Директива N 80/68/ЕЭС
Совета Европейских Сообществ
"О защите подземных вод от загрязнения
некоторыми опасными веществами"

(Брюссель, 17 декабря 1979 года)

(неофициальный перевод)(*)

Совет Европейских сообществ,

опираясь на Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, и в частности его статьи 100 и 235,

основываясь на Предложении Комиссии(*),

_______________

(*) ОЖ N C 37, 14.02.1978, с. 3.

учитывая Заключение Европейского парламента(*)

_______________

(*) ОЖ N C 296, 11.12.1978, с. 35.

принимая во внимание Заключение Экономического и Социального комитета(*),

_______________

(*) ОЖ N C 283, 27.11.1978, с. 39.

поскольку существует неотложная необходимость защиты подземных вод Сообщества от загрязнения, в частности, причиняемого некоторыми устойчивыми, токсичными и способными к биоаккумуляции веществами;

поскольку Программа действий в области окружающей среды, принятая Европейскими сообществами в 1973 г.(*) и дополненная Программой 1977 г.(**), предусматривает ряд мер по защите подземных вод от загрязнения некоторыми веществами;

_______________

(*) ОЖ N C 112, 20.12.1973, с. 3.

(**) ОЖ N C 139, 13.06.1977, с. 3.

поскольку статья 4 Директивы Совета 76/464/ЕЭС от 4 мая 1976 г. о загрязнении, причиняемом некоторыми опасными веществами, высвобождаемыми в акватическую среду Сообщества(*) предусматривает имплементацию отдельной директивы по подземным водам;

_______________

(*) ОЖ N L 129, 18.05.1976, с. 23.

поскольку любые расхождения между положениями, которые регулируют сброс ряда опасных веществ в подземные воды, как действующие, так и разрабатываемые в различных государствах-членах, могут создать неравные условия конкуренции и таким образом прямо повлиять на функционирование общего рынка; поскольку в силу этого необходимо провести сближение законов в рассматриваемой сфере, как это предусмотрено в статье 100 Договора;

поскольку необходимость такого сближения законов должна сопровождаться действиями Сообщества так, чтобы одна из целей Сообщества в сфере защиты окружающей среды и повышения качества жизни могла быть достигнута более расширенными правилами; поскольку с данной целью необходимо установить некоторые правила для этого; поскольку для этого должна быть задействована статья 235 Договора, так как необходимые полномочия не предусмотрены Договором для этой цели;

поскольку из под действия настоящей Директивы должны быть исключены: бытовые сточные воды от отдельно стоящих жилых строений и сбросы, содержащие вещества из списков I или II в очень малых объемах и концентрациях, в силу малого риска загрязнения и трудностей, связанных с контролем за такими сбросами; поскольку сбросы, содержащие радиоактивные вещества, которые регулируются особыми инструментами Сообщества, также должны быть исключены;

поскольку для обеспечения эффективной защиты подземных вод Сообщества необходим запрет сбросов веществ, перечисленных в списке I и ограничение веществ, перечисленных в списке II;

поскольку необходимо провести разграничение между прямыми сбросами опасных веществ в подземные воды и действиями, которые могут привести к косвенным сбросам;

поскольку за исключением прямых сбросов веществ, перечисленных в списке I, которые запрещаются автоматически, для всех сбросов должна быть введена разрешительная система;

поскольку такие разрешения могут выдаваться только после экспертизы принимающей окружающей среды;

поскольку необходимо предусмотреть исключения из правил, запрещающих сбросы в подземные воды веществ из списка I, после проведения экспертизы принимающей окружающей среды перед выдачей разрешения на сброс, при условии, что сброс осуществляется в подземные воды, которые устойчиво непригодны для прочего использования, в частности для бытовых или сельскохозяйственных целей;

поскольку искусственное восстановление подземных вод, используемых в целях общественного водоснабжения, должно проводиться по особым правилам;

поскольку компетентные органы государств-членов должны проводить мониторинг соблюдения условий, предусмотренных разрешениями и воздействия сбросов на подземные воды;

поскольку следует вести учет разрешений на сбросы в подземные воды веществ из списка I и на прямые сбросы в подземные воды веществ из списка II, а также учет разрешений на искусственное восстановление с целью регулирования состояния подземных вод;

поскольку, Греческая Республика с 1 января 1981 г. присоединяется к Европейскому экономическому сообществу и, в соответствии с Актом об условиях присоединения Греческой Республики и изменении Договоров, существует необходимость переходного периода, предоставляемое государству-члену, в течение которого это государство смогло бы ввести в действие законы, регулирующие акты и административные положения, необходимые для выполнения настоящей Директивы; поскольку в силу неадекватности технической и административной инфраструктуры этого государства требуется продлить этот период с двух до четырех лет,

принял настоящую Директиву:

Статья 1

1. Целью настоящей Директивы является предотвращение загрязнение подземных вод веществами, принадлежащими к категориям и группам и включенными в списки I или II Приложения, именуемые далее как "вещества из списка I или II", а также в максимальной степени ограничить или устранить последствия загрязнения, если таковое уже произошло.

