Третейское разрешение споров
Третейство как способ разрешения конфликтов издавна был широко распространен во многих государствах. В настоящее время страны Европейского Союза, США уже давно признали эффективность третейских судов для своих правовых систем.
Третейское разрешение споров, в значительной мере распространенное в европейских странах, в Украине получило распространение сравнительно недавно. 11 мая 2004 года Верховной Радой принят Закон о третейских судах. В большей степени это было связано с несовершенством Положения о третейском суде для решения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями № 121 от 30.12.1975 г., утвержденного постановлением Госарбитража СССР, менявшегося за весь период своего существования только дважды: в 1987 и 1991 годах.
Принято считать, что благодаря Закону о третейских судах как юридические, так и физические лица смогут использовать более упрощенную негосударственную систему разрешения споров, а интенсивность деятельности третейских судов позволяет разгрузить систему государственных судов. Но все чаще слышны эпитеты “карманный” и “рейдерский”, а это настораживает и заставляет задуматься.
Довольно часто убеждаясь на практике, что все проблемы от незнания, а не от чьего-то злого умысла, автор решил более подробно осветить данную тему.
Что же такое третейский суд, и каким образом проводится третейское рассмотрение спора?
Третейский суд - это негосударственный независимый орган, который создается для разрешения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений (cт. 2 Закона о третейских судах).
Немного повторюсь - обратиться в третейский суд за защитой своих прав и законных интересов могут как физические, так и юридические лица.
Несмотря на то, что круг рассматриваемых третейским судом споров достаточно широк, ст. 6 Закона о третейских судах предусматривает некоторые ограничения компетенции третейского суда. Третейский суд не вправе рассматривать:
1) споры о признании недействительными нормативно-правовых актов;
2) споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд;
3) споры, связанные с государственной тайной;
4) споры, возникающие из семейных правоотношений, кроме дел по спорам, возникающим из брачных контрактов (договоров);
5) споры о восстановлении платежеспособности должника либо признании его банкротом;
6) споры, одной из сторон в которых является орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное учреждение либо организация;
7) другие споры, которые в соответствии с законом подлежат разрешению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины;
8) дела, в которых хотя бы одна из сторон спора является нерезидентом Украины.
Следовательно, в третейском суде не могут рассматриваться уголовные дела (ст. 15 УПК Украины закрепляет, что правосудие по уголовным делам осуществляется исключительно судом).
Как видим, ограничения касаются в основном тех споров, в которых затрагиваются государственные интересы и прерогативу рассмотрения которых государство оставляет за собой. Важно отметить и то, что в третейский суд за разрешением спора в соответствии с законом могут обратиться исключительно резиденты.
Обращение в третейский суд возможно только при наличии третейского соглашения, в котором стороны выражают свое согласие на третейское разрешение спора и которое, в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона о третейских судах, должно быть совершено в письменной форме. Третейское соглашение либо включается в основной договор в виде третейской оговорки, содержащей ссылку на возможность передачи споров по договору на рассмотрение третейскому суду, либо оформляется отдельным соглашением к имеющемуся договору.
Отдельно остановимся на третейской оговорке.
Третейская оговорка - это указание в договоре (контракте) на возможность передачи спора на рассмотрение третейскому суду. Такая оговорка оформляется отдельным разделом договора, который называется, как правило, “порядок разрешения споров” или “арбитраж”.
Вот так, на наш взгляд, и рождаются мифы. Невнимательно прочтенный договор ВСЕГДА приводит к определенным последствиям. В данном случае к таким последствиям можно отнести решение вопросов в третейском суде.
Далее. Для разрешения конкретного спора стороны и третейский (-ие) судья (-и) может (-гут) заключать между собой контракт, в котором определяются взаимные права и обязанности, а также ряд других вопросов. В этом же контракте оговаривается сумма гонорара за услуги третейского судьи. При этом заключение контракта и получение гонорара возможно только от одной из сторон спора (ст. 24 Закона о третейских судах).
