Директива Совета 91/271/ЕЭС
"Об очистке городских сточных вод"
(Брюссель, 21 мая 1991 года)
(неофициальный перевод)(*)
Совет Европейских сообществ,
опираясь на Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, и в частности его статью 130 "s",
основываясь на Предложении Комиссии(*),
__________________
(*) ОЖ N C 1, 04.01.1990, с. 20 и ОЖ N C 287, 15.11.1990, с. 11.
учитывая Заключение Европейского парламента(*)
__________________
(*) ОЖ N C 260, 15.10.1990, с. 185.
принимая во внимание Заключение Экономического и социального комитета(*),
__________________
(*) ОЖ N C 168, 10.07.1990, с. 36.
поскольку Резолюция Совета от 28 июня 1988 г. о защите акватории Северного моря и прилегающих вод Сообщества(*) предложила Комиссии представить предложения по мерам, необходимым на уровне Сообщества для обеспечения очистки городских сточных вод;
__________________
(*) ОЖ N C 209, 09.08.1988, с. 3.
поскольку загрязнение окружающей среды из-за недостаточной очистки сточных вод в одном государстве-члене часто влияет на ситуацию в водоемах других государств-членов; поскольку в соответствии со статьей 130 "r" необходимы действия на уровне Сообщества;
поскольку для защиты окружающей среды от воздействия плохо очищенных городских сточных вод существует общая необходимость в организации вторичной очистки городских сточных вод;
поскольку необходимо в чувствительных сферах определить более строгие правила, поскольку для некоторых менее чувствительных сфер первичная очистка может быть разрешена соответственно;
поскольку для промышленных сточных вод, попадающих в системы сбора, а равно для сбросов сооружений очистки городских сточных вод и утилизируемого осадка сточных вод должны быть выработаны общие правила, либо нормативы и/или специальные разрешения;
поскольку для способных к биологическому разложению промышленных сточных вод, сбрасываемых в некоторых отраслях промышленности, которые не направляются на сооружения очистки городских сточных вод перед их сбросом в принимающие воды, необходимо установить соответствующие требования;
поскольку необходимо поощрять переработку осадка сточных вод, образующегося после очистки сточных вод, сопровождая этот процесс постепенным прекращением утилизации осадка сточных вод в поверхностных водах;
поскольку необходимо проводить мониторинг очистных сооружений, принимающих вод и утилизации осадка сточных вод для обеспечения защиты окружающей среды от вредного воздействия сброса сточных вод;
поскольку важно обеспечить доступность для общественности информации об утилизации сточных вод и осадка сточных вод в форме периодических отчетов;
поскольку государства-члены обязаны ввести и представить в Комиссию национальные программы по имплементации настоящей Директивы;
поскольку необходимо создать Комитет в целях оказания помощи Комиссии в вопросах, касающихся имплементации настоящей Директивы и ее адаптации к техническому прогрессу,
принял настоящую Директиву:
Статья 1
Настоящая Директива касается сбора, очистки и удаления городских сточных вод, а также очистки и удаления сточных вод некоторых отраслей промышленности.
Целью настоящей Директивы является защита окружающей среды от вредного воздействия сбросов вышеупомянутых сточных вод.
