“Дыхните в трубку” - можно ли отказаться
от осмотра на состояние опьянения!
Автор уверен, что многие согласятся относительно того, что управление автомобилем в состоянии опьянения нередко становится основной причиной дорожно-транспортного происшествия. Вместе с тем, мало кто из водителей обрадуется необходимости “подышать в трубочку” для установления наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе. Имеют ли право работники милиции сами проводить осмотр на состояние опьянения? Какой порядок прохождения такого осмотра предусмотрен нормативными актами? Может ли водитель отказаться от такого осмотра? Можно ли обжаловать результаты проведенного осмотра? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.
Согласно подпунктам “а” и “г” п. 2.9 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо находясь под воздействием наркотических или токсических веществ, а также передавать управление автомобилем гражданам, находящимся в таком состоянии. Данное нарушение правил дорожного движения квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 130 КУоАП. и, в соответствии с ч. 1 ст. 266 КУоАП, водители, относительно которых есть достаточные основания считать, что они пребывают в состоянии опьянения, подлежат отстранению от управления автомобилем и осмотру на состояние опьянения. Направление таких граждан на осмотр для определения состояния опьянения, в соответствии с ч. 2 ст. 266 КУоАП, проводится с использованием специальных технических средств работником милиции в присутствии двух свидетелей, которые ранее назывались понятыми.
Определимся с наличием иных законных оснований для проведения работниками милиции, в том числе и сотрудниками Госавтоинспекции МВД Украины, осмотра на состояние опьянения. В соответствии с абзацем 2 п. 21 ст. 11 Закона о милиции работники милиции имеют право организовывать при необходимости медицинский осмотр водителей, задерживать и отстранять от управления транспортными средствами граждан, находящихся в состоянии опьянения. Кроме того, согласно абзацу 3 указанного пункта, сотрудники милиции могут использовать предусмотренные нормативными актами технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения. Перечень конкретных технических средств законодательство, конечно же, не предусматривает. Поскольку управление транспортным средством в состоянии опьянения является нарушением правил дорожного движения, то и для его фиксации работники милиции могут использовать названные технические средства.
Положение о Госавтоинспекции МВД Украины также предусматривает соответствующие полномочия работников ГАИ. Например, согласно пп. 6 п. 5 указанного Положения, работники Госавтоинспекции имеют право отстранять водителей от управления транспортным средством в случаях, предусмотренных Правилами дорожного движения. Вместе с тем, пп. 7 п. 5 названного Положения дает им право проводить осмотр лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения или преступления, для определения наличия в их организме алкоголя, наркотических средств или направлять таких граждан для осмотра в медицинское учреждение. А пп. 10 п. 5 данного Положения предоставляет инспекторам ГАИ право использовать специальные технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения. В названном Положении, как и в Законе о милиции, отсутствует какой-либо перечень подобных технических средств.
Таким образом, у работников Госавтоинспекции, согласно нормам законодательства, действительно есть право проводить осмотр водителей на состояние опьянения, отстранять таких водителей от управления транспортным средством или же направлять их для прохождения такого осмотра в медицинские учреждения. Более того, п. 2.5 Правил дорожного движения устанавливает обязанность водителя пройти, по требованию работника милиции, медицинский осмотр для определения состояния алкогольного опьянения, нахождения под влиянием наркотических или токсических веществ. А согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 16 Закона о дорожном движении водитель обязан выполнять требования работника милиции.
Но осмотр человека на состояние опьянения, как мы все понимаем, возможен лишь после остановки транспортного средства, которым он управлял. Не могут же работники ГАИ определить состояние опьянения водителя, не остановив его автомобиль! Согласно п. 21 ст. 11 Закона о милиции они действительно имеют право останавливать транспортное средство в случаях нарушения правил дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей природной среды. Также автомобиль может быть остановлен при наличии данных, что он используется с противоправной целью. Как правило, подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения, могут возникнуть только в случае остановки транспортного средства инспектором Госавтоинспекции после нарушения водителем правил дорожного движения. В таком случае у сотрудника милиции возникают основания для проверки документов у водителя, что потребует непосредственного общения инспектора ГАИ с водителем, в ходе которого и могут возникнуть такие подозрения.
Общий порядок проведения осмотра для определения состояния опьянения определен Порядком направления водителей транспортных средств для проведения осмотра. Согласно нормам данного документа осмотру подлежат водители транспортных средств, относительно которых у уполномоченного лица Госавтоинспекции есть основания считать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции (далее - состояние опьянения), согласно признакам такого состояния, установленным МОЗ и МВД. Причем работнику ГАИ предоставлено право по своему внутреннему убеждению определять, стоит ли подозревать того или иного водителя в том, что он “немного выпивши”, или нет.