2. Для целей настоящей Директивы:

a) термин "подземные воды" означает все воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в водоносном слое и в прямом контакте с почвой или подпочвой;

b) термин "прямой сброс" означает сброс в подземные воды веществ из списков I или II, без их просачивания через слой почвы или подпочвы;

c) термин "косвенный сброс" означает сброс в подземные воды веществ из списков I или II, после их просачивания через слой почвы или подпочвы;

d) термин "загрязнение" означает прямой или косвенный сброс человеком в подземные воды веществ или энергии, в результате которого подвергается опасности здоровье людей или система водоснабжения, причиняется вред живым существам и водной экосистеме или создается препятствие иному законному водопользованию.

Статья 2

Настоящая Директива не применяется:

a) к сбросам бытовых сточных вод от отдельно стоящих жилых строений, не подсоединенных к системе канализации и расположенных вне защищенных зон, предназначенных для забора питьевой воды;

b) к сбросам, в которых, как установлено компетентным органом соответствующего государства-члена, содержание веществ из списков I или II, столь незначительно по объемам и концентрации, что не представляет в будущем опасности ухудшения качества принимающих подземных вод;

c) в отношении сбросов, содержащих радиоактивные вещества.

Статья 3

Государства-члены предпринимают необходимые шаги для:

a) предупреждения попадания в подземные воды каких-либо веществ из списка I, а также

b) ограничения попадания в подземные воды каких-либо веществ из списка II, для избежания загрязнения этих вод указанными веществами.

Статья 4

1. В целях выполнения обязательств, упомянутых статье 3 "a", государства-члены:

- запрещают любые прямые сбросы веществ из списка I;

- предварительно исследуют все процессы утилизации или размещения вышеуказанных веществ, которые могут привести к косвенным сбросам. В свете такого исследования государства-члены запрещают подобную деятельность или выдают на нее соответствующее разрешение при условии, что были приняты все необходимые технические меры предосторожности для предупреждения косвенных сбросов;

- принимают соответствующие меры, которые они считают нужными для предотвращения любых косвенных сбросов веществ из списка I, которые могут возникнуть в результате деятельности на земле или в земле, за исключением тех, что уже были упомянуты в предыдущем абзаце. Они информируют об этих мерах Комиссию, которая в свете полученной информации может направить в Совет свои предложения по пересмотру настоящей Директивы.

2. Вместе с тем в случае, если предварительное исследование покажет, что подземные воды, в которые предполагается сброс веществ из списка I, перманентно негодны для прочего использования, особенно для бытовых и сельскохозяйственных целей, государства-члены могут разрешить сброс указанных веществ при условии, что их присутствие не будет мешать добыче подземных ископаемых.

Такое разрешение может быть выдано только в случае соблюдения всех технических мер предосторожности для обеспечения того, что указанные вещества не смогут попасть в прочие водоемы или нанести вред другим экосистемам.

3. Государства-члены могут после предварительного исследования разрешить сбросы, осуществляемые в качестве возврата в тот же водоносный слой вод, используемых для геотермических целей, а также вод, откачанных из шахт или карьеров в процессе строительных работ.

Статья 5

1. В целях выполнения обязательств, предусмотренных статьей 3 "b", государства-члены предварительно исследуют:

- все прямые сбросы веществ из списка II, с тем, чтобы ограничить такие сбросы;

- утилизацию или удаление вышеуказанных веществ, которые могут привести к косвенным сбросам.

По результатам такого исследования, государства-члены могут выдать соответствующее разрешение при условии, что были приняты все необходимые технические меры предосторожности при профилактике загрязнения подземных вод вышеуказанными веществами.

2. Кроме того, государства-члены принимают соответствующие меры, которые они считают нужными для ограничения всех косвенных сбросов веществ из списка II, которые образуются в результате какой-либо деятельности, не перечисленной в первом параграфе.

Статья 6

Без ущерба для положений статей 4 и 5, искусственное восполнение с целью регулирования состояния подземных вод не может проводиться без специального разрешения, выдаваемого государствами-членами в индивидуальном порядке. Такое разрешение должно выдаваться только в случае отсутствия риска загрязнения подземных вод.

