Расходы на страхование предприятием водителей и
членов добровольных пожарных дружин: НДФЛ и валовые затраты

ВОПРОС: Необходимо ли удерживать НДФЛ при страховании предприятием водителей и членов добровольных пожарных дружин от несчастного случая? И можно ли предприятию включать данные страховые расходы в валовые затраты?

ОТВЕТ:

1. НДФЛ

Согласно п/п. 4.3.6 Закона об НДФЛ в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода плательщика (физлица - водителя или члена пожарной дружины) не включается “сумма взносов на обязательное страхование плательщика налога в соответствии с законом, иных, нежели сбор на государственное пенсионное страхование или взносы на общеобязательное государственное социальное страхование”.

Для того чтобы выяснить, является ли страхование физлиц, исполняющих упомянутые в вопросе функции, обязательным, обратимся к законодательным актам, и в первую очередь к действующей редакции статьи 7 Закона от 07.03.96г. № 85/96-ВР “О страховании”, в которой приведен перечень видов обязательного страхования.

В данном перечне под пунктом 6 значится “личное страхование от несчастных случаев на транспорте”, а под пунктом 3 - “личное страхование работников ведомственной (кроме работающих в учреждениях и организациях, финансируемых из Государственного бюджета Украины) и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд)”.

Обязательность страхования упомянутых лиц также прямо прописана в ст. 30 Закона от 17.12.93 г. № 3745-ХII “О пожарной безопасности”.

Как видим, и водители, работающие на предприятии*, и члены его добровольной пожарной дружины (команды) подлежат обязательному личному страхованию.

Для четкого ответа на поставленный вопрос обратимся еще к “подстраховым” нормативам, регулирующим проведение данных видов страхования, чтобы учесть вытекающие из них нюансы. Вопросы обязательного страхования водителей регулируются действующей редакцией Положения об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте (утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 14.08.96г. № 959).

В частности, в пункте 4 этого Положения говорится:

“Страхователями водителей являются юридические лица или дееспособные граждане - субъекты предпринимательской деятельности, являющиеся собственниками транспортных средств или эксплуатирующие их и заключившие со страховщиком договоры страхования.

Страховой платеж по обязательному личному страхованию водителей на железнодорожном, автомобильном и электротранспорте определяется в размере до 1 процента страховой суммы за каждого застрахованного”.

В пункте 6 данного Положения установлено:

“Размер страховой суммы для каждого застрахованного составляет 3000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан”, то есть на сегодняшний день - 51 000 грн.

Таким образом, сумма страхового платежа за каждого страхуемого от несчастного случая водителя должна быть в пределах до 510 грн.

Если же страховой платеж предприятия превышает данный предел, то сумма платежа, которая превысит 510 гривень, может быть расценена как облагаемый НДФЛ доход застрахованного физического лица.

Однако, насколько нам известно, размеры страховых платежей по данному виду страхования обычно на практике не превышают упомянутые 510 грн.

До мая 2007 года максимальный тариф для данного вида страхования был установлен в пределах 85 грн (то есть в шесть раз ниже нынешнего), и в период его действия превышения этой суммы платежа на практике имели место чаще, чем теперь. Поэтому при проверках скорее могут возникнуть проблемы со сверхтарифными платежами, осуществленными до мая 2007 года.

Что же касается страхования членов добровольных пожарных дружин (команд), то здесь ситуация достаточно схожая.

В соответствии с действующей редакцией Положения о порядке и условиях обязательного личного страхования работников ведомственной и местной пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд) (утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1995 года № 232) страхователями членов добровольных пожарных дружин являются предприятия, учреждения или организации, на которых такие дружины созданы, то есть это страхование производится за счет средств упомянутых субъектов (и такие расходы согласно п. 1 Положения должны быть включены в сметы на содержание добровольных пожарных дружин (команд)).

Согласно п. 3 Положения максимальный объем ответственности страховой компании (размер страховой суммы) составляет десятигодичную зарплату застрахованного лица в его должности на день страхования. А максимальный страховой тариф составляет 2% страховой суммы за каждого застрахованного (п. 4 Положения).