Статья 2
Для целей настоящей Директивы:
1. термин "городские сточные воды" означает бытовые сточные воды или смесь бытовых сточных вод с промышленными и/или дождевыми водами;
2. термин "бытовые сточные воды" означает сточные воды из систем канализации населенных пунктов, по большей части происходят из естественных отходов человеческой жизнедеятельности и отходов домашнего хозяйства;
3. термин "промышленные сточные воды" означает любые стоки с объектов, осуществляющих какую-либо торговую или промышленную деятельность, кроме бытовых сточных вод и дождевых вод;
4. термин "агломерация" означает пространство, на котором значительно сконцентрированы население и/или экономическая деятельность для того, чтобы произвести сбор городских сточных вод и провести их отвод на очистные сооружения или на место окончательного сброса;
5. термин "система сбора" означает канализационную систему, которая собирает и отводит городские сточные воды;
6. термин "1 э.н. (эквивалент населения)" означает органический, способный к биологическому разложению объем загрязнителей, имеющий пятидневный показатель биохимического потребления кислорода (БПК5), требующий 60 г кислорода в день;
7. термин "первичная очистка" означает очистку городских сточных вод путем физического и/или химического процесса, который обеспечивает осаждение взвешенных твердых частиц или другие процессы, при которых показатель БПК5 для неочищенных стоков в процессе очистки как минимум снижается на 20%, а общее содержание взвешенных твердых частиц в неочищенных стоках - на 50%;
8. термин "вторичная очистка" означает очистку городских стоков путем, как правило, биологического процесса, сопровождаемого вторичным осаждением или другого процесса, при котором соблюдаются требования таблицы 1 Приложения I;
9. термин "соответствующая очистка" означает очистку городских стоков путем любого процесса и/или системы удаления, в результате которой водотоки, принимающие сбросы, отвечают соответствующим требованиям к качеству и положениям этой и прочих директив Сообщества;
10. термин "осадок" означает очищенный или неочищенный осадок после очистки городских стоков очистными сооружениями;
11. термин "эвтрофикация" означает процесс накопления в водоеме веществ, в особенности нитратов и фосфатов, который приводит к быстрому росту водорослей и водных растений и нежелательным нарушениям баланса водных организмов, а также изменениям качества воды;
12. термин "устье" означает переходный участок реки в месте впадения пресной речной воды в прибрежные воды. Государства-члены утверждают (морские) границы устья в целях настоящей Директивы в качестве части программы имплементации в соответствии с положениями статьи 17 (1) и (2);
13. термин "прибрежные воды" означает воды за пределами линии отлива или предельной границей устья.
Статья 3
1. Государства-члены обеспечивают, чтобы любые агломерации предусматривали системы сбора городских стоков,
- не позднее 31 декабря 2000 г. для агломераций с эквивалентом населения (э.н.) более 15 000, и
- не позднее 31 декабря 2005 г. для агломераций с э.н. от 2000 до 15 000.
Для городских стоков, сбрасываемых в принимающие водотоки, рассматриваемые как "чувствительные сферы" в соответствии со статьей 5, государства-члены обеспечивают не позднее 31 декабря 1998 г. обустройство систем сбора для агломераций более 10 000 э.н.
Там, где обустройство системы сбора является неоправданным в силу отсутствия какой-либо выгоды для окружающей среды или чрезмерной стоимости проекта, для достижения того же уровня защиты окружающей среды используются индивидуальные или другие подходящие системы.
2. Системы сбора, упомянутые в параграфе 1, отвечают требованиям Приложения I "A". В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, изложенной в статье 18.
Статья 4
1. Государства-члены обеспечивают, чтобы городские стоки, попадающие в систему сбора, перед сбросом подвергались вторичной или эквивалентной ей очистке:
- не позднее 31 декабря 2000 г. для всех сбросов из агломераций более 15 000 э.н,
- не позднее 31 декабря 2005 г. для всех сбросов из агломераций от 10 000 до 15 000 э.н,
- не позднее 31 декабря 2005 г. для всех сбросов в пресные водоемы и устья из агломераций от 2000 до 10 000 э.н.
2. Сбросы городских стоков в водоемы, расположенные в высокогорных районах (выше 1500 м над уровнем моря), где использование эффективной биологической очистки затруднительно из-за низких температур, могут подвергаться менее строгой процедуре очистки, чем предписано параграфом 1, при условии предоставления детальных исследований, что такие сбросы не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду.
3. Сбросы с сооружений очистки городских стоков, упомянутые в параграфах 1 и 2, соответствуют надлежащим требованиям Приложения I "B". В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, изложенной в статье 18.
4. Объем загрязнителей, выраженный в э.н., должен рассчитываться на основе максимальной средней недельной нагрузки на очистные сооружения, зафиксированной в течение года, за исключением аномальных ситуаций, например, обильного выпадения осадков.
Статья 5
1. Для целей параграфа 2, государства-члены к 31 декабря 1993 г. идентифицируют чувствительные сферы в соответствии с критериями, установленными в Приложении II.
2. Государства-члены обеспечивают, чтобы городские стоки, попадающие в систему сбора, перед сбросом в наиболее важные участки подвергались более строгой процедуре очистки, чем предписано статьей 4, не позднее 31 декабря 1998 г. для всех сбросов из агломераций более 10 000 э.н.
3. Сбросы от сооружений очистки городских стоков, упомянутые в параграфе 2, соответствуют надлежащим требованиям Приложения I "B". В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, изложенной в статье 18.
