "препарат" означает смесь жидкостей, состоящих из двух или более компонентов;
16. термин "органическое соединение" означает любое соединение, по меньшей мере, содержащее углерод плюс водород, галогены, кислород, серу, фосфор, кремний или азот, за исключением окисей углерода и неорганических углекислых и двууглекислых солей;
17. термин "летучее органическое соединение" (ЛОС) означает любое органическое соединение, которое при температуре 293,15 K имеет давление испарений 0,01 kPa или более, или обладает соответственной летучестью при определенных условиях использования. Для целей настоящей Директивы фракция креозота, имеющая давление испарений больше указанного значения при температуре 293,15 K, будет считаться летучим органическим соединением;
18. термин "органический растворитель" означает любое ЛОС, используемое само по себе или вместе с другими веществами для растворения сырья, материалов, готовой продукции и отходов, или используемое для чистки, или в качестве растворителя, регулятора вязкости, поверхностного натяжения, дисперсии, или в качества пластификатора или консерванта;
19. термин "галогенизированный органический растворитель" означает органический растворитель, содержащий хотя бы один атом брома, хлора или йода на каждую молекулу;
20. термин "покрытие" означает любое вещество, в том числе все органические растворители или препараты, содержащие таковые, которые наносятся на поверхности для придания им декоративных, защитных или прочих функциональных свойств;
21. термин "клей" означает любой препарат или препараты, содержащие органические растворители, необходимые для их применения, которые используются для склеивания отдельных частей какой-либо продукции;
22. термин "чернила" означает любой препарат или препараты, содержащие органические растворители, необходимые для их применения, которые используются в полиграфии для печатания;
23. термин "лак" означает прозрачное покрытие;
24. термин "потребление" означает суммарное высвобождение органических соединений из установки в течение календарного года или любого другого 12-месячного периода за вычетом ЛОС, восстанавливаемых для повторного использования;
25. термин "расход" означает количество органических соединений, используемое установкой в процессе производственной деятельности, в том числе переработанных растворителей, которое учитывается каждый раз при осуществлении деятельности;
26. термин "повторное использование органических соединений" означает использование органических соединений, прошедших восстановление в установке, для любых технических и коммерческих целей, в том числе в качестве топлива, за исключением окончательной утилизации такого органического растворителя, содержащегося в отходах;
27. термин "массовый поток" означает количество выбрасываемых ЛОС в единицах массы за час;
28. термин "номинальная мощность" означает максимальный расход органических соединений на установке в среднем за день, при нормальном расчетном режиме эксплуатации установки;
29. термин "нормальный режим эксплуатации" означает любой период эксплуатации установки или деятельности, кроме запуска и отключения, а также техобслуживания;
30. термин "заданные условия" означает условия, при которых на установке организован сбор и выброс ЛОС через дымовые трубы или устройства доочистки и где выбросы не являются полностью просачивающимися;
31. термин "стандартные условия" означает температуру 273,15 K и давление 101,3 kPa;
32. термин "в среднем за сутки" означает арифметически среднее значение всех замеров, выполненных в течение 24 часов нормальных условий эксплуатации;
33. термин "запуск и отключение" означает начало или прекращение какой-либо деятельности, ввод единицы оборудования в режим холостого хода или вывод из него. Регулярные фазы подъема и спада в деятельности установки не считаются запуском и отключением.
Статья 3
Обязательства, применимые к новым установкам
Государства-члены принимают необходимые меры для того, чтобы:
1. Все новые установки соответствовали требованиям статей 5, 8 и 9;
2. Все новые установки, не подпадающие под действие Директивы 96/61/ЕС , регистрировались или получали разрешение на эксплуатацию перед их вводом в эксплуатацию.
Статья 4
Обязательства, применимые к действующим установкам
Без ущерба для положений Директивы 96/61/ЕС , государства-члены принимают необходимые меры для того, чтобы:
1. Действующие установки соответствовали требованиям статей 5, 8 и 9 не позднее 31 октября 2007 г.;
2. Все действующие установки прошли регистрацию или получили соответствующее разрешение на эксплуатацию не позднее 31 октября 2007 г.;
3. Установки, подлежащие лицензированию или регистрации, которые проводят мероприятия по сокращению использования ЛОС согласно Приложению II B, уведомили об этом компетентные органы не позднее 31 октября 2005 г.;
4. Если установка:
- находится в существенном изменении, или
- подпадает под действие настоящей Директивы после существенных изменений,
те ее подразделения, которых коснулись изменения, рассматриваются как новая установка или как действующая установка, при условии, что суммарные выбросы из установки не будут превышать объем, который получился бы, если бы подразделения, которых коснулись изменения, рассматривались как новая установка.
Статья 5
Требования
1. Государства-члены принимают соответствующие меры на условиях, установленных в конкретных лицензиях или путем введения общеобязательных правил для обеспечения выполнения положений параграфов 2-12.
2. Все установки должны соответствовать:
a) либо пределам выбросов загрязняющих веществ в выхлопных газах и нормативам на просачивающиеся выбросы, либо суммарным пределам выбросов загрязняющих веществ, и прочим требованиям, определенным в Приложении II A; или
b) требованиям согласно системе снижения уровня выбросов, определенной в Приложении II B.
3. a) Для просачивающихся выбросов государства-члены применяют нормативы для просачивающихся выбросов, как пределы для соответствующих выбросов. Однако, если оператор сможет продемонстрировать компетентному органу, что для какой-либо конкретной установки этот норматив нецелесообразен технически и экономически, компетентный орган может сделать для такой установки исключение при условии, что не предвидится значительного риска для здоровья людей или окружающей среды. В каждом случае оператор должен продемонстрировать компетентному органу, что он применяет наилучшие из имеющихся технологий;
b) виды деятельности, для которых не могут быть обеспечены заданные условия, могут быть освобождены от требований положений Приложения II A только, если такая возможность прямо указывается в этом Приложении. В этом случае должна применяться система снижения уровня выбросов, определенная в Приложении II B, кроме случаев, когда оператор продемонстрирует компетентному органу, что этот вариант не является технически и экономически целесообразным. В этом случае оператор должен продемонстрировать компетентному органу, что он применяет принцип наилучших из имеющихся технологий.
Государства-члены уведомляют Комиссию обо всех случаях исключений, относящихся к параграфам "a" и "b" в соответствии со статьей 11.
4. Для установок, на которых не проводятся мероприятия по сокращению использования ЛОС, любое оборудование по снижению уровня загрязнения окружающей среды, установленное после даты вступления в силу настоящей Директивы, должно отвечать требованиям положений Приложения II A.
5. Установки, на которых осуществляется более одного вида деятельности, каждый из которых превышает пороговое значение, указанное в Приложении II A, должны:
a) для веществ, перечисленных в параграфах 6, 7 и 8, обеспечить выполнение требований этих параграфов для каждого вида деятельности;
b) для всех прочих веществ:
i) обеспечить выполнение требований параграфа 2 для каждого вида деятельности; или
ii) добиться снижения выбросов до уровня, который был бы достигнут при выполнении пункта "i".
