Поддержка малого и среднего бизнеса

Обзор экономического положения

Малый и средний бизнес для экономики страны всегда имел существенное значение. В отличие от крупных корпораций, которые не отличаются гибкими технологиями производства, малый и средний бизнес значительно быстрее реагирует как на конъюнктуру рынка (спрос и предложение, цена товаров, работ и услуг), так и на изменяющиеся условия производства и торговли.

Проблемой для малого и среднего бизнеса всегда являлся недостаток ресурсов для осуществления запланированных идей и инвестиционных проектов. Данная тенденция в украинской экономике прослеживается уже долгие годы. Это стало причиной поиска средним и мелким бизнесом финансовых источников, благодаря которым стало бы возможным привлечь ресурсы (денежные средства), по стоимости своей позволяющие получить максимально возможную прибыль. Исходя из таких объективных причин вырос спрос на разного рода кредитные продукты банков, удовлетворяющих потребностям бизнеса. Отечественные банки отреагировали незамедлительно.

Действительно, конкуренция между банками в сегменте рынка малого и среднего бизнеса в последнее время стремительно усиливается. По оценкам экспертов, на текущий момент объем рынка кредитования среднего и малого бизнеса составляет порядка 4,5 млрд долларов. Этому способствует и ускорение процесса превращения корпоративных банков в универсальные. Если ранее банки уверенно чувствовали себя за счет одного-двух крупных клиентов и не уделяли должного внимания ни розничному сегменту, ни малому бизнесу, то сегодня финансовые структуры осознали риски слабой диверсификации портфеля клиентов и активно включились в борьбу за мелкого предпринимателя.

Немалую роль играет приход на банковский рынок Украины иностранных игроков, владеющих огромным опытом работы с населением и небольшими предприятиями, а также значительными и более дешевыми финансовыми ресурсами.

Важен и тот фактор, что украинские банки активно получают синдицированные кредиты, успешно размещают еврооблигации, позволяющие получать денежные средства по сравнительно невысокой цене. Поэтому предложение кредитов превысило спрос на рынке для большого бизнеса. В этих условиях спрос малых предприятий на финансовые ресурсы стал существенным и перспективным для банков.

Необходимо отметить рост позитивных ожиданий банков от малого и среднего бизнеса и от политики государства по его поддержке. В Украине малый бизнес производит пока незначительную часть ВВП. Но банковский сектор ожидает, что он сможет эффективно распорядиться деньгами, которые есть в наличии у банковской системы. То есть банки верят, что украинский малый бизнес быстрыми темпами будет приближаться к роли, которую он играет в Европе.

Банковские кредиты для бизнеса

Разрабатывая программы микрокредитования, банки, как правило, ориентируются на средний и малый бизнес, объем выручки от реализации за отчетный период которых составляет не более 40 млн грн. Клиенты банков имеют возможность получать на выбор:

- разовые кредиты;

- кредиты в виде кредитной линии;

- или овердрафты.

Все зависит от того, какую цель ставит перед собой малый и средний бизнес, каких результатов желает достичь.

Для привлечения предприятий и их “превращения” в корпоративных клиентов финансовые учреждения идут на значительное увеличение сроков кредитования - до 15 лет. Кредиты могут предоставляться под залог недвижимого имущества, торгового и производственного оборудования, товаров в обороте, автотранспорта или имущественных прав предприятия.

В таблице приведены среднестатистические показатели и общие условия по микрокредитованию на отечественном кредитном рынке с учетом того, что кредитуемое предприятие как минимум имеет действующий бизнес.

Тарифы и условия по микрокредитованию
 
Тарифы и условия
 
Значения параметров
 
Сумма кредита
 
от 1000 до 500 000 евро (либо эквивалент в другой валюте)
 
Срок кредитования в зависимости от цели:
 
до 132 мес.
 
на приобретение, реконструкцию и ремонт коммерческой недвижимости
 
до 132 мес.
 
на приобретение основных средств
 
до 36 мес.
 
на пополнение оборотных средств
 
12 мес.
 
Процентные ставки
 
14 - 15% годовых в гривнях;
12 - 13% годовых в евро;
9 - 11% годовых в швейцарских франках;
13 - 15% годовых в долларах США
 

Инвестиционные программы

Некоторые банки предлагают разного рода инвестиционные программы по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Традиционные схемы финансирования инвестиционной деятельности направлены, прежде всего, на обновление устаревших фондов основных средств и на расширение сферы хозяйственной деятельности бизнеса.

