Предъявление претензий и исков, возникающих при
перевозках грузов железной дорогой

Несмотря на происходящие во всём мире катаклизмы, экономика нашего государства работает в привычном режиме - заключаются и исполняются хозяйственные договора, поставляются комплектующие узлы и агрегаты, готовая продукция доходит до конечного потребителя. В привычном режиме рассматриваются и судебные споры между субъектами хозяйствования. Это касается и договоров перевозки как важной составляющей договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Вопросы заключения и выполнения договора перевозки, в том числе железнодорожным транспортом, регулируются ст.ст. 908-928 ГК Украины, ст.ст. 306-316 ХК Украины. Отношения, связанные с деятельностью транспорта, в том числе железнодорожного, регулируются Законом о транспорте, другими актами законодательства Украины. Основные правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта общего пользования определены Законом о железнодорожном транспорте.

В соответствии со ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте, ст. 17 Устава железных дорог, ст. 914 ГК Украины и ст. 307 ХК Украины перевозки грузов железнодорожным транспортом организуются на договорных началах. Форма договора об организации перевозок грузов и проведение расчетов за перевозки, а также предоставленные железной дорогой услуги установлены Правилами расчетов за перевозку грузов. В договоре определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств, порядок расчетов за перевозку и дополнительные услуги, а также ответственность за нарушение обязательств.

В соответствии со ст. 925 ГК Украины, ст. 315 ХК Украины и ст. 130 Устава железных дорог предъявлению иска к железной дороге может предшествовать предъявление к ней претензии. Таким образом, вопрос о предварительном предъявлении претензии до обращения с иском к железной дороге решается отправителем или получателем груза (багажа, грузобагажа) на собственное усмотрение.

Вместе с тем ст. 5 ХПК Украины предусмотрено, что порядок досудебного урегулирования споров определяется этим Кодексом, если иной порядок не установлен действующим на территории Украины законодательством, регулирующим конкретный вид хозяйственных отношений. К такому законодательству относится Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), которое предусматривает обязательный для соблюдения досудебный претенциозный порядок урегулирования споров.

Привлечение железной дороги к участию в деле в качестве ответчика, в том числе и по инициативе хозяйственного суда, может иметь место лишь тогда, когда право на предъявление к ней претензии и подачу иска принадлежит истцу и при наличии соответствующих правоустанавливающих документов (квитанция о приеме груза, накладная и коммерческий акт).

В зависимости от оснований предъявления претензий, ст. 130 Устава железных дорог регулирует вопрос о том, кому (грузоотправителю или грузополучателю) принадлежит право обращения с претензией и иском к железной дороге. Таким образом, владелец груза, если он не является отправителем или получателем груза, не имеет права от своего имени заявлять претензию или иск к железной дороге по поводу утери, недостачи или порчи груза, произошедшей во время перевозки. При перевозке грузов в международном сообщении право требования к железной дороге имеют грузоотправитель - к железной дороге отправления, грузополучатель - к железной дороге назначения или уполномоченное ими по доверенности лицо.

Однако ст. 133 Устава железных дорог допускает передачу другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков исключительно в случаях передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузоотправителем или грузополучателем вышестоящей организации или уполномоченному лицу, которое выступает от их имени. Передача права на предъявление претензий и исков удостоверяется переуступающей подписью на документе (накладной, грузовой, багажной квитанции), а для уполномоченного лица - доверенностью, оформленной согласно законодательству. К претензии или иску прилагаются документы, подтверждающие требования заявителя. К претензии или иску в отношении потери, недостачи, порчи или повреждения, кроме документов, обосновывающих их предъявление/подачу, прилагается документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

Переуступка права может осуществляться как в целом на предъявление претензии и представление иска, так и отдельно на каждое из этих действий. Если имеется переуступающая надпись на предъявление претензии, то дополнительное оформление переуступки права на представление иска не требуется. Переуступка права на представление иска допускается и тогда, когда претензия к железной дороге была предъявлена грузополучателем или грузоотправителем.

Необходимо отметить, что передача права предъявления претензий и исков, в порядке ст. 133 Устава железных дорог, не является уступкой права требования по обязательствам, связанных с перевозкой грузов.

Положения ст. 926 ГК Украины, ч. 6 ст. 315 ХК Украины устанавливают, что исковая давность, порядок предъявления исков в спорах, связанных с перевозками в зарубежном или межгосударственном сообщении, устанавливаются международными договорами Украины, а также транспортными кодексами (уставами). В решении споров, связанных с перевозкой грузов в прямом международном сообщении, учитываются предписания параграфа 4 ст. 29 СМГС, применяемые хозяйственным судом с учетом ч. 3 ст. 4 ХПК Украины. Положения данной статьи устанавливают, что если в международных договорах, одобренных Украиной, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Украины, то применяются правила международного договора.

