Кого и как проверяет ГНС

На сегодняшний день одним из самых главных вопросов для юристов, бухгалтеров и руководителей предприятий остается вопрос проведения проверок. Кто, когда, насколько часто, в какие сроки может нагрянуть с проверкой - эти и другие вопросы актуальны, для предпринимателей.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не дать государственным органам злоупотребить служебным положением, нужно быть готовым и быть во всеоружии. А в данном случае, знания - лучшее оружие.

Разновидность проверок

Право проводить проверки предоставлено налоговикам п. 1 ст. 11 Закона № 509. Так, согласно этому пункту, органы государственной налоговой службы имеют право осуществлять:

- документальные невыездные проверки (на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способов их представления);

- плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства.

Что касается первого вида проверок (документальных невыездных, или так называемых камеральных), то такие проверки проводятся налоговыми органами на основании данных, указанных в налоговых декларациях. При этом выявляются арифметические или методологические ошибки, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства.

Плановые проверки

Плановой выездной (или еще так называемой комплексной) проверкой считается проверка плательщика налога относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), предусмотренная в плане работы органа государственной налоговой службы, которая проводится по местонахождению такого налогоплательщика (или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка).

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в календарном году. При плановой проверке проверяются совокупные показатели финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Запрещено проводить плановые проверки относительно отдельных видов обязательств перед бюджетами (кроме обязательств по кредитам, выданным из бюджета или под государственные гарантии).

Право на проведение плановой выездной проверки налогоплательщика предоставляется лишь в том случае, если ему не позднее чем за 10 дней до дня ее проведения послано письменное уведомление с указанием даты начала и окончания проведения этой проверки. Относительно плановых проверок налоговики ежегодно составляют план-график их проведения.

Внеплановые выездные проверки

Внеплановая выездная проверка - это проверка, которая не предусмотрена в планах работы налогового органа и осуществляется при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в части шестой ст. 11-1 Закона № 509 (пункты 1-9).

Обратим внимание на нюансы таких оснований.

Внеплановая проверка возможна:

- в случае если налогоплательщик не отвечает (не предоставляет объяснений и их документальных подтверждений) в течение 10 рабочих дней на обязательный письменный запрос налогового органа (то есть внеплановой проверке обязательно должен предшествовать письменный запрос налоговиков, для ответа на который налогоплательщику отводится определенное время. При этом у основания для внеплановой проверки у налоговиков возникают в случае отсутствия ответа налогоплательщика на вопрос в отведенный срок);

- если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законов Украины о налогообложении, валютного законодательства (то есть основанием для внеплановой проверки являются именно выявленные факты нарушения налогоплательщиком не какого-либо законодательства, а законов о налогообложении (следовательно, законов, связанных с уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), а также валютного законодательства).

Основанием для внеплановой проверки в этом случае является не подача плательщиком налогов в установленный срок налоговой декларации или расчетов, представление которых предусмотрено законом (то есть налоговых деклараций или расчетов в понимании Закона № 2181). Напомним, что под налоговой декларацией (расчетом), согласно Закону № 2181, понимается документ, который подается налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа). Поэтому, например, не подача налогоплательщиком таких форм отчетности, как отчет по форме № 1-ПП, форме № 1ДФ или, допустим, валютной декларации (которые согласно Закону № 2181 не являются налоговыми декларациями), не может быть основанием для внеплановой проверки.

Внеплановая проверка возможна также, если:

- выявлена недостоверность данных, которые содержатся в поданной налоговой декларации (опять-таки, обратим внимание, что в этом случае речь идет о недостоверности данных не в какой-либо отчетности, а именно в налоговых декларациях в понимании Закона № 2181), при этом налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не отвечает (не предоставляет объяснение и их документальные подтверждения) на обязательный письменный запрос налогового органа (то есть внеплановой проверке обязательно должен предшествовать письменный запрос, в случае неполучения ответа на который у налоговиков появятся все основания проверить налогоплательщика внепланово).