В соответствии с п. 3 данного Порядка осмотр может проводиться уполномоченным лицом Госавтоинспекции на месте остановки транспортного средства с использованием специальных технических средств, разрешенных к применению МОЗ и Госпотребстандартом, а также врачом заведения здравоохранения (в сельской местности при отсутствии врача - фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, который прошел специальную подготовку). Осмотр на месте остановки транспортного средства проводится в присутствии двух свидетелей. Не могут быть привлечены как свидетели работники милиции или лица, относительно беспристрастия которых есть сомнения. При этом результаты осмотра, проведенного уполномоченным лицом Госавтоинспекции, отмечаются в протоколе об административном правонарушении. Подтверждение состояния опьянения в результате осмотра и согласие водителя транспортного средства с результатами такого осмотра являются основанием для его привлечения, согласно закону, к ответственности. Проведение осмотра водителей транспортных средств - участников дорожно-транспортного происшествия, в результате которого есть пострадавшие, обязательно.
Кроме того, порядок осмотра водителя на состояние опьянения определен Инструкцией № 114. Данная Инструкция также устанавливает права водителя при прохождении такого осмотра. Результатом осмотра на состояние опьянения может стать составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 130 КУоАП. Согласно абзацу 1 п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП работники милиции действительно имеют право составлять протокол о совершении данного административного проступка. Вместе с тем, неопределенным пока остается допустимое содержание алкоголя в крови (т. е. критерий “алкогольного опьянения”). Так, в большинстве европейских стран это 0,5 промилле (0,5 л пива или 2 стакана сухого вина за 1-2 часа до пробы), а во Франции и Бельгии - 0,8 промилле (1 л пива за 1-2 часа до пробы), в России норматив - 0,3 промилле (стакан сухого вина или маленький бокал пива за 1-2 часа до пробы), а вот в Украине этот норматив остается неопределенным. Таким образом, украинские водители должны быть трезвее своих иностранных собратьев, а именно абсолютно трезвы, т. е. они не могут выпить вообще никогда и никакого спиртного (разве что кружку пива вечером), а равно лекарств на спирту, т. к. для того чтобы в крови совсем не было алкоголя, должно пройти как минимум 6-8 часов от приема даже небольшой дозы спиртного). По мнению врачей, наиболее “стойкими” из всех широко распространенных алкогольных напитков являются джин-тоник (9%) и аналогичные баночные коктейли. Поллитра джин-тоника вечером дает такое же содержание алкоголя в крови утром, как и поллитра водки 40% - около 0,35 промилле. Следует помнить, что теперь ответственность предусмотрена за управление транспортным средством не только в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, но и под действием лекарств, снижающих внимание и быстроту реакции.
Согласно п. 2.1 Инструкции № 114 осмотр водителя на состояние опьянения может быть проведен с использованием индикаторной трубки “Контроль трезвости”. К такому осмотру допускаются уполномоченные работники органов внутренних дел, которые имеют специальные звания и прошли соответствующую подготовку в системе служебного обучения. Обратим внимание на то, что водителю не предоставляется какой-либо возможности узнать, действительно ли конкретный работник ГАИ “прошел соответствующую подготовку в системе служебного обучения” и имеет ли он право использовать такое техническое средство.
Отметим также, что, согласно п. 2.2 Инструкции № 114, запрещается применять такую трубку, если она имеет механические повреждения, нарушена ее герметичность, прошел гарантийный срок годности и при наличии некоторых других повреждений. И в данном случае у водителя нет никакой возможности удостовериться в том, что индикаторная трубка “Контроль трезвости” действительно пригодна к использованию.
Важно знать, что, согласно п. 2.3 Инструкции № 114, работник милиции должен получить согласие водителя на осмотр на состояние опьянения с использованием индикаторной трубки “Контроль трезвости”. В случае отсутствия такого согласия осмотр должен проводиться в заведении здравоохранения.
Поэтому, уважаемые водители, если вы сомневаетесь в объективности и непредвзятости работников милиции, у вас есть все основания:
- требовать проведения такого осмотра в учреждении охраны здоровья;
- проехать в такое учреждение вместе с работниками милиции.
