Отказали в принятии налоговой отчетности.
Что делать?
Как известно, украинские контролирующие органы зачастую создают проблему из ситуации, к тому совершенно не располагающей. К примеру, бухгалтер предприятия, желающий сдать отчет в налоговые органы в сроки, установленные действующим законодательством, сталкивается на своем пути с многочисленными препятствиями.
Налоговые некоторых районов на практике требуют согласования таких отчетов с отраслевыми подразделениями. Для получения визы таких подразделений необходимо дополнительно преодолеть ряд препятствий: попасть к начальникам таких подразделений довольно затруднительно, но если вам все же это удастся, то вы столкнетесь с многочисленными условиями, которые выдвигают эти должностные лица. Такими условиями могут быть требования внести коррективы в составленные отчеты, а иногда и просто нежелание согласовывать отдельные документы. К примеру, налоговые инспекции не желают принимать “пустые” декларации по налогу на добавленную стоимость. В некоторых случаях директору предприятия предложат написать объяснительную, а в других случаях могут и предложить пройти в налоговую милицию для дачи пояснений.
С учетом того, что подача декларации в электронной форме так и остается для небольших предприятий эдакой диковинкой, мы познакомим вас с более простым способом борьбы с таким глобальным превышением служебных полномочий. Этот способ, по многочисленным причинам, позабыт, но является единственным выходом избежать административных и финансовых санкций в ситуации, когда вам отказывают в принятии отчета. Речь идет о почтовых отправлениях.
Декларация по почте - законно ли это?
Напомним, что Закон № 2181 предусматривает возможность подачи налоговой декларации почтой.
При этом отправить такую декларацию (расчет), в соответствии с пп. 4.1.7 п. 4.1 ст.4 Закона № 2181, необходимо за десять дней до окончания предельного срока, установленного для подачи таких деклараций. Декларацию необходимо отправить с уведомлением о вручении.
В соответствии со вторым абзацем вышеуказанного пункта в случае утраты или порчи почтового отправления или задержки его вручения контролирующему органу ответственность за неподачу или несвоевременную подачу налоговой декларации несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством. При этом плательщик налогов освобождается от какой-либо ответственности за неподачу или несвоевременную подачу такой налоговой декларации.
Кроме того, третий абзац пп. 4.1.7 п. 4.1 ст.4 Закона № 2181 гласит, что плательщик налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об утрате или порче почтового отправления обязан послать почтой или предоставить лично (по его выбору) контролирующему органу второй экземпляр налоговой декларации.
Независимо от факта утраты или порчи такого почтового отправления или задержки его вручения плательщик налогов обязан уплатить сумму налогового обязательства, самостоятельно определенную им в такой налоговой декларации в сроки, установленные законодательством.
Отметим, что в некоторых случаях декларацию можно подать и позднее, нежели за 10 дней до окончания предельного срока. Таким случаем является отказ должностного лица контролирующего органа принять декларацию.
Отказать имеют право?
В подпункте 4.1.2 п. 4.1 ст.4 Закона № 2181 говорится, что принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Налоговая декларация принимается без предварительной проверки указанных в ней показателей через канцелярию, статус которой определяется соответствующим нормативно-правовым актом.
Отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа по каким-либо причинам или выдвижение им каких-либо предварительных условий относительно такого принятия (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, которое влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, предусмотренном законом.
Второй абзац данного пункта предусматривает, что в случае нарушения служебным (должностным) лицом вышеуказанных норм плательщик налогов обязан до окончания предельного срока подачи декларации послать такую декларацию почтой с описанием вложенного и уведомлением о вручении, к которой прилагается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в свободной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, которое отказалось принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. При этом декларация считается поданной в момент вручения ее по почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений пп. 4.1.7, не применяется.
Если отказали, пишите заявление
Согласно ст. 3 Закона об обращениях граждан заявление определяется как обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов. Также заявление рассматривается как уведомление народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также выражение мнения относительно улучшения их деятельности.
Такие заявления, согласно ч. 1 ст. 15 Закона об обращениях граждан, должны быть объективно и своевременно рассмотрены, изложенные в них факты должны быть проверены, должны быть приняты решения в соответствии с действующим законодательством и обеспечено их исполнение. Граждан должны уведомлять о результатах рассмотрения их заявлений.