Банки, финансируя инвестиционную деятельность предприятий, предлагают оплатить расходы, связанные с:

- приобретением, модернизацией и реконструкцией, перестройкой основных средств (земельных участков, зданий, сооружений и передаточных устройств, оборудования и транспортных средств и т.п.);

- приобретением и строительством объектов незавершенного строительства (нежилой недвижимости или жилого назначения для последующего использования в коммерческих целях);

- приобретением интеллектуальных прав и продукции (лицензий и патентов, проектной документации, информационных технологий, ноу-хау и т.п.).

Финансирование инвестиционной деятельности бизнеса несколько отличается от традиционной схемы кредитования. Как правило, участниками инвестирования являются зарубежные кредитно-финансовые организации, имеющие достаточный опыт в данной сфере деятельности и относительно недорогие финансовые ресурсы. В целом стандартные условия кредитования для осуществления инвестиционных проектов сводятся к следующим:

- кредитные ресурсы предоставляются единоразово всей суммой или траншами (частями) согласно установленному графику;

- кредитование может осуществляться в гривнях, долларах США или евро;

- сроки кредитования колеблются в пределах от 3 до 10 лет в зависимости от инвестиционной программы;

- процентные ставки также зависят от инвестиционной программы и сроков кредитования, но они на несколько пунктов ниже, чем по аналогичным традиционным видам кредитов;

- предприятие обязано участвовать как минимум 20 процентами собственных средств в инвестиционном финансировании;

- в обеспечение кредита предприятие предоставляет любое ликвидное имущество (свое либо поручителя);

- как и для традиционных видов кредитования, существует возможность досрочного погашения задолженности.

Зарубежные инвестиции

В последние годы остро ведется дискуссия на всех уровнях об инвестиционной привлекательности экономики Украины и о состоянии инвестиционного климата. На государственном уровне принимаются разного рода инвестиционные программы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса и на привлечение недорогих зарубежных инвестиций.

Параллельно работает и частный сектор экономики. Некоторые зарубежные инвесторы интенсивно сотрудничают с отечественными коммерческими банками, которые становятся посредниками между национальным бизнесом и внешними инвесторами.

Ярким примером программы по финансированию инвестиционной деятельности в Украине является работа одного польского стратегического инвестора - РКОВР 8.А. - одного из ведущих банков Польши. Этим банком предлагается программа, направленная на финансовую помощь при инвестировании в украинских компаниях, связанных с польским капиталом. Получается, что иностранный банк и инвестирует средства в украинскую экономику, и проводит экономическую экспансию на украинском рынке товаров и услуг.

Сотрудничество происходит по стандартной схеме. В рамках своей программы польский банк предлагает украинско-польским совместным предприятиям финансовые средства на срок до 10 лет для:

1) пополнения оборотных фондов;

2) совершения инвестиционной деятельности (в т.ч. на формирование уставного капитала);

3) погашения существующей кредиторской задолженности в любой ее форме.

Украинской стороне для получения льготного кредита необходимо ходатайствовать перед ее польским партнером о согласии на проведение сделки. Для этого разрабатывается собственно инвестиционная программа, обосновывается по всем необходимым показателям и доводится до польской стороны.

Если польский партнер дал согласие на сотрудничество с украинской стороной в рамках данной инвестиционной программы, то он должен обратиться к ГКО ВР 8.А. на предмет рассмотрения вопроса относительно получения кредита. Получив согласие стратегического инвестора, польская сторона открывает в этом банке текущий счет, кредитный и доверительный (для аккумулирования средств с целью погашения кредита) и заключает Договор Доверительного счета с ГКО ВР 8.А.

В остальном работает уже украинская банковская система. Поскольку невозможно так просто получить иностранные инвестиции отечественной компанией, то польская сторона с украинским банком, который является корреспондентом иностранного банка, заключает договор для получения кредитных ресурсов из-за рубежа. В последнюю очередь, между польской и украинской сторонами заключается кредитный договор на предмет предоставления последней кредитных ресурсов.

Законодательство о поддержке малого и среднего бизнеса

В условиях нестабильности украинской экономики был принят Закон Украины от 19.10.2000 г. № 2063-ІІІ “О государственной поддержке малого предпринимательства” (далее - Закон о поддержке малого предпринимательства), который определяет правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства независимо от форм собственности с целью быстрого выхода из экономического кризиса и создания условий для расширения внедрения рыночных реформ в Украине.

