Комментарий к Закону “Об акционерных обществах”
В жизни украинских акционеров и акционерок произошло большое событие: 17 сентября 2008 года был принят Закон “Об акционерных обществах”, который должен вступить в силу 30 апреля 2009 года.
Напомним, что в настоящее время деятельность акционерных обществ регулируется Законом “О хозяйственных обществах” (далее - Закон о хозобществах), Гражданским кодексом Украины (далее - ГК), Хозяйственным кодексом Украины (далее - ХК), Законом “О ценных бумагах и фондовом рынке” (далее - Закон о ценных бумагах) и другими нормативно-правовыми актами.
Не секрет, что Закон о хозобществах современным реалиям давно не отвечает, к тому же он местами противоречит ГК и ХК. Поэтому принятие Закона “Об акционерных обществах” (далее - Закон об АО) можно считать своего рода свершившейся революцией, о необходимости которой так долго говорили в акционерных кругах.
Рассмотрим основные и наиболее интересные с нашей точки зрения нововведения Закона об АО.
1. Типы акционерных обществ
В соответствии со ст. 5 Закона об АО акционерные общества бывают публичными и частными: подобное деление производится в зависимости от способа размещения акций. Публичное АО может осуществлять публичное(1) и частное(2) размещение акций, а частное АО - только частное размещение акций.
Заметим, что по своей природе публичные и частные АО весьма схожи с открытыми и закрытыми АО, однако имеются некоторые отличия.
Согласно ст. 25 Закона о хозобществах открытые и закрытые АО являются видами акционерных обществ(3), в то время как публичные и частные АО - это типы одной организационно-правовой формы: акционерного общества (ч. 1 ст. 5 и ч. 4 ст. 3 Закона об АО).
Статьей 5 Закона об АО установлено, что изменение типа общества с частного на публичное и наоборот не является его преобразованием. И это логично, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 108 ГК(б) преобразованием юрлица является изменение его организационно-правовой формы. Следует также отметить, что для частного АО имеется еще и ограничение по количественному составу акционеров: он не может превышать 100 акционеров.
Напомним, что статьей 25 Закона о хозобществах предусмотрен только реорганизационный вариант превращения ЗАО в ОАО:
“<...> путем регистрации его акций в порядке, предусмотренном законодательством о ценных бумагах и фондовой бирже, и внесением изменений в устав общества”.
Ну а когда форма останется одна - реорганизовывать, понятное дело, будет нечего.
2. Порядок создания АО:
учредительский договор, учредительное собрание
Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 153 ГК АО не может иметь единственным участником другое предпринимательское общество, участником которого является одно лицо. Это ограничение сохранилось и в Законе об АО. Однако к нему добавилось еще и дополнительное: АО не может состоять исключительно из акционеров-юрлиц, единственным участником которых выступает одно и то же лицо (ч. 1 ст. 4 Закона об АО).
Если ст. 26 Закона о хозобществах и ст. 153 ГК обязывают учредителей АО заключать между собой договор о создании АО, то ст. 9 Закона об АО предлагает учредителям самостоятельно решить вопрос о заключении такого договора (он именуется учредительским договором).
Правда, договор о создании общества (или его нотариальную копию) необходимо представить в банк при открытии счета для формирования уставного капитала (п. 4.2 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492, с изменениями). Так что, по всей видимости, без заключения подобного договора обойтись будет трудно. По крайней мере, пока изменения не будут внесены в законодательство.
Сам порядок создания АО четко - по этапам - выписан в ч. 5 ст. 9 Закона об АО. Из нее следует, что полная номинальная стоимость акций должна быть оплачена учредителями до того, как учредительное собрание утвердит результаты размещения акций среди учредителей (п. 7 и 8 ч. 5 ст. 9). Закон о хозобществах, напомним, допускает более скромную оплату акций учредителями АО: не менее 50% их номинальной стоимости (ст. 31).
В Законе об АО в отличие от Закона о хозобществах(4) установлены иные сроки и для проведения учредительного собрания: согласно ч. 1 ст. 10 оно должно быть проведено в течение 3-х месяцев с даты полной оплаты акций учредителями.
Важный момент: неутверждение учредительным собранием устава АО (а за него должны проголосовать все учредители АО) считается отказом от создания АО. При этом осуществляется возврат взносов в течение 20 рабочих дней с даты проведения такого учредительного собрания (ч. 4 ст. 10 Закона об АО).
3. Устав АО: новые требования
Сведения, которые должен содержать устав АО в соответствии с Законом о хозобществах, определены в ст. 4 и ст. 37 этого Закона. Все они есть и в Законе об АО. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 Закона об АО в уставе АО обязательно указывают сведения о: типе общества; размере резервного капитала; условиях и порядке конвертации привилегированных акций определенного класса в простые акции общества или в привилегированные акции другого класса(5); правах акционеров - собственников привилегированных акций каждого класса; наличии преимущественного права акционеров частного общества на приобретение акций этого АО, предлагаемых их собственником к продаже третьему лицу, и порядке его реализации; порядке уведомления акционеров об изменениях в повестке дня общего собрания.
