МИНИСТЕРСТВО ПО ВОПРОСАМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ

ПИСЬМО
12.10.2007 N 14/3-969

Относительно проблемных вопросов
заключения договоров на услуги между
жилищно-строительными кооперативами

Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства рассмотрело Ваше письмо относительно проблемных вопросов во взаимоотношениях Концерна "Городские тепловые сети" с ЖСК и ОСМД г. Запорожья (заключение договоров на услуги между жилищно-строительными кооперативами, ОСМД и Концерном "Городские тепловые сети" и перекладывания ими на ОСМД и ЖСК своих обязанностей и полномочий) и сообщает.

1. Определение исполнителя жилищно-коммунальных услуг согласно статье 7 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" ( 1875-15 ) отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Статьей 27 указанного Закона ( 1875-15 ) предусмотрено применение конкурсных основ при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и заключении договоров.

Перечень жилищно-коммунальных услуг, право на осуществление которых завоевывается на конкурсных началах, определяет орган местного самоуправления.

Порядок проведения конкурса по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 г. N 631.

С целью упорядочения правоотношений, возникающих между производителями, исполнителями и потребителями в процессе предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг, и создания правового поля для определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг приказом Госжилкоммунхоза от 25.04.2005 N 60 утвержден Порядок определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг в жилищном фонде, который зарегистрирован в Минюсте 19.05.2005 под N 541/10821.

Учитывая изложенное и с целью определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг, орган местного самоуправления должен утвердить Перечень жилищно-коммунальных услуг, право на осуществление которых завоевывается на конкурсных началах, и обеспечить проведение таких конкурсов в установленном порядке.

Исполнители жилищно-коммунальных услуг, которые не будут включены в указанный перечень, определяются органом местного самоуправления согласно Порядку определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг в жилищном фонде.

Согласно этому Порядку исполнителем жилищно-коммунальных услуг может быть субъект хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление соответствующих жилищно-коммунальных услуг и который может обеспечить выполнение обязанностей, определенных в части второй статьи 21 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" ( 1875-15 ).

Кроме того, Порядком предусмотрено, что исполнитель жилищно-коммунальных услуг определяется органами местного самоуправления, кроме случаев, когда владелец (владельцы) жилых домов желает (желают) определить исполнителя жилищно-коммунальных услуг самостоятельно.

Органы местного самоуправления или владелец (владельцы) жилых домов может (могут) определять исполнителей всех или отдельных жилищно-коммунальных услуг.

Владелец (владельцы) жилых домов может (могут) уполномочить на определение исполнителей жилищно-коммунальных услуг исполнителя услуги по управлению домом, сооружением или группой домов. Следовательно, жилищно-строительные кооперативы и объединения совладельцев многоквартирного дома имеют право по собственному желанию самостоятельно определять исполнителей жилищно-коммунальных услуг. В случае отсутствия такого желания исполнителей услуг определяет орган местного самоуправления.

2. Согласно Закону Украины "Об объединениях совладельцев многоквартирного дома" ( 2866-14 ) объединение совладельцев многоквартирного дома - юридическое лицо, созданное собственниками для содействия в использовании их собственного имущества и управления, содержания и использования неделимого и общего имущества.

Основная деятельность объединения состоит в осуществлении функций, которые обеспечивают реализацию прав владельцев помещений на владение и пользование общим имуществом членов объединения, надлежащее содержание дома и придомовой территории, содействие членам объединения в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества по обоснованным ценам и выполнение ими своих обязательств, связанных с деятельностью объединения.

Жилищно-строительные кооперативы создавались с целью обеспечения жильем членов кооператива и членов их семей, а также дальнейшей эксплуатации и управления домом жилищно-строительного кооператива (Примерный устав жилищно-строительного кооператива, утвержден постановлением Совета Министров УССР от 30.04.85 N 186).

Т.е. ОСМД и ЖСК не являются субъектом хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление соответствующих жилищно-коммунальных услуг и который может обеспечить выполнение обязанностей, определенных в части второй статьи 21 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" ( 1875-15 ).

3. Заключение хозяйственных договоров на основе типовых договоров, согласно статье 184 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ), должно осуществляться с соблюдением условий, предусмотренных статьей 179 этого Кодекса, не иначе как путем изложения договора в виде единого документа, оформленного согласно требованиям этого Кодекса.

Так, согласно статье 179 этого Кодекса ( 436-15 ) Кабинет Министров Украины, уполномоченные им органы исполнительной власти могут в определенных законом случаях утверждать типовые договоры.

При заключении хозяйственных договоров стороны определяют содержание договора на основе типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия.

Законом Украины "О жилищно-коммунальных услугах" ( 1875-15 ) (раздел VI) определен порядок заключения договоров в сфере жилищно-коммунальных услуг, а именно статьей 26 четко установлены существенные условия договора между исполнителем/производителем и потребителем, т.е. Законом первоначально оговариваются стороны договора: производитель/исполнитель услуг и потребитель.

Эти же термины определяются и статьей 1 этого Закона ( 1875-15 ), а именно:

"исполнитель - субъект хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальной услуги потребителю согласно условиям договора;

производитель - субъект хозяйствования, который производит или создает жилищно-коммунальные услуги;

потребитель - физическое или юридическое лицо, которое получает или имеет намерение получить жилищно-коммунальную услугу;

владелец помещения, дома, сооружения, жилого комплекса или комплекса домов и сооружений (далее - владелец) - физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения помещением, домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом домов и сооружений, зарегистрированное в установленном законом порядке".

При этом типовыми договорами о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, утвержденными постановлениями Кабинета Министров Украины от 05.07.2006 N 938 (услуги по газоснабжению), от 21.07.2005 N 630 (услуги по централизованному отоплению и водоснабжению), от 12.07.2005 N 560 (услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий), четко определено, что владелец помещения (только физическое лицо) одновременно является потребителем услуг.

Статья 29 указанного Закона ( 1875-15 ) хотя и предусматривает особенности заключения договоров в многоквартирных домах, а именно, что договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме заключается между владельцем квартиры, арендатором или квартиросъемщиком и балансодержателем или уполномоченным им лицом; в случае если балансодержатель не является исполнителем, он заключает договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг с другим исполнителем, но механизма применения такой процедуры нет, и в типовых договорах отсутствуют варианты для юридического лица - потребителя.

Учитывая изложенное, Министерство считает, что в случае заключения договоров нажилищно-коммунальные услуги нужно придерживаться условий типовых договоров, утвержденных соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины, отклоняться от которых нельзя. Типовыми договорами предусмотрены такие стороны, как потребитель (физическое лицо) и исполнитель услуг (юридическое лицо, которое выполняет и/или предоставляет жилищно-коммунальные услуги, т.е. в случаях, когда предоставление таких услуг является предметом его деятельности).

Также сообщаем, что в 2008 году запланировано выделение денежных средств из Государственного бюджета Украины на капитальный ремонт, замену и модернизацию лифтов по бюджетной программе, которая будет аналогична бюджетной программе этого года "Капитальный ремонт и модернизация лифтов жилищного фонда" ( 489-16 ). Для решения затронутого в Вашем письме вопроса о замене лифтов необходимо обратиться в орган местного самоуправления, который совместно с соответствующим подразделением облгосадминистрации будет формировать перечни объектов для финансирования за денежные средства государственного бюджета.

Заместитель Министра С.Зимин