Закон о поддержке малого предпринимательства является действующим, а заложенные в нем принципы отвечают многим зарубежным стандартам поддержки малого и среднего бизнеса.

Так, согласно этому Закону, на государственную поддержку могут рассчитывать:

- физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке субъектами предпринимательской деятельности;

- юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднесписочное количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек, а объем годового валового дохода не превышает 500 000 евро. Так как степень “насыщенности” бюджета страны находится в прямой зависимости от уровня поступающих в него налогов как с доходов физических лиц, так и с прибыли юридических лиц, то Законом о поддержке малого предпринимательства поставлены четкие цели:

- создание условий для позитивных структурных изменений в экономике Украины;

- содействие формированию и развитию малого предпринимательства, его становления как ведущей силы в преодолении негативных процессов в экономике и обеспечения постоянного позитивного развития общества;

- поддержка отечественных производителей;

- формирование условий для обеспечения занятости населения, предупреждение безработицы, создание новых рабочих мест. Важным являются направления государственной поддержки бизнеса. Некоторые из них касаются действия финансово-кредитных механизмов. В статье 5 Закона о поддержке малого предпринимательства определены направления по установлению льгот для субъектов малого и среднего бизнеса и их финансово-кредитная поддержка.

Средства, необходимые для эффективного следования по указанным направлениям, выделяются за счет Госбюджета, бюджета АР Крым, местных бюджетов, внебюджетных фондов (ст. 7 Закона о поддержке малого предпринимательства).

В каждом регионе Украины, как правило, существуют специально созданные государственные организации по поддержке среднего и малого бизнеса - бизнесцентры и бизнес-инкубаторы. Согласно ст. 10 Закона о поддержке малого предпринимательства субъекты предпринимательства могут обратиться в подобные организации, которые обязаны оказать им помощь (рис. 1).

С рисунком 1 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Непосредственно финансово-кредитную поддержку предпринимательства в Украине осуществляют государственные неприбыльные организации - Украинский фонд поддержки предпринимательства, региональные и местные фонды (ст. 13 Закона о поддержке малого предпринимательства). Поддержку бизнеса эти фонды осуществляют посредством сотрудничества с банками, выигравшими тендер.

Государственные целевые программы по поддержке бизнеса

Во время проектирования госбюджета на очередной календарный год исполнительная власть в лице КМУ не забывает заботиться и о финансовом благополучии мелкого и среднего бизнеса, действующего на территории Украины.

Так, согласно ст. 8 Закона о поддержке малого предпринимательства, КМУ ежегодно, вместе с проектом Закона Украины о государственном бюджете, представляет на рассмотрение Верховной Раде информацию о выполнении Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине и обоснование выделения средств на выполнение мероприятий по реализации указанной программы в следующем бюджетном году с указанием источников финансирования.

Приказ № 61 Ссылаясь на указанную статью Закона о поддержке малого предпринимательства, Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства издал приказ от 07.05.2007 г. № 61 “Об утверждении Порядка и условий проведения конкурсов, перечня документов, необходимых для частичного возмещения процентных ставок по кредитам, предоставляемым субъектам малого и среднего бизнеса на реализацию инвестиционных проектов” (далее - Приказ № 61).

На рисунке 2 приведена последовательность этапов реализации программы согласно Приказу № 61.

С рисунком 2 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Приказ № 61 устанавливает алгоритм создания конкурсной комиссии на основе Госкомпредпринимательства. В 5-дневный срок после ее создания территориальным органом Госкомпредпринимательства в печатных средствах массовой информации публикуется извещение о проведении конкурса. По предоставленной информации субъекты среднего и малого бизнеса узнают о месте и сроках проведения конкурса и об остальных требованиях.

Для участия в конкурсе допускаются все субъекты малого и среднего бизнеса (за исключением указанных в Приказе № 61), получившие в банках кредиты на реализацию инвестиционных проектов, но не позднее установленного комиссией срока.