В ч. 3 ст. 13 Закона об АО закреплено, что уставом АО не может быть предусмотрено предоставление учредителям дополнительных прав или полномочий (видимо, по сравнению с акционерами).
4. Капитал АО: уставный,
собственный и резервный
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона об АО минимальный размер уставного капитала (далее - УК) составляет 1250 минимальных зарплат исходя из размера на момент создания (регистрации) общества. Напомним, что аналогичный размер минимального УК установлен в ст. 24 Закона о хозобществах. Полная, так сказать, преемственность...
В Законе об АО собственный капитал (стоимость чистых активов) общества определяется как разница между совокупной стоимостью активов общества и стоимостью его обязательств перед другими лицами.
Кстати, с момента вступления в силу ГК мы очень интересовались понятием “стоимость чистых активов”, поскольку грозные статьи 144 и 155 ГК содержали требования об уменьшении уставного капитала или ликвидации ООО и АО в случае уменьшения стоимости чистых активов до размера меньшего, чем уставный капитал, или до его минимального размера соответственно. Приятно, что наше понимание стоимости чистых активов совпало с приведенным в Законе об АО.
Если стоимость чистых активов становится меньше минимального размера УК, то согласно ч. 3 ст. 14 Закона об АО общество обязано в течение 10 месяцев с даты наступления такого несоответствия устранить его или принять решение о ликвидации АО. А вот ст. 155 ГК в данном вопросе, повторим, более категорична, поскольку не предусматривает подобного срока для наведения “чистоактивного” порядка и требует сразу же приступить к ликвидации общества.
Кстати, о том, каким образом должна осуществляться ликвидация общества в соответствии с требованиями ч.3 ст. 155 ГК, разъясняется в п.9 информационного письма ВХС Украины от 07.04.2008 г. № 01-8/211. Из него следует, что такая ликвидация может осуществляться либо по решению высшего органа общества (то есть общего собрания акционеров), либо в судебном порядке по иску прокурора.
Обращаем внимание на то, что при уменьшении УК общества - частью 1 ст. 157 ГК предусмотрена обязанность уведомлять об этом всех кредиторов в порядке, установленном законом.
К сожалению, такой порядок до сих пор не был опубликован. Поэтому появление в Законе об АО норм (см. ст. 16), в соответствии с которыми осуществляется порядок уменьшения УК с одновременным решением проблемы уведомления каждого кредитора (с учетом его требований), является, безусловно, положительным фактом.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона об АО общество имеет право формировать резервный капитал. При этом его минимальный размер составит 75% уставного капитала вместо 25%, предусмотренных ныне действующим законодательством. Формулировка “акционерное общество имеет право формировать резервный капитал в размере не менее 15 процентов уставного капитала, если иное не определено уставом общества” позволяет сделать вывод: его размер может быть каким угодно, в том числе и меньше 15%.
Напомним, что согласно ст. 14 Закона о хозобществах и ст. 87 ХК создание резервного капитала является обязанностью общества, а размер ежегодных отчислений в него не может быть меньше 5% суммы прибыли общества. Интересно, что размер ежегодных отчислений в резервный капитал согласно ст. 19 Закона об АО тоже не должен быть меньше 5% суммы чистой прибыли за год. Однако такой порядок формирования действует только до достижения определенного уставом размера резервного капитала.
В ч. 2 ст. 19 Закона об АО определены направления использования резервного капитала. Это выплата дивидендов по привилегированным акциям, покрытие убытков, погашение задолженности в случае ликвидации общества и т. п.
5. Ценные бумаги АО и операции с ними
Как по Закону о ценных бумагах (ст. 6), так и согласно Закону об АО общество может осуществлять размещение только именных (простых или привилегированных) акций. То есть вид и типы акций остаются неизменными. Однако форма существования акций по Закону об АО будет исключительно бездокументарной(6).
При этом у АО имеется достаточно времени, чтобы перевести акции, выпущенные в документарной форме, в бездокументарные: норма о без-документарной форме акций вступает в силу только через 2 года со дня опубликования Закона об АО.(7)
АО может осуществлять размещение простых и привилегированных акций, а привилегированные акции, в свою очередь, могут быть разных классов.
В ст. 25 и 26 Закона об АО определены права акционеров - собственников простых и привилегированных акций соответственно.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона об АО публичное АО обязано пройти процедуру листинга(8) и оставаться в биржевом реестре хотя бы одной фондовой биржи. Заключение договоров купли-продажи акций АО, которое прошло процедуру листинга на фондовой бирже, осуществляется только на фондовой бирже, где состоялся листинг.
Акции же частного АО должны покупаться и/или продаваться на внебиржевом рынке. Доступ на биржу они могут получить, если там проводится аукцион.
При этом АО может осуществлять размещение или продажу каждой выкупленной им акции по цене не ниже ее рыночной стоимости. Правда, в ряде случаев цена акции может отличаться от рыночной стоимости (ч. 1 ст. 22), однако ее стоимость не должна быть ниже ее номинальной стоимости (ч. 2 ст. 22).
