КОНСУЛЬТИРУЕТ ГНИ В ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОМ РАЙОНЕ Г. ХАРЬКОВА

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

В условиях сложной экологической ситуации, когда не хватает бюджетных средств на охрану (окружающей природной среды, важным источником финансирования природоохранных мероприятий являются фонды, основа наполнения которых - сбор за загрязнение окружающей природной среды.

Сбор (плата) за загрязнение окружающей среды взимается за:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ (далее - выбросы) стационарными и передвижными источниками загрязнения;

- сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (далее - сбросы);

- размещение отходов.

Объектами исчисления сбора являются:

- для стационарных источников загрязнения - объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух или сбрасываемых непосредственно в водный объект, и объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах либо на объектах;

- для передвижных источников загрязнения - объемы фактически использованных видов горючего, вследствие сжигания которых образуются загрязняющие вещества.

Сбор за загрязнение окружающей природной среды устанавливается на основании фактических объемов выбросов, лимитов сборов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Первичный учет отходов относится к обязательным процедурам в сфере ее обращения с отходами, которые контролирует государство.

Начиная с 1 января 2009 года первичный учет отходов по типовой форме № 1-ВТ придется вести практически всем субъектам хозяйственной деятельности вне зависимости оттого, юридические это лица или физические, главное, что в процессе их деятельности образуются отходы, в том числе отходы упаковочных материалов и тары согласно Инструкции по ее заполнению, утвержденной Приказом № 342.

Рассмотрим ответы на актуальные вопросы налогоплательщиков, касающиеся правильности исчисления сбора за загрязнение окружающей природной среды.

ВОПРОС 1. Каков порядок пересчета бензина и дизельного топлива из литров в тонны?

2. Нужно ли предприятию уплачивать сбор, если это предприятие по собственной вине или по вине другой стороны нарушило условия договора и по состоянию на конец отчетного квартала не передало отходы путем их вывоза в установленные договором сроки?

3. За выбросы какого вида транспорта уплачивают сбор за загрязнение окружающей природной среды плательщики ФСН?

4. Государственное предприятие имеет районные обособленные структурные подразделения филиалов без права юридического лица, за которыми числится автотранспорт. Кто в таком случае является плательщиком сбора?

5. Субъект предпринимательской деятельности является плательщиком сбора за загрязнение окружающей природной среды в прошедшем и текущем отчетном календарных годах. Следует ли ему отчитываться о сборе за загрязнение окружающей природной среды в период, когда он не осуществляет эксплуатацию передвижного источника загрязнения, и не загрязняет атмосферу?

ОТВЕТ 1. Приказом № 206 изложена в новой редакции форма налогового расчета сбора, и внесены соответствующие изменения в Инструкцию по составлению налогового расчета сбора, утвержденную Приказом № 111.

Эта Инструкция дополнена положениями по определению объекта налогообложения сбора в случае приобретения горючего (бензина, дизельного топлива, сжиженного нефтяного газа, сжатого природного газа) не в массе, а в объеме. В таком случае плательщикам сбора разрешено рассчитывать количество использованного топлива по формуле:

М = Q х Кп / 1000

где: М - масса использованного топлива, тонны (т) (округление

значения этого показателя осуществляется до трех десятичных знаков по общеустановленным правилам);

О - объем использованного топлива, л или м3;

Кп - коэффициент перевода количества использованного топлива, выраженного в объемных единицах (л или м3), в массовые единицы (тонны (т)).

Коэффициенты перевода количества использованного топлива, выраженного в объемных единицах (л или м3), в массовые единицы (тонны (т)) в значениях коэффициента Кп:

- для бензина - 0,74 кг/л;

- для дизельного топлива - 0,85 кг/л;

- для сжиженного нефтяного газа - 0,55 кг/л;

- для сжатого природного газа - 0,59 кг/га3

Применение дополнительных коэффициентов плотности топлива не предусмотрено Приказом № 206.

2. Согласно п. 2 Порядка № 303 и п. 1.4 Инструкции № 162/379 сбор взимается, в частности, за размещение отходов.

Объектом исчисления сбора для стационарных источников загрязнения, в частности, являются объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах (абзац второй п. 3.1 Инструкции № 162/379).

Суммы сбора, взимаемого за размещение отходов, исчисляются плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года на основании утвержденных лимитов исходя из фактических объемов размещения отходов, нормативов сбора и корректирующих коэффициентов, приведенных в таблицах 2.4, 2.5 приложения 2 Порядка № 303 (п. 6.4 Инструкции № 162/379 и абзац второй п. 4 Порядка № 303).

Если предприятие своевременно не передало отходы другим специализированным предприятиям (коммунальным предприятиям) в установленные договором сроки, то есть это предприятие в течение соответствующего времени осуществляло размещение отходов на собственных объектах, по собственной вине и/или по вине коммунального предприятия, которое вопреки договору по состоянию на конец отчетного квартала не изъяло отходы путем их вывоза, то такое предприятие должно уплатить сбор за загрязнение окружающей природной среды за фактические объемы отходов, которые действительно размещались на его собственных объектах на протяжении соответствующего времени.

