Дивиденды - устранение двойного налогообложения
резидентов Украины и республик бывшего CССР
Подписание договора об избежании двойного налогообложения между двумя странами во всем мире считается признаком хорошего тона и выражением уважения к партнеру. Однако эти действия направлены не только на демонстрацию правил этикета. В первую очередь реализация подобного соглашения предполагает налаживание более тесных экономических связей и защиту предпринимателей каждой страны от чрезмерного налогового давления, которому они могут быть подвергнуты как нерезиденты другого государства в связи с их статусом.
А есть ли справедливость?
В мировой практике действительно получил широкое распространение принцип, согласно которому иностранные предприятия зачастую подвергаются большему налоговому давлению, нежели предприятия, зарегистрированные в этой стране, и граждане, проживающие в ней. Логика очевидна: если предприятие зарегистрировано в одном государстве, а получает прибыль в другом, то другое государство не контролирует полностью действия иностранного предприятия и не берет с него все налоги, которые уплачивает отечественное предприятие, осуществляя деятельность непосредственно в родном государстве.
Соответственно возникает мысль о социальной справедливости: почему иностранные предприятия должны платить меньше налогов, чем отечественные? Реализацию такого механизма “справедливости” мы можем наблюдать сейчас на примере действующего порядка обложения НДС услуг, предоставляемых украинскими предприятиями иностранным компаниям и иностранными компаниями нашим. До 31 марта 2005 года все было предельно ясно: получаешь услуги от нерезидента - импорт услуг, оказываешь услуги нерезиденту - экспорт услуг. Однако эта дата стала началом новой эры: “импортеры” услуг начали сами на себя выписывать налоговые накладные, а “экспортеры” стали начислять НДС по ставке 20 %, а в некоторых случаях такие операции перешли в разряд не облагаемых НДС. Изменения были произведены ради того, чтобы поставить нерезидентов в одинаковые условия с резидентами и вынудить их платить НДС. Только вот на практике реализовать данный механизм “справедливости” не получилось, поскольку осталось почти то же самое, только в какой-то более деградированной и запутанной форме.
Вот и получается, что для того чтобы одна страна смогла избавить свои предприятия от чрезмерно пристального внимания и налогового давления со стороны другого государства, с предприятиями которого они работают, она вынуждена подписывать с другим государством договор об избежании двойного налогообложения. Наличие такого договора гарантирует большие налоговые поступления в бюджет той страны, которая защищает свои предприятия и граждан от фискальных “наездов” других государств.
И снова Украина - преемница СССР
Украина, так же, как и другие государства, хочет получить больше налогов, чем получает на данный момент, поэтому договоры об избежании двойного налогообложения с каждым годом подписываются и ратифицируются со все большим количеством стран. Существенным следует считать тот факт, что соглашения об избежании двойного налогообложения, на настоящий момент, подписаны со всеми странами бывшего Союза.
И это имеет принципиальное значение, поскольку после развала СССР, применяя право преемственности, правительство нашей страны согласилось с тем, что на территории государства будут действовать нормативные акты, принятые в СССР, до вступления в силу соответствующих национальных актов. А значит, на территории Украины действовали договоры об избежании двойного налогообложения, подписанные еще правительством СССР с другими странами. Но в число этих других стран не входили республики бывшего Союза, поскольку это было одно государство. Поэтому после распада Союза создалась ситуация, когда, например, с Францией договор об избежании двойного налогообложения есть, а с Латвией, Узбекистаном и другими вновь образованными странами, с которыми у Украины наиболее тесные экономические связи, таких договоров не было.
Договоры об избежании двойного налогообложения
Соответственно наши министерства неуклонно работали над преодолением экономико-правового барьера, и последний договор был подписан только в 1999 году, а ратифицирован (вступил в действие) в 2000 г. (табл. 1).
