Предъявление претензий и исков, возникающих при
перевозках грузов железнодорожным транспортом

Несмотря на катаклизмы экономика нашего государства работает в привычном режиме - заключаются и исполняются хозяйственные договоры, поставляются комплектующие узлы и агрегаты, готовая продукция доходит до конечного потребителя. В привычном режиме рассматриваются и судебные споры между субъектами хозяйствования. Это касается и договоров перевозки как важной составляющей договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Вопросы, связанные с заключением и выполнением договора перевозки, в том числе железнодорожным транспортом, регулируются статьями 908-928 ГК Украины, статьями 306-315 ХК Украины. Отношения, связанные с деятельностью транспорта, в том числе железнодорожного, регулируются Законом о транспорте, другими актами законодательства Украины. Основные правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта общего пользования определены Законом о железнодорожном транспорте.

В соответствии со ст. 914 ГК Украины, ст. 307 ХК Украины, ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте и п. 1-7 Устава железных дорог перевозки грузов железнодорожным транспортом организуются на договорных началах. Форма договора об организации перевозок грузов и проведение расчетов за перевозки, а также предоставленные железной дорогой услуги установлены Правилами расчетов за перевозку грузов. В договоре определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств, порядок расчетов за перевозку и дополнительные услуги, а также ответственность за нарушение обязательств.

В соответствии со ст. 925 ГК Украины, ст. 315 ХК Украины, п. 130 Устава железных дорог предъявлению к железной дороге иска может предшествовать предъявление к ней претензии. Таким образом, вопрос о предварительном предъявлении претензии до обращения с иском к железной дороге решается отправителем или получателем груза (багажа, грузобагажа) на собственное усмотрение.

Вместе с тем ст. 5 ХПК Украины предусмотрено, что порядок досудебного урегулирования споров определяется этим Кодексом, если иной порядок не установлен действующим на территории Украины законодательством, регулирующим конкретный вид хозяйственных отношений. К такому законодательству относится Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое предусматривает досудебный претенциозный порядок урегулирования споров, обязательный для соблюдения.

Привлечение железной дороги, в том числе и по инициативе хозяйственного суда, к участию в деле в качестве предусмотрен обязательный претенциозный порядок урегулирования спора. Если истец до предъявления иска предъявил к железной дороге претензию, а она не возвратила приложенные к претензии документы вместе с ответом на претензию или вообще не ответила на претензию, то хозяйственный суд, в порядке ст. 38 ХПК Украины, при подготовке дела к рассмотрению обязывает железную дорогу предоставить соответствующие документы. Согласно ст. 924 ТК Украины, ст. 314 ХК Украины и п.п. 114 и 115 Устава железных дорог железная дорога отвечает за несохранность принятого к перевозке груза в размере действительной стоимости утраченного груза или в размере той суммы, на которую была снижена его стоимость. Стоимость груза определяете на основании общей суммы счета или иного документа отправителя, который подтверждает количество и стоимость отправленного груза, в частности, договора или контракта купли-продажи, спецификации на груз, справки отправителя о количестве, цене и стоимости отправленного груза, подписанной главным бухгалтером, копии налоговой накладной. Стоимость груза, перевозимого с объявленной стоимостью, определяется в таком же порядке (п. 4 Правил перевозки грузов с объявленной стоимостью). Устав железных дорог не предусматривает обязательного приложения к претензии или иску доказательств уплаты грузополучателем или уполномоченным лицом стоимости груза. Однако пунктом 8 Правил предъявлений и рассмотрения претензий предусмотрено приложение к претензии, заявленной получателем о полной потере груза, документа об оплате стоимости груза при невозможности предоставления квитанции о приеме груза к перевозке. В случае если договоры купли-продажи или поставки заключаются между посредниками, а договор перевозки заключается между первым продавцом-грузоотправителем и железной дорогой на доставку груза конечному покупателю - грузополучателю, документы посредников о количестве и цене, по которым они продали продукцию, не признаются надлежащими доказательствами стоимости и цены отгруженной продукции, поскольку, в соответствии с п.п. 114 и 115 Устава железных дорог, железная дорога несет ограниченную материальную ответственность, исходя из стоимости груза, определенной на основании документа грузоотправителя. Если железная дорога признала претензию, но не перечислила соответствующие средства заявителю претензии, то последнему надлежит подать в установленном порядке иск о взыскании признанной суммы в пределах сокращенного шестимесячного срока исковой давности. При этом суды учитывают нормы ст. 264 ГК Украины, в соответствии с которой течение срока исковой давности перерывается совершением лицом действия, свидетельствующего о признании своего долга или иной обязанности. После прерывания течения исковой давности срок начинается снова, а время, которое прошло до прерывания хода исковой давности, в новый срок не зачисляется.

