Проверки - в четком соответствии
с требованиями закона
В последнее время увеличилось количество запросов различных государственных структур, в том числе относящихся к правоохранительным органам, о предоставлении документов предприятий, допуске представителей таких структур на территорию предприятий и тому подобное. В случае если такие действия проводятся в рамках проведения проверки, налогоплательщику понятно, к какому нормативному документу обратиться, какие документы истребовать при допуске. Однако зачастую предприятию не очевидно, что действия осуществляются в рамках проведения проверки. В данной статье мы обращаем внимание на некоторые аспекты анализа законности действий государственного органа, а также рассматриваем некоторые вопросы, относительно действий сотрудников Государственной службы борьбы с экономической преступностью.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность и полномочия сотрудников Государственной службы борьбы с экономической преступностью, являются:
- Закон № 565;
- Закон № 2135;
- УПК Украины;
- КУоАП;
В соответствии с п. 5 Постановления № 510, подразделения Государственной службы борьбы с экономической преступностью пользуются правами, предусмотренными Законами № 565, № 2135, УПК Украины.
Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать исключительно на основании, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Указанное означает, что должностные лица любого органа государственной власти, в частности, органа по борьбе с экономической преступностью, обязаны в своих действиях руководствоваться исключительно законом, установленными им правилами и порядком, а в данном случае - положениями Закона № 565.
Указанное, в свою очередь, означает, что все действия должностных лиц в отношении субъекта хозяйствования должны осуществляться в четком соответствии с требованиями закона и не выходить за пределы прав, им предоставленных.
Также, согласно положениям п.п.5, 6 ст. 19 ХК Украины, запрещается незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора. Органы государственной власти и должностные лица обязаны осуществлять инспектирование и проверки деятельности субъектов хозяйствования беспристрастно, объективно и оперативно, придерживаясь требований законодательства, уважая права и законные интересы субъектов хозяйствования.
В отношении прав Государственной службы борьбы с экономической преступностью относительно предоставления информации (объяснений, документов) субъектами хозяйствования отметим: согласно п.24 ст.11 Закона № 565, для выполнения функций, возложенных на указанный государственный орган, ему предоставляются права требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения. Вместе с тем, согласно указанной норме Закона № 565, такие объяснения должны касаться исключительно фактов нарушения действующего законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции соответствующего органа.
Проведение проверок субъектов хозяйствования указанным органом возможно лишь по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции соответствующего государственного органа.
Что касается права истребования и изъятия документов, то такие действия возможны лишь по решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, относительно которых проводится проверка. Причем возможно истребование и изъятие лишь оригиналов документов, свидетельствующих о правонарушении. До принятия такого решения суда необходимо в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, относительно которых проводится проверка, изучать документы, свидетельствующие о правонарушении, при участии соответствующего органа милиции сделать с них копии с составлением описи таких документов, опечатать кассы и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе.
Согласно нормам п.3 Постановления № 510, главными задачами Государственной службы борьбы с экономической преступностью являются:
- своевременное прекращение преступлений в области экономики и предотвращение их;
- анализ и прогнозирование криминогенных процессов в экономике и своевременное информирование органов исполнительной власти;
- выявление и прекращение фактов нарушения прав интеллектуальной собственности;
- выявление причин и условий, которые оказывают содействие совершению правонарушений в области экономики, и принятие мер к их устранению. Таким образом, Постановление № 510 указывает: исполнение главного задания данного государственного органа непосредственно связано с предоставлением, выявлением, прекращением правонарушений.
Согласно п.4 этого же документа, Государственной службе борьбы с экономической преступностью, в соответствии с возложенными на нее задачами, определены следующие функции:
- обнаружение и раскрытие хозяйственных, должностных и других преступлений в области экономики на предприятиях, в организациях, коммерческих структурах, финансово-кредитной и банковской системах и принятие мер к их предотвращению;
- анализ состояния преступности, определение основных направлений и тактики оперативно-служебной деятельности, связанной с выявлением правонарушений в государственном, коллективном и частном секторах экономики;
- проведение в установленном законом порядке проверок материалов о корыстных злоупотреблениях, дознания в уголовных делах относительно преступлений в области экономики;
- проведение в установленном порядке оперативно-розыскных мероприятий, в том числе связанных с установлением фактов нарушения прав интеллектуальной собственности;
- выявление фактов взяточничества, коррупции и иных злоупотреблений, принятие мер к их предотвращению;
- выявление лиц, занимающихся подделкой денег, чековых книжек, акций, векселей и иных ценных бумаг;
- подготовка информационно-аналитической документации по вопросам борьбы с преступностью в сфере экономики для органов исполнительной власти и иное. Как видно из приведенного, функции данного государственного органа неразрывно связаны с выявлением фактов правонарушений.