6. Вещества или препараты, которые из-за содержания ЛОС отнесены Директивой 67/548/ЕЭС(*) к канцерогенам, мутагенам или токсичным веществам или к группам риска согласно пунктам R45, R46, R49, R60, R61, должны быть, насколько это возможно и как можно скорее, заменены менее вредными веществами или препаратами, принимая во внимание положения статьи 7 (1).
__________________
(*) ОЖ 196, 16.8.1967, с. 1. Директива последний раз изменялась Директивой Комиссии 98/98/ЕС (ОЖ L 355, 30.12.1998, с. 1).
7. Для выбросов ЛОС, на которые ссылается параграф 6, где суммарный массовый поток веществ, отнесенных к группам риска согласно вышеупомянутым пунктам, равен или превышает 10 г/час, должен соблюдаться лимит на выброс в 2 мг/N куб.м. Указанный предел относится к общей сумме массы индивидуальных загрязняющих веществ.
8. Для выбросов галогенизированных ЛОС, которые представляют собой опасность согласно пункту R40, где суммарный массовый поток веществ, представляющих опасность согласно настоящему пункту, равен или превышает 100 г/час, должен соблюдаться лимит на выброс в 20 мг/N куб.м. Указанный предел относится к общей сумме массы индивидуальных загрязняющих веществ.
Выбросы ЛОС, указанные в параграфах 6 и 8, должны контролироваться как выбросы от установки, где обеспечены заданные условия, насколько это целесообразно технически и экономически для охраны здоровья людей и окружающей среды.
9. Для выбросов ЛОС, которые после вступления в силу настоящей Директивы, отнесены к группам риска согласно параграфам 6 и 8, должно быть в кратчайшие возможные сроки обеспечено соблюдение пределов выбросов загрязняющих веществ, упомянутых в параграфах 7 и 8 соответственно.
10. Все необходимые предосторожности для минимизации выбросов должны быть предприняты при запуске и отключении.
11. Действующие установки, которые используют имеющееся оборудование для снижения уровня загрязнения окружающей среды и соблюдают следующие пределы на выбросы загрязняющих веществ:
- 50 мг C/N куб.м в случае сжигания отходов,
- 150 мг C/N куб.м в случае применения другого оборудования для снижения уровня загрязнения окружающей среды, освобождаются от пределов на выбросы отходящих газов по таблице, приведенной в Приложении II A, на срок 12 лет после даты, указанной в статье 15 при условии, что суммарные выбросы со всей установки не превысят объема, который получился бы в том случае, если бы все требования таблицы были выполнены.
12. Применение системы снижения уровня выбросов, а также применение параграфа 11 или статьи 6 не освобождают установки, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ, указанных в параграфах 6, 7 и 8, от выполнения требований положений этих параграфов.
13. Там, где оценка риска проводится в соответствии с Регламентом Совета (ЕЭС) N 793/93(*), Регламентом Комиссии (ЕС) N 1488/94(**) или Директивами Комиссии 67/548/ЕЭС и 93/67/ЕЭС(***) для любых из веществ, отнесенных настоящей Директивой к группам риска согласно пунктам R40, R60 или R61,
__________________
(*) ОЖ L 84, 5.4.1993, с. 1.
(**) ОЖ L 161, 29.6.1994, с. 3.
(***) ОЖ L 227, 8.9.1993, с. 9.
Комиссия рассматривает выводы, полученные в результате оценки риска, и принимает необходимые меры.
Статья 6
Национальные планы
1. Без ущерба для положений Директивы 96/61/ЕС , государства-члены могут разработать и вводить в действие национальные планы, направленные на сокращение выбросов от деятельности и с промышленных установок, подпадающих под действие статьи 1, за исключением деятельности, предусмотренной в пунктах 4 и 11 Приложения II A. Все прочие виды деятельности не могут быть освобождены от обязательств в рамках настоящей Директивы ввиду наличия национальных планов. Такие планы преследуют цель сокращения ежегодных выбросов ЛОС от действующих установок, подпадающих под положения настоящей Директивы, как минимум в том же объеме и за тот же срок, как если бы для установок были определены пределы выбросов согласно статье 5 (2) и (3) и Приложению II.
Национальный план, а равно и необходимые изменения в нем, направляется на рассмотрение Комиссии каждые три года.
Государство-член, которое разработало и ввело в действие национальный план, может освободить действующие установки от пределов выбросов загрязняющих веществ, требуемых положениями статьи 5 (2) и (3) и Приложения II. Ни при каких обстоятельствах национальный план не может освободить действующие установки от соблюдения положений Директивы 96/61/ЕС .
2. Национальный план включает список мероприятий, направленных на достижение цели, определенной в параграфе 1, в том числе детальное описание предлагаемого механизма мониторинга. Он также должен включать обязательные планируемые показатели сокращения выбросов, по которым будет измеряться движение к намеченной цели. Он должен быть совместимым с соответствующим законодательством Сообщества, в том числе с настоящей Директивой и включать:
- идентификацию видов деятельности, к которым применим план,
- планируемые показатели сокращения выбросов, соответствующие тем, которые были бы достигнуты при введении пределов на выбросы согласно условиям параграфа 1, число установок, включенных в план и суммарные выбросы от каждого из видов деятельности.
План также должен включать полное описание инструментов, которые будут использоваться для достижения поставленных задач, доказательств, что эти инструменты будут действенны и описание способов демонстрации того, что соответствующие требования соблюдаются.
3. Государство-член представляет план в Комиссию. Вместе с планом представляется сопроводительная документация, доказывающая, что задача, поставленная в параграфе 1, будет выполнена, в том числе любая документация, запрошенная Комиссией. Действующие установки, на которых происходят существенные изменения технологии, должны оставаться в рамках национального плана при условии, что они были включены в план до начала таких изменений.
4. Государство-член обязано назначить национальный орган по сбору и оценке сведений, требуемых согласно параграфу 3 и для выполнения национального плана.
5. a) Комиссия информирует комитет, упоминаемый в статье 13, о критериях оценки национальных планов не позднее, чем через год после вступления в силу настоящей Директивы.
b) Если Комиссия, при рассмотрении и пересмотре плана или при оценке отчетов государства-члена о достигнутых результатах, представленных согласно статье 11, не будет убеждена, что цели плана будут достигнуты в установленный срок, она обязана проинформировать государство-член и комитет, упоминаемый в статье 13 о причинах такого мнения. Это должно быть сделано в течение 6 месяцев после представления плана или отчета на рассмотрение. В этом случае государство-член в течение трех месяцев обязано проинформировать Комиссию и комитет о принимаемых корректирующих мероприятиях.