Статья 7

Предварительное исследование, упомянутое в статьях 4 и 5, включает рассмотрение гидрогеологических условий соответствующего участка, возможной способности местной почвы и подпочвы к самоочищению, а также риски загрязнения и изменения качества подземных вод в результате сбросов, а также определение того, является ли сброс веществ в подземные воды удовлетворительным решением с точки зрения окружающей среды.

Статья 8

Разрешение, предусмотренное статьями 4, 5 и 6, не может быть выдано компетентными органами государств-членов до тех пор, пока они не удостоверятся в том, что обеспечен необходимый мониторинг подземных вод, в частности их качества.

Статья 9

Если прямые сбросы разрешены в соответствии со статьей 4 (2) и (3) или статьей 5, или если в соответствии со статьей 5 разрешен сброс сточных вод, неизбежно приводящий к косвенным сбросам, в разрешении необходимо указывать:

- место сброса;

- метод сброса;

- существенные меры предосторожности, в частности, касающиеся вида и концентрации веществ в сбрасываемых сточных водах, характеристик принимающей окружающей среды и близости площадей водосбора, в особенности тех, которые используются для забора питьевой, термальной и минеральной воды;

- максимальное количество веществ в сбрасываемых сточных водах за один или несколько определенных временных периодов, а также требования к предельной концентрации этих веществ;

- мероприятия, которые дают возможность проводить мониторинг сточных вод, сбрасываемых в подземные водоемы;

- при необходимости, меры мониторинга подземных вод, в частности их качества.

Статья 10

При утилизации или размещении веществ, которые могут привести к косвенным сбросам, в соответствии с процедурой, изложенной в статьях 4 или 5, разрешение должно в частности содержать:

- место, в котором будет проводиться такая утилизация или размещение;

- способы утилизации или размещения;

- существенные меры предосторожности, в частности, касающиеся вида и концентрации веществ в утилизируемой или размещаемой массе, характеристик принимающей окружающей среды и близости площадей водосбора, в особенности тех, которые используются для забора питьевой, термальной и минеральной воды;

- максимальное количество массы, которая планируется к утилизации или размещению и которая содержит вещества, перечисленные в списках I или II, взятой за один или несколько определенных временных периодов. Там, где возможно, указываются сами эти вещества, а также требования к их предельной концентрации;

- в случаях, упомянутых в статье 4 (1) и статье 5 (1), технические меры предосторожности, принимаемые для недопущения сбросов в подземные воды любых веществ из списка I и любого загрязнения этих вод веществами из списка II;

- при необходимости, меры мониторинга подземных вод, в частности их качества.

Статья 11

Разрешения, предусмотренные статьями 4 и 5, могут выдаваться только на ограниченный период времени и пересматриваются как минимум раз в четыре года. Они могут продляться, изменяться или аннулироваться.

Статья 12

1. Если лицо, подавшее заявку на разрешение, предусмотренное статьями 4 или 5, заявляет, что оно не в состоянии обеспечить соблюдение требуемых условий или если эта ситуация является очевидной, соответствующий компетентный орган государства-члена отказывает в выдаче разрешения.

2. Если условия, изложенные в разрешении, не выполняются, компетентный орган государства-члена предпринимает соответствующие шаги по обеспечению выполнения этих условий, а при необходимости аннулирует разрешение.

Статья 13

Компетентные органы государств-членов ведут наблюдение за соблюдением условий, изложенных в разрешениях и воздействием, оказываемым сбросами на подземные воды.

Статья 14

В отношении сбросов веществ из списков I или II, которые уже происходят к моменту нотификации настоящей Директивы, государства-члены могут определить период времени продолжительностью не более четырех лет для вступления в силу положений статьи 21 (1), по истечении которого указанные сбросы должны отвечать требованиям настоящей Директивы.

Статья 15

Компетентные органы государств-членов ведут учет разрешений, предусмотренных в статье 4 на сбросы веществ из списка I, разрешений, предусмотренных в статье 5 на прямые сбросы веществ из списка II и разрешений, предусмотренных в статье 6.

Статья 16

1. Раз в три года государства-члены информируют Комиссию о ходе имплементации настоящей Директивы в форме отчета, который также охватывает другие сопутствующие директивы Сообщества. Такой отчет составляется на основе анкет или опросов, разработанных Комиссией в соответствии с процедурой, изложенной в статье 6 Директивы 91/692/ЕЭС(*).

_______________

(*) ОЖ N L 377, 31.12.1991, с. 48.