Осмотр на состояние опьянения с использованием индикаторной трубки “Контроль трезвости”, согласно п. 2.3 Инструкции № 114, должен быть проведен в присутствии двух свидетелей. Данная норма соответствует требованиям о проведении личного досмотра, изложенным в ч. 2 ст. 264 КУоАП. Отсутствие же двух понятых дает водителю полное право оспаривать в суде при рассмотрении протокола об административном правонарушении результаты его осмотра. В соответствии с указанным пунктом Инструкции №114 работник милиции должен предложить водителю самому взять из упаковки индивидуальный мундштук одноразового использования, надеть его на противоположный конец трубки и продуть ее до полного заполнения респираторного баллона. Все названные деиствия водитель должен проделать самостоятельно.
Результаты осмотра оформляются протоколом осмотра лица на состояние опьянения или об этом делается запись в протоколе об административном правонарушении. Данное правило предусмотрено как п. 2.4 Инструкции № 114, так и ч. 5 ст. 264 КУоАП. Следует знать, что в бланках протокола осмотра лица на состояние опьянения и протокола об административном правонарушении есть раздел, предусматривающий занесение объяснений осматриваемого гражданина. В случае несогласия с результатами осмотра вполне можно указать об этом в данном разделе.
Следует отметить, что водитель имеет полное право отказаться от проведения осмотра для определения состояния опьянения работниками ГАИ. Согласно п. 6 Порядка направления водителей транспортных средств для проведения осмотра водитель транспортного средства, который отказался от проведения осмотра на месте остановки транспортного средства или выразил несогласие с его результатами, направляется уполномоченным лицом Госавтоинспекции для проведения осмотра в соответствующее заведение здравоохранения. Осмотр может также проводиться в специально оборудованных передвижных пунктах (автомобилях), принадлежащих заведениям здравоохранения и отвечающих установленным МОЗ требованиям. Уполномоченное лицо Госавтоинспекции обеспечивает проведение осмотра водителя транспортного средства в заведении здравоохранения не позднее чем в течение двух часов с момента выявления соответствующих оснований. В случае отказа водителя транспортного средства от проведения осмотра в заведении здравоохранения уполномоченное лицо Госавтоинспекции в присутствии двух свидетелей составляет протокол об административном правонарушении, в котором указывает признаки опьянения и действия водителя относительно уклонения от осмотра.
Кроме того, п. 2.5 Инструкции № 114 предусматривает направление в заведение здравоохранения человека, который не соглашается с результатами пробы, полученной с помощью индикаторной трубки “Контроль трезвости”. Так что, если вы, будучи уверенным в своей трезвости, согласились пройти такой осмотр, а трубка вдруг показала, что вы пьяны, то у вас есть полное право требовать осмотра в медицинском учреждении. Также отметим, ч. 3 ст. 266 КУоАП дает водителю право не согласиться с проведением осмотра работниками милиции и проехать для такого осмотра в учреждение здравоохранения. Перечень таких учреждений утверждается управлением охраны здоровья местной государственной администрации. Причем в иных больницах или поликлиниках такой осмотр проводить нельзя. Согласно п. 3.1 Инструкции № 114 осмотр на состояние опьянения может проводиться несколькими заведениями здравоохранения. Это могут быть специализированные кабинеты наркологических диспансеров, лечебно-профилактические учреждения, передвижные специализированные медицинские лаборатории, а в некоторых случаях - даже фельдшерско-акушерские пункты. Важно только, чтобы эти учреждения были определены управлением здравоохранения местной государственной администрации. Такой осмотр проводится врачами психиатрами-наркологами, невропатологами, а также специально подготовленными врачами других специальностей.
Согласно ч. 4 ст. 266 КУоАП осмотр на состояние опьянения осуществляется не позднее двух часов с момента установления оснований для его проведения. В соответствии с п.10 Порядка направления водителей транспортных средств для проведения осмотра, осмотр водителя транспортного средства в заведении здравоохранения проводится в любое время суток по методике и с применением приборов, разрешенных для использования МОЗ. Врач, который проводит осмотр, должен ознакомиться с документами, удостоверяющими личность водителя (паспорт, удостоверение водителя и другие документы). В то же время отсутствие документов не может быть причиной для отказа в проведении осмотра. В случае если в результате дорожно-транспортного происшествия водитель доставлен в лечебное заведение, в обязательном порядке проводится обследование с целью выявления в его организме алкоголя, наркотических или других веществ, снижающих внимание и скорость реакции. Врач, проводивший в заведении здравоохранения осмотр водителя транспортного средства, составляет по его результатам заключение по форме, утвержденной МОЗ. Заключение составляется в трех экземплярах: по одному - для уполномоченного лица Госавтоинспекции и водителя транспортного средства, а третий - остается в заведении здравоохранения.