Правила предъявления и рассмотрения претензий допускают предъявление одной претензии о возмещении потери, порчи или повреждении груза не более чем по пяти отправкам, загруженных однородным грузом на одной станции одним отправителем на одну станцию назначения, в адрес одного получателя. Что же касается претензий, предъявляемых на других основаниях, например, о взыскании штрафа за невыполнение плана перевозок или штрафа за несвоевременную доставку грузов, то количество объединенных в одной претензии требований не ограничивается. Устав не ограничивает права истца объединить несколько требований в одном исковом заявлении. В решении соответствующего вопроса следует руководствоваться ст. 58 ХПК Украины. Суд имеет право оставить исковое заявление без рассмотрения, если в одном исковом заявлении объединено несколько требований и совместное рассмотрение этих требований будет препятствовать выяснению прав и взаимоотношений сторон или существенно усложнит разрешение спора (п. 5 части первой ст. 63 ХПК Украины). В одном исковом заявлении к железной дороге и грузоотправителю (грузополучателю) не должны объединяться требования, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат удовлетворению за счет железной дороги, например, возмещение за повреждение груза и штраф за поставку некачественной продукции, или не связанные между собой предоставленными доказательствами.

Споры, возникающие из договора перевозки, в том числе в прямом международном железнодорожном сообщении, в которых одним из ответчиков является транспортный орган, разрешаются хозяйственным судом по местонахождению органа транспорта, на который Уставом железных дорог и Правилами предъявления и рассмотрения претензий возложено рассмотрение претензии; что предусмотрено ст. 16 ХПК Украины (исключительная подсудность). В соответствии с п. 131 Устава железных дорог претензии о возмещении стоимости утраченного, поврежденного груза или прибывшего с недостачей, при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении в пределах железных дорог Украины, заявляются как получателем, гак и отправителем, а также от их имени уполномоченным лицом во всех случаях к железной дороге назначения, которая несет ответственность за все железные дороги - участницы перевозки. Привлекать в качестве другого ответчика или третьего лица железную дорогу отправления или транзитную железную дорогу у суда оснований нет. Согласно параграфу 6 ст. 29 СМГС претензии за несохранность при перевозках предъявляются компетентным органам железных дорог, перечень которых установлен в приложении 19 к СМГС. Под термином “железная дорога” СМГС определяет все железные дороги одного государства. Приложение 19 к СМГС определяет таким компетентным органом в Украине “Укрзалізницю” (Главное коммерческое управление). Вместе с тем, перечень компетентных органов, рассматривающих претензии, вытекающие из договоров перевозок, является исчерпывающим. Итак, претензии и иски, возникающие на правовых основаниях, отличных от указанных в п. 19 Приложения 19 к СМГС (в частности, по расчетам за перевозки и дополнительные услуги), могут предъявляться и подаваться к соответствующим железным дорогам, а не к органам, указанным в Приложении 19 к СМГС (т.е. “Укрзалізниці”).

Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах государств - участниц Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденная Советом по железнодорожному транспорту государств - участниц Содружества Независимых Государств 26-27.05.94, признана не применимой на железных дорогах Украины с 01.09 2003 г.