Определение рыночной стоимости имущества содержится в ст. 8 Закона об АО. Для акций, не находящихся в обращении на фондовых биржах, ее определяет субъект оценочной деятельности в соответствии с Законом “Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине”. А стоимость тех акций, которые находятся в обращении на фондовых биржах, определяет фондовый рынок (ч. 2 ст. 8).
В случае размещения ЦБ публичного АО или в случае, если имущество, вносимое в качестве платы за ЦБ, находится в гос- или коммунальной собственности, денежная оценка такого имущества должна равняться его рыночной стоимости. Она определяется субъектом оценочной деятельности и не может отличаться более чем на 10% от стоимости, определенной оценщиком (ч. 3 ст. 23).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона об АО размещенные обществом акции оплачиваются денежными средствами, а по согласию общества и инвестора - имущественными и неимущественными правами, ценными бумагами(9), другим имуществом.
А вот оплатить акции выполнением работ или предоставлением услуг инвестор не может: это запрещено. Более того, в уставе АО могут быть установлены и другие ограничения по формам оплаты акций, кроме оплаты денежными средствами.
В ст. 7 Закона об АО определен порядок отчуждения акций АО. Основное правило заключается втом, что уставом частного АО может быть предусмотрено преимущественное право акционеров и самого общества на приобретение акций АО, которые предлагаются для продажи третьему лицу.(10) Причем в ч.5 ст. 7 Закона об АО предусмотрен специальный срок исковой давности (3 месяца), в течение которого акционеры общества и/или само общество, преимущественные права которых на приобретение акций нарушены, могут подать в суд иск о переводе на них прав и обязанностей покупателя акций.
Обращаем внимание на то, что у самого АО преимущественное право приобретения акций возникает в том случае, если акционеры не использовали свое преимущественное право на приобретение акций (ч. 3 ст. 7).
До сих пор акционеры руководствовались п. 32 Постановления Пленума ВСУ от 24.10.2008г. № 13 “О практике рассмотрения судами корпоративных споров” (далее - Постановление ВСУ № 13), согласно которому продажа акционером 3AO(11) акций с нарушением преимущественного права не обусловливает недействительность соответствующей сделки. Следствием такого нарушения, считает ВСУ, является право любого акционера ЗАО требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя по аналогии с нормой ч. 4 ч. 362 ГК. Однако для акционеров частных АО есть и исключение: указанное преимущественное право акционеров таких обществ не распространяется на случаи наследования и правопреемства.
Возникает вопрос: а как быть с меной и дарением, то есть распространяется ли на них преимущественное право?
По мене - да. Дело в том, что купля-продажа и мена - одного поля ягоды. К слову, в п. 32 Постановления ВСУ № 13 разъясняется: куплей-продажей акций ЗАО в соответствии с главой 54 ГК необходимо считать также и передачу их в собственность по договору мены. А вот в отношении дарения - понятно, что нет.
Для акционеров же публичных АО при отчуждении ими своих акций преимущественное право действовать не будет, то есть они свободно могут продавать, дарить, обменивать акции без согласия других акционеров общества (ч. 1 ст. 7).
6. Дивиденды АО
Прежде всего, отметим, что в Законе появилось определение дивидендов:
“Дивиденд - часть чистой прибыли акционерного общества, выплачиваемая акционеру из расчета на одну принадлежащую ему акцию определенного типа и/или класса” (ч. 1 ст. 30)(12).
До Закона об АО порядок выплаты дивидендов не оговаривался ни в одном нормативно-правовом акте. Единственное, что упоминалось в Законе о хоз-обществах касательно дивидендов,- это то, что устав АО должен содержать сведения о сроке и порядке выплаты дивидендов один раз в год по итогам календарного года (ст. 37). Правда, при этом предельные сроки выплаты дивидендов установлены не были, в связи с чем получила распространение практика выплаты дивидендов за прошедшие годы (так называемые начисленные, но не выплаченные дивиденды...). Теперь такой номер уже не пройдет: согласно ч. 2 ст. 30 Закона об АО выплата дивидендов осуществляется в срок не позднее 6 месяцев после окончания отчетного года.
Важный момент: дивиденды будут выплачиваться исключительно денежными средствами.
В случае отсутствия либо недостаточности чистой прибыли отчетного года и нераспределенной прибыли прошлых лет претендовать на выплату дивидендов смогут только собственники привилегированных акций: они имеют право получить дивиденды из средств резервного капитала.
В Законе об АО установлены и ограничения на выплату дивидендов: им посвящена отдельная статья 31.
Например, АО не имеет права выплачивать дивиденды по простым акциям, если текущие дивиденды по привилегированным акциям полностью не выплачены. Аналогично нельзя осуществлять выплату дивидендов по привилегированным акциям определенного класса до выплаты текущих дивидендов по привилегированным акциям, собственники которых имеют преимущество в очередности получения дивидендов.
Одним словом, нужно строго соблюдать кастовость. Впрочем, ограничения на выплату дивидендов есть и сейчас: в Постановлении ВСУ № 13 (п. 35) внимание хозяйственных судов обращается на то, что им необходимо учитывать условия и порядок распределения и выплаты дивидендов, а также ограничения на их выплату, установленные ч. 3 ст. 158 ГК относительно случаев, когда АО не имеет права объявлять и выплачивать дивиденды(13).