6. Если Комиссия в течение 6 месяцев после получения уведомления о корректирующих мероприятиях решит, что они недостаточны для достижения поставленных задач в установленные сроки, государство-член должно будет выполнить требования статьи 5 (2) и (3) и Приложения II в срок, определенный положениями настоящей Директивой для действующих установок. О таком решении Комиссия информирует комитет, упомянутый в статье 13.
Статья 7
Заменители
1. Комиссия обеспечивает проведение обмена информацией между государствами-членами об использовании органических веществ и их потенциальных заменителей. При этом должны учитываться следующие вопросы:
- пригодность для использования,
- потенциальное воздействие на здоровье людей и риск профессиональных заболеваний;
- потенциальное воздействие на окружающую среду, а также
- экономические последствия, в частности, затраты и выгоды от имеющихся вариантов, для разработки рекомендаций по использованию веществ и технологий с наименьшим потенциальным воздействием на окружающую среду, экосистемы и здоровье людей. После обмена информацией Комиссия публикует рекомендации для каждого вида деятельности.
2. Государства-члены обеспечивают, чтобы рекомендации, упоминаемые в параграфе 1, учитывались при выдаче лицензий и разработке общеобязательных правил.
Статья 8
Мониторинг
1. Государства-члены обеспечивают, чтобы оператор установки, подпадающей под действие настоящей Директивы, раз в год или по запросу представлял в компетентный орган данные, с помощью которых компетентный орган мог бы убедиться в выполнении требований положений настоящей Директивы.
2. Государства-члены обеспечивают постоянное инспектирование каналов отвода выбросов, к которым подсоединено оборудование доочистки и которые на конце трубы выбрасывают в среднем более, чем 10 кг/час общего количества органического углерода.
3. В прочих случаях государства-члены обеспечивают проведение постоянных или периодических контрольных замеров. Для периодических замеров необходимо брать как минимум три пробы.
4. Там, где от оборудования на конце трубы не требуется соблюдение требований настоящей Директивы, контрольные замеры не требуются.
5. Комиссия обеспечивает проведение обмена информацией о применении систем сокращения расхода растворителей между государствами-членами на основе данных об имплементации настоящей Директивы в течение 3-х лет после даты, указанной в статье 15.
Статья 9
Выполнение пределов выбросов
1. Выполнение следующих параметров демонстрируется по требованию компетентного органа:
- пределы выбросов загрязняющих веществ в отходящих газах, пределы для просачивающихся выбросов и суммарные пределы выбросов загрязняющих веществ;
- требования системы сокращения выбросов согласно Приложению II B;
- положения статьи 5 (3).
Приложение III дает рекомендации по внедрению системы сокращения расхода растворителей.
Там, где это технически оправдано, отходящие газы в целях охлаждения могут разбавляться другими газами, однако они не должны учитываться при расчете концентрации массы загрязняющих веществ в выхлопных газах.
2. В случае существенных изменений, выполнение установленных нормативов должно перепроверяться.
3. В случае постоянных контрольных замеров, пределы выбросов загрязняющих веществ будут считаться выполненными, если:
a) все контрольные замеры на протяжении в среднем за 24 часа нормального режима эксплуатации находятся в пределах установленных пределов, и
b) ни один из контрольных замеров на протяжении в среднем за час не превышает установленные пределы на выброс более чем в 1,5 раза.
4. В случае периодических контрольных замеров, пределы выбросов загрязняющих веществ будут считаться выполняемыми, если, при одном замере:
a) все контрольные замеры находятся в рамках установленных пределов, и
b) ни один из контрольных замеров не превышает установленные пределы выбросов более чем в 1,5 раза.
5. Выполнение требований положений статьи 5 (7) и (8) проверяется на основе контроля суммарной массы концентрации отдельных ЛОС. Для всех прочих случаев, выполнение требований должно проверяться на основе контроля суммарной массы выбросов органических углеродов, если это не оговорено специально в Приложении II A.
Статья 10
Несоблюдение
Государства-члены принимают соответствующие меры для обеспечения, чтобы в случае нарушения требований настоящей Директивы:
a) оператор проинформировал об этом компетентный орган и принял меры к тому, чтобы в кратчайший срок восстановить положение, при котором требования Директивы полностью соблюдаются;
b) в случаях нарушения требований, в результате которых возникает прямая угроза здоровью людей, эксплуатация предприятия-нарушителя была прекращена до того момента, пока не будет обеспечено восстановление положения согласно условиям параграфа "a".
Статья 11
Системы информирования и отчетность
1. Раз в три года государства-члены информируют Комиссию о ходе имплементации настоящей Директивы в форме отчета. Такой отчет должен составляться на основе анкетирования или плана, подготовленных Комиссией в соответствии с процедурой, изложенной в статье 6 Директивы 91/692/ЕЭС(*). Вопросник или план рассылаются государствам-членам за шесть месяцев до начала отчетного периода. Отчет должен высылаться в адрес Комиссии в течение девяти месяцев после трехлетнего отчетного периода. Государства-члены обнародуют подготовленные отчеты одновременно с их отправкой в Комиссию, учитывая ограничения, изложенные в статье 3 (2) и (3) Директивы 90/313/ЕЭС(**). Первый отчет охватывает период первых трех лет после даты, указанной в статье 15.
__________________
(*) ОЖ L 377, 31.12.1991, с. 48.
(**) ОЖ L 158, 23.6.1990, с. 56.
2. Сведения, представленные согласно положениям параграфа 1, в частности, включают репрезентативные данные для демонстрации того, что требования статьи 5, а также, в отдельных случаях, требования статьи 6 выполнены.
3. Комиссия составляет свой отчет о ходе имплементации Директивы на основе данных, полученных от государств-членов, в течение максимум пяти лет после получения от них первых отчетов. Комиссия направляет свой отчет Европейскому парламенту и Совету, при необходимости сопроводив его соответствующими предложениями.
Статья 12
Доступ общественности к информации
1. Без ущерба для положений Директивы 90/313/ЕЭС, государства-члены принимают необходимые меры для того, чтобы как минимум заявки на выдачу разрешений на эксплуатацию новых установок или при существенных изменениях там, где требуется разрешение согласно Директиве 96/61/ЕС , доводились до сведения общественности, при этом должен быть обеспечен временной промежуток, достаточный для того, чтобы общественность могла выразить свое мнение по этому поводу, прежде чем компетентный орган примет свое решение.
Без ущерба для положений Директивы 96/61/ЕС , данное требование не предполагает подготовку дополнительных отчетов для общественности. Решение компетентного органа, вместе с как минимум одним экземпляром самого разрешения и всеми последующими продлениями разрешения, также доводятся до сведения общественности. Общеобязательные правила, касающиеся установок, и список зарегистрированных и лицензируемых видов деятельности должны быть открыты для общественности.