Если же запроса не было, а внеплановая проверка нагрянула, тогда налогоплательщиком должна быть подана жалоба о нарушении во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки законодательства должностными лицами налогового органа. При этом основанием для проведения внеплановой проверки в этом случае будет не любая жалоба, а жалоба, в которой проверяемый требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки.

Основанием для внеплановой проверки может быть проведение реорганизации (ликвидации) предприятия.

Проведение внеплановой проверки налогоплательщика возможно, если относительно самого плательщика налогов (то есть как юридического, так и физического лица) или должностного лица налогоплательщика (например, директора предприятия) налоговой милицией заведено оперативно-разыскное дело. Заметим, что, например, ситуация, когда дело заведено относительно контрагентов налогоплательщика, под это основание не подпадает.

Внеплановая проверка в этом случае возможна при соблюдении следующих условий:

- налоговый орган более высокого уровня с целью контроля осуществил проверку документов обязательной отчетности налогоплательщика или выводов акта проверки, составленного нижестоящим налоговым органом, и выявил их несоответствие нормам законов, что привело к не поступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей);

- при этом инициировать внеплановую проверку вышестоящий орган может лишь в том случае, если относительно должностных или служебных лиц нижестоящего налогового органа, проводивших плановую или внеплановую проверку налогоплательщика, возбуждено служебное расследование или уголовное дело.

Основанием для внеплановой проверки является представление налогоплательщиком декларации по НДС с отрицательным значением, при условии что размер такого задекларированного отрицательного значения составляет свыше 100 тыс. грн.

Внеплановые проверки по решению суда,
налоговой, или не все так просто в Украине

Следовательно, как уже отмечалось, внеплановые проверки осуществляются при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в части шестой ст. 11-1 Закона № 509. Внеплановые проверки, которые проводятся на таких основаниях, осуществляются по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом (об этом прямо сказано в части восьмой ст. 11-1 Закона № 509).

Все другие внеплановые проверки, которые проводятся на других основаниях (не упоминающихся в части шестой ст. 11-1 Закона № 509), проводятся по решению суда (на это обращает внимание часть седьмая ст. 11-1 Закона № 509).

Однако в нашем государстве не все так просто. В статье 11-1 Закона № 509 возникла ошибка при внесении изменений, в результате которой суще- ствующая на сегодня часть седьмая ст. 11-1 Закона № 509 сначала предусматривает, что внеплановая проверка может осуществляться только по решению суда, а затем отмечает, что внеплановая проверка возможна по решению руководителя налогового органа. Такую законодательную нестыковку прокомментировала ГНАУ. Письмом № 15454 ГНАУ разъясняла, что при внесении изменений в Закон № 509 произошла техническая ошибка, в результате которой ст. 11-1 Закона № 509 сегодня содержит две седьмые части. Поэтому сейчас разрабатывается законопроект, предусматривающий отмену положения этого Закона об осуществлении внеплановых проверок только на основании решения суда. С учетом этого, в Письме обращалось внимание, что на сегодня внеплановые выездные проверки по основаниям, перечисленным в части шестой ст. 11-1 Закона № 509, осуществляются по решению руководителя налогового органа (и для них решение суда не нужно).

Также заметим, что к внеплановым проверкам Закон № 509 относит и проверки, проводимые в рамках полномочий налоговых органов, определенных законами Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” и “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”. Однако ввиду того, что такие проверки заслуживают особого внимания, о них мы поговорим в отдельной статье.

Условия допуска к проверкам

Условия допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению плановых и внеплановых выездных проверок предусмотрены в ст. 11-1 Закона № 509. Так, налоговики имеют право приступить к проведению плановой или внеплановой проверки при наличии оснований для их проведения, определенных Законом № 509 или другими законами Украины, и при условии предоставления плательщику налогов под расписку:

- направление на проверку, в котором отмечаются дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц. Направление на проверку действительно при наличии подписи руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленной печатью налогового органа,

- а для допуска к выездной внеплановой проверке (кроме направления на проверку) - также и копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором отмечаются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания.