Претенденты на участие в конкурсе должны представить на рассмотрение комиссии перечень следующих документов:

заявка на участие в конкурсе в 2 экземплярах (образец указан в Приказе № 61);

- бизнес-план (технико-экономическое обоснование) инвестиционного проекта;

- нотариально заверенная копия кредитного договора;

- копия свидетельства о государственной регистрации; копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и ФЛ-П; график погашения кредита и оплаты процентов по нему;

- справка-расчет банка о сумме процентов за пользование кредитом;

- копия платежных поручений об оплате процентов за пользование кредитом в отчетном году;

- копии финансовой отчетности за последний отчетный период;

- справка соответствующих органов государственной налоговой службы, Пенсионного фонда об отсутствии (наличии) задолженности по налоговым обязательствам и платежам в Пенсионный фонд;

копия статистической отчетности за последний отчетный период. После того как комиссия рассмотрела все предоставленные документы всех претендентов, проверила их соответствие действительности, устранила нарушения, наступает завершающий этап - принятие решения.

Преимущество предоставляется тем претендентам, документы и планы которых соответствуют специально разработанным критериям. В Приказе № 61 приведены следующие требования (критерии), по которым определяется победитель:

- срок окупаемости инвестиционного проекта;

- размер прибыли и рентабельность производства;

- создание дополнительных рабочих мест и затраты на создание одного рабочего места;

- соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям, определенным региональными программами стратегий экономического и социального развития региона;

- производство продукции на экспорт;

- увеличение объема производства на 1 грн привлеченных бюджетных средств;

- размер превышения поступлений в бюджет налогов, сборов (других обязательных платежей) по сравнению с размерами частичного возмещения в расчете на год.

При прочих равных условиях преимущество предоставляется малым предприятиям. Победителям конкурса частичное возмещение предоставляется:

- с начала бюджетного года, если кредит получен до его наступления;

- с момента получения кредита, если он получен в течение бюджетного года. Главная особенность Приказа № 61 заключается в том, что частичное возмещение процентов по кредиту происходит уже в непосредственном процессе кредитования, т.е. уже после того, как предприятие начало пользоваться банковским кредитом, уплачивая проценты по нему. Поэтому нельзя с полной уверенностью сказать, станет ли отдельный субъект предпринимательства победителем конкурса или нет, каким бы эффективным ни был его бизнес-план.

Постановление № 101 В области поддержки малого и среднего бизнеса (в частности, по частичному возмещению процентов по кредиту) существует еще одна программа, отраженная в Порядке конкурсного отбора инвестиционных проектов, которые реализуются за счет кредитов коммерческих банков с частичным возмещением процентных ставок, утвержденном Постановлением КМУ от 29.01.2002 г. № 101 (далее -Постановление № 101).

Отличие Постановления № 101 от Приказа № 61 состоит в том, что предприятие, претендующее на частичное возмещение процентной ставки по кредиту, еще не пользуется кредитом, но имеет инвестиционный план. За счет средств госбюджета предприятиям возмещается сумма оплаченных ими процентов за пользование кредитом в размере 100% учетной ставки НБУ, которая действовала в момент заключения кредитной сделки, в пределах одного года. Возмещение в следующем году производится в случае эффективного выполнения плана по реализации инвестиционного проекта.

Для участия в конкурсе обязательным должно быть согласие банка, который выдает кредит для финансирования проекта. Конкурсом руководит межведомственная комиссия, созданная на базе Минэкономики, которая публикует решение о проведении конкурса в специализированном издании - “Урядовий кур'єр”.

В конкурсе могут принимать участие предприятия, соответствующие определенным требованиям:

- ведение хозяйственной деятельности на протяжении не менее двух лет;

- отсутствие задолженностей перед бюджетом;

- достаточность оборотных средств для обеспечения текущей деятельности;

- выполнение обязательств по погашению и обслуживанию кредита.

Для участия в конкурсе предприятия в установленный срок должны подать:

- письмо-согласие коммерческого банка на участие в кредитовании инвестиционного проекта;

- справку НБУ о выполнении банком обязательных экономических нормативов;

- бизнес-план инвестиционного проекта;

- проект кредитного договора, который предприятие готовит вместе с банком;

- заявку на частичное возмещение процентной ставки по кредиту коммерческого банка, который привлекается для реализации инвестиционного проекта. На закрытом заседании, при распечатке конвертов с данными конкурсантов, голосованием выбирается победитель. При положительном исходе конкурса для отдельного предприятия деньги перечисляются непосредственно на счет коммерческого банка-участника проекта, который, в свою очередь, принимается за выполнение кредитного договора.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 10 (636), 10 марта 2008 г.
Подписной индекс 40783