В соответствии со ст. 20 Закона об обращениях граждан обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, что не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения.
При этом общий срок, установленный законом для решения вопросов, затронутых в заявлении, не может превышать сорока пяти дней. Этот срок установлен для тех случаев, когда в месячный срок решить эти вопросы невозможно. В этом случае, об этом уведомляется лицо, подавшее обращение.
Говоря о практике, отметим, что зафиксировать отказ служебного (должностного) лица в принятии декларации - задача затруднительная и непосильная. Более того, попытка узнать фамилию лица в канцелярии, не принимающего декларацию, ведет к конфликту с налоговой. Работники канцелярии, ответственные за принятие декларации, как указывалось выше, требуют согласования с соответствующим отделом и отказываются сообщить свою фамилию, а уж тем более предоставить документ об отказе. А начальники отделов при отказе в согласовании деклараций также не предоставляют никаких документальных подтверждений, что является верным, так как такое согласование вообще не относится к их полномочиям.
Потому советуем при наличии такой возможности подавать отчеты заранее, а в случае отказа отправлять их по почте, но желательно за десять дней до истечения предельного срока.
Некоторые нюансы законодательства
Плательщик налогов, как предусматривает третий абзац пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона № 2181, имеет право обжаловать действия служебного (должностного) лица контролирующего органа по отказу в принятии налоговой декларации в судебном порядке.
Также отметим, что четвертый абзац данного подпункта устанавливает обязанность плательщика налогов погасить налоговое обязательство, самостоятельно определенное им в налоговой декларации в сроки, установленные законодательством.
Кроме того, пятый абзац этого пункта устанавливает основания, по которым отчетность, полученная контролирующим органом как налоговая декларация, которая заполнена им вопреки правилам, может быть не признана контролирующим органом как налоговая декларация. Такими основаниями являются отсутствие в декларации обязательных реквизитов, подписей соответствующих должностных лиц, печати плательщика налогов. В этом случае, если контролирующий орган обращается к плательщику налогов с письменным предложением предоставить новую декларацию с исправленными показателями (с определением оснований непринятия предыдущей), то такой плательщик налогов имеет право:
- предоставить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;
- обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.
Возможно ли отправлять почтой любые отчеты или только декларации?
Пример. Рассмотрим порядок подачи налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налогов, и сумм удержанного с него налога (форма № 1ДФ). Возможно ли подавать вышеуказанный отчет почтовыми отправлениями?
В заблуждение плательщиков налога ставит не только ст. 4 Закона № 2181, которая определяет порядок подачи “налоговых деклараций”, но и мнение некоторых налоговых инспекций по этому поводу. К примеру, налоговые инспекции в разделе “вопросы и ответы” периодически высказываются по поводу того, что расчет по форме № 1ДФ не может подаваться почтовыми отправлениями.
Обратимся к нормам действующего законодательства. Для начала отметим, что п. 1.11 ст. 1 Закона № 2181 определяет налоговую декларацию, налоговый расчет (далее в Законе - налоговая декларация) как документ, который подается налогоплательщиком контролирующему органу в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа).
Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога утвержден приказом ГНАУ № 451. Согласно пп. 2.3 п. 2 Порядка № 451 налоговый расчет подается в орган государственной налоговой службы по местонахождению налогового агента - юридического лица или его отдельных подразделений или в орган налоговой службы по месту проживания физического лица - налогового агента (далее - органы государственной налоговой службы).
Согласно пп. 2.3.1 Порядка № 451 расчет по форме № 1ДФ подается на неповрежденном бумажном носителе формата А4.
В соответствии с пп. 2.3.2 Порядка № 451 при наличии компьютерной техники налоговые агенты формируют и подают информацию о доходах и удержанных с них налогах в виде файла данных, который передается в электронной форме (можно на дискете), и его распечатанной копии (по форме расчета).
То есть, несмотря на требования налоговых инспекций, подача этого расчета на дискете не является обязанностью налогового агента и подается только при наличии компьютерной техники.
Налоговый расчет, согласно пп. 2.3.3 Порядка № 451, подается в двух экземплярах: один - в орган государственной налоговой службы; второй - с подписью лица, ответственного за принятие расчета, штампом и проставленным номером порции, полученным при обязательной регистрации расчета в органе государственной налоговой службы, - возвращается налоговому агенту.