Анкета или вопросник рассылаются государствам-членам за шесть месяцев до начала отчетного периода. Отчет направляется Комиссии в течение девяти месяцев после трехлетнего отчетного периода. Первый отчет охватывает период с 1993 по 1995 годы включительно. Комиссия подготавливает для Совета свой отчет о ходе имплементации Директивы в течение девяти месяцев после получения соответствующих отчетов от государств-членов.

2. Информация, полученная на основе требований настоящей статьи, должна использоваться только для тех целей, для которых она была изначально запрошена.

3. Комиссия, компетентные органы государств-членов, их служащие не должны разглашать сведения, полученные ими в ходе имплементации настоящей Директивы, подчиняясь требованию сохранять профессиональную тайну.

4. Положения параграфов 2 и 3 не ограничивают обнародования информации общего характера или исследований, которые не содержат сведений, относящихся к конкретным предприятиям или ассоциациям предприятий.

Статья 17

В отношении сбросов в трансграничные подземные водоемы, компетентный орган государства-члена, который намеревается выдать разрешение на такие сбросы, информирует об этом другие заинтересованные государства-члены, имеющие перед выдачей такого разрешения.

По запросу заинтересованного государства-члена выдачей разрешения проводятся консультации, в которых могут принять участие представители Комиссии.

Статья 18

Применение мер на основе настоящей Директивы в любом случае не должно прямо или косвенно привести к загрязнению воды, упомянутому в статье 1.

Статья 19

В случае необходимости, любое государство-член может в индивидуальном порядке или совместно с другими государствами-членами принять более жесткие меры, чем те, что предусмотрены в настоящей Директиве.

Статья 20

Совет, действуя по представлению Комиссии, учитывая существующий опыт, пересматривает и, при необходимости, дополняет списки I и II путем переноса веществ из списка II, в список I.

Статья 21

1. Государства-члены вводят в действие законы, регулирующие и административные положения, необходимые для выполнения настоящей Директивы в течение двух лет после ее нотификации, о чем незамедлительно уведомляют Комиссию.

Вместе с тем, указанный срок продлевается до четырех лет для Греческой Республики, поскольку она вступает с 1 января 1981 г.

2. Государства-члены доводят до сведения Комиссии тексты основных положений национальных законов, которые будут приняты в области, регулируемой настоящей Директивой.

3. После имплементации государством-членом мер, упомянутых в параграфе 1, положения Директивы 76/464/ЕЭС, касающиеся подземных вод, прекращают применяться к этому государству-члену.

Статья 22

Настоящая Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Брюсселе 17 декабря 1979 года.

За Совет

Председательствующий С.БАРРЕТ

Приложение

Список I
категорий и групп родственных веществ

Список I содержит отдельные вещества и категории и группы родственных веществ, перечисленных ниже, за исключением тех веществ, которые не были включены в список I в силу малого риска их токсичности, устойчивости и способности к биоаккумуляции.

Такие вещества, которые с точки зрения их токсичности, устойчивости и способности к биоаккумуляции отвечают критериям списка II, должны включаться в список II.

1. Органогалогенные соединения и вещества, которые могут образовывать такие соединения в водной среде;

2. Фосфорорганические соединения;

3. Оловоорганические соединения;

4. Вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными или тератогенными свойствами в водной среде(*)

_____________

(*) Если некоторые вещества из списка II обладают канцерогенными, мутагенными или тератогенными свойствами, они включаются в пункт 4 этого списка.

5. Ртуть и ее соединения;

6. Кадмий и его соединения;

7. Минеральные масла и углеродные соединения;

8. Цианиды.

Список II
категорий и групп родственных веществ

Список II содержит отдельные вещества и категории и группы родственных веществ, перечисленных ниже, которые могут оказать негативный эффект на подземные воды.

1. Следующие металлоиды, металлы и их соединения:

1) Цинк;

2) Медь;

3) Никель;

4) Хром;

5) Свинец;

6) Селен;

7) Мышьяк;

8) Сурьма;

9) Молибден;

10) Титан;

11) Олово;

12) Барий;

13) Бериллий;

14) Бор;

15) Уран;

16) Ванадий;

17) Кобальт;

18) Таллий;

19) Теллур;

20) Серебро.

2. Биоциды и их производные, не включенные в список I.

3. Вещества, оказывающие вредный эффект на вкус и/или запах подземных вод и соединения, могущие спровоцировать образование таких веществ в подземных водах и сделать их негодными для питьевых целей.

4. Токсичные или стойкие соединения кремния, а также вещества, которые могут спровоцировать образование таких веществ в воде, за исключением биологически безвредных веществ или тех, которые в воде быстро превращаются в безвредные.

5. Неорганические соединения фосфора и элементарный фосфор.

6. Фториды.

7. Аммиак и нитриты.

_________________

(*) Перевод Калиниченко П.А.