Поскольку предъявление железным дорогам претензий до подачи иска не обязательно, то исковое заявление не может быть возвращено или оставлено без рассмотрения в связи с непредоставлением доказательств о принятии мер досудебного урегулирования спора, кроме исков, вытекающих из международных перевозок. При предъявлении исков, возникающих из перевозки грузов на основании международных соглашений, хозяйственные суды учитывают, что СМГС предусмотрен обязательный претенциозный порядок урегулирования спора. Что делать, если истец до предъявления иска предъявил к железной дороге претензию, а дорога не возвратила приложенные к претензии документы вместе с ответом на претензию или вообще не ответила на претензию? В таком случае хозяйственный суд при подготовке дела к рассмотрению в порядке ст. 38 ХПК Украины обязывает железную дорогу предоставить соответствующие документы.

Согласно положениям ст. 924 ГК Украины, ст. 314 ХК Украины и ст.ст. 114 и 115 Устава железных дорог, железная дорога отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятых на перевозку груза, багажа, почты в размере фактической стоимости утраченного груза или в размере стоимости утраченного/недостающего груза/багажа, или в части утраченной им стоимости. Стоимость груза определяется на основании общей суммы счета или иного документа отправителя, подтверждающего количество и стоимость отправленного груза (в частности, договор или контракт купли-продажи, спецификация на груз, справка отправителя о количестве, цене и стоимости отправленного груза, подписанная главным бухгалтером, копия налоговой накладной). Стоимость груза, перевозимого с объявленной стоимостью, определяется в таком же порядке (п. 4 Правил перевозки грузов с объявленной стоимостью). Устав не предусматривает обязательного приложения к претензии или иску доказательств уплаты грузополучателем или уполномоченным лицом стоимости груза. Однако, при невозможности предоставления квитанции о приеме груза к перевозке, Правилами предъявлениям рассмотрения претензий (п. 8) предусмотрен в качестве приложения к претензии, заявленной получателем о полной потере груза, документ об оплате стоимости груза. В случае если договоры купли-продажи или поставки заключаются между посредниками, а договор перевозки заключается между первым продавцом-грузоотправителем и железной дорогой на доставку груза конечному покупателю-грузополучателю, документы посредников о количестве и цене, по которым они продали продукцию, не признаются надлежащими доказательствами стоимости и цены отгруженной продукции, т. к. железная дорога несет ограниченную материальную ответственность исходя из стоимости груза, определенной на основании документа грузоотправителя (в соответствии со ст.ст. 114 и 115 Устава).

Если железная дорога признала претензию, но не перечислила соответствующие средства ее заявителю, то последнему надлежит подать в установленном порядке иск о взыскании признанной суммы в пределах сокращенного шестимесячного срока исковой давности. При этом суды действуют на основании ст. 264 ГК Украины, в соответствии с которой течение срока исковой давности прерывается совершением лицом действий, свидетельствующих о признании своего долга или иной обязанности. После такого прерывания течение срока исковой давности начинается снова, а время, прошедшее до прерывания срока исковой давности, в новый срок не засчитывается.

Правила предъявления и рассмотрения претензий допускают предъявление одной претензии о возмещении потери, порчи или повреждения груза не более чем по пяти отправкам, загруженным однородным грузом на одной станции одним отправителем на одну станцию назначения в адрес одного получателя. Что же касается претензий, предъявляемых по другим основаниям (например, о взыскании штрафа за невыполнение плана перевозок или штрафа за несвоевременную доставку грузов), то количество объединённых в одной претензии требований не ограничивается. Устав железных дорог не ограничивает права истца объединить несколько требований в одном исковом заявлении. В решении соответствующего вопроса следует руководствоваться ст. 58 ХПК Украины. Суд имеет право оставить исковое заявление без рассмотрения, если в одном исковом заявлении объединено несколько требований и совместное рассмотрение этих требований будет препятствовать выяснению прав и взаимоотношений сторон или существенно усложнит разрешение спора (п. 5 ч. 1 ст. 63 ХПК Украины). В одном исковом заявлении к железной дороге и грузоотправителю (грузополучателю) не должны объединяться требования, которые, в соответствии с действующим законодательством, не подлежат удовлетворению за счет железной дороги (например, возмещение за повреждение груза и штраф за поставку некачественной продукции, или иные вопросы, не связанные между собой предоставленными доказательствами).