2. Данные мониторинга выбросов загрязняющих веществ, который является обязательным условием лицензии или регистрации, как это предусмотрено в статьях 8 и 9, имеющиеся у компетентного органа, должны быть открыты для общественности.
3. Параграфы 1 и 2 применяются с учетом ограничений, касающихся мотивов, по которым власти могут отказывать в предоставлении информации, в том числе для соблюдения коммерческой и производственной тайны, изложенных в статье 3 (2) и (3) Директивы 90/313/ЕЭС.
Статья 13
Комитет
Деятельности Комиссии оказывает содействие специальный Комитет, образованный из представителей государств-членов и возглавляемый представителем Комиссии.
Представитель Комиссии представляет на рассмотрение комитета проект предлагаемых мер. Комитет высказывает свое мнение по проекту в установленный срок, который может быть определен председателем в зависимости от срочности вопроса, при необходимости прибегнув к голосованию.
Мнение должно быть запротоколировано, кроме того, каждое государство-член имеет право просить, чтобы его мнение было отражено в протоколе заседания отдельно.
Комиссия обязана учитывать мнение комитета. Она информирует комитет о том, каким образом его мнение было учтено.
Статья 14
Санкции
Государства-члены устанавливают санкции, налагаемые за нарушения положений национального законодательства, принятого в исполнение настоящей Директивы и принимают все необходимые меры для их исполнения. Налагаемые санкции должны быть эффективными, пропорциональными и устрашающими. Государства-члены информируют Комиссию о том, что такие санкции были ими установлены не позднее даты, упомянутой в статье 15, а также в кратчайший срок сообщают обо всех дальнейших изменениях в условиях указанных санкций.
Статья 15
Переходные положения
1. Государства-члены вводят в действие законы, регламентирующие и административные положения, необходимые для соблюдения требований настоящей Директивы не позднее 1 апреля 2001 г., о чем уведомляют Комиссию.
Меры, принятые государствами-членами в исполнение параграфа 1, должны содержать ссылку на настоящую Директиву или должны сопровождаться такой ссылкой при их официальной публикации. Способы опубликования такой ссылки должны определяться самими государствами-членами.
2. Государства-члены направляют Комиссии тексты основных положений национальных законов, которые будут приняты в области, регулируемой настоящей Директивой.
Статья 16
Вступление в силу
Настоящая Директива вступает в силу в день ее публикации в Официальном журнале Европейских сообществ.
Статья 17
Адресация
Настоящая Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Брюсселе 11 марта 1999 года.
За Совет
Председательствующий Ж.ТРИТТЕН
Приложение I
Сфера действия
В настоящем Приложении перечисляются виды производственной деятельности, упомянутые в статье 1. Если объемы потребления летучих органических соединений, установленные в Приложении II A, превышаются, указанные виды деятельности подпадают под действие настоящей Директивы. Для каждого вида производственной деятельности учтена потребность в ЛОС для целей профилактики технологического оборудования, но не для продукции, если не оговорено особо.
Нанесение клеящих покрытий
- Любая деятельность, связанная с нанесением клеящего вещества на какую-либо поверхность, за исключением нанесения клеящих покрытий и ламинирования в полиграфии.
Нанесение лакокрасочных покрытий
- Любая деятельность, связанная с нанесением одного или нескольких слоев лакокрасочных покрытий на:
- транспортные средства:
- новые легковые автомобили, отнесенные Директивой 70/156/ЕЭС(*) к категории M1, а также категории N1, если нанесение покрытий происходит на том же объекте, что и для категории M1,
__________________
(*) ОЖ L 42, 23.2.1970, с. 1. Директива последний раз изменялась Директивой 97/27/ЕС (ОЖ L 233, 25.8.1997, с. 1).
- кабины грузовых автомобилей и кабины управления, установленные на технике, отнесенной Директивой 70/156/ЕЭС к категориям N2 и N3,
- фургоны и грузовые автомобили, отнесенные Директивой 70/156/ЕЭС к категориям N1, N2 и N3, за исключением кабин водителей,
- автобусы, отнесенные Директивой 70/156/ЕЭС к категориям M2 и M3,
- трейлеры, отнесенные Директивой 70/156/ЕЭС к категориям O1, O2, O3 и O4,
- металлические и пластиковые поверхности, включая аэропланы, суда, поезда и т.д.,
- деревянные поверхности,
- пленочные, тканые, текстильные и бумажные поверхности,
- кожу. Не включается нанесение покрытий на металлические подложки методами электрофореза и химического напыления. Если нанесение покрытия включает операцию, при которой на тот же предмет наносится печать с использованием любой технологии, эта операция печати считается частью деятельности по нанесению покрытий. Однако сюда не относятся полиграфические и печатные работы как отдельный вид деятельности.
Нанесение покрытий на металлы
- Любая деятельность, связанная с нанесением пленочного покрытия или ламинированием рулонной стали, нержавеющей стали, стали с покрытием, рулонных полос из медных сплавов или алюминия.
Химчистка одежды
- Любая производственная или коммерческая деятельность, при которой используются летучие органические соединения для чистки одежды, текстиля и прочих потребительских товаров, за исключением выведения пятен вручную в текстильной и швейной промышленности.
Производство обуви
- Любая деятельность, связанная с производством обуви и компонентов для нее.
Производство лакокрасочных покрытий, чернил и клеев
- Производство указанной конечной продукции и полуфабрикатов, если оно происходит на тех же площадях, путем смешивания пигментных красителей, смол и клеящих веществ с органическими растворителями, в том числе операции по дисперсии, корректированию вязкости и цветности и разливу готовой продукции.
Производство фармацевтической продукции
- химические процессы синтеза, ферментации, выделения, составления рецептуры в производстве фармацевтической продукции, а также производство промежуточной продукции, если оно осуществляется на тех же площадях.
Полиграфия и печать
- Любое воспроизводство текста и/или изображения, при котором с помощью печатной формы чернила переносятся на какую-либо печатную поверхность. Включает операции лакирования, нанесения покрытий и ламинирования. Однако настоящая Директива регулирует только следующие технологические процессы:
- флексографическая печать - использует печатную форму из резины или эластичных фотополимеров, на которой площадь носителя, предназначенная для печати, находится над пробельным участком, используются жидкие чернила, сохнущие посредством испарения,
- офсетная печать - технология, при которой используется печатная форма, где площадь носителя, предназначенная для печати, и пробельный участок находятся в одной плоскости. Материал, на который наносится печать, подается на станок из рулона, пробельный участок обработан так, чтобы отталкивать жидкость (чернила). Испарение чернил происходит в печи с помощью подачи горячего воздуха,
- ламинирование при полиграфических работах - склеивание нескольких слоев гибкого материала для получения ламинатов,
- глубокая печать - ротационная глубокая печать, применяемая для печатания журналов, брошюр, каталогов и сходной продукции с использованием чернил на основе толуола,
- ротогравюра - технология, использующая цилиндрическую печатную форму и жидкие чернила, сохнущие посредством испарения. Углубления в форме заполняются чернилами, излишек чернил удаляется перед контактом с поверхностью, на которую наносится печать,
- ротационная трафаретная печать - технология, при которой чернила наносятся на печатаемую поверхность через пористую печатную форму, где используются жидкие чернила, сохнущие только посредством испарения,
- лакирование - деятельность, при которой на материал наносится лак или клеящее покрытие для придания ему водоотталкивающих свойств.