Осмотр проводится в присутствии работника милиции. В соответствии с п. 3.6 Инструкции №114 результаты осмотра сообщаются врачом осмотренному человеку в присутствии работника милиции, который доставил его. О таком осмотре составляется протокол в двух экземплярах, один из которых выдается работнику милиции, а другой - остается в учреждении здравоохранения. Причем водителю экземпляр данного протокола не выдается. На основании данных такого осмотра составляется и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 130 КУоАП.
В связи с прохождением такого медицинского осмотра возникает несколько вопросов. Во-первых, может ли человек обжаловать результаты медицинского осмотра на состояние опьянения? Во-вторых, можно ли уклониться от прохождения данного осмотра? С одной стороны, подобные действия могут быть квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 130 КУоАП, то есть уклонение от прохождения осмотра на состояние опьянения. Данная норма также устанавливает административную ответственность и за управление водителем транспортным средством в состоянии опьянения.
Санкция ч. 1 ст. 130 КУоАП предусматривает административное взыскание для водителя от 150 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или же лишение его права управления всеми видами транспортных средств на срок от 1 до 2 лет. А вот повторное совершение одного из названных правонарушений в течение года, в соответствии с ч. 2 ст. 130 КУоАП, может повлечь применение более строгого административного взыскания. Им может быть лишение права управления всеми видами транспортных средств на срок от 2 до 3 лет с оплатным изъятием транспортного средства или без такового, общественные работы или административный арест. Данные правонарушения, в соответствии со ст. 221 КУоАП, рассматриваются судом, который и может применить то или иное административное взыскание.
С другой стороны, при отказе от проведения медицинского осмотра для определения состояния опьянения можно сослаться на ч. 3 ст. 28 Конституции Украины. Данная норма утверждает, что человек не может быть подвержен медицинским исследованиям без его согласия.
О таком отказе следует:
- заявить врачу и работникам милиции;
- написать соответствующее заявление.
Правда, возникает вопрос: можно ли, с медицинской точки зрения, считать подобный осмотр медицинским исследованием? Однако сами работники милиции утверждают, что в случае такого отказа, на основании ч. 3 ст. 28 Конституции Украины, ни они, ни врач не могут заставить человека принудительно пройти такой осмотр.
Возникает справедливый вопрос: можно ли каким-либо образом доказать свою невиновность в совершении административного правонарушения, если данные осмотра свидетельствуют об опьянении водителя? В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 247 КУоАП производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия события или состава административного проступка. Таким образом, водителю необходимо доказать, что он не пребывал в состоянии опьянения, а сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, являются ложными. Каким образом и в каких случаях это можно попробовать сделать? В тех случаях, когда при проведении такого осмотра работниками ГАИ был нарушен порядок действий, предусмотренный ст. 266 КУоАП. Это правило установлено в ч. 5 ст. 266 КУоАП.
Во-первых, когда при составлении работниками милиции протокола осмотра на состояние опьянения, проведенного ими, или протокола об административном правонарушении отсутствовали свидетели, которые указаны в этом протоколе. В данной ситуации человеку, который привлекается к административной ответственности, стоит воспользоваться правом, предоставленным ст. 268 КУоАП, и заявить в суде ходатайство о вызове этих граждан в судебное заседание. Можно также заявить ходатайство и о вызове в суд иных граждан, которые присутствовали при составлении названных протоколов и которые могут подтвердить, что водитель не находился в состоянии опьянения. Ими, например, могут быть пассажиры автомобиля. Если вызванные в суд граждане, указанные в качестве понятых в протоколе об административном правонарушении, подтвердят свое отсутствие на месте его составления, то это послужит основанием для сомнений в законности его оформления.
Во-вторых, когда у водителя есть сомнения в технической исправности индикаторной трубки “Контроль трезвости” или же в соблюдении работниками милиции порядка проведения осмотра на состояние опьянения. В таком случае, пользуясь правами, закрепленными в ст. 268 КУоАП, можно попробовать заявить в суде ходатайство об экспертном исследовании использованного технического средства на предмет его исправности. Установление неисправности индикаторной трубки “Контроль трезвости” ставит под сомнение результаты проведенного осмотра. В данном случае для доказывания собственной невиновности также могут помочь пояснения свидетелей того, что водитель не находился в состоянии опьянения на момент составления протокола об административном правонарушении, а работники милиции, осуществляя осмотр для определения состояния опьянения, нарушили порядок его проведения. Напомним, что данный порядок установлен Инструкцией № 114, выдержки из которой приведены в приложении к данному изданию.