7. Общее собрание АО
Как и прежде, высшим органом АО объявлено общее собрание общества. Проводится оно согласно ч. 2 ст. 32 Закона об АО ежегодно не позднее 30 апреля следующего за отчетным года. Напомним, что в настоящее время ст. 45 Закона о хозобществах содержит требования о созыве общего собрания не реже одного раза в год, если иное не предусмотрено уставом общества.
Закон об АО требует обязательного внесения в повестку дня годового общего собрания следующих вопросов: об утверждении годового отчета общества; о распределении прибыли и убытков общества; о принятии решения по результатам рассмотрения отчета наблюдательного совета (далее - НС), отчета исполнительного органа, отчета ревизионной комиссии (ревизора).
Кроме того, на рассмотрение годового общего собрания не реже чем один раз в 3 года должны выноситься вопросы: об избрании членов НС, утверждении условий заключаемых с ними гражданско-правовых или трудовых договоров; о принятии решения о прекращении полномочий членов НС и т. д.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 повестку дня общего собрания АО утверждают инициаторы собрания: по общему правилу - это НС (в исключительной ситуации это могут сделать акционеры, которые требуют созыва внеочередного общего собрания(14)).
Предложения по повестке дня можно вносить не позднее чем за 20 дней до проведения общего собрания. Предложения акционеров, совокупно владеющих 5 и более процентами простых акций, подлежат обязательному включению в повестку дня собрания. Акционеры имеют право ознакомиться с документами, необходимыми для принятия решений по вопросам повестки дня. После направления акционерам уведомления о проведении общего собрания запрещено вносить изменения в такие документы, кроме случаев, когда эти изменения обусловлены исправлением ошибок или изменениями в самой повестке дня (ч. 3 ст. 36).
В п. 21 и 22 Постановления ВСУ № 13 разъяснялось, что решения общего собрания хозобщества могут быть признаны недействительными в судебном порядке в случае несоблюдения процедуры их созыва, в частности если акционер не смог должным образом подготовиться к рассмотрению повестки дня, если вопрос, в нарушение законодательных требований, не был включен в опубликованную повестку дня. Также, по мнению ВСУ, должны признаваться недействительными решения общего собрания, рассмотренные в вопросах “Разное”, “Организационные вопросы” и т. п., поскольку такие действия нарушают право акционера на предварительное ознакомление с повесткой дня. И хотя указанные разъяснения касаются нарушений Закона о хозобществах, они полностью актуальны также для Закона об АО.
Так что повестка дня - штука серьезная.
Следует отметить, что вступление в силу Закона об АО повлечет существенные изменения в перечне вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания. Следует напомнить, что согласно ч. 3 ст. 33 Закона об АО право решения “исключителъно-компетенционных” вопросов не может быть передано другим органам общества.
В этой связи обращаем внимание на п. 38 Постановления ВСУ № 13. В нем ВСУ рекомендовал судам учитывать, что принятие другими органами общества решений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, является превышением их компетенции, поэтому данные решения могут быть признаны в судебном порядке недействительными.
Уведомление о проведении общего собрания(15) должно быть направлено акционеру персонально не позднее чем за 30 дней до даты его проведения (по Закону о хозобществах - не менее чем за 45 дней).
Если в обществе акционеров - собственников простых акций не более 1000, то сообщение о проведении общего собрания в официальном печатном органе можно не публиковать. Если больше - публикацию необходимо осуществить не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания (ч. 1 ст. 35 Закона об АО). Публичное АО дополнительно направляет уведомление о проведении общего собрания и его повестке дня фондовой бирже, на которой оно прошло процедуру листинга. Заметим, что в настоящее время согласно ст. 43 Закона о хозобществах публикация о проведении общего собрания является обязательной в любом случае.
Поскольку на практике часто возникал вопрос о том, кто может принимать участие в общем собрании, он, в том числе и вопрос о представителях акционеров, урегулирован в ст. 34 и 39 Закона об АО.
Интересно, что Закон об АО устанавливает: общее собрание акционеров проводится на территории Украины в пределах населенного пункта по местонахождению АО (исключение составляют АО, в которых 100% акций владеют иностранцы, лица без гражданства, иностранные юрлица, международные организации). Так что закатиться, например, на Канары или Мальдивы для проведения общего собрания у особо крутых (и/или хитрых) АО не получится.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона об АО общее собрание АО признается правомочным, если для участия в нем зарегистрировались акционеры, которые совокупно являются собственниками не менее 60% голосующих акций(16). Напомним, что по Закону о хозобществах кворум должен составлять более 60% голосов. “Кворумная” разница между законами, как видим, весьма непринципиальна.
Если общество осуществило публичное размещение акций или в обществе насчитывается более 100 акционеров - собственников простых акций, то голосование по вопросам повестки дня общего собрания проводится только с использованием бюллетеней для голосования (см. ст. 43 Закона об АО). В более мелких АО возможно голосование иным образом: например, путем поднятия рук.