4. С другой стороны, требования к отдельным предприятиям, изложенные в параграфах 2 и 3, могут не применяться для чувствительных сфер, если обеспечивается, что минимальный процент снижения общего объема загрязнителей на всех сооружениях очистки городских стоков в этой сфере достигает, по меньшей мере, 75% для фосфатов и 75% для нитратов.
5. Сбросы от сооружений очистки городских стоков, расположенных на соответствующих водоотстойниках наиболее важных участков и загрязняющих окружающую среду данных участков, охватываются положениями параграфов 2, 3 и 4.
В случаях, если вышеупомянутые водоотстойники частично или полностью располагаются на территории другого государства-члена, применяется статья 9.
6. Государства-члены обеспечивают, чтобы идентификация чувствительных сфер проводилась как минимум один раз в течение четырех лет.
7. Государства-члены обеспечивают соответствие вышеупомянутым требованиям всех участков, идентифицированных согласно параграфу 6, как чувствительные в течение семи лет.
8. Государство-член может не идентифицировать чувствительные сферы в целях настоящей Директивы, если она применяет процедуру очистки согласно параграфам 2, 3 и 4 на всей своей территории.
Статья 6
1. В целях параграфа 2, государства-члены могут к 31 декабря 1993 г. идентифицировать менее чувствительные сферы в соответствии с критериями, установленными в Приложении II.
2. Сбросы городских стоков из агломераций от 10 000 до 15 000 э.н. в прибрежные воды и сбросы из агломераций от 2000 до 10 000 э.н. в устья, расположенные в сферах, упомянутых в параграфе 1, могут подвергаться менее строгой процедуре очистки, предписанной статьей 4, при условии, что:
- такие сбросы проходят как минимум первичную очистку согласно статье 2 (7) в соответствии процедурами контроля, изложенными в Приложении I "D",
- результаты проведенных исследований показывают, что такие сбросы не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду.
Государства-члены направляют в Комиссию всю необходимую информацию относительно вышеупомянутых исследований.
3. Если Комиссия сочтет, что условия, предусмотренные в параграфе 2, не выполнены, она направит в Совет соответствующие предложения.
4. Государства-члены обеспечивают, чтобы идентификация менее чувствительных сфер проводилась как минимум один раз в течение четырех лет.
5. Государства-члены обеспечивают соответствие вышеупомянутым требованиям всех участков, идентифицированных согласно статьям 4 и 5, как менее чувствительные в течение семи лет.
Статья 7
Государства-члены обеспечивают, чтобы к 31 декабря 2005 г. городские стоки, попадающие в систему сбора, перед сбросом проходили соответствующую очистку согласно положениям статьи 2 (9) в следующих случаях:
- при сбросе в пресные водоемы и устья рек из агломераций менее 2000 э.н.;
- при сбросе в прибрежные воды из агломераций менее 10 000 э.н.
Статья 8
1. Государства-члены могут в исключительных случаях в силу технических проблем для части населения, проживающей в определенном географическом районе, подать в Комиссию запрос на продление срока, установленного для выполнения положений статьи 4.
2. Такой запрос, который должен быть надлежащим образом обоснован, содержит имеющиеся технические проблемы и программу действий с графиком их выполнения для обеспечения имплементации настоящей Директивы. Этот график включается в программу имплементации, упоминаемой в статье 17.
3. Только технические причины могут быть приняты к рассмотрению, а продление срока, упомянутое в параграфе 1, не может устанавливаться позже 31 декабря 2005 г.
4. Комиссия рассматривает такой запрос и принимает соответствующие меры в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
5. В исключительных обстоятельствах, когда может быть продемонстрировано, что более тщательная очистка стоков не принесет пользу окружающей среде, сбросы в менее чувствительные сферы стоков из агломераций более 150 000 э.н. могут подвергаться очистке согласно положениям статьи 6 о стоках из агломераций от 10 000 до 15 000 э.н.
В таких случаях, государства-члены заранее представляют в Комиссию всю необходимую документацию. Комиссия рассмотрит каждый случай и примет необходимые меры в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
Статья 9
Если воды, находящиеся в сфере юрисдикции государства-члена, подвергаются вредному воздействию городских стоков из другого государства-члена, государство-член, чьи воды загрязняются, может уведомить другое государство-член и Комиссию о соответствующих фактах.
Соответствующие государства-члены организуют при необходимости надлежащие консультации с Комиссией для уточнения сбросов и мер, которые необходимо принять на местах для защиты водоемов с тем, чтобы обеспечить соответствие положениям настоящей Директивы.