Непредоставление этих документов налогоплательщику или предоставление их с нарушением является основанием для недопуска должностных лиц налогового органа к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.

Заметим также, что, согласно ст. 7 Указа № 817, проверяющие должны зарегистрироваться в Журнале посещения субъекта предпринимательской деятельности представителями контролирующих органов (с обязательным указанием в нем сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, с его подписью). Правда, стоит отметить, что при этом в самом Законе № 509 ничего не сказано о подписях проверяющих в Журнале, как, собственно, вообще и о самом Журнале. Однако налоговики в своих письмах отмечают, что проверяющие все-таки должны в нем зарегистрироваться (Письмо № 18041). К тому же и в самом Указе № 817 речь идет о том, что отказ представителя контролирующего органа от подписи в таком Журнале является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки. При этом о факте отказа субъект предпринимательской деятельности в письменной форме в трехдневный срок сообщает в контролирующий орган, в котором работает такой представитель.

Запрос налоговиков

Из числа обстоятельств, которые являются основанием для проведения внеплановой проверки, можно выделить обстоятельства, когда налогоплательщик не отвечает на запрос налогового органа. К ним можно отнести случаи, приведенные в пунктах 1, 3 и 5 части шестой ст. 11-1 Закона № 509, а именно:

- по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п. 1 части шестой ст. 11-1 Закона № 509);

- выявлена недостоверность данных, которые содержатся в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п. 3 части шестой ст. 11-1 Закона № 509);

- в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п. 5 части шестой ст. 11-1 Закона № 509).

Как видим, во всех перечисленных случаях внеплановой проверке предшествует запрос налоговиков. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на такие моменты.

Во-первых, во всех трех случаях основанием для внеплановой проверки является именно непредоставление ответа (объяснений) налогоплательщика на запрос налогового органа по тому или иному вопросу. Поэтому если не был направлен запрос налогоплательщику, то без такого запроса налоговики не имеют права прийти на внеплановую проверку, ссылаясь при этом на причины ее проведения, отмеченные в п.п. 1, 3 или 5 части шестой ст. 11-1 Закона № 509. Внеплановая проверка в таком случае будет незаконной.

Во-вторых, существуют определенные требования к форме запроса, а именно: запрос, направляемый налоговиками, должен быть письменным (о чем прямо отмечается в каждом из трех случаев, предусмотренных п.п. 1, 3 и 5 части шестой ст. 11-1 Закона № 509).

В третьих, для ответа на запрос налоговых органов Закон № 509 отводит налогоплательщику 10 рабочих дней. Проверка ранее указанного срока также незаконна.

Относительно запросов налоговиков хотим также обратить внимание на такой момент. На практике достаточно часто случаются ситуации, когда налоговики посылают налогоплательщику письменный запрос, в котором, ссылаясь на пункты 1, 3, 5 части шестой ст. 11-1 Закона № 509, требуют от налогоплательщика предоставить копии отдельных первичных документов. Вместе с тем, в Письме № 18041 ГНАУ на этот счет разъясняла, что при направлении письменных запросов налогоплательщику в соответствии с п.п. 1, 3 или 5 части шестой ст. 11-1 Закона № 509 запрещается требовать от налогоплательщика предоставления копий документов, необходимых для проверки. Связано это с тем, что право изымать документы у налогоплательщика предусмотрено п. 9 ст. 11 Закона № 509. Этим пунктом, в частности, предусмотрено, что копии документов налоговики имеют право изымать только при проведении проверок, причем, это могут быть лишь копии документов, которые свидетельствуют об укрывательстве (занижении) объектов налогообложения или о неуплате налогов и сборов (обязательных платежей). В этом случае мы склонны прислушиваться к мнению ГНАУ, к которой могут апеллировать и налогоплательщики, аргументируя свой отказ в предоставлении копий.