В п. 24 Постановления ВСУ № 13 подчеркивается, что участие в общем собрании и голосование на нем являются правом, а не обязанностью акционера. В связи с этим суды не вправе обязать акционера общества участвовать или зарегистрироваться для участия в общем собрании. Отсутствие же кворума на общем собрании является безусловным основанием для признания в судебном порядке принятых общим собранием решений недействительными.
Для того чтобы акционер не уклонялся от участия в общем собрании, ч. 1 ст. 29 Закона об АО установлено, что уставом общества может быть предусмотрена возможность заключения договора между акционерами, по которому на них возлагаются дополнительные обязанности, в том числе и обязанность участия в общем собрании, и предусматривается ответственность за его несоблюдение. Выстраданная, можно сказать, норма. Совершенно новым способом является проведение общего собрания в форме заочного голосования (ст. 48). Если в обществе не более 25 лиц, оно имеет право предусмотреть в своем уставе принятие решения методом опроса. В этом случае проект решения или вопросы для голосования направляются акционерам. Они в свою очередь должны в письменной форме сообщать по ним свое мнение. Заочное решение считается принятым, если за него проголосовали все собственники голосующих акций. Поскольку у АО может быть лишь один акционер-собственник(17), особенности проведения общего собрания такого общества урегулированы в ст. 49 Закона об АО. Полномочия собрания в таком АО осуществляются акционером единолично. Все решения, относящиеся к компетенции собрания, оформляются акционером-одиночкой письменно (в форме приказа) и удостоверяются печатью общества или нотариально.
Кроме общего собрания Законом об АО предусмотрена возможность созыва внеочередного собрания акционеров. В отличие от Закона о хозобществах (ст. 45) принятие решения о проведении внеочередного (как впрочем и очередного) общего собрания по требованию акционеров(18) или исполнительного органа, ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции НС.(19)
Внеочередное собрание АО должно быть проведено в течение 30 дней с даты подачи требования о его созыве (ч. 4 ст. 47 Закона об АО).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона об АО акционер имеет право обжаловать решение общего собрания АО в течение 3-х месяцев с даты его принятия. Если же принятое решение является основанием для обязательного выкупа акций акционера (ст. 68 Закона об АО), то акционер может его обжаловать в случае получения от общества письменного отказа в выкупе или неполучения ответа на свое требование о выкупе в течение 30 дней со дня его направления АО.
В п. 20 Постановления ВСУ № 13 обращается внимание на то, что в судебном порядке недействительным может быть признано именно решение общего собрания участников общества, а не протокол общего собрания, поскольку протокол является документом, который фиксирует факт принятия решения общим собранием, и не является актом по содержанию статьи 20 ХК.
8. Наблюдательный совет АО
Создание наблюдательного совета является обязательным в АО, в которых есть не менее 10(20) акционеров - собственников простых акций (ч. 2 ст. 51 Закона об АО). Закон о хозобществах, напомним, требует обязательного создания НС в АО, насчитывающем свыше 50 акционеров (ст. 46).
Следует отметить, что в ст. 52 Закона об АО приведен перечень полномочий, относящихся к исключительной компетенции НС. Его изучение позволяет сделать вывод о том, что практически вся полнота власти над деятельностью АО (в перерывах между общими собраниями) будет отдана НС. Обращаем внимание на то, что после вступления в силу Закона об АО принятие решений о проведении общего собрания, подготовке повестки дня и дате его проведения относится к исключительной компетенции НС.(21) Кроме того, НС получит право избирать и отзывать полномочия председателя и членов исполнительного органа.(22) К компетенции НС отнесен вопрос о совершении значительных сделок(23), если рыночная стоимость имущества или услуг, по поводу которых она совершается, составляет от 10 до 25% стоимости активов по данным последней годовой финотчетности АО (ч. 1 ст. 70 Закона об АО).
Как видим, наблюдать будут гуще и чаще.
Количественный состав НС также будет зависеть от количества акционеров - собственников простых акций. Если их от 100 до 1000, то членов НС должно быть не менее 5, если же свыше 1000 - не менее 7, а если свыше 10 000- не менее 9 (ч. 6 ст. 53).
Кстати, Закон о хозобществах никаких “количественных” требований к составу НС не содержит. Важный момент: членом НС общества может быть физическое лицо, имеющее полную дееспособность (ч. 1 ст. 53). И всё. То есть быть акционером АО физлицу, избирающемуся в члены НС этого общества, в отличие от Закона о хозобществах (ст. 46), вовсе не обязательно.
Согласно ст. 56 в АО может быть создан комитет по вопросам аудита, в связи с чем НС может принять решение о введении в обществе должности внутреннего аудитора (создании службы внутреннего аудита)(24).
Совершенно новым является и право НС избирать корпоративного секретаря - лицо, отвечающее за взаимодействие АО с акционерами и/или инвесторами.
Возникает вопрос: а кто же проконтролирует и при необходимости прекратит полномочия вездесущих членов НС? Ответ такой: только общее собрание АО - см. п. 17 и 18 ч. 2 ст. 33 Закона об АО.