Споры, возникающие из договора перевозки, в том числе в прямом международном железнодорожном сообщении, в котором одним из ответчиков является транспортный орган, разрешаются хозяйственным судом по местонахождению органа транспорта, на который Уставом железных дорог к Правилами предъявления и рассмотрения претензий возложено рассмотрение претензии (по правилам исключительной подсудности, предусмотренной ст. 16 ХПК Украины. В соответствии со ст. 131 данного Устава иски о возмещении стоимости утраченного, поврежденного груза или груза, прибывшего с недостачей, при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении в пределах железных дорог Украины, подаются к железной дороге назначения, несущей ответственность за все железные дороги-участницы перевозки. Данные иски заявляются как получателем, так и отправителем, а также от их имени уполномоченным лицом. Привлекать в качестве второго ответчика или третьего лица железную дорогу отправления или транзитную железную дорогу по делам указанной категории у суда оснований нет. Согласно параграфу 6 ст. 29 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении претензии за несохранность во время перевозок предъявляются компетентным органам железных дорог, перечень которых установлен в Приложении 19 к Соглашению. Под термином “железная дорога” данное Соглашение определяет все железные дороги одного государства. Приложение 19 к Соглашению таким компетентным органом в Украине определяет “Укрзалізницю” (ее Главное коммерческое управление). Перечень компетентных органов, рассматривающих претензии, вытекающие из договоров перевозок, является исчерпывающим. Итак, претензии и иски, возникающие но другим правовым основаниям, нежели указанные в п. 19 Приложения 19 (в частности, по расчетам за перевозки и дополнительные услуги), могут предъявляться и подаваться непосредственно к соответствующим железным дорогам, а не к органам “Укрзалізниці”.

Как уже отмечалось, общие и сокращенные сроки исковой давности установлены ГК Украины. Однако ч.2 ст. 9 указанного Кодекса определено, что законом могут быть предусмотрены особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования, каковым является ХК Украины. Часть 5 ст. 315 ХК Украины и ст. 136 Устава железных дорог устанавливают 6-месячный срок для предъявления перевозчиком к грузоотправителям и грузополучателям исков, вытекающих из договоров перевозок. С учетом положений ч. 2 ст. 9 ГК Украины, ст. 315 ХК Украины и ст. 136 данного Устава иски к железным дорогам могут быть предъявлены также в 6-месячный срок. Данный срок исчисляется в соответствии со ст. 134 Устава железных дорог - в частности со дня установления обстоятельств, предшествующих обращении: в суд (составление коммерческого акта, акта общей формы, списание средств с личного счета и т. п.). Этот срок не является окончательным и поэтому в случае если он пропущен по уважительным причинам суд имеет право возобновить указанный срок на основании ст. 267 ГК Украины. Сроки, установленные ст. 315 ХК Украины и ст. 136 данного Устава, не распространяются на перевозку грузов в международном сообщении, регулируемую Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Устав железных дорог не предоставляет права на обращение в суд с исками к структурным подразделениям железнодорожного транспорта общего пользования. Право на обращение с исками против грузоотправителей (грузополучателей), исходя из положений ст.ст. 1 и 137 данного Устава, имеют не дирекция железных дорог, а сами железные дороги, станции и другие структурные подразделения в качестве юридического лица, поскольку ст. 54 ХПК Украины предоставляет право подписи исковых заявлений уполномоченному должностному лицу истца или его представителю. Должностные лица структурного подразделения железной дороги могут подписывать процессуальные документы от лица самой железной дороги, а также представлять интересы железной дороги в судебных органах при наличии соответствующей доверенности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 924 ГК Украины, ст. 314 ХК Украины, ст. 105 Устава железных дорог, стороны несут ограниченную материальную ответственность за перевозку в пределах и размерах, предусмотренных данным Уставом и отдельными договорами. Поэтому в решении спора, связанного с невыполнением или ненадлежащим выполнением железной дорогой, грузоотправителем, грузополучателем обязанностей, возникающих из грузоперевозок, учитывается то, что они несут ответственность лишь в пределах, предусмотренных этим Уставом, а в установленных им случаях - соглашением сторон. Требования относительно возмещения ущерба, причиненного невыполнением или ненадлежащим выполнением договора перевозки, в размере большем, чем это предусмотрено Уставом железных дорог, удовлетворению не подлежат. Также, свыше установленных предельных границ ответственности перевозчика по договору перевозки железной дорогой, не подлежат взысканию инфляционные потери, годовые проценты и иные убытки, которые также не начисляются.

Список использованных нормативно-правовых актов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

ХПК Украины - Хозяйственный процессуальный кодекс Украины

Закон о транспорте - Закон Украины от 10.11.1994 г. № 232/94-ВР “О транспорте”

Закон о железнодорожном транспорте - Закон Украины от 04.07.1996 г. № 273/96-ВР “О железнодорожном транспорте”

Устав железных дорог - Устав железных дорог Украины, утверждённый Постановлением КМУ от 06.04.1998 г. № 457

Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении - Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (действует с 01.11.1951 г.) (http://www. I520mm. com/r/o/osjd/smgs/)

Правила расчетов за перевозку грузов - Правила расчетов за перевозку грузов, утвержденные приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644

Правила перевозки грузов с объявленной стоимостью - Правила перевозки -грузов с объявленной стоимостью, утвержденные приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644

Правила предъявления и рассмотрения претензий - Правила предъявления и рассмотрения претензий, утвержденные приказом Минтранса Украины от 28.05.2002 г. № 334

Инструкция по актово-претензионной работе - Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденная Советом по железнодорожному транспорту государств-участниц Содружества Независимых Государств 27.05.1994 г.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 51-52 (677-678),
22 декабря 2008 г.
Подписной индекс 40783