Таблица 1
Соглашения Украины со странами СНГ
| Государство | Название документа | Нормативный акт, которым ратифицирован документ |
| Азербайджанская республика | Конвенция ... | Закон Украины от 02.03.2000 г. № 1516-III |
| Республика Беларусь | Договор ... | Закон Украины от 20.12.1994 г. № 306/94-ВР |
| Республика Армения | Договор ... | Закон Украины от 13.09.1996 г. № 369/96-ВР |
| Республика Грузия | Конвенция ... | Закон Украины от 17.03.1999 г. № 504-XIV |
| Эстонская Республика | Конвенция ... | Закон Украины от 13.09.1996 г. № 3504-IV |
| Республика Казахстан | Конвенция ... | Закон Украины от 15.11.1996 г. № 508/96-ВР |
| Киргизская республика | Договор ... | Закон Украины от 17.03.1999 г. № 505-XIV |
| Латвийская республика | Конвенция ... | Закон Украины от 12.07.1996 г. № 331/96-ВР |
| Литовская республика | Конвенция ... | Закон Украины от 09.12.1997 г. № 704/97-ВР |
| Республика Молдова | Конвенция ... | Закон Украины от 23.04.1996 г. № 134/96-ВР |
| Российская федерация | Договор ... | Закон Украины от 06.10.1995 г. № 369/95-ВР |
| Республика Таджикистан | Договор ... | Закон Украины от 15.05.2003 г. № 794-IV |
| Республика Туркменистан | Конвенция ... | Закон Украины от 17.03.1999 г. № 506-XIV |
| Республика Узбекистан | Договор ... | Закон Украины от 02.06.1995 г. № 201/95-ВР |
Практически все соглашения об избежании двойного налогообложения имеют одинаковую структуру, которая соответствует международной Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения и о противодействии отмыванию доходов. Пусть Украина пока и не присоединилась к этой Конвенции, однако наша страна постоянно ее использовала для разработки уже подписанных на сегодняшний день международных договоров.
Традиционная структура договора предполагает, что статьей 10 закрепляются правила устранения двойного налогообложения дивидендов, выплачиваемых резидентом одного государства резиденту другого государства.
При этом первая и основная часть данной статьи в договорах, подписанных Украиной со странами бывшего СССР, аналогична чуть ли не до буквы, а по сути содержит следующее: “дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом Договорного Государства, резиденту другого Договорного Государства, могут облагаться налогами в этом втором Государстве”.
Дивиденды - “камень преткновения”
На основании этой нормы наши налоговики утверждают, что дивиденды, выплачиваемые предприятием своим собственникам, находящимся в странах бывшего СССР, должны облагаться налогом на репатриацию в Украине. Печально то, что суды, как правило, поддерживают такие необоснованные требования налоговиков и при этом совершенно не обращают внимания на содержание статьи, устанавливающей правила не дискриминации налогообложения доходов, имеющиеся в каждом договоре. Согласно этим правилам нерезидент Украины не может быть подвергнут более тяжелому налогообложению, нежели резидент Украины. А согласно нашему Закону о налогообложении прибыли налог на дивиденды при выплате дивидендов не начисляется и не уплачивается (не надо путать налог на дивиденды и авансовый платеж в бюджет, при этом у юридических лиц сумма дивидендов, согласно пп. 4.2.11 Закона о налогообложении прибыли, даже не включается в состав валового дохода). Фактически суды, вынося решения, не учитывают, что в Законе о налогообложении прибыли отсутствует налог на дивиденды, а налог на репатриацию является налогом на дивиденды для иностранцев, который не должен удерживаться согласно требованиям всех без исключения договоров и конвенций об избежании двойного налогообложения.
Поэтому у юридических лиц, выплачивающих дивиденды в страны бывшего СССР, есть три способа действия:
1) начислять и удерживать налог на дивиденды в Украине;
2) спорить с налоговиками и доказывать в суде свое право не удерживать налог в Украине;
3) применить специальные нормы, указанные в последующих пунктах ст. 11, и либо не уплачивать налог, либо снизить налог, начисляемый и уплачиваемый в Украине.