Появление данной нормы в Законе о третейских судах, на наш взгляд, не совсем нормальное явление. Ведь один из принципов организации и деятельности третейского суда состоит в объективности разрешения спора. Получение судьей указанного выше гонорара (в соответствии с законом!) от одной из сторон спора ставит под сомнение объективность разрешения ситуации. Но, что имеем, то имеем. И сразу получаем выдвижение различных гипотез - куплен судья, да что там судья, весь суд содержится на деньги... и т.д.
Поэтому следует уделить особое внимание договорам, заключенным с оговорками (например, договор может быть подписан руководством по недосмотру; не следует забывать и о возможности его фальсификации, подделки подписи руководителя и печати предприятия) о рассмотрении споров по ним в третейских судах, - поскольку в случае вынесения решения (например, о взыскании задолженности) обжаловать его можно будет лишь в исключительных случаях (ст. 51 Закона о третейских судах), не касающихся обоснованности решения.
Как мы уже знаем, “банкротить” должников посредством третейского суда нельзя, а вот взыскать задолженность, используя решение третейского суда, можно. На сегодняшний день данная система очень распространена среди банковских структур.
И в то же время решение может быть отменено в связи с допущенными в процессе рассмотрения спора нарушениями процессуального характера. Но вот только в части применения третейским судом норм материального права, на основании которых был разрешен спор, решение не обжалуется.
К вопросу об обжаловании вернемся чуть позже и рассмотрим его несколько детальнее, а пока хотелось бы подчеркнуть преимущество отдельного третейского соглашения (в отличие от оговорки).
В данном случае оно состоит в том, что в нем стороны более конкретно и подробно могут оговорить процедуру рассмотрения спора в третейском суде: порядок избрания судей, ведения процесса, распределения расходов, связанных с третейским производством, и т.п. Кроме того, несмотря на то, что по общему правилу третейское соглашение должно быть совершено в письменной форме, оно будет действительно и в том случае, если стороны договорились о порядке третейского рассмотрения спора устно. При этом в отзыве на иск одна сторона должна подтвердить наличие такого соглашения, а другая сторона не будет против этого возражать.
Процедура рассмотрения спора третейским судом осуществляется в соответствии с Положением о постоянно действующем третейском суде, Регламентом постоянно действующего третейского суда (утверждаются для каждого постоянно действующего третейского суда), а по вопросам, не урегулированным Регламентом, Законом о третейских судах. При этом сторонам следует учитывать, что как бы ни был либерален Закон о третейских судах, предоставляя право сторонам при заключении третейского соглашения во многом самостоятельно регулировать вопросы, связанные с процедурой третейского разрешения споров, Регламент третейского суда в любом случае будет иметь преимущество перед третейским соглашением.
Процедура рассмотрения спора в третейском суде
Обратим внимание на важную особенность рассмотрения дела: по заявлению одной из сторон рассмотрение дела может происходить в закрытом режиме.
В Законе о третейских судах процедура (правила) прохождения дела в третейском суде детально не раскрыта. В этом и заключается одна из особенностей рассмотрения спора. Если государственные суды применяют специальные процессуальные кодексы, то третейский суд не обязан ими руководствоваться. Правила третейского рассмотрения постоянно действующим третейским судом установлены в его регламенте.
Также строго не регламентированы законом требования к доказательствам, используемым в третейском суде. Закон о третейских судах гласит, что обстоятельства дела, которые следует подтверждать определенными средствами доказывания, нельзя подтверждать никакими другими. Дополнительные условия оговариваются в регламенте третейского суда.
Первым шагом в третейском судопроизводстве, как и в “обычном” суде, является подача искового заявления. Закон о третейских судах (ст. 35) определяет форму и содержание иска, а также документы, которые должны быть приложены к нему. К таким документам относятся документы, подтверждающие наличие третейского соглашения, обоснованность исковых требований, полномочия представителя, документы, подтверждающие факт направления копии искового заявления ответчику.
После получения искового заявления третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции для рассмотрения конкретного дела. Если третейский суд придет к выводу об отсутствии у него компетенции для рассмотрения конкретного спора, то третейское рассмотрение прекращается.
При принятии иска к рассмотрению третейский суд решает вопрос о наличии и действительности третейского соглашения между сторонами.
После этого сторонам направляется уведомление о дне, времени и месте проведения заседания третейского суда.
Такое уведомление направляется не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания.