Статья 10
Государства-члены обеспечивают, чтобы сооружения очистки городских стоков, возводимые в соответствии с требованиями статей 4, 5, 6 и 7, проектировались, строились и эксплуатировались так, чтобы обеспечить их бесперебойное функционирование при любых нормальных местных климатических условиях. При проектировании станций должны учитываться сезонные колебания нагрузки.
Статья 11
1. Государства-члены обеспечивают, чтобы до 31 декабря 1993 г. сбросы промышленных стоков в системы сбора и на сооружения очистки городских стоков проводились в соответствии с ранее принятыми регламентами и/или специальными разрешениями, полученными от компетентного органа или соответствующих структур.
2. Регламенты и/или специальные разрешения соответствуют требованиям Приложения I "C". Эти требования могут быть изменены в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
3. Регламенты и/или специальные разрешения пересматриваются и, при необходимости, в них вносятся соответствующие изменения.
Статья 12
1. Очищенные стоки по возможности используются повторно. Маршруты их утилизации разрабатываются так, чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие на окружающую среду.
2. Компетентные органы или соответствующие организации обеспечивают, чтобы утилизация городских стоков, прошедших очистку на очистных сооружениях, проводилась согласно ранее принятым регламентам и/или специальным разрешениям.
3. Ранее введенные регламенты и/или специальные разрешения на сбросы с сооружений очистки городских стоков в соответствии с параграфом 2 для агломераций от 2000 до 10 000 э.н. в случае сброса в пресноводные водоемы и устья, а также более 10 000 э.н. для всех сбросов, соответствует применимым требованиям Приложения I "B". В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
4. Регламенты и/или разрешения пересматриваются и, при необходимости, в них вносятся соответствующие изменения.
Статья 13
1. Государства-члены обеспечивают, чтобы к 31 декабря 2000 г. способные к биологическому разложению промышленные стоки от предприятий, принадлежащих отраслям промышленности, перечисленным в Приложении III, которые сбрасываются в принимающие водотоки, минуя очистные сооружения, перед сбросом соответствовали требованиям ранее введенных регламентов и/или специальных разрешений компетентных органов или соответствующих структур для всех сбросов с предприятий при 4000 э.н. и более.
2. К 31 декабря 1993 г. компетентный орган или соответствующая структура в каждом государстве-члене определяет требования к сбросам таких стоков в соответствии со спецификой загрязнения вод в конкретных отраслях.
3. Комиссия проводит сравнительный анализ требований государств-членов к 31 декабря 1994 г. Она публикует результаты анализа в отчете и, при необходимости, делает соответствующие предложения.
Статья 14
1. Осадок, остающийся после процесса очистки стоков, по возможности используется повторно. Маршруты его утилизации разрабатываются так, чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие на окружающую среду.
2. Компетентные органы или соответствующие структуры обеспечивают, чтобы до 31 декабря 1998 г. утилизация осадка с очистных сооружений проводилась в соответствии с общими правилами, на основе регистрации или выдачи разрешения.
3. Государства-члены обеспечивают, чтобы к 31 декабря 1998 г. была полностью прекращена утилизация осадка в поверхностные водоемы путем его сваливания с морских судов, сбросов из трубопроводов, а также иными способами.
4. До устранения форм утилизации, упомянутых в параграфе 3, государства-члены обеспечивают их лицензирование, а также прогрессивное снижение общего содержания токсичных, устойчивых или биоаккумулируемых веществ в утилизируемом в поверхностных водоемах осадке.
Статья 15
1. Компетентные органы или соответствующие структуры проводят мониторинг:
- сбросов с сооружений очистки городских стоков в целях проверки соблюдения требований Приложения I "B" в соответствии с контрольными процедурами, предусмотренными в Приложении I "D",
- объемов и химического состава осадка, утилизируемого в поверхностных водоемах.
2. Компетентные органы или соответствующие структуры проводят мониторинг стоков, сбрасываемых с очистных сооружений, а также прямых сбросов в соответствии с требованиями статьи 13 в тех случаях, когда возможно значительное воздействие на окружающую среду.
3. В случае сбросов, проводимых в соответствии с положениями статьи 6 и утилизации осадка в поверхностных водоемах, государства-члены проводят мониторинг и любые другие необходимые исследования для проверки того, что такие сбросы или утилизация не оказывают вредного воздействия на окружающую среду.