Именно общее собрание может принять решение о прекращении полномочий членов НС. В этой связи ВСУ обращал внимание судов на то, что при рассмотрении дел по искам о признании полномочий, в частности членов НС, которые прекращены в связи с истечением срока, на который они были избраны, такой способ защиты прав и законных интересов действующим законодательством не предусмотрен. Полномочия должностных лиц общества прекращаются их переизбранием, причем решение данного вопроса не относится к компетенции судов (п. 41 Постановления ВСУ №13).
9. Исполнительный орган АО,
ревизионная комиссия (ревизор)
В соответствии с ч. 3 ст. 58 Закона об АО исполнительный орган АО может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Этот орган курирует вопросы, связанные с руководством текущей деятельностью предприятия.
Порядок назначения членов коллегиального и единоличного исполнительных органов АО определен в статьях 59 и 60 Закона об АО.
Согласно ч. 1 ст. 73 Закона об АО в обществах с количеством акционеров -- собственников простых акций до 100 лиц вводится должность ревизора или избирается ревизионная комиссия. Если количество акционеров - собственников простых акций превышает 100 лиц, то выбора у такого АО нет: оно обязано избрать ревизионную комиссию.
Ревизионная комиссия (ревизор) имеет право вносить предложения в повестку дня общего собрания и требовать созыва внеочередного общего собрания, а ее члены - присутствовать на общем собрании и принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня с правом совещательного голоса.
10. Приобретение значительного
и контрольного пакетов акций АО
Значительным пакетом акций согласно ст. 2 Закона об АО считается пакет из 10 и более процентов простых акций АО.
В ч. 1 ст. 64 Закона об АО установлена обязанность лица(25), которое намеревается приобрести значительный пакет акций, не позднее чем за 30 дней до даты такого приобретения письменно уведомить АО-эмитента о своем намерении и обнародовать(26) его.
Обращаем внимание на то, что АО-эмитенту при этом запрещено принимать меры с целью препятствования приобретению значительного пакета акций (ч. 2 ст. 64).
Контрольным пакетом акций считается пакет из 50 и более процентов простых акций АО (ч. 1 ст. 65 Закона об АО).
В ч. 1 ст. 65 Закона об АО установлена обязанность лица, которое приобрело контрольный пакет акций, в течение 20 дней со дня покупки предложить всем акционерам приобрести у них простые акции.(27) Требования к содержанию такого предложения и порядок его регистрации установлены в ст. 65 Закона об АО. В этом случае акции приобретаются по рыночной цене(28) утвержденной НС или учредительным собранием (в процессе создания АО).
Таким образом, это дает возможность так называемым миноритарным акционерам компенсировать потерю либо уменьшение контроля за деятельностью АО.
Мажоритарный акционер в случае принятия его предложения обязан рассчитаться с акционерами за акции в течение 30 дней после истечения срока, отведенного на принятие “контрольного” предложения.
11. Обязательный выкуп АО акций
Обязанность АО в определенных случаях выкупить акции по требованию своих акционеров можно считать своего рода гарантией прав миноритарных акционеров.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Закона об АО право на выкуп акций имеют акционеры, которые проголосовали против одного из следующих решений общего собрания:
1) о слиянии, присоединении, разделении, преобразовании, выделении АО, изменении его типа с публичного на частное;
2) о совершении АО значительной сделки;
3) об изменении размера УК.
Собственники привилегированных акций аналогичные права имеют при принятии общим собранием решений, указанных в ч. 2 ст. 68 Закона об АО.
12. Значительные сделки
Закон об АО вводит понятие значительной сделки и определяет порядок ее заключения.
В зависимости от рыночной стоимости имущества или услуг, являющихся предметом такой сделки, решение о ее совершении принимает орган общества, определенный в ст. 70 Закона об АО.
Так, если стоимость имущества (услуг) составляет от 10 до 25% стоимости активов по данным последней годовой финотчетности АО, то решение по сделке принимает НС; если же стоимость имущества (услуг) превышает 25% стоимости активов - общее собрание по представлению НС; если стоимость имущества (услуг) превышает 25%, но не достигает 50% стоимости активов, то решение принимается на общем собрании простим большинством голосов акционеров (голосующих акций); если же стоимость имущества (услуг) составляет 50% стоимости активов - на общем собрании 3/4 голосов акционеров от их общего количества.
Если на дату проведения общего собрания нельзя определить, какие значительные сделки будет совершать АО, общее собрание может принять решение об их предварительном одобрении с указанием характера сделок и их предельной стоимости. Такое одобрение распространяется на сделки, совершаемые в течение не более одного года.
13. Сделки с интересом
Согласно ч. 1 ст. 71 Закона об АО лицом, заинтересованным в совершении АО сделки, считается должностное лицо органов общества и его аффилированное лицо (лица) либо акционер, который единолично или вместе с аффилированными лицами владеет 25 и более процентами простых акций общества.(29)
Согласие на совершение “заинтересованной” сделки будет давать НС, а в некоторых случаях - общее собрание.