Производство каучука
- Любая деятельность, связанная со смешиванием, дроблением, каландрованием, выдавливанием и вулканизацией натурального и синтетического каучука, а также все вспомогательные операции по преобразованию натурального или синтетического каучука в конечный продукт.
Очистка поверхностей
- Любая деятельность кроме химчистки, при которой используются органические растворители для удаления загрязнения с поверхности материалов, в том числе обезжиривание. Очистка поверхностей, включающая в себя более одной операции до или после любого другого вида деятельности, считается как один вид деятельности, связанный с очисткой поверхностей. Сюда относится очистка поверхностей промежуточной и готовой продукции, но не профилактическая чистка оборудования.
Экстракция растительного масла и животного жира
и рафинирование растительного масла
- Любая деятельность, связанная с экстракцией растительного масла из семян, производство жмыха на корм для скота, очистка жиров и растительных масел, полученных из семян, растительного и животного сырья.
Полировка транспортных средств
- Любая производственная или коммерческая деятельность по нанесению лакокрасочных покрытий и обезжириванию транспортных средств, в том числе:
- полное или частичное нанесение покрытий на транспортные средства, как они определяются Директивой 70/156/ЕЭС, проводимое при ремонте, консервации и декорировании вне производственных объектов, или
- первичное полное или частичное нанесение лакокрасочных покрытий на транспортные средства, как они определяются Директивой 70/156/ЕЭС, осуществляемое вне производственного конвейера, или
- нанесение покрытий на прицепы, в том числе и полуприцепы, категория O.
Нанесение покрытий на обмоточный провод
- Любая деятельность, связанная с нанесением покрытий на металлические проводники, используемые в качестве обмотки катушек в трансформаторах, электромоторах и т.д.
Пропитка древесины
- Любая деятельность, связанная с пропитыванием древесины консервантами.
Ламинирование древесины
Любая деятельность, связанная с наклеиванием пластиковых пленок или поверхностей на древесину.
Приложение II A
I. Пороговые значения и контроль за выбросами
----------------------------------------------------------------------------------------------------
| | Вид | Порог | Пределы | Пределы для | Суммарные | Особые условия |
| | деятельности | (порог | для |просачивающихся| пределы | |
| | (порог |потребления|выхлопных | выбросов | выбросов | |
| | потребления | раствор. | газов | (% от расхода | загрязняющих | |
| | растворителя, |тонн в год)|(мг C/ | раствор.) | веществ | |
| | тонн в год) | |N куб.м) |---------------+---------------------| |
| | | | | Новые |Действ.| Новые |Действ.| |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|1. |Офсетная |15 - 25 |100 |30 (1) | |(1) Осадок от |
| |печать (> 15) |> 25 |20 |30 (1) | |растворителя в |
| | | | | | |конечном |
| | | | | | |продукте не |
| | | | | | |считается |
| | | | | | |частью |
| | | | | | |просачивающихся |
| | | | | | |выбросов. |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|2. |Глубокая | |75 |10 |15 | | |
| |печать (> 25) | | | | | | |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|3. |Прочая |15 - 25 |100 |25 | |(1) Порог для |
| |ротогравюра, |> 25 |100 |20 | |ротационной |
| |флексография, |> 30 (1) |100 |20 | |трафаретной |
| |ротационная | | | | |печати на |
| |трафаретная | | | | |текстиле и на |
| |печать, | | | | |картоне. |
| |ламинирование | | | | | |
| |или лакирование | | | | | |
| |(> 15), | | | | | |
| |ротационная | | | | | |
| |трафаретная | | | | | |
| |печать на | | | | | |
| |текстиле / | | | | | |
| |картоне (> 30) | | | | | |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|4. |Очистка |1 - 5 |20 (2) |15 | |(1) Используя |
| |поверхностей |-----------+----------+---------------| |вещества, |
| |(1) (> 1) |> 5 |20 (2) |10 | |перечисленные |
| | | | | | |в статье 5 (6) и|
| | | | | | |(8). |
| | | | | | |(2) Предел |
| | | | | | |относится к |
| | | | | | |массе веществ в |
| | | | | | |мг/N куб.м, |
| | | | | | |а не к общему |
| | | | | | |кол-ву углерода.|
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|5. |Прочая очистка |2 - 10 |75 (1) |20 (1) | |(1) Объекты, |
| |поверхностей |-----------+----------+---------------| |доказавшие |
| |(> 2) |> 10 |75 (1) |15 (1) | |компетентному |
| | | | | | |органу, |
| | | | | | |что среднее |
| | | | | | |содержание |
| | | | | | |органического |
| | | | | | |растворителя во |
| | | | | | |всех чистящих |
| | | | | | |средствах не |
| | | | | | |превышает 30% |
| | | | | | |веса, |
| | | | | | |освобождаются |
| | | | | | |от этих |
| | | | | | |нормативов. |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|6. |Нанесение |> 0,5 |50 (1) |25 | |(1) Необходимы |
| |лакокрасочных | | | | |доказательства |
| |покрытий (< 15) | | | | |соблюдения |
| |и полировка | | | | |требований |
| |транспортных | | | | |статьи 9 (3) |
| |средств | | | | |путем 15 |
| | | | | | |минутных |
| | | | | | |контрольных |
| | | | | | |замеров. |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|7. |Нанесение | |50 (1) |5 |10 | |(1) Для |
| |покрытий | | | | | |объектов, |
| |на металлы | | | | | |применяющих |
| |(> 25) | | | | | |повторное |
| | | | | | | |использование |
| | | | | | | |перерабатываемых|
| | | | | | | |растворителей, |
| | | | | | | |лимит составит |
| | | | | | | |150. |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|8. |Нанесение прочих|5 - 15 |100 (1) |20 (4) | |(1) Лимит |
| |покрытий, в том | |(4) | | |относится к |
| |числе на металл,|-----------+----------+---------------| |нанесению |
| |пластик, |> 15 |50/75 (2) |20 (4) | |покрытий и сушке|
| |текстиль (5), | |(3) (4) | | |в контролируемых|
| |пленку и | | | | |условиях. |
| |бумагу (> 5) | | | | |(2) Первая цифра|
| | | | | | |относится к |
| | | | | | |сушке, вторая - |
| | | | | | |к нанесению |
| | | | | | |покрытий. |
| | | | | | |(3) Для текстиля|
| | | | | | |- на объектах, |
| | | | | | |применяющих |
| | | | | | |повторное |
| | | | | | |использование |
| | | | | | |переработанных |
| | | | | | |растворителей - |
| | | | | | |20. |