4. Информация, собираемая компетентными органами или соответствующими структурами во исполнение требований параграфов 1, 2 и 3, аккумулируется в государстве-члене и направляется Комиссии в течение шести месяцев с момента получения запроса от нее.
5. Инструкции по мониторингу, упомянутому в параграфах 1, 2 и 3, могут формулироваться в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
Статья 16
Без ущерба для имплементации положений Директивы Совета 90/313/ЕЭС от 7 июня 1990 г. о свободе доступа к информации, касающейся окружающей среды(*), государства-члены обеспечивают, чтобы один раз в два года соответствующие органы или структуры публиковали отчеты о текущей ситуации в своих регионах по утилизации городских стоков и осадка. Эти отчеты направляются Комиссии государствами-членами сразу после их опубликования.
__________________
(*) ОЖ N L 158, 23.06.1990, с. 56.
Статья 17
1. Государства-члены к 31 декабря 1993 г. учреждают программу имплементации настоящей Директивы.
2. Государства-члены к 30 июня 1994 г. предоставляют Комиссии информацию о программе.
3. При необходимости, государства-члены один раз в два года к 30 июня направляют в Комиссию информацию, упомянутую в параграфе 2.
4. Методы и порядок оформления отчетности по национальным программам определяются в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18. Любые изменения и дополнения к этим методам и порядку оформления разрабатываются в соответствии с той же процедурой.
5. Комиссия один раз в два года проводит анализ и оценку информации, полученной в ходе применения параграфов 2 и 3 настоящей статьи и публикует соответствующий отчет.
Статья 18
1. Комиссии содействует специальный Комитет, образованный из представителей государств-членов и возглавляемый представителем Комиссии.
2. Представитель Комиссии направляет на рассмотрение комитета проект предлагаемых мер. Комитет высказывает свое заключение по проекту в установленный срок, который может быть установлен председателем в зависимости от срочности вопроса. Заключение комитета утверждается большинством в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 148 (2) Договора для случаев, когда решения утверждаются Советом по предложению Комиссии. Голоса представителей государств-членов в комитете взвешиваются в соответствии с процедурой, предусмотренной в этой статье. Председатель не голосует.
3. a) Комиссия утверждает предлагаемые меры, если они поддержаны комитетом.
b) Если меры не поддержаны заключением Комитета или заключение не было вынесено, Комиссия незамедлительно направляет в Совет свои предложения по предпринимаемым мерам. Совет голосует квалифицированным большинством.
Если по истечении трех месяцев со дня подачи предложения в его адрес Совет не предпримет никаких действий, Комиссия утверждает предлагаемые меры, за исключением случаев, когда Совет примет решение против них простым большинством.
Статья 19
1. Государства-члены вводят в действие законы, регулятивные и административные положения, необходимые для соблюдения требований настоящей Директивы не позднее 30 июня 1993 г., о чем ставят в известность Комиссию.
2. Меры, принятые государствами-членами во исполнение параграфа 1, содержат ссылку на настоящую Директиву или сопровождаются такой ссылкой при их официальной публикации. Способы опубликования такой ссылки определяются самими государствами-членами.
3. Государства-члены доводят до сведения Комиссии тексты основных положений национальных законов, которые будут приняты в области, охватываемой настоящей Директивой.
Статья 20
Настоящая Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Брюсселе 21 мая 1991 года.
За Совет,
Председательствующий Р.СТЕЙХЕН
__________________
(*) Перевод Калиниченко П.А.
Приложение I
Требования
к городским стокам
A. Системы сбора(*)
__________________
(*) ОЖ N L 194, 25.07.1975, с. 26, с изменениями и дополнениями, внесенными Директивой 79/869/ЕЭС (ОЖ N L 271, 29.10.1979, с. 44).
Системы сбора принимают во внимание требования к очистке стоков.
Разработка дизайна, строительство и эксплуатация систем сбора осуществляться с использованием последних технических достижений, но без чрезмерных затрат, в особенности в отношении:
- объема и характеристик городских сточных вод,
- предотвращения утечек,
- ограничения загрязнения принимающих водотоков из-за переполнения очистных сооружения дождевыми стоками.