В процессе рассмотрения дела стороны наделены широким спектром прав, которые по сути не отличаются от прав в гражданском и хозяйственном процессах: знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии, подавать доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения, заявлять отводы, пользоваться другими правами в соответствии с регламентом третейского суда.
После исследования всех обстоятельств дела третейским судьей принимается решение третейского суда. Решение оглашается в зале хозяйственного суда, при этом третейский суд вправе огласить лишь резолютивную часть решения. Решение постоянно действующего третейского суда подписывается руководителем юридического лица - учредителя третейского суда и заверяется его печатью. Подписи третейских судей на решении третейского суда, созданного для разрешения конкретного спора, заверяются нотариально.
Если в ходе рассмотрения дела были заявлены дополнительные требования, которые не нашли отражения в решении третейского суда, любая из сторон вправе в течение 7 дней с даты получения основного решения, обратиться в третейский суд за дополнительным решением.
Решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных Законом о третейских судах.
Исполнение решения третейского суда
Согласно Закону о третейских судах (ст. 50) стороны, передавшие спор на рассмотрение третейского суда, обязаны добровольно исполнить решение третейского суда без каких-либо промедлений или оговорок.
Стороны и третейский суд принимают все необходимые меры с целью обеспечения исполнения решения третейского суда.
Решения суда выполняются обязанной стороной добровольно, в порядке и в сроки, установленные в решении. Если в решении срок его выполнения не установлен, то решение подлежит немедленному исполнению.
В случае если обязанная сторона не спешит выполнять решение третейского суда, необходимо представить заявление об исполнении решения суда в обычный (компетентный) суд в течение трех лет со дня принятия решения третейским судом. Таким судом будет районный суд - для физических лиц или хозяйственный суд - для юридических лиц. Заявление подлежит рассмотрению в течение 15 дней со дня его поступления в суд, при этом явка сторон необязательна.
Исполнение решения третейского суда, которое требует совершения определенных действий должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляется при условии выдачи исполнительного документа. При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного документа компетентный суд должен истребовать дело из постоянно действующего третейского суда, в котором хранится дело. Дело должно быть направлено в компетентный суд в течение пяти дней со дня поступления требования. В таком случае срок решения о выдаче исполнительного документа продлевается до одного месяца. После рассмотрения компетентным судом заявления о выдаче исполнительного документа дело подлежит возврату в постоянно действующий третейский суд. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
Обжалование
Обжалованию решения третейского суда посвящена ст. 51 Закона о третейских судах.
Решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение третейского суда может быть обжаловано стороной в случаях, предусмотренных настоящим Законом, в компетентный суд в соответствии с установленными законом подведомственностью и подсудностью дел.
Решение третейского суда может быть обжаловано и отменено только на следующих основаниях:
1) дело, по которому принято решение третейского суда, не подведомственно третейскому суду в соответствии с законом;
2) решение третейского суда принято в споре, не предусмотренном третейским соглашением, или этим решением решены вопросы, выходящие за рамки третейского соглашения. Если решением третейского суда решены вопросы, выходящие за рамки третейского соглашения, то отменена может быть только та часть решения, которая касается вопросов, выходящих за рамки третейского соглашения;
3) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;
4) состав третейского суда, которым принято решение, не соответствовал требованиям статей 16 - 19 Закона о третейских судах.
Заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в компетентный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения третейским судом.
Отмена компетентным судом решения третейского суда не лишает сторон права повторного обращения в третейский суд, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае если решение третейского суда отменено полностью или частично вследствие признания компетентным судом недействительным третейского соглашения или из-за того, что решение принято в споре, не предусмотренном третейским соглашением, или этим решением решены вопросы, выходящие за рамки третейского соглашения, соответствующий спор не подлежит дальнейшему рассмотрению в третейских судах.
Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде
Согласно ст. 25 Закона о третейских судах к составу расходов, связанных с разрешением спора третейским судом, относятся:
1) гонорары судей, секретаря суда;
2) третейский сбор, размер, сроки и порядок уплаты которого определяются регламентом третейского суда;
3) расходы, понесенные судьями в связи с участием в третейском рассмотрении, в т.ч. расходы на оплату проезда к месту разрешения спора;
4) расходы, понесенные свидетелями, экспертами, переводчиками и т.д.;
5) расходы, связанные с осмотром и исследованием вещественных и письменных доказательств по месту их нахождения;
6) расходы, связанные с организационным обеспечением третейского рассмотрения;
7) расходы на услуги связи, на переписку третейского суда;
8) прочие расходы, определенные регламентом суда.