Удовлетворение названных ходатайств судом зависит от правильности их составления и обоснованности изложенных в них требований. А в этой ситуации для защиты своих прав человеку, который привлекается к административной ответственности, могут понадобиться услуги защитника.
Не менее важным также представляется вопрос о том, можно ли обжаловать действия работников милиции в случае проведения осмотра на состояние опьянения. Ведь такие действия не доставляют приятных эмоций водителю, а их обоснованность при подтверждении трезвости осмотренного вызывает большие сомнения.
В данном случае следует:
- потребовать составления протокола личного досмотра или протокола осмотра на состояние опьянения в соответствии со ст. 264 КУоАП в двух экземплярах;
- потребовать выдачи второго экземпляра водителю.
Отметим сразу, что у работников ГАИ, согласно КУоАП, вообще нет обязанности составлять данный протокол в двух экземплярах и отдавать один из них осматриваемому человеку. Во-вторых, действия по осмотру на состояние опьянения могут быть обжалованы как в вышестоящий орган милиции, так и в прокуратуру или в суд.
Крайне важным для водителя является вопрос: что случится с его автомобилем, если он проедет с работниками ГАИ для прохождения осмотра на состояние опьянения в медицинское учреждение? Согласно ч. 7 ст. 266 КУоАП в случае отстранения водителя от управления транспортным средством такое право предоставляется уполномоченному на то лицу, которое имеет удостоверение водителя соответствующей категории и может быть допущено к управлению автомобилем. Где же взять такого человека?
Во-первых, им может быть трезвый пассажир, у которого есть доверенность на управление этим автомобилем.
Во-вторых, им может быть кто-либо из членов семьи или знакомых, имеющих право на управление этим автомобилем на основании доверенности.
Их следует вызвать по телефону до убытия в медицинское учреждение. Препятствовать в таком вызове работники милиции не имеют права.
Однако же, что произойдет с автомобилем, если эти люди не смогут приехать по вашему вызову? Согласно ст. 265-2 КУоАП в данном случае работник ГАИ временно задерживает автомобиль путем блокирования или доставляет его на специальную площадку, именуемую обычно “штрафплощадкой”. Последнее возможно только в том случае, если размещение транспортного средства существенно препятствует дорожному движению. Для этого может быть вызван эвакуатор. После этого, согласно ч. 2 ст. 265-2 КУоАП, инспектор Госавтоинспекции обязан предоставить водителю возможность сообщить о произошедшем другому человеку по выбору водителя и принять меры для возвращения автомобиля на место постоянной дислокации. Однако, в соответствии с ч. 3 ст. 265-2 КУоАП, транспортное средство может быть задержано до разрешения дела об административном правонарушении, но на срок не более трех дней с момента временного задержания автомобиля. Конечно, таким образом поступить работнику ГАИ легче, поэтому водителю следует сразу же требовать вызова другого человека, который может управлять данным автомобилем. Таким образом, водителю стоит иметь в виду, что он может отказаться от осмотра на состояние опьянения с помощью индикаторной трубки “Контроль трезвости”, потребовав проведения такого осмотра в медицинском учреждении. Вместе с тем, уклонение от подобного осмотра может повлечь применение более суровых мер административной ответственности. Свои замечания по поводу нарушений при проведении такого осмотра или же несогласие с его результатами водитель может изложить в протоколе осмотра или протоколе об административном правонарушении. Кроме того, при рассмотрении в суде дела об административном проступке ему следует пользоваться всеми правами, предоставленными ст. 268 КУоАП человеку, привлекаемому к административной ответственности.
Список использованных нормативно-правовых актов
КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях
Закон о милиции - Закон Украины от 20.12.1990 г. № 565-ХII “О милиции”
Положение о Госавтоинспекции МВД Украины - Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, утвержденное Постановлением КМУ от 14.04.1997 г. № 341
Правила дорожного движения - Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306
Инструкция № 114 - Инструкция о порядке направления граждан для осмотра на состояние опьянения в заведения здравоохранения и проведения осмотра с использованием технических средств, утвержденная приказом МВД Украины, МОЗ Украины и Минюста Украины от 24.02.1995 г. № 114/38/15-36-18
Порядок направления водителей транспортных средств для проведения осмотра - Порядок направления водителей транспортных средств для проведения осмотра с целью выявления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, и проведения такого осмотра, утвержденный Постановлением КМУ от 17.12.2008 г. № 1103
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 11 (689),
16 марта 2009 г.
Подписной индекс 40783