Далее остановимся на отдельных нюансах проведения некоторых внеплановых проверок.

Внеплановые проверки,
предусмотренные Законом о НДС

Относительно проверок НДС не обошлось без законодательных противоречий. Возникли они из-за того, что, вместе с Законом № 509, в Законе о НДС также говорится о ситуациях, когда возможные внеплановые проверки.

Закон о НДС предусматривает два случая проведения внеплановых проверок плательщиков НДС:

- если на плательщика НДС поступило заявление от покупателя с жалобой в результате отказа со стороны такого плательщика НДС (поставщика) выдать покупателю налоговую накладную или нарушения порядка ее заполнения (пп. 7.2.6 Закона о НДС);

- если есть достаточные основания считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был осуществлен с нарушением норм налогового законодательства (пп. 7.7.5 Закона о НДС).

В то же время в Законе № 509 непосредственно такие случаи не упоминаются, а среди оснований проведения внеплановых проверок по решению налогового органа (перечисленных в части шестой ст. 11-1 Закона № 509), в частности, выделена ситуация, когда плательщиком НДС подана декларация с отрицательным значением по НДС, составляющим свыше 100 тыс. грн (пункт 9).

Такие законодательные нестыковки вносили неясность относительно внеплановых проверок плательщиков НДС. Ведь, как известно, проведение внеплановых проверок по основаниям, не перечисленным в ст. 11-1 Закона № 509, возможно при наличии решения суда, а следовательно, выходит, что и внеплановые проверки плательщиков НДС, в соответствии с пп. 7.2.6 и пп. 7.7.5 Закона о НДС, должны осуществляться по решению суда.

Вместе с тем, у ГНАУ на этот счет сложилось особое мнение. В Письме № 15151 (о проверках заявленного бюджетного возмещения) ГНАУ разъясняла, что внеплановые выездные проверки по вопросам правомерности заявленного к возмещению из бюджета НДС могут проводиться или в соответствии с п. 9 ст. 11-1 Закона № 509, или в соответствии с пп. 7.7.5 Закона о НДС. Тем самым ГНАУ фактически выступила за одновременное применение норм этих двух Законов относительно внеплановых проверок, расценивая их как самостоятельные отдельно существующие основания для проведения внеплановых проверок (следовательно, по мнению налоговиков, такие проверки возможны без решения суда).

Кстати, с учетом такого разъяснения ГНАУ относительно проверок заявленного бюджетного возмещения нетрудно предусмотреть, что в ситуации с внеплановыми проверками в результате невыдачи покупателю налоговой накладной или ее заполнения с нарушением установленного порядка (пп. 7.2.6 Закона о НДС) мнение налоговиков будет аналогичным.

Однако мы с такой мыслью согласиться не можем. И считаем, что в сложившейся ситуации, в первую очередь, нужно исходить из того, что основополагающим “проверочным” законом, который устанавливает основания проведения внеплановых проверок, безусловно, является Закон № 509. Поэтому пп. 7.2.6 и пп. 7.7.5 Закона о НДС о внеплановых проверках следует применять с учетом и в пределах норм Закона № 509. Закон о НДС не может самостоятельно устанавливать дополнительные основания проведения внеплановых проверок, а действует только в пределах положений, предусмотренных Законом № 509. А это, в свою очередь, означает, что по решению налогового органа (без решения суда) внеплановые проверки плательщиков НДС, в соответствии с пп. 7.2.6 и пп. 7.7.5 Закона о НДС, могут осуществляться лишь в том случае, если они подпадают под основания, перечисленные в ст. 11-1 Закона № 509.