В ч. 2 ст. 71 Закона об АО приведен порядок рассмотрения вопроса о принятии решения о совершении такой сделки, а в ч. 3 ст. 71 - перечень исключительных случаев, когда решение по ней не принимается.
Важный момент: в случае несоблюдения процедуры совершения “заинтересованной” сделки есть вероятность признания ее в судебном порядке недействительной (ст. 72).
14. Предоставление АО информации
Действующее законодательство в части обеспечения права участника общества на получение информации о его деятельности ограничивается закреплением в ч. 1 ст. 88 ХК следующей нормы:
“По требованию участника общество обязано предоставить ему для ознакомления годовые балансы, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности общества, протоколы ревизионной комиссии, протоколы собраний органов управления общества и т. п.”.
Подобная норма содержится и в п. “г” ст. 10 Закона о хозобществах.
В случае если обществом определен порядок доступа к информации о его деятельности в соответствии с требованиями статей 33, 35 Закона “Об информации” и разъяснением ГКЦБФР от 29.10.2002 г. № 5 “О порядке применения пункта “г” статьи 10 Закона Украины "О хозяйственных обществах"” акционер (участник) общества может реализовать свое право на получение информации в установленном порядке.
Следует отметить, что в Законе об АО “информационно-представительским” вопросам уделено значительно большее внимание, чем в ХК и Законе о хозобществах.
Так, в ст. 78 установлен порядок предоставления информации акционеру, в частности определен 10-дневный срок с момента получения соответствующего требования акционера для того, чтобы представить ему заверенные копии документов. Перечень документов, доступ к которому АО обеспечивает каждому акционеру, определен в ч. 1 ст. 77 Закона об АО(30).
Интересно, что вскоре акционер сможет ознакомиться не только с учредительными, отчетными и “протокольными” документами, но и с документами, раскрывающими информацию об эмиссии акций и других ЦБ; об аффилированном лицах общества с указанием количества, типа и/или класса принадлежащих им акций и т. д.
В общем, знание- сила.
Кроме того, Закон об АО обязал публичные АО иметь собственную веб-страницу в сети Интернет, на которой размещается информация, подлежащая обнародованию.
15. Прекращение АО
АО прекращается в результате
- реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования ;
- ликвидации.
АО не может одновременно осуществлять слияние, присоединение, разделение, выделение и/или преобразование (ч. 1 ст. 80 Закона об АО).
Обращаем внимание на следующее: АО может принимать участие в слиянии только с другим АО (ч. 1 ст. 83); АО может присоединиться только к другому АО (ч. 1 ст. 84); АО может разделяться только на АО (ч. 1 ст. 85); из АО может выделиться только АО (ч. 1 ст. 86); АО может преобразовываться только в другое хозобщество или производственный кооператив (ч. 1 ст. 87).
Если в случае слияния, присоединения, разделения, выделения акции таких обществ конвертируются в акции обществ-правопреемников и размещаются среди их акционеров, то в случае преобразования акции АО, которое преобразуется, конвертируются в доли (паи) предпринимательского общества-правопреемника и распределяются среди участников. Логично.
Порядок слияния АО установлен в ч.6 ст.83, а порядок присоединения, разделения и выделения АО осуществляется аналогично порядку слияния (ч. 6 ст. 84, ч. 6 ст. 85, ч. 6 ст. 86 соответственно).
16. Когда начнет работать Закон об АО
Закон об АО вступает в силу через 6 месяцев со дня его опубликования, то есть 30 апреля 2009 года, кроме второго предложения ч. 2 ст. 20- в отношении существования акций только в бездокументарной форме. (Последняя норма вступает в силу 30 октября 2010 года.)
Обращаем внимание на то, что через 2 года со дня вступления в силу Закона об АО, то есть 1мая 2011 года утрачивают силу статьи 1-49 Закона о хозобществах в части, касающейся АО.
Согласно ч. 3 раздела XVII “Заключительные и переходные положения” вносятся изменения в ГК, ХК (к слову, статья 81, посвященная акционерным обществам, исключается из ХК) и другие законы. До приведения в соответствие с Законом об АО законы Украины, другие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей Закону об АО.
В ч. 5 раздела XVII установлено, что уставы и другие внутренние положения АО, созданных до 30 апреля 2009 года, подлежат приведению в соответствие с нормами Закона об АО не позднее чем до 1 мая 2011 года. Таким образом, до этого срока внутренние документы могут позволять АО на законных основаниях функционировать в режиме, отличном от норм Закона об АО.
Однако для некоторых АО время “ Ч” может наступить раньше. Так, если после 30 апреля 2009 года общее собрание АО примет решение об изменении размера уставного капитала, деноминации акций и эмиссии ЦБ, то такое общество обязано привести свою деятельность в соответствие с Законом об АО и внести соответствующие изменения в устав и другие внутренние документы общества.
Невнесение таких изменений - основание для отказа в госрегистрации выпуска ЦБ этого общества (ч. 6 раздела XVII). Причем госрегистрация изменений к уставу или устава в новой редакции - бесплатная, то есть без уплаты регистрационного сбора.