Как уже отмечалось, общие и сокращенные сроки исковой давности установлены ГК Украины. Однако частью второй ст. 9 указанного Кодекса определено, что законом могут быть предусмотрены особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования, каким является ХК Украины. Часть пятая ст. 315 ХК Украины и п. 136 Устава железных дорог устанавливают шестимесячный срок для предъявления перевозчиком к грузоотправителям и грузополучателям исков, вытекающих из договоров перевозок. С учетом части второй ст. 9 ГК Украины, ст. 315 ХК Украины и п. 136 Устава железных дорог иски к железным дорогам могут быть предъявлены в шестимесячный срок, исчисляемый в соответствии с п. 134 Устава железных дорог, - со дня установления обстоятельств, предшествующих обращению в суд (составление коммерческого акта, акта общей формы, списание средств с личного счета и т.п.). Этот срок не является окончательным, и потому в случае если он пропущен по уважительным причинам, суд имеет право возобновить указанный срок на основании ст. 267 ГК Украины. Сроки, установленные ст. 315 ХК Украины и п. 136 Устава железных дорог, не распространяются на перевозку грузов в международном сообщении, регулируемые СМГС и Конвенцией о международных железнодорожных перевозках. Статьей 58 этой Конвенции срок исковой давности для исков, основанных на договоре перевозки, устанавливается в один год, а в некоторых случаях - в 2 года. Прекращенное за давностью права на предъявление иска не может быть реализовано путем встречного иска или возражения.

Устав железных дорог не предоставляет права на обращение в суд с исками к структурным подразделениям железнодорожного транспорта общего пользования. Право на обращение с исками против грузоотправителей (грузополучателей), по смыслу п.п. 1 и 137 Устава железных дорог, имеют соответствующие железные дороги как юридические лица, а не их дирекции, станции и другие структурные подразделения. Поскольку ст. 54 ХПК Украины предоставляет право подписывать исковые заявления уполномоченному должностному лицу истца или его представителю, то должностные лица структурного подразделения железной дороги могут подписывать процессуальные документы от лица железной дороги при наличии соответствующей доверенности, а также представлять интересы железной дороги в судебных органах.

По смыслу части второй ст. 924 ГК Украины, ст. 314 ХК Украины, п. 105 Устава железных дорог, стороны несут ограниченную материальную ответственность за перевозку в пределах и размерах, предусмотренных Уставом железных дорог и отдельными договорами. Поэтому в решении спора, связанного с не выполнением или ненадлежащим выполнением железной дорогой, грузоотправителем, грузополучателем обязанностей, возникающих в связи с перевозкой грузов, учитывается то, что они несут ответственность лишь в пределах, предусмотренных Уставом железных дорог, а в установленных им случаях - соглашением сторон. Требования относительно возмещения ущерба, причиненного невыполнением или ненадлежащим выполнением договора перевозки, в размере большем, чем это предусмотрено Уставом железных дорог, удовлетворению не подлежат. Также свыше установленных предельных границ ответственности перевозчика по договору перевозки железной дорогой не подлежат взысканию инфляционные потери, годовые проценты и иные убытки, которые также не начисляются.

Список использованных нормативно-правовых актов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

ХПК Украины - Хозяйственный процессуальный кодекс Украины

Закон о транспорте - Закон Украины от 10.11.1994 г. № 232/94-ВР “О транспорте”

Закон о железнодорожном транспорте - Закон Украины от 04.07.1996 г. № 273/96-ВР “О железнодорожном транспорте”

Устав железных дорог - Устав железных дорог Украины, утвержденный Постановлением КМУ от 06.04.1998 г. № 457

СМГС - Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении, принятое 01.11.1951 г.

Конвенция о международных железнодорожных перевозках - Конвенция о международных железнодорожных перевозках, подписанная 09.05.1980 г.

Правила расчетов за перевозку грузов - Правила расчетов за перевозку грузов (п. 62 Устава), утвержденные приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644

Правила перевозки грузов с объявленной стоимостью - Правила перевозки грузов с объявленной стоимостью (п.п. 28,115 Устава), утвержденные приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644

Правила предъявления и рассмотрения претензий - Правила предъявления и рассмотрения претензий (п.п. 130-137 Устава), утвержденные приказом Минтранса Украины от 28.05.2002 г. № 334

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 12 (690),
23 марта 2009 г.
Подписной индекс 40783