| | | | | | |(4) Общий лимит |
| | | | | | |для нанесения |
| | | | | | |покрытий и |
| | | | | | |сушки - 150. |
| | | | | | |(5) Нанесение |
| | | | | | |покрытий, где не|
| | | | | | |могут быть |
| | | | | | |созданы |
| | | | | | |контролируемые |
| | | | | | |условия |
| | | | | | |(судоверфи, |
| | | | | | |покраска |
| | | | | | |самолетов) могут|
| | | | | | |освобождаться от|
| | | | | | |этих нормативов |
| | | | | | |по статье |
| | | | | | |5 (3) "b". |
| | | | | | |6) Ротационная |
| | | | | | |трафаретная |
| | | | | | |печать - см. |
| | | | | | |пункт 3. |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|9. |Нанесение | | | |10 г/кг (1) |(1) Относится к |
| |покрытий | | | |5 г/кг (2) |объектам со |
| |на обмоточный | | | | |средним |
| |провод (> 5) | | | | |диаметром |
| | | | | | |провода <= |
| | | | | | |0,1 мм. |
| | | | | | |(2) Относится ко|
| | | | | | |всем прочим |
| | | | | | |объектам. |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|10.|Нанесение |15 - 25 |100 (1) |25 | |(1) Лимит |
| |покрытий |> 25 |50/75 (2) |20 | |относится к |
| |на древесину | | | | |нанесению и |
| |(> 15) | | | | |сушке при |
| | | | | | |контролируемых |
| | | | | | |условиях. |
| | | | | | |(2) Первая цифра|
| | | | | | |относится к |
| | | | | | |сушке, вторая - |
| | | | | | |к нанесению |
| | | | | | |покрытий. |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|11.|Химчистка | | | |20 г/кг (1) (2) (3) |(1) Выражен в |
| | | | | | |массе выбросов |
| | | | | | |на кг вычищенной|
| | | | | | |и просушенной |
| | | | | | |продукции. |
| | | | | | |(2) Предел по |
| | | | | | |статье 5 (8) к |
| | | | | | |этому сектору не|
| | | | | | |применяется. |
| | | | | | |(3) Следующее |
| | | | | | |освобождение |
| | | | | | |касается только |
| | | | | | |Греции: общий |
| | | | | | |лимит не |
| | | | | | |применяется в |
| | | | | | |течение 12 лет |
| | | | | | |после введения в|
| | | | | | |Директивы на |
| | | | | | |действующих |
| | | | | | |установках, |
| | | | | | |расположенных в |
| | | | | | |малонаселенных |
| | | | | | |районах и/или на|
| | | | | | |островах с |
| | | | | | |населением не |
| | | | | | |более 2000 |
| | | | | | |постоянных |
| | | | | | |жителей, где |
| | | | | | |применение |
| | | | | | |современных |
| | | | | | |технологий |
| | | | | | |экономически |
| | | | | | |невыгодно. |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|12.|Пропитка | | | | |(1) Не относится|
| |древесины | |100 (1) |45 |11 кг/куб.м |к пропитке |
| |(> 25) | | | | |креозотом. |
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|13.|Нанесение | | | | |Лимиты выражены |
| |покрытия |10 - 25 | | |85 г/кв.м |в граммах |
| |на кожу (> 10) | | | | |выбросов ЛОС на |
| | |> 25 | | |75 г/кв.м |кв.м продукции. |
| | | | | | |(1) Для |
| | |(> 10) (1) | | |150 г/кв.м |нанесения |
| | | | | | |покрытия на кожу|
| | | | | | |для мебели и |
| | | | | | |малых кожаных |
| | | | | | |изделий - сумок,|
| | | | | | |ремней, |
| | | | | | |кошельков и т.д.|
|---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------|
|14.|Производство | | | |25 г на пару |Суммарные | | |обуви (> 5) | | | | |пределы выражены| | | | | | | |в граммах | | | | | | | |выбросов ЛОС на | | | | | | | |пару | | | | | | | |произведенной | | | | | | | |обуви. | |---+----------------+--------------------------------------+---------------------+----------------| |15.|Ламинирование | | | | | |деревянных и | |30 г/кв.м | | | |пластиковых | | | | | |поверхностей | | | | | |(> 5) | | | | |---+----------------+--------------------------------------+---------------------+----------------| |16.|Нанесение |5 - 15 |50 (1) |25 | |(1) При | | |клеящих |> 15 |50 (1) |20 | |использовании | | |покрытий (> 5) | | | | |технологий, | | | | | | | |применяющих | | | | | | | |повторное | | | | | | | |использование | | | | | | | |переработанных | | | | | | | |растворителей, | | | | | | | |лимит в | | | | | | | |выхлопных газах | | | | | | | |составит 150. | |---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------| |17.|Производство |100 - 1000 |150 |5 |5% расхода |Лимит на | | |препаратов для |> 1000 |150 |3 |3% расхода |просачиваемые | | |ЛКП, лаков, | | | |растворителей |выбросы не | | |чернил и клеев | | | | |включает | | |(> 100) | | | | |растворители, | | | | | | | |продаваемые в | | | | | | | |закрытых | | | | | | | |емкостях как | | | | | | | |часть препаратов| | | | | | | |для нанесения | | | | | | | |покрытий. | |---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------| |18.|Производство | |20 (1) |25 (2) |25% расхода |(1) При | | |каучука (> 15) | | | |растворителей |использовании | | | | | | | |технологий, | | | | | | | |применяющих | | | | | | | |повторное | | | | | | | |использование | | | | | | | |переработанных | | | | | | | |растворителей, | | | | | | | |лимит в | | | | | | | |отходящих газах | | | | | | | |составит 150. | | | | | | | |(2) Лимит на | | | | | | | |просачивающиеся | | | | | | | |выбросы не | | | | | | | |включает | | | | | | | |растворители, | | | | | | | |продаваемые в | | | | | | | |закрытых | | | | | | | |емкостях как | | | | | | | |часть препаратов| | | | | | | |для нанесения | | | | | | | |покрытий. | |---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------| |19.|Экстракция | | | |Животный жир: |(1) Общие лимиты| | |растительного | | | |1,5 кг/тонна |для объектов, | | |масла и | | | |Бобровая струя: |перерабатывающих| | |животного жира | | | |3 кг/тонна |отдельные партии| | |и рафинирование | | | |Семена рапса: |семян и прочего | | |растительного | | | |1 кг/тонна |растительного | | |масла (> 10) | | | |Подсолнечник: |сырья, должны | | | | | | |1 кг/тонна |устанавливаться | | | | | | |Соя |компетентным | | | | | | |(нормальный |органом на | | | | | | |пресс): |индивидуальной | | | | | | |0,8 кг/тонна |основе с | | | | | | |Соя (белые |применением | | | | | | |хлопья): |наилучших | | | | | | |1,2 кг/тонна |имеющихся | | | | | | |Прочие семена |технологий. | | | | | | |и растительное |(2) Относится ко| | | | | | |сырье: |всем операциям | | | | | | |3 кг/тонна (1) |фракционирования| | | | | | |1,5 кг/тонна (2) |кроме | | | | | | |4 кг/тонна (3) |рафинирования | | | | | | | |масла | | | | | | | |гидратацией. | | | | | | | |(3) Относится к | | | | | | | |рафинированию | | | | | | | |масла | | | | | | | |гидратацией. | |---+----------------+-----------+----------+---------------+---------------------+----------------| |20.