Если с первым способом все понятно и он является самым простым и всячески поддерживается представителями госаппарата, то второй способ требует затрат времени и нервов, при этом положительный результат весьма неопределен. А вот третий способ позволяет все-таки снизить налоговую нагрузку или вообще ее избежать на все сто процентов, но только при наличии определенных условий.
Речь идет о том, что последующие пункты ст. 10 каждой конвенции или договора (а их, как правило, 5) устанавливают особые - специальные правила налогообложения дивидендов, которые смягчают действие 1-го пункта или вообще не позволяют его применять.
Конвенции смягчают налоговое бремя
Возможно, апологетам от юриспруденции покажется не совсем корректным сделанное ниже обобщение статьи 10 всех конвенций (договоров) об избежании двойного налогообложения, заключенных Украиной с 14 республиками бывшего СССР, но на практике сводные данные, как правило, имеют большую ценность и значительно сокращают затраты времени.
Поэтому в табл. 2 приведены обобщенная статья 10 “Дивиденды” конвенции и анализ каждого пункта (кроме первого, приведенного выше, формулирующего общее правило).
Таблица 2
Статья 10 “Дивиденды”
| Специальные нормы договора или конвенции |
Комментарии и анализ |
| 2. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, резидентом которого является компания, которая уплачивает дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим собственником дивидендов, налог, который уплачивается, не должен превышать _ _ _ % от общей суммы дивидендов. | Данная часть нормы устанавливает ограничение на сумму налога, удерживаемого с дивидендов в стране их образования. Но что необходимо отметить: эта норма предусматривает возможность налогообложения в стране образования дивидендов, но не обязательство их удержания именно в этой стране. При этом в каждом договоре установлены свои ограничивающие ставки, а порой их несколько и они применяются в зависимости от различных условий. |
| 3. Термин “дивиденды” при использовании этой статьи означает доход от акций или других прав, которые не являются долговыми требованиями, которые дают право на участие в прибыли, а также как доход от прочих корпоративных прав, который подлежит такому же налогообложению, что и доход от акций в соответствии с законодательством того Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль. | Данная часть нормы дает определение термину “дивиденды”, при этом с позиции действующего в Украине законодательства под дивиденды у нас попадают доходы от акций, корпоративных прав, совместной деятельности, а также инвестиционных сертификатов, при условии, что проспектом эмиссии такого фонда предусмотрены начисление и выплата дивидендов. |
| 4. Положения пунктов 1и 2 этой статьи не применяються, если фактический собственник дивидендов, который является резидентом Договорного Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договорном Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, через расположенное в ней постоянное представительство, или предоставляет в этом другом Государстве независимые личные услуги с расположенной в ней постоянной базой, и холдинг, относительно которых выплачиваются дивиденды, действительно относятся к такому постоянному представительству или базе. В таком случае в зависимости от обстоятельств применяются положения ст. 7 или 14 этой Конвенции. | Данная часть нормы рассматривает ситуацию, когда, например, компания X из Армении, владеет акциями компании У, зарегистрированной в Украине. При этом компания X ведет в Украине деятельность через зарегистрированное в Украине постоянное представительство. В этом случае, при выплате дивидендов по акциям компании X компании У, налог на дивиденды в Украине удерживаться не должен (не применяются п. п. 1 и 2 этой статьи). Однако сумму дивидендов необходимо учитывать в расчете налога на прибыль, который такое постоянное представительство компании X начисляет в Украине по правилам, установленным Законом о налогообложении прибыли. Подпунктом 7.8.6 Закона о налогообложении прибыли установлено, что постоянные представительства нерезидентов включают суммы дивидендов в состав валового дохода, соответственно с этой суммы должен быть уплачен налог на прибыль, а затем денежные средства могут быть спокойно переведены из Украины на банковский счет нерезидента за рубежом. |