В частности, можно выделить такие случаи, когда внеплановые проверки, в соответствии с пп. 7.2.6 и пп. 7.7.5 Закона о НДС, будут подпадать под основания, перечисленные в ст. 11-1 Закона № 509 (и, следовательно, для их проведения хватит решения руководителя налогового органа, оформленного приказом, и не нужно решение суда):

- для внеплановых проверок в соответствии с пп. 7.2.6 Закона о НДС - в случае если поставщик при невыписывании или нарушении порядка выписывания налоговой накладной в течение 10 рабочих дней не ответил на обязательный письменный запрос налогового органа (ситуация подпадает под п. 5 части шестой ст. 11-1 Закона № 509);

- для внеплановых проверок в соответствии с пп. 7.7.5 Закона о НДС - случаях:

1) когда у налогового органа есть достаточные основания считать, что расчет суммы бюджетного возмещения (в размере, превышающем 100 тыс. грн) осуществлен налогоплательщиком с нарушением норм налогового законодательства (ситуация подпадает под п. 9 части шестой ст. 11-1 Закона № 509);

2) когда налогоплательщик, задекларировавший сумму бюджетного возмещения

до 100 тыс. грн, в течение 10 рабочих дней не предоставляет объяснений на запрос налоговому органу (ситуация подпадает под п. 3 части шестой ст. 11-1 Закона № 509).

Во всех других случаях (на наш взгляд, в отличие от мнения ГНАУ) внеплановые проверки в соответствии с пп. 7.2.6 и пп. 7.7.5 Закона о НДС возможны исключительно на основании решения суда.

Вместе с тем, неизменное мнение налоговиков относительно внеплановых проверок задекларированного бюджетного возмещения прослеживается, в частности, и в Методических рекомендациях относительно взаимодействия подразделений органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом ГНАУ от 18.08.2005 г. № 350. Правда, возможно, именно потому, что положения Методрекомендаций частично противоречат нормам Закона № 509, они так и не были зарегистрированы в Минюсте.

Внеплановые проверки РРО

К правам налоговиков относится и право в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, осуществлять контроль за соблюдением порядка проведения наличных расчетов (п. 2 ст. 11 Закона № 509).

Вместе с тем, Закон № 2505, которым внесены изменения в Закон № 509, дополнил статью 11-1 частью седьмой такого содержания: “внеплановыми проверками считаются также проверки в пределах полномочий налоговых органов, определенных законами Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”, “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”, а в других случаях - по решению суда”.

После внесения изменений, Закон № 2505 предоставил проверкам РРО статус внеплановых. Однако прежде чем делать какие-то выводы на этот счет, напомним некоторые положения Закона о РРО.

Об осуществлении контроля за соблюдением порядка проведения расчетов идет речь в (ст. 15-16) раздела IV Закона о РРО. В частности, согласно ст. 15 Закона о РРО, такой контроль осуществляется налоговыми органами в виде плановых и внеплановых проверок в соответствии с законодательством Украины. При этом, если проанализировать нормы ст. 16 Закона о РРО, то можно прийти к такому выводу:

- для проверок субъектов, перечисленных в п.п. 5-9 ст. 9 Закона о РРО (напомним, что к таким, в частности, относятся частные предприниматели - “единоналожники”, которые не занимаются реализацией подакцизных товаров (кроме пива на разлив), которые не применяют РРО с расчетными книжками и квитанциями), Закон о РРО устанавливает свои правила проведения плановых и внеплановых проверок и не содержит “отсыльных” норм типа “...в установленном законодательством порядке”. В частности, ст. 16 Закона о РРО предусмотрено, что плановая проверка таких лиц осуществляется не чаще одного раза по итогам отчетного календарного года, но не раньше 9 февраля. Что касается внеплановой проверки, то она, согласно ст. 16 Закона о РРО, возможна исключительно на основании постановления следователя, органа дознания или в соответствии с решением суда;

- для проверок субъектов, применяющих РРО, Закон о РРО (в отличие от лиц, перечисленных выше) не устанавливает своих правил проведения плановых и внеплановых проверок, а прямо отмечает, что плановые и внеплановые проверки таких лиц проводятся в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

В вопросах применения РРО Закон о РРО является специальным. Следовательно, другие акты законодательства, в том числе и Закон № 509, применяются только в части, не урегулированной Законом о РРО.