Пунктом 5 Постановления № 510 определены права, предоставленные данному государственному органу, в том числе:
- беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, в помещения, которые используются гражданами для занятия предпринимательством;
- проводить при участии собственника, его представителей осмотр производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и других мест хранения имущества и его использования;
- изымать необходимые материалы о кредитных и финансовых операциях, материальные ценности, денежные средства, а также сырье и продукцию в установленном законодательством порядке;
- опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денежных средств и товарно-материальных ценностей;
- проводить контрольные закупки;
- требовать обязательное проведение проверок, инвентаризации и ревизий производственной и финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от должностных и материально ответственных лиц сведения и объяснения о фактах нарушения законодательства;
- изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки;
- получать бесплатно от предприятий, учреждений, организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения;.
- проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы, другие документы, которые подтверждают поступление и расходование средств и материальных ценностей;
- проводить проверку фактического наличия ценностей (денежных средств, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования) и др.
Вместе с тем, при реализации указанных полномочий необходимо учитывать вышеприведенные положения относительно задач и функций данного органа, а также положения Закона № 565. Об этом свидетельствует прямое указание нормы п. 5 Постановления № 510, в которой определено, что права данного государственного органа реализуются при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и иную предпринимательскую деятельность, влекущем за собой уголовную ответственность.
Истребование информации или документов финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования возможно лишь при наличии фактов нарушения действующего законодательства (абз.1 п.24 ст.11 Закона № 565, п.5 Постановления № 510).
Следовательно, право на истребование документов, проведение проверки субъекта хозяйствования и иных действий в отношении предприятия работники данного государственного органа могут реализовать только при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и иную предпринимательскую деятельность, которые влекут за собой уголовную ответственность.
Относительно проведения проверок Государственной службой борьбы с экономической преступностью, считаем, что такие действия являются оперативно-розыскными мероприятиями (такого же мнения придерживается и Госкомпредпринимательства, что следует из Письма № 2).
Кроме того, согласно п.5 Постановления № 510, подразделения Государственной службы борьбы с экономической преступностью пользуются правами, предусмотренными Законом № 565, Законом № 2135, УПК Украины. Так как подразделения Государственной службы борьбы с экономической преступностью являются составными частями криминальной милиции системы МВД, оперативными подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и органами дознания и следствия, то работники этих подразделений исполняют обязанности и осуществляют свою деятельность в соответствии с этими законами.
В части 6 ст. 9 Закона № 2135 отмечается, что при наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности дает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который несет ответственность за законность осуществляемых мероприятий согласно действующему законодательству. Согласно ч. 1 данной статьи, в каждом случае при наличии оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником органа внутренних дел.
Следовательно, перед проведением проверок, предусмотренных пп. 8-9 Постановления № 510, должно возбуждаться оперативно-розыскное дело, утверждаться постановление о возбуждении такого дела и предоставляться разрешение на проведение такого оперативно-розыскного мероприятия (аналогичного мнения придерживается и Госкомпредпринимательства).
Список использованных нормативно-правовых документов
УПК Украины - Уголовно-процессуальный кодекс Украины
КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Закон № 565 - Закон Украины от 20.12.1990 г. № 565-ХII “О милиции”
Закон № 2135 - Закон Украины от 18.02.1992 г. № 2135-XII “Об оперативно-розыскной деятельности”
Постановление № 510 - Постановление КМУ от 05.07.1993 г. № 510 “Об образовании Государственной службы борьбы с э экономической преступностью”
Письмо № 2 - Письмо Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 08.11.2002 г. № 2-221/5975 “Об осуществлении проверок работниками Государственной службы борьбы с экономической преступностью”
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 5 (631), 4 февраля 2008 г.
Подписной индекс 40783