Данные расходы автор перечислил не случайно. Субъект хозяйствования, решившийся на третейский суд, должен понимать, что перечисленные выше расходы по пунктам 3-8 ему придется возмещать за свой счет. Основанием для этого будет являться регламент или положение о третейском суде. Если указанные документы не определяют такого возмещения, то основанием в этом случае будет решение или определение постоянно действующего третейского суда.
Обратим внимание, что операции по оплате третейского сбора и возмещению других расходов, связанных с разрешением спора, не являются объектом обложения НДС (ст. 3 Закона о НДС).
Кроме того:
- суммы денежных средств или стоимость имущества, полученных учредителем третейского суда в качестве третейского сбора либо на покрытие других расходов, не включаются в состав валового дохода;
- суммы денежных средств или стоимость имущества, перечисленных юридическим лицам - учредителям постоянно действующего третейского суда в качестве третейского сбора, включаются в состав расходов налогоплательщиков в полном объеме;
- от налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, полученные в любой форме в качестве третейского сбора.
В заключение рассмотрим ст. 53 - прекращение третейского разбирательства.
Третейский суд постановляет определение о прекращении третейского разбирательства в следующих случаях:
- спор не подлежит разрешению в третейских судах Украины;
- имеется решение компетентного суда между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям;
- истец отказался от иска;
- стороны заключили соглашение о прекращении третейского разбирательства;
- предприятие, учреждение или организация, являющиеся стороной третейского разбирательства, ликвидированы;
- третейский суд является некомпетентным относительно переданного на его рассмотрение спора;
- в случае смерти физического лица, являвшегося стороной в деле, если спорные правоотношения не допускают правопреемства.
Должны заметить, что “в заключение” не следует понимать как “эпилог”. Данная статья (ст. 53) могла бы быть и прологом. Это огромное поле юридической деятельности. - “Третейский суд является некомпетентным относительно переданного на его рассмотрение спора” - так давайте разберемся: компетентен он или...
А пока мы будем разбираться, “либо осел заговорит, либо падишах умрет” и т. д.
В общем, есть над чем задуматься, если внимательно изучить.
Ну и в итоге. Из наиболее положительных сторон деятельности третейского суда хотелось бы отметить возможность разгрузить обычные суды, которые с трудом справляются с массой накопившихся дел. Также хотелось бы отметить относительно малые сроки рассмотрения спора, возможность самостоятельного выбора судей из утвержденного Списка судей.
Настораживает возможность существования данных судов только при конкретных организациях - возникает подозрение о лоббировании интересов. Откровенно настораживает прописанная таким образом оплата услуг.
Рейдерские схемы при условии использования обеспечительных мер (ст. 40 Закона о третейских судах) вполне возможны, но при наличии команды опытных юристов практически трудновыполнимы.
То есть в Законе о третейских судах существует много пробелов и недоработок, которые не просто заметны, а требуют немедленных и конкретных действий. Это затрудняет практическое применение данной процедуры решения спорных ситуаций на практике. Тем не менее, актуальность темы с позиции сегодняшнего дня растет с каждой минутой. Третейские суды становятся альтернативой государственных судов, перегруженных работой. Третейские суды доказывают свою практичность, поскольку не всегда есть потребность при решении гражданских и хозяйственных споров обращаться в государственный суд. По утверждению аналитиков, в скором будущем рассмотрение вопросов в третейских судах займет немалую часть в практике Украинского судопроизводства.
Список использованных нормативно-правовых актов
УПК Украины - Уголовно-процессуальный кодекс Украины
Закон о третейских судах - Закон Украины от 11.05.2004 г. № 1701- IV “О третейских судах”
Закон об исполнительном производстве - Закон Украины от 21.04.1999 г. № 606-XIV “Об исполнительном производстве”
Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость”
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 12 (690),
23 марта 2009 г.
Подписной индекс 40783