В добрый путь!
_______________
1) Часть 1 ст. 28 Закона о ценных бумагах устанавливает:
“Публичное (открытое) размещение ценных бумаг - их отчуждение на основании опубликования в средствах массовой информации или объявления любым другим способом сообщения о продаже ценных бумаг, обращенного к заранее не определенному количеству лиц”.
2) “Частное (закрытое) размещение ценных бумаг - размещение ценных бумаг путем непосредственного предложения ценных бумаг заранее определенному кругу лиц” (ч. 2 ст. 28 Закона о ценных бумагах).
3) Государственный классификатор Украины ДК 002:2004 “Классификация организационно-правовых форм хозяйствования” признает их разными организационно-правовыми формами хозяйствования.
4) В статье 35 Закона о хозобществах сроки созыва учредительного собрания АО привязаны к уведомлению, но этот созыв должен состояться не позднее 2-х месяцев с момента завершения подписки на акции.
5) Если обществом предусмотрен выпуск таких акций.
6) Бездокументарная форма ценной бумаги - это осуществленная хранителем (коммерческим банком или торговцем ЦБ) учетная запись, являющаяся подтверждением права собственности на ценную бумагу (см. ст. 1 Закона “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине”).
7) Закон об АО опубликован 29 октября 2008 года. Значит, “бездокументарная” норма вступит в силу лишь с 30 октября 2010 года.
8) Листинг- совокупность процедур по включению ценных бумаг в реестр организатора торговли и осуществлению контроля за соответствием ценных бумаг и эмитента условиям и требованиям, установленным в правилах организатора торговли (ст. 1 Закона о ценных бумагах).
9) Кроме долговых эмиссионных ЦБ, выпущенных приобретателем, и векселей.
10) Из п. 8 ч. 2 ст. 13 Закона следует, что сведения о наличии такого преимущественного права являются обязательными в уставе.
11) В настоящее время согласно ч. 3 ст. 81 ХК преимущественное право действует только для акционеров ЗАО.
12) Следует отметить, что похожее определение приведено и в п. 4 П(С)БУ 15 “Доход”.
13) В настоящее время АО не имеет права объявлять и выплачивать дивиденды до полной оплаты всего УК и при уменьшении стоимости чистых активов АО до размера меньше размера УК и резервного фонда.
14) См. также ч. 6 ст. 47 Закона об АО.
15) “Уведомление акционерам - сообщение, содержащее предусмотренную законом и уставом акционерного общества информацию и направляемое адресату письмом с описью вложения и уведомлением о вручении” (ст. 2 Закона об АО).
16) Согласно ст. 2 Закона об АО
“голосующая акция - акция, собственнику которой предоставляется право голоса на общем собрании акционеров (далее - общее собрание) для решения вопросов, предусмотренных законом и уставом акционерного общества”.
17) См. ст. 6 Закона об АО.
18) Которые владеют надень подачи требования 10 и более процентами простых акций общества.
19) Кроме случая, установленного в ч. 6 ст. 47 Закона об АО, когда внеочередное собрание может быть созвано самими акционерами.
20) В более мелких АО полномочия НС могут осуществлять общие собрания.
21) Кроме случаев, когда собрание проводится по требованию акционеров (ч. 6 ст. 47).
22) По Закону о хозобществах - это исключительная прерогатива общего собрания (п. “г” ч. 5 ст. 41).
23) Значительная сделка- сделка, совершенная АО, если рыночная стоимость имущества (работ, услуг), являющегося его предметом, составляет 10 и более процентов стоимости активов общества по данным последней годовой финотчетности (ст. 2 Закона об АО).
24) Подчинен и подотчетен непосредственно члену НС- председателю комитета по вопросам аудита.
25) Если покупатель - акционер (акционеры), значит, в эти 70% входит и то количество акций, которым он (они), включая его (их) аффилированных лиц, уже владеет, иго количество, которое он (они) намеревается приобрести.
26) Обнародование уведомления - это предоставление его в ГКЦБФР, на биржу, в которой АО прошло процедуру листинга, и опубликование в официальном печатном органе.
27) Кроме случаев приобретения контрольного пакета акций в процессе приватизации.
28) Для акций, которые не находятся в обращении на фондовых биржах, их рыночная цена определяется субъектом оценочной деятельности, а для находящихся в обращении на фондовых биржах - фондовым рынком (ст. 8 Закона об АО).
29) Кроме того, такое лицо должно соответствовать хотя бы одному из признаков:
1) являться стороной такой сделки;
2) принимать участие в сделке в качестве представителя или посредника (кроме представительства в качестве должностного лица общества);
3) получать вознаграждение за совершение такой сделки от общества (должностных лиц) или от стороны сделки;
4) приобретать имущество в результате совершения сделки или быть заинтересованным в других результатах ее выполнения;
5) являться аффилированным лицом юридического лица, соответствующего одному из вышеназванных признаков.
30) Кроме документов бухгалтерского учета, не касающихся значительных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, если иное не предусмотрено законами.
“Бухгалтер” № 1-2, январь (I-II) 2008 г.
Подписной индекс 74201