B. Сброс с сооружений очистки городских стоков
в принимающие водотоки(*)
__________________
(*) Учитывая невозможность сооружения на практике систем сбора и очистных сооружений для обеспечения очистки всех стоков во время аномальных ситуаций (обильные осадки), государства-члены определяют меры по ограничению загрязнения окружающей среды из-за переполнения очистных сооружений дождевыми стоками. Такие меры могут основываться, например, на определении какого-то допустимого количества таких переполнений в течение года.
1. Очистные сооружения разрабатываются или перестраиваются так, чтобы обеспечить получение различных образцов как неочищенных, так и очищенных стоков до момента их сброса в принимающие водотоки.
2. Сбросы с сооружений очистки городских стоков, подлежащие очистке в соответствии со статьями 4 и 5 соответствуют требованиям, предусмотренным в таблице 1.
3. Сбросы с сооружений очистки городских стоков в чувствительные сферы, подверженные эвтрофикации согласно Приложению II "A"a", inter alia, соответствуют требованиям, предусмотренным в таблице 2 настоящего Приложения.
4. Более строгие требования, чем те, которые предусмотрены в таблице 1 и/или таблице 2, применяются по мере необходимости для обеспечения того, чтобы принимающие водотоки соответствовали требованиям всех прочих директив в данной сфере.
5. Пункты сброса городских стоков устанавливаются как можно быстрее с тем, чтобы свети к минимуму воздействие на принимающие водотоки.
C. Промышленные стоки
Промышленные стоки, попадающие в системы сбора и сооружения очистки городских стоков, подвергаются такой степени очистки, которая необходима в целях:
- защиты здоровья работников очистных сооружений и систем сбора,
- обеспечение безущербной работы систем сбора, очистных сооружений и их оборудования,
- обеспечения бесперебойного функционирования сооружений по очистке сточных вод и шлама,
- обеспечения отсутствия воздействия сбросов с очистных сооружений на окружающую среду или такого воздействия на принимающие водотоки, в результате которого они перестают соответствовать другим директивам Сообщества,
- обеспечения способов утилизации осадка, безопасных для окружающей среды.
D. Общие методы мониторинга и оценки результатов
1. Государства-члены обеспечивают применение метода мониторинга, как минимум, соответствующего уровню перечисленных далее требований.
Методы, альтернативные упомянутым в параграфах 2, 3 и 4 также могут использоваться, если будет продемонстрировано, что они предоставляют равнозначные результаты.
Государства-члены предоставляют Комиссии всю необходимую информацию о применяемых методах. Если Комиссия сочтет, что условия, установленные параграфами 2, 3 и 4, не выполнены, она направит соответствующее предложение в Совет.
2. Образцы (пропорционально нагрузке на очистные сооружения или отбираемые в определенные часы) взимаются в одном и том же установленном месте на выходе и, при необходимости, на входе очистных сооружений для обеспечения соблюдения требований настоящей Директивы в части сбрасываемых стоков.
В процессе работы применяются общепринятые лабораторные методы с тем, чтобы свести к минимуму деградацию образцов за период времени с отбора до анализа.
3. Минимальное годовое количество образцов устанавливается в соответствии с размерами очистных сооружений и отбираться регулярно в течение всего года:
- для э.н. от 2000 до 9999: 12 образцов в течение 1-го года, по 4 образца в последующие годы, если будет продемонстрировано, что стоки в течение первого года соответствуют положениям Директивы для параметров из таблицы; если один из четырех образцов не уложится в норму, в последующий год отбираются 12 образцов.
- для э.н. от 10 000 до 49 999: 12 образцов.
- для э.н. от 50 000 и выше: 24 образца.
4. Очищенные стоки считаются отвечающими норме, если для каждого отдельно взятого параметра образцы стоков покажут, что они соответствуют конкретному параметру следующим образом:
a) для параметров таблицы 1 и статьи 2 (7), максимальное количество образцов, не соответствующих нормам концентрации и снижения процентного содержания, перечисленным в таблице 1 и статье 2 (7), установлено в таблице 3;
b) для параметров таблицы 1, выраженных значениями концентрации, количество образцов, отобранных при нормальных условиях и не соответствующих нормам, не отклоняется от указанных значений более, чем на 100%. Для значений параметров концентрации, относящихся к общему содержанию взвешенных твердых частиц, могут приниматься отклонения до 150%;
c) для параметров таблицы 2 среднегодовые показатели образцов по каждому параметру не превышают предельных значений, установленных для конкретного параметра.
5. Экстремальные значения параметров, относящихся к качеству воды, не принимаются во внимание, если они получены в результате аномальных ситуаций, например, обильного выпадения осадков.