Таким образом, на основании общего применения “проверочных” норм Закона о РРО и Закона № 509 можно сделать выводы:

1) с целью контроля за порядком соблюдения расчетов налоговики (в пределах полномочий, определенных ст. 15 Закона о РРО) могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки РРО;

2) и плановые, и внеплановые проверки РРО, проводимые налоговыми органами, для целей Закона № 509 считаются внеплановыми (о чем прямо указывается в части седьмой ст. 11-1 Закона № 509);

3) это, в свою очередь, означает, что на такие (как плановые, так и внеплановые) проверки распространяются “процедурные” правила проведения внеплановых проверок, предусмотренные ст. 11 Закона № 509. Следовательно, к проверкам РРО применяются все правила, действующие для внеплановых проверок: а потому такие проверки в первую очередь проводятся при наличии соответствующих оснований (предусмотренных частью шестой ст. 11-1 Закона № 509), а также к этим проверкам применяются правила, которые касаются допуска должностных лиц к проведению внеплановых проверок (ст. 11-1 Закона № 509) и длительности их проведения. Поэтому, например, должностные лица налогового органа имеют право приступить к проведению как плановых, так и внеплановых проверок РРО при условии предоставления субъекту хозяйствования под роспись:

- направления на проверку;

- копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой проверки. При этом оба документа должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными ст. 11-1 Закона № 509 (иначе у субъекта хозяйствования появятся все основания не допускать к проверке проверяющих). Кстати, на то, что при проведении проверок РРО налоговые органы должны руководствоваться порядком проведения внеплановых проверок, предусмотренным Законом № 509, и что такие проверки должны проводиться на основаниях и с предоставлением плательщику налогов документов (направление и копии приказа), установленных для внеплановых проверок, обращал внимание и Госкомпрепринимательства в письмах от 13.10.2005 г. № 8948 и от 30.08.2005 г. № 7388;

4) дополнительно ко всему изложенному выше нужно учитывать, что для лиц, перечисленных в п.п. 5-9 ст. 9 Закона об РРО, относительно проверок дополнительно действуют свои “специальные проверочные” положения ст. 16 Закона о РРО, а именно:

- плановая проверка таких лиц может осуществляться не чаще одного раза по итогам отчетного календарного года, но не раньше 9 февраля;

- внеплановая проверка может проводиться только на основании постановления следователя, органа дознания или в соответствии с решением суда.

Проверка состояния активов в налоговом залоге

Отдельно следует сказать о проверках состояния активов налогоплательщика в налоговом залоге. Напомним, что право периодически осуществлять такие проверки предоставлено налоговым управляющим в соответствии с пп. 8.6.5 Закона № 2181.

Налоговый управляющий - должностное лицо органа государственной налоговой службы, на которое возлагается выполнение предусмотренных Законом № 2181 функций, направленных на погашение налогового долга плательщика налога. Налоговые управляющие назначаются в порядке, определенном Положением о назначении, освобождении и компетенции налогового управляющего, утвержденным приказом ГНАУ от 02.08.2001 г. № 312.

В этом случае хотим обратить внимание на мнение налоговиков относительно таких проверок. По разъяснениям работников налоговых органов, проверки состояния сохранения активов плательщика налога, которые находятся в налоговом залоге, являются отдельным видом проверок, право на проведение которых предоставлено налоговым органам действующим законодательством. Следователъно, такие проверки занимают отдельное место и не могут отождествляться ни с плановыми, ни с внеплановыми проверками, поскольку отличаются от них по своей сути.