3. В Законе № 2707 определено, что источник выброса - это объект (предприятие, цех, агрегат, установка, транспортное средство и т. п.), из которого поступает в атмосферный воздух загрязняющее вещество или смесь таких веществ. Термин “передвижной источник”, определенный Инструкцией № 7, не дает четкого толкования, что именно относится к передвижным источникам загрязнения атмосферы.

Так, в п. 1.15.6 данной Инструкции указано, что передвижной источник загрязнения атмосферы -транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ.

Пунктом 1.10 Правил дорожного движения, определено, что транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов. Механическое транспортное средство - это транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на трактора, самоходные машины и механизмы.

К передвижным источникам загрязнения атмосферы принадлежат как дорожные транспортные средства (легковые и грузовые автомобили и другие), так и недорожные транспортные средства и машины, в частности, сельскохозяйственные и лесные трактора и машины.

Таким образом, плательщики ФСН должны уплачивать сбор за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения, которые учитываются у них на балансе (как у владельцев транспортных средств), и которые они эксплуатируют в соответствии с договорами аренды транспортных средств, в том числе за дорожные транспортные средства (автомобили и т. п.) и недорожные транспортные средства и машины (сельскохозяйственные и лесные трактора и машины), исходя из объемов фактически использованных видов горючего.

4. Единый порядок исчисления, уплаты сбора и подачи налоговых расчетов по сбору определен в Инструкции № 162/379. Так, согласно п.п. 7.1, 7.3 данной Инструкции, плательщики сбора подают налоговые расчеты и уплачивают его по месту налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в органах ГНС).

Областные филиалы, в состав которых входят безбалансовые структурные подразделения, не имеющие банковских счетов и расположенные на территории другой территориальной громады, должны отчитываться и уплачивать сбор за загрязнение окружающей природной среды за все осуществленные такими обособленными структурными подразделениями филиалов выбросы от передвижных источников загрязнения (в том числе автотранспорта) по своему месту налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в органах ГНС).

Таким образом, в этом случае головное предприятие является плательщиком сбора за весь автотранспорт, учитываемый за филиалами.

5. Налоговый расчет сбора составляется по правилам, установленным Приказом/Инструкцией № 111, и подается плательщиками сбора за квартал, полугодие, девять месяцев и год с начала отчетного календарного года (п.п. 1.4 и 3.1 Приказа/ Инструкции № 111).

В случае если субъект хозяйствования отчитался за налоговый (отчетный) период (например, квартал), в котором документально подтвержден факт загрязнения атмосферы и эксплуатации передвижного источника загрязнения (автомобиля) для хозяйственных нужд, и в следующих налоговых (отчетных) периодах не будет осуществлять его эксплуатацию и, соответственно, не будет загрязнять атмосферу, то такой субъект должен до конца отчетного календарного года подавать отчетность нарастающим итогом с начала отчетного календарного года.

Если плательщик сбора за загрязнение окружающей природной среды в I квартале текущего отчетного календарного года не осуществлял эксплуатацию передвижных источников загрязнения, а начал их эксплуатацию со II квартала, то такой плательщик должен подавать расчеты сбора с начала года, поскольку он состоит на учете в налоговых органах в качестве плательщика сбора за загрязнение окружающей природной среды, и заявление о снятии его с учета не подал.

Список использованных документов

Закон № 2707 - Закон Украины от 16.10.1992 г. № 2707-ХП “Об охране атмосферного воздуха” в редакции от 21.06.2001 г. № 2556-Ш

Порядок № 303 - Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскание этого “Об утверждении”, утвержденный Постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306

Приказ № 342 - Приказ Министерства охраны окружающей среды Украины от 07.07.2008 г. № 342 “Об утверждении типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ “Учет отходов и упаковочных материалов и тары и Инструкции по ее заполнению”

Приказ № 206 - Приказ ГНАУ от 03.04.2008 г. № 206 “О внесении изменений в форму налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды и Инструкцию по составлению налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды”

Приказ/Инструкция № 111 - Приказ/Инструкция ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111 “Об утверждении формы налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды и Инструкции по составлению налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды”

Инструкция № 7 - Инструкция о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Минэкобезопасности Украины от 10.02.1995 г. № 7

Инструкция № 162/379 - Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минэкобезопасности Украины и ГНАУ от 19.07.1999 г. № 162/379

Правила дорожного движения - Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306

Лариса Смирнова, начальник отдела
массово-разъяснительной работы и обращений граждан

“Консультант бухгалтера” № 48 (484) 1 декабря 2008 года
Подписные индексы: 21946 (на украинском языке), 22789 (на русском языке)