Таблица 1
Ограничения для сбросов с сооружений очистки городских
стоков, подлежащих очистке в соответствии со статьями 4 и 5
Директивы. Необходимо обеспечить безусловное соблюдение
ограничений концентраций или снижения % содержания.
------------------------------------------------------------------
|Параметры |Концентрация |Минимальный % |Общий метод |
| | |снижения |измерения |
| | |содержания(*) | |
|----------------+-------------+--------------+------------------|
|Биохимическое |25 mg/l O |70-90 |Гомогенный, |
|потребление | 2 |40 согласно |нефильтрованный |
|кислорода (БПК5 | |статье 4 (2) |образец. |
|при 20 град.C) | | |Определение |
|без нитрификации| | |содержания |
|(**) | | |растворенного |
| | | |кислорода до и |
| | | |после пятидневной |
| | | |инкубации при |
| | | |20 град.C +/- |
| | | |1 град.C, в |
| | | |полной темноте. |
| | | |Добавление |
| | | |ингибитора |
| | | |нитрификации |
|----------------+-------------+--------------+------------------|
|Химическое |125 mg/l O |75 |Гомогенный, |
|потребление | 2 | |нефильтрованный |
|кислорода (ХПК) | | |образец дихромата |
| | | |калия. |
|----------------+-------------+--------------+------------------|
|Общее содержание|35 mg/l(***) |90(***) | - фильтрование |
|взвешенных |35 согласно |90 согласно |репрезентативного |
|твердых частиц |статье 4 (2) |статье 4 (2) |образца через |
| |(э.н. более |(э.н. более |мембрану |
| |10 000) |10 000) |0,45 mu * m. |
| | | |Сушка при |
| | | |105 град.C |
| | | |и взвешивание |
| |60 согласно |70 согласно |- помещение |
| |статье 4 (2) |статье 4 (2) |репрезентативного |
| |(э.н. 2000- |(э.н. 2000- |образца в |
| |10 000) |10 000) |центрифугу |
| | | |(минимум на 4 |
| | | |минуты со средним |
| | | |ускорением от |
| | | |2800 до 3200 g), |
| | | |сушка при |
| | | |105 град.C |
| | | |и взвешивание |
|----------------------------------------------------------------|
|(*) Снижение по отношению к содержанию в поступающих на очистку |
|стоках. |
|(**) Этот параметр можно заменить другим: общее содержание |
|органического углерода или общее потребление кислорода (ОПК), |
|если можно установить, что между БПК5 и замещающим параметром |
|имеется связь. |
|(***) Данное требование не является обязательным. |
------------------------------------------------------------------
Анализ сбросов из отстойников проводится на фильтрованных
образцах, при этом, концентрация взвешенных твердых веществ в
нефильтрованных образцах не превышает 150 mg/l.
Таблица 2
Ограничения для сбросов с сооружений очистки городских стоков
в наиболее важные участки, подверженные эвтрофикации согласно
Приложению II "A"a". В зависимости от местной ситуации, могут
использоваться один или несколько параметров. Необходимо
обеспечить безусловное соблюдение ограничений концентраций или
снижения % содержания.