| 5. В случаях если компания, которая является резидентом Договорного Государства, получает прибыль или доходы из другого Договорного Государства, это другое Государство может не взимать никаких налогов на дивиденды, выплачиваемые компанией, за исключением случаев, когда эти дивиденды уплачиваются резиденту этого другого Государства, или если холдинг, относительно которого уплачиваются дивиденды, действительно относится к постоянному представительству или постоянной базе, расположенной во втором Государстве, и с нераспределенной прибыли компании налоги не взимаются, даже если дивиденды уплачиваются полностью или частично из прибыли или дохода, который образуется в этом Государстве. | Данная часть нормы определяет, например, что Украина может не взимать налог с дивидендов, выплачиваемых в Армению, что еще раз подчеркивает неоднозначность требований налоговиков удерживать налог на репатриацию в Украине. Однако налог на дивиденды в Украине должен быть уплачен в том случае, если по какой-то причине дивиденды перечисляются на счет резидента Украины (данная норма взята из международной практики, а в Украине пока трудно представить себе эту ситуацию). А также налог удерживается в случае, если возникает ситуация, указанная в п.4 этой статьи. |
Необходимо сказать, что пункты 3-5 ст. 10 каждой конвенции также почти идентичны по форме и полностью идентичны по своему содержанию. Но вот п. 2, который устанавливает ограничения на ставки налога на дивиденды в зависимости от страны, отличается, и эти отличия для каждого договора приведены в табл. 3.
Таблица 3
Отличия в п. 2 конвенций
| Государство, с которым заключен договор | Налог, который уплачивается в стране образования дивидендов, не должен превышать (особенности применения п. 2 ст.10 каждого договора или Конвенции): |
| Азербайджанская республика | 10% |
| Республика Беларусь | 15% |
| Республика Армения | а) 5% , если компания, которая получает дивиденды, владеет не менее 25 % уставного фонда компании, выплачивающей дивиденды; b) во всех остальных случаях – 15% |
| Республика Грузия | а) 5%, если компания, которая получает дивиденды, владеет не менее 25 % уставного фонда компании, выплачивающей дивиденды; b) во всех остальных случаях – 10% |
| Эстонская Республика | а) 5%, если компания, которая получает дивиденды, владеет не менее 25 % уставного фонда компании, выплачивающей дивиденды; b) во всех остальных случаях – 15% |
| Республика Казахстан | а) 5% , если компания, которая получает дивиденды, владеет не менее 25 % уставного фонда компании, выплачивающей дивиденды; b) во всех остальных случаях - 15% |
| Киргизская республика | а) 5%, если компания, которая получает дивиденды, владеет, по крайней мере, 50% уставного фонда компании, выплачивающей дивиденды; b) во всех остальных случаях 15% |
| Латвийская республика | а) 5%, если компания, которая получает дивиденды, владеет не менее 25 % уставного фонда компании, выплачивающей дивиденды; b) во всех остальных случаях - 15% |
| Литовская республика | а) 5%, если компания, которая получает дивиденды, владеет не менее 25 % уставного фонда компании, выплачивающей дивиденды; b) во всех остальных случаях - 15% |
| Республика Молдова | а) 5% , если компания, которая получает дивиденды, владеет не менее 25 % уставного фонда компании, выплачивающей дивиденды; b) во всех остальных случаях - 15% |
| Российская федерация | а) 5% , если компания, которая получает дивиденды, сделала взнос в акционерный капитал (уставный фонд) компании, которая выплачивает дивиденды в размере не менее 50 000 долларов США или эквивалентную сумму в национальной валюте договорных государств; b) во всех остальных случаях - 15% |
| Республика Таджикистан | 10% |
| Республика Туркменистан | 10% |
| Республика Узбекистан | 10% |
Список использованных нормативно-правовых актов
Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 12-13 (638-639), 24 марта 2008 г.
Подписной индекс 40783