То есть, казалось бы, требование Порядка № 451 предусматривает обязательное наличие у налогового агента второго экземпляра расчета, с подписью принявшего его лица, штампом и номером порции. Логично, что при отправке отчета почтой на втором экземпляре такие отметки будут отсутствовать.
Обратимся к Порядку № 691.
Пункт 2 Порядка № 691 определяет налоговую отчетность как совокупность отчетных документов (деклараций, расчетов, справок, отчетов, сведений и т. п.), которые подаются налогоплательщиками в государственные налоговые органы в сроки, установленные законодательством. Таким образом, налоговый расчет по форме № 1ДФ относится к документам налоговой отчетности в понимании Порядка № 691.
Подпункт 4.1 Порядка № 691 предусматривает, что документы налоговой отчетности в органы налоговой службы могут быть предоставлены (отосланы):
- на бумажных носителях;
- почтовыми отправлениями;
- на магнитных носителях с предоставлением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях;
- с помощью какой-либо транспортной системы (Оп-Line, Off-Line, Utel или другого провайдера связи,который гарантирует доставку пакета отчетных документов плательщика в ОГНС в течение одного часа). Подпункт 4.4 Порядка № 691 предусматривает, что налоговая отчетность принимается непосредственно от плательщика через отдел обработки и ведения налоговых документов без предварительной проверки указанных в ней показателей.
При этом второй абзац данного подпункта, как и пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона № 2181, предусматривает, что отказ от принятия налоговой декларации запрещается.
А третий абзац пп.4.4 Порядка № 691 устанавливает возможность налогоплательщика во исполнение требований пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона № 2181 послать налоговую отчетность почтой с описью вложенного и уведомлением о вручении с заявлением на имя руководителя соответствующего контролирующего органа до окончания предельного срока подачи налоговой отчетности. При этом предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений пп. 4.1.7 Закона № 2181, не применяется.
Кроме того, пп. 4.15 Порядка № 691 предусматривает нормы для отправки документов почтовыми отправлениями. Так, при поступлении документов налоговой отчетности почтовыми отправлениями налогоплательщики должны:
- оформить почтовые отправления в соответствии с Порядком оформления почтовых отправлений;
- отсылать такие письма не позднее, чем за 10 дней до предельного срока подачи отчетности с уведомлением о вручении;
- налоговая отчетность принимается к отправке письмами (посылками, бандеролями) с объявленной ценностью с пометкой “Отчет” и с рекомендованным уведомлением о вручении в соответствии с п. 2 указанного выше Порядка.
Восьмой абзац пп. 4.15 Порядка Л? 691 предусматривает, что полученные письма принимаются общими отделами и после предварительного рассмотрения в тот же день передаются в подразделения обработки и ведения налоговых документов для регистрации и дальнейшей компьютерной обработки в системе приема и обработки документов налоговой отчетности.
Пункт 6 Порядка оформления почтовых отправлений устанавливает, что, кроме указания на почтовом отправлении реквизитов отправителя (в левой верхней части) и реквизитов получателя (в нижней правой части), на верхней части почтового отправления отправитель делает пометку “Отчет”.
Таким образом, налоговая отчетность может отправляться почтовыми отправлениями за десять дней до истечения предельного срока. В отмеченных выше случаях (отказ служебного (должностного) лица в принятии отчетности) такая налоговая отчетность может быть отправлена без соблюдения десятидневного предельного срока. Налоговая отчетность отправляется с соблюдением вышеуказанных требований.
Также отметим, что почтовые отправления являются лишь способом избежать проблем с конкретной декларацией. Постоянная подача документов налоговой отчетности почтой может привести к различным негативным последствиям, в том числе и отмеченному выше “конфликту” с налоговой инспекцией.
Список использованных нормативных актов
Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-Ш “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами”.
Закон об обращениях граждан - Закон Украины от 02.10.1996 г. № 393/96-ВР “Об обращениях граждан”
Порядок № 691 - Порядок принятия и компьютерной обработки отчетных документов плательщиков налогов в ГНИ районного уровня и СГНИ по работе с КПНП, утвержденный приказом ГНАУ от 02.12.2004 г. № 691
Порядок № 451 - Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451
Порядок оформления почтовых отправлений - Порядок оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденный Постановлением КМУ от 28.07.1997 г. № 799
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 9 (635), 03 марта 2008 г.
Подписной индекс 40783