------------------------------------------------------------------
|Параметры |Концентрация |Минимальный % |Общий метод |
| | |снижения |измерения |
| | |содержания(*) | |
|-------------+---------------+--------------+-------------------|
|Всего фосфаты|2 mg/l |80 |Спектрофотометрия |
| |(э.н. 10 000- | |методом |
| |100 000) | |молекулярной |
| |1 mg/l (э.н. | |абсорбции |
| |более 100 000) | | |
|-------------+---------------+--------------+-------------------|
|Всего нитраты|15 mg/l |70-80 |Спектрофотометрия |
|(**) |(э.н. 10 000- | |методом |
| |100 000)(***) | |молекулярной |
| |10 mg/l | |абсорбции |
| |(э.н. более | | |
| |100 000)(***) | | |
|----------------------------------------------------------------|
|(*) Снижение по отношению к содержанию в поступающих на очистку |
|стоках. |
|(**) Всего нитраты означает: общее содержание нитратов |
|по Кьелдалю (органические и аммониевые азотные вещества), |
|нитраты и нитриты. |
|(***) Данные значения концентрации являются среднегодовыми, как |
|указано в Приложении I, параграф "D" 4 "c". Однако, можно |
|использовать и среднедневные значения, если, в соответствии в |
|Приложением I, параграф "D" 1, будет доказано, что достигается |
|тот же уровень защиты. В этом случае, среднедневные значения |
|общего содержания нитратов не должны превышать 20 mg/l для всех |
|образцов, когда температура стоков в биологическом реакторе выше|
|или равна 120 град.C. Температурные условия могут быть заменены |
|ограничением времени операции для учета местных климатических |
|условий. |
------------------------------------------------------------------
Таблица 3
------------------------------------------------------------------
|Серии образцов, отбираемых|Максимальное допустимое число |
|в любой год |образцов, не соответствующих норме |
|--------------------------+-------------------------------------|
|4-7 |1 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|8-16 |2 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|17-28 |3 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|29-40 |4 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|41-53 |5 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|54-67 |6 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|68-81 |7 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|82-95 |8 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|96-110 |9 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|111-125 |10 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|126-140 |11 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|141-155 |12 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|156-171 |13 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|172-187 |14 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|188-203 |15 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|204-219 |16 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|220-235 |17 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|236-251 |18 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|252-268 |19 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|269-284 |20 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|285-300 |21 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|301-317 |22 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|318-334 |23 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|335-350 |24 |
|--------------------------+-------------------------------------|
|351-365 |25 |
------------------------------------------------------------------
Приложение II
Критерии определения
чувствительных и менее чувствительных сфер
A. Чувствительные сферы
Водоем охватывается понятием чувствительной сферы, если он является одним из нижеперечисленного:
a) природные пресноводные озера, прочие пресноводные водоемы, устья рек и прибрежные воды, являющиеся эвтропичными или могущие стать таковыми в ближайшем будущем, если не будут предприняты защитные меры.
При определении того, содержание каких веществ необходимо понизить в процессе очистки, необходимо принимать во внимание следующие характеристики:
i) озера и ручьи, впадающие в озера/резервуары/закрытые заливы с плохим водообменном, в результате чего может возникнуть накопление веществ. На этих участках необходимо обеспечить удаление фосфатов, если не будет продемонстрировано, что такое удаление не окажет никакого положительного эффекта на уровень эвтрофикации. Там, где имеет место сброс стоков от крупных агломераций, следует также рассмотреть необходимость удаления нитратов.
ii) устья, заливы и прочие прибрежные воды с плохим водообменном или получающие большое количество питательных веществ. Для таких сфер сбросы из малых агломераций обычно не слишком важны, однако для крупных агломераций необходимо обеспечить удаление фосфатов и нитратов, если не будет продемонстрировано, что такое удаление не окажет никакого положительного эффекта на уровень эвтрофикации;
b) поверхностные пресные водоемы, предназначенные для забора питьевой воды, концентрация нитратов в которых может превысить значения, определенные соответствующими положениями Директивы Совета 75/440/ЕЭС от 16 июня 1975 г. о качестве поверхностных вод, предназначенных для забора питьевой воды в государствах-членах, если не предпринять защитные меры;
c) участки, на которых для выполнения условий директив Совета необходима более тщательная очистка, чем предписано статьей 4 настоящей Директивы.
B. Менее чувствительные сферы
Морской водоем или его территория охватывается понятием менее чувствительной сферы, если сброс стоков не оказывает влияние на окружающую среду с точки зрения морфологии, гидрологии или прочих специфических условий в данном районе.
При определении менее важных участков, государства-члены принимают во внимание риски того, что сбрасываемые стоки могут переместиться на соседние участки, где могут нанести ущерб окружающей среде. Государства-члены признают наличие чувствительных сфер вне зоны их национальной юрисдикции.
При определении менее чувствительных сфер необходимо учитывать следующие характеристики:
- открытые заливы, устья и прочие прибрежные воды с хорошим водообменном и не подверженные эвтрофикации или кислородному истощению, а также
- те, которым не грозит эвтрофикация или кислородное истощение из-за сброса городских стоков.
Приложение III
Отрасли промышленности
1. Производство молочной продукции
2. Переработка фруктов и овощей
3. Производство и розлив безалкогольных напитков
4. Переработка картофеля
5. Переработка мяса
6. Пивоваренная промышленность
7. Производство спирта и спиртных напитков
8. Производство кормов для скота из растительного сырья
9. Производство желатина и клея из шкур и костей животных
10. Солодовни
11. Переработка рыбной продукции