|Производство | |20 (1) |5 (2) |15 (2) |5% расхода |15% |(1) При | | |фармацевтической| | | | |растворителей|расхода|использовании | | |продукции (> 50)| | | | | |раство-|технологий, | | | | | | | | |рителей|применяющих | | | | | | | | | |повторное | | | | | | | | | |использование | | | | | | | | | |переработанных | | | | | | | | | |растворителей, | | | | | | | | | |лимит в | | | | | | | | | |отходящих газах | | | | | | | | | |составит 150. | | | | | | | | | |(2) Лимит на | | | | | | | | | |просачиваемые | | | | | | | | | |выбросы не | | | | | | | | | |включает | | | | | | | | | |растворители, | | | | | | | | | |продаваемые в | | | | | | | | | |закрытых | | | | | | | | | |емкостях как | | | | | | | | | |часть препаратов| | | | | | | | | |для нанесения | | | | | | | | | |покрытий. | ----------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Нанесение лакокрасочных покрытий на транспортные средства
Суммарные пределы на выбросы загрязняющих веществ выражаются в граммах выбросов по отношению к площади поверхности продукции в квадратных метрах и килограммах выбросов по отношению к кузову автомобиля. Площадь поверхности любого типа транспортных средств, перечисленных в нижеприведенной таблице, определяется следующим образом: - площадь поверхности, рассчитанная от общей площади электрофоретического покрытия, и площади поверхности любых деталей, которые могут быть добавлены при последующих стадиях процесса нанесения покрытия (того же самого, которое наносится на все транспортное средство) или общая площадь поверхности транспортного средства, на которую на объекте нанесено лакокрасочное покрытие. Общая площадь электрофоретического покрытия рассчитывается по следующей формуле:
2 x общий вес кузова ------------------------------------------------------- средняя толщина листа металла x плотность листа металла
Этот метод должен также применяться и для прочих деталей, изготовленных из листового металла. Для расчета площади поверхности прочих добавляемых деталей или общей площади поверхности транспортного средства, на которую на объекте нанесено лакокрасочное покрытие, должно использоваться автоматизированное проектирование. Общий лимит на выбросы в нижеприведенной таблице относится ко всем стадиям процесса, выполняемым на одном объекте, начиная от электрофоретического покрытия или любого другого типа покрытия до последней операции полировки. В лимите учтены растворители, применяемые для чистки технологического оборудования, в том числе кабин напыления и прочих стационарных единиц оборудования, как во время производства, так и после него. Общий лимит выражается в сумме массы органических соединений на квадратный метр общей площади поверхности единицы продукции и в сумме массы органических соединений на кузов автомобиля.
------------------------------------------------------------------ | Вид деятельности | Порог |Суммарный предел на выброс | |(порог потребления| производства | загрязняющих веществ | |растворителя, тонн| (относится к |---------------------------| | в год) |ежегодному объему| Для новых | Для | | | производства | установок |действующих | | | деталей, на | | установок | | |которые наносится| | | | | покрытие) | | | |------------------+-----------------+--------------+------------| |Нанесение покрытий| |45 г/кв.м или |60 г/кв.м | |на новые легковые |> 5000 |1,3 кг/кузов +|или | |автомобили (> 15) | |33 г/кв.м |1,9 кг/кузов| | | | |+ 41 г/кв.м | | |-----------------+--------------+------------| | | |90 г/кв.м или |90 г/кв.м | | |<= 5000 монококк |1,5 кг/кузов +|или | | |> 3500 на шасси |70 г/кв.м |1,5 кг/кузов| | | | |+ 70 г/кв.м | |------------------+-----------------+---------------------------| | | |Суммарный предел (г/кв.м) | |------------------+-----------------+---------------------------| |Нанесение покрытий|<= 5000 |65 |85 | |на кабины новых |> 5000 |55 |75 | |грузовиков (> 15) | | | | |------------------+-----------------+--------------+------------| |Нанесение покрытий|<= 2500 |90 |120 | |на новые фургоны и|> 2500 |70 |90 | |грузовики (> 15) | | | | |------------------+-----------------+--------------+------------| |Нанесение покрытий|<= 2000 |210 |290 | |на новые автобусы |> 2000 |150 |225 | |(> 15) | | | | ------------------------------------------------------------------
Объекты, потребление растворителей на которых остается ниже пороговых значений, указанных в вышеприведенной таблице, считаются выполняющими требования, изложенные к этому сектору в Приложении II A.
Приложение II B
Программа
сокращения выбросов
1. Принципы
Цель Программы сокращения выбросов - дать возможность оператору другими средствами достичь сокращения выбросов, эквивалентного тому, которое было бы достигнуто при применении лимитов на выбросы загрязняющих веществ. Для этого оператор может использовать схему, специально разработанную для его установки при условии, что в итоге планируемые сокращения выбросов будут достигнуты. В соответствии со статьей 11 Директивы государства-члены обязаны информировать Комиссию о ходе выполнения Программы, в том числе об опыте, приобретаемом в процессе ее выполнения.
2. Практика
В случае нанесения лакокрасочных покрытий, клеев и чернил может использоваться следующая схема. Там, где нижеприведенный способ не подходит, компетентный орган может разрешить оператору применить любую другую альтернативную схему, которая, по его мнению, обеспечит соблюдение указанных принципов. Программа учитывает следующие аспекты:
i) там, где вещества-заменители, содержащие малый процент растворителя или совсем его не содержащие, еще находятся в разработке, оператору должно даваться продление срока для выполнения мероприятий по сокращению выбросов;
ii) контрольное значение для сокращения выбросов должно как можно ближе соответствовать значению, которое было бы достигнуто при применении лимитов на выбросы загрязняющих веществ.