В то же время из Положения не совсем понятен механизм определения суммы этой самой зарплаты и размера страхового тарифа. Каких-либо разъяснений на этот счет нам обнаружить не удалось. Видимо, в каждом конкретном случае все зависит от подхода к определению этого показателя, согласованного страхователем в договоре с конкретным страховщиком (страховой компанией). Говорят, на практике бухгалтер страхователя обычно рассчитывает для страховой компании среднегодовую зарплату страхуемого лица.

В свете изложенного можно отметить, что если согласно договору страхования сумма страхового платежа находится в пределах упомянутых 2% от суммы десятигодичной зарплаты конкретного работника - члена добровольной пожарной дружины (она же - пятая часть, то есть 20% от годичного ее размера), то вопросов с обложением страховой суммы НДФЛ, в свете упомянутой льготы из п/п. 4.3.6, возникать не должно.

Если же сумма уплаченного страхового платежа превысит установленный предельный размер (что, заметим, маловероятно**), то не исключены попытки налоговиков включить суммы превышения в облагаемый НДФЛ доход застрахованному члену.

Таким образом, суммы страховых взносов, которые предприятие (или другой работодатель) перечисляет страховой компании за страхование упомянутых лиц (личное страхование водителей от несчастного случая на транспорте и личное страхование членов добровольных пожарных дружин/команд), в пределах установленных страховых тарифов не должны включаться в облагаемый НДФЛ доход.

2. Валовые затраты

Что же касается включения разбираемых страховых платежей в валовые затраты, то дорогу туда им открывает сам Закон О Прибыли. Напомним соответствующую норму: “В валовые затраты включаются: <...>

5.4.6. Любые расходы на страхование <...> рисков плательщика налога, связанных с осуществлением им хозяйственной деятельности, в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога, обязательность которого не предусмотрена законодательством, либо любые расходы на страхование сторонних физических или юридических лиц”.

Поскольку и в первом, и во втором из рассматриваемых случаев обязательность страхования физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком, установлена законодательно (см. выше - в разд. 1 нашего материала) и данные риски связаны с хозяйственной деятельностью плательщика налога, проблем с отнесением таких расходов на ВЗ быть не должно (причем заметим, что 5-процентное ограничение для ВЗ, о котором идет речь в последнем абзаце п/п. 5.4.6, на обязательные виды страхования не распространяется).

Теперь - о связи таких расходов с хоздеятельностью плательщика.

Что касается деятельности застрахованных водителей плательщика налога, то подтвердить связь таковой с хозяйственной деятельностью этого плательщика последнему особого труда не составит.

В отношении же добровольных пожарных дружин (команд) заметим, что, несмотря на “добровольность” членства в них, создание (и функционирование) таких дружин для плательщика является в действительности делом обязательным. Таковую обязательность можно прямо подтвердить положениями статей 28 и 29 Закона “О пожарной безопасности” и нормами Положения о добровольных пожарных дружинах (командах), утвержденного приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.02.2004г. № 70. Поэтому связь расходов на создание и функционирование добровольных пожарных дружин (команд), в том числе и на обязательное личное страхование их членов, с хозяйственной деятельностью плательщика - бесспорна.

Заметим также, что страховые суммы, относимые на ВЗ, не должны при этом превышать обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования. Методика определения обычной цены страхового тарифа утверждена распоряжением Госфинуслуг от 30 декабря 2004 года № 3259 Согласно данной Методике обычной ценой страхового тарифа для обязательных видов страхования является страховой тариф, установленный конкретным страховщиком, но в пределах “максимальных размеров страховых тарифов или в соответствии с методикой актуарных расчетов, установленной Кабинетом Министров Украины для соответствующего вида обязательного страхования”.

Поэтому логично ориентироваться в качестве порога для включения в ВЗ на максимальные суммы страховых тарифов (платежей), установленных обоими вышеупомянутыми (см. разд. 1 нашего материала) Положениями о страховании.

И только суммы превышения этих предельных показателей (каковое превышение, как мы уже упоминали выше, на практике наблюдается краше редко) на валовые затраты претендовать не смогут.

____________

* Кстати, это касается не только предприятий (и других юридических лиц), но также и физлиц - частных предпринимателей, эксплуатирующих в рамках своей деятельности труд водителей.

** Ибо в случае подобных нарушений (превышений) у страховщиков могут возникнуть определенные проблемы...

“Бухгалтер” № 6, февраль (II) 2009 г.
Подписной индекс 74201