Отличие таких проверок от плановых и внеплановых (предусмотренных Законом № 509) прежде всего объясняется тем, что статьей 11-1 Закона № 509 определены основания и порядок проведения плановых и внеплановых проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов (обязательных платежей). А проверки состояния активов в налоговом залоге под такой критерий не подпадают, поскольку в результате их проведения устанавливается фактическое наличие у налогоплательщика активов, которые находятся в налоговом залоге, и документально подтверждается их движение по данным бухгалтерского и налогового учета, который ведется налогоплательщиком. Учитывая это, налоговики обращают внимание, что проверки состояния сохранения активов, которые находятся в налоговом залоге, регулируются не нормами Закона № 509, а нормами Закона № 2181. Следовательно, “проверочные” правила, установленные Законом № 509, не распространяются на проверки активов, находящихся в налоговом залоге.

Напомним также, что такие проверки проводятся в порядке, предусмотренном Положением о проведении проверок состояния сохранения активов налогоплательщика, находящихся в налоговом залоге, утвержденным приказом ГНАУ от 20.09.2004 г. № 544. При этом особенности проведения проверок состояния сохранения активов в налоговом залоге представлены в разделе 3 этого Положения.

Выделим основные моменты относительно проведения таких проверок:

1) о проведении проверки налоговый управляющий заблаговременно в письменной форме (письмом, по факсу, телеграммой и т. п.) сообщает такому налогоплательщику;

2) непосредственно при проведении проверки налоговый управляющий предъявляет налогоплательщику:

- служебное удостоверение работника органа государственной налоговой службы Украины;

- копию приказа налогового органа по месту регистрации налогоплательщика о назначении налоговым управляющим такого налогоплателыцика;

- уведомление о проведений проверки состояния сохранения активов такого налогоплательщика, подписанное руководителем налогового органа и зарегистрированное в таком налоговом органе (по форме, приведенной в Приложении 1 к Положению).

Перечисленные документы являются достаточными для проведения проверки, и оформление дополнительных документов не требуется;

3) по результатам проведенной проверки состояния сохранения активов налогоплательщика, находящихся в налоговом залоге, составляется Акт о проведении проверки состояния сохранения активов налогоплательщика, находящихся в налоговом залоге (по форме, приведенной в Приложении 2 к Положению). Если налогоплательщик не согласен с фактами, отмеченными в акте, то он может на отдельном листе изложить свои замечания, которые будут неотъемлемой частью такого акта;

4) в случае не соблюдения налоговым управляющим требований, предусмотренных Положением, налогоплательщик может не допустить налогового управляющего к проведению проверки, а также сообщить о факте нарушения руководителя соответствующего налогового органа или обжаловать действия налогового управляющего согласно действующему законодательству.

Ко всему сказанному выше остается пожелать, чтобы проводимые проверки по всем правилам отвечали букве закона, а действия проверяющих были должным образом подкреплены законодательно и не выходили за пределы предоставленных им полномочий.

Список использованных нормативно-правовых актов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами”

Закон № 509 - Закон Украины от 04.12.1990 г. № 509-ХII “О государственной налоговой службе” в редакции от 24.12.1993 г. № 3813-ХII

Закон № 2505 - Закон Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” и некоторые другие законодательные акты Украины”

Закон о РРО - Закон Украины от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость”

Указ № 817 - Указ Президента Украины от 23.07.1998 г. № 817/98 “О некоторых мероприятиях по доурегулированию предпринимательской деятельности”

Методрекомендации № 441 - Методические рекомендации относительно порядка составления плана-графика проверок субъектов хозяйствования и взаимодействия структурных подразделений при их проведении, утвержденные приказом ГНАУ от 11.10.2005 г. № 441

Письмо № 15454 - Письмо ГНАУ от 26.12.2005 г. № 15454/5/23-2016/1479 “Относительно разъяснения законодательства по вопросам проверок субъектов хозяйствования налоговыми органами”

Письмо № 18041 - Письмо ГНАУ от 09.09.2005 г. № 18041/7/23-1217/1117 “Относительно организации контрольно-проверочной работы”

Письмо № 15151 - Письмо ГНАУ от 20.12.2005 г. № 15151/5/23-2016 “Относительно проведения проверок налоговыми органами по вопросам правомерности заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 43 (669),
27 октября 2008 г.
Подписной индекс 40783