Для установок, где объемы твердых фракций в доле продукции условно постоянные, должна применяться следующая схема, при которой рассчитывается контрольное значение для сокращения выбросов:
i) оператор обязан представить план сокращения выбросов, включающий, в частности, меры по сокращению среднего значения общего расхода растворителей и/или повышение эффективности использования твердых фракций для достижения сокращения общих выбросов с объекта до определенного процента от планируемого годового показателя. Это должно быть сделано в следующие сроки:
------------------------------------------------------------------ |Сроки |Предельные ежегодные лимиты на | | |выбросы | |----------------------------| | |Для новых |Для действующих| | |установок |установок | | |------------+---------------+-----------------------------------| |к 31.10.2001|к 31.10.2005 |Планируемые выбросы х 1.5 | |------------+---------------+-----------------------------------| |к 31.10.2004|к 31.10.2007 |Планируемые выбросы | ------------------------------------------------------------------
ii) Годовые контрольные показатели рассчитываются следующим образом:
a) Определяется общая доля твердых фракций в массе покрытия или чернил, лака и клея, потребляемых за год. Твердые фракции - это все материалы, содержащиеся в ЛКП, чернилах, лаке и клее, которые затвердевают после того, как вода или летучие органические соединения испаряются.
b) Годовые контрольные показатели выбросов рассчитываются умножением массы (a), на соответствующий коэффициент, указанный в нижеприведенной таблице. Для отдельных объектов компетентные органы могут скорректировать эти коэффициенты.
------------------------------------------------------------------ |Вид деятельности |Коэффициент | | |для пункта | | |"ii"b" | |---------------------------------------------------+------------| |Глубокая печать; флексография; ламинирование как |4 | |часть полиграфических работ; лакирование как часть | | |полиграфических работ; нанесение покрытий на | | |древесину; нанесение покрытий на текстиль, пленку | | |или бумагу; нанесение клеевых покрытий | | |---------------------------------------------------+------------| |Нанесение покрытий на металлы, полировка |3 | |транспортных средств | | |---------------------------------------------------+------------| |Нанесение покрытий в аэрокосмической промышленности|2,33 | |---------------------------------------------------+------------| |Прочие покрытия и ротационная трафаретная печать |1,5 | ------------------------------------------------------------------
c) Контрольный показатель выбросов равен годовому контрольному показателю, умноженному на процент, равный:
- лимиты для просачивающихся сбросов + 15 - для объектов, подпадающих под пункт 6 и нижнее пороговое значение в пунктах 8 и 10 Приложения II A,
- лимиты для просачивающихся сбросов + 5 - для всех прочих объектов.
d) Требования считаются выполненными, если фактические выбросы растворителей, рассчитанные в соответствии с Программой сокращения выбросов, оказываются равными или меньшими, чем контрольный показатель.
Приложение III
Программа
сокращения расхода растворителей
1. Введение
Настоящее Приложение содержит рекомендации по внедрению программ сокращения расхода растворителей. Оно определяет принципы (пункт 2), приводит рамочные условия для расчета баланса массы (пункт 3) и определяет требования к контролю за выполнением поставленных условий (пункт 4).
2. Принципы
Программа сокращения расхода растворителей имеет следующие цели:
i) контроль выполнения требований согласно статье 9 (1);
ii) определение вариантов сокращения расхода на будущее;
iii) возможность предоставления сведений общественности о потреблении растворителей, выбросах и соблюдении положений Директивы.
3. Определения
Следующие определения дают рамочные условия для расчета баланса массы. Расход органических соединений (I):
I1. Количество органических соединений или их количество в препаратах, расходуемых в ходе технологического процесса, за период, для которого рассчитывается баланс массы.
I2. Количество органических соединений или их количество в препаратах, восстановленное и вторично использованное как расход растворителей в ходе техпроцесса. (Переработанный растворитель учитывается каждый раз при использовании в техпроцессе).
Выход органических соединений (O):
O1. Выбросы в отходящих газах.
O2. Органические растворители, теряемые в воде, если применимо, учитывая очистку сточных вод при расчете O5.
O3. Количество органических соединений, которое остается как загрязнитель или осадок на готовой продукции после завершения технологического процесса.
O4. Просочившиеся выбросы органических соединений в атмосферу. Включает общую вентиляцию помещений, где воздух выходит наружу через двери, окна, вентиляционные отверстия и т.д.
O5. Органические растворители и/или органические соединения, теряемые вследствие химических или физических реакций (в том числе, например, теряющиеся при сжигании, или при очистке сточных вод, или улавливаемые, например, при абсорбции при условии, что они не подпадают под пункты O6, O7 или O8).
O6. Органические растворители, содержащиеся в собранных отходах.
O7. Органические растворители, содержащиеся в препаратах, которые продаются или готовятся к продаже в качестве коммерческого продукта.
O8. Органические растворители, содержащиеся в препаратах, переработанных для повторного использования (но не включенные в расход для техпроцесса при условии, что они не подпадают под пункт O7).
O9. Органические растворители, выбрасываемые прочими способами.
4. Руководство по использованию Программы
сокращения расхода растворителей для контроля
за соблюдением требований
Программа сокращения расхода растворителей используется для:
i) Контроля за соблюдением требований Приложения II B, где суммарные пределы выбросов выражаются в выбросах растворителей на единицу продукции или так, как указано в Приложении II A.
a) Для всех видов деятельности, руководствующихся Приложением II B, Программа сокращения расхода растворителей должна составляться ежегодно для определения их потребления (C). Оно рассчитывается по следующей формуле:
C = I1 - O8
Кроме этого, определяется доля твердых фракций, используемых в покрытиях для выведения годового контрольного показателя выбросов.
b) Для оценки соблюдения общих лимитов на выбросы, выраженных в выбросах растворителя на единицу продукции или так, как указано в Приложении II A, Программа сокращения расхода растворителей должна составляться ежегодно для определения выбросов (E). Выбросы могут рассчитываться по следующей формуле:
E = F + O1
где F - просачиваемые выбросы, как они определяются в разделе "ii"a". Значение выбросов должно затем делиться на соответствующий параметр продукта.
c) Для оценки выполнения требований статьи 5 (5) "b"ii", Программа сокращения расхода растворителей должна составляться ежегодно для определения общих выбросов от всех видов деятельности, и это значение должно затем сравниваться с общими выбросами, которые получились бы в случае, если бы требования Приложения II выполнялись отдельно для каждого вида деятельности.
ii) Определение просачиваемых выбросов для сравнения с лимитами на просочившиеся выбросы в Приложении II A:
a) Методология
Просочившиеся выбросы могут рассчитываться по следующей формуле:
F = I1 - O1 - O5 - O6 - O7 - O8
или
F = O2 + O3 + O4 + O9
Это количество может быть определено прямыми замерами. Другим способом его можно рассчитать, например, используя показатель эффективности улавливания при техпроцессе.
Значение просочившихся выбросов выражается как пропорция расхода, которая может рассчитываться по следующей формуле:
I = I1 + I2
b) Частота
Определение просочившихся выбросов может осуществляться путем кратких, но всесторонних замеров. Замеры следует повторять только в случае замены или модификации оборудования.
__________________
(*) Перевод к.ю.н. Калиниченко П.А.