ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ
ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО
19.10.2007 N 7938

Относительно некоторых вопросов применения
упрощенной системы налогообложения

(Извлечение)

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел Ваше письмо относительно некоторых вопросов применения упрощенной системы налогообложения и в пределах компетенции сообщает следующее.

Относительно определения объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками НДС

Указом Президента Украины от 03.07.98 N 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", с изменениями и дополнениями (далее - Указ), установлено, что плательщики единого налога - физические лица освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. В то же время постановлением Кабинета Министров Украины от 16.03.2000 N 507 "О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года N 727" субъектам малого предпринимательства - физическим лицам предоставлено право выбора в отношении регистрации их в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 1 Указа ( 727/98 ) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для физических лиц - субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года состоит не более 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривень.

Предельный объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) установлен в фиксированном размере, одинаковом как для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость по собственному решению, так и [для] не являющихся такими плательщиками.

С учетом указанного объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками НДС, за год не должен превышать 500 тыс. гривень.

Относительно срока представления отчетности по НДС физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности, применяющими упрощенную систему налогообложения и являющимися плательщиками данного налога

Законом Украины от 03.04.97 N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" [(далее - Закон N 168/97)] для плательщика налога на добавленную стоимость установлен месячный или квартальный налоговые периоды.

Положениями статьи 7 Закона N 168/97 и статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" установлено, что налоговую декларацию по НДС субъекты предпринимательской деятельности, являющиеся плательщиками данного налога, представляют в органы государственной налоговой службы в течение 20 или 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца или квартала.

В соответствии с разъяснением Государственной налоговой администрации (письмо от 27.10.2005 г. N 21067/7/16-1517-26 Указом N 727 всем плательщикам единого налога, в том числе и тем, которые одновременно являются плательщиками НДС, разрешено применять квартальный налоговый период представления отчетности по налогу на добавленную стоимость.

Относительно определения численности наемных работников у физического лица - субъекта предпринимательской деятельности - плательщика единого налога

Следует отметить, что определение численности наемных работников у физического лица - плательщика единого налога является отличным от [определения] среднеучетной численности работающих у юридического лица - плательщика единого налога, которая определяется согласно разделу 4 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 N 286.

Основанием для выдачи Свидетельства об уплате единого налога является подача субъектом предпринимательской деятельности - физическим лицом письменного заявления по форме согласно приложению 1 к Порядку выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.10.99 N 599, с изменениями и дополнениями (далее - Порядок N 599).

В данном заявлении субъект должен указать численность и поименный состав наемных работников, включая членов его семьи, с которыми заключены трудовые соглашения. Численность таких лиц на день составления заявления не может превышать 10.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 4 Порядка N 599 на каждое лицо, состоящее в трудовых отношениях с субъектом предпринимательской деятельности - плательщиком единого налога, включая членов его семьи, такому субъекту выдается справка о трудовых отношениях физического лица с плательщиком единого налога (далее - Справка) согласно приложению 2 к данному Порядку.

В случае увеличения численности работников (открытия дополнительных рабочих мест) в течение срока действия полученного Свидетельства плательщик единого налога должен осуществить доплату к сумме единого налога за каждого дополнительно нанятого работника, из расчета не менее чем за полный месяц с начала деятельности таких работников, и получить Справки для этих работников.

В случае уменьшения численности работников в течение срока действия полученного Свидетельства плательщик единого налога должен вернуть справки на уволенных работников, но уплаченная сумма единого налога в виде увеличения ставки единого налога на 50 процентов за уволенного работника возврату не подлежит и не увеличивается до конца периода, за который осуществлена уплата за уволенного работника, в случае если плательщик единого налога вместо уволенных работников принимает других в том же периоде. В таком случае на каждого нового работника выдается Справка, потому что справки, как и Свидетельство, выданные плательщику единого налога, не могут быть переданы другим лицам, кроме указанных в них.

В случае утери Справки доплата за работника может быть прекращена только начиная со следующего квартала.

По истечении срока действия Свидетельства оно вместе со всеми справками подлежит возврату в 5-дневный срок в орган государственной налоговой службы, который их выдал, а в случае продления срока действия Свидетельства осуществляется соответствующая запись в Свидетельстве за подписью руководителя органа налоговой службы или его заместителя и заверяется печатью. Аналогичные записи осуществляются в справках наемных работников, продолжающих деятельность у плательщика единого налога.

Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства физические лица - плательщики единого налога начиная с момента применения упрощенной системы налогообложения и до конца календарного года в любой момент осуществления предпринимательской деятельности с участием наемных работников должны иметь не более 10 человек, несмотря на то, какие изменения (увеличение, уменьшение) в численности наемных работников произошли в течение календарного года.

Относительно заключения гражданско-правовых договоров с физическими лицами плательщиком единого налога

<...>

В соответствии с действующим законодательством договоры с физическими лицами на использование их труда могут заключаться по трудовому или гражданско-правовому договору.

То есть субъект предпринимательской деятельности - плательщик единого налога для выполнения каких-либо разовых работ может заключить договор гражданско-правового характера.

Договор заключается в письменной форме, и существенными условиями такого договора являются условия о предмете, оплате и сроке его действия.

Следует отметить, что на лицо, предоставляющее услуги (работы) по данному договору, не распространяется действие трудового законодательства, поскольку такое лицо получает не заработную плату, а вознаграждение за выполненные работы (предоставленные услуги).

При этом доходы, получаемые физическим лицом - плательщиком налога по договорам гражданско-правового характера, облагаются налогом субъектом предпринимательской деятельности, на которого возложены функции налогового агента в соответствии с п. 1.15 ст. 1, п/п. 9.12.3 п. 9.12 ст. 9 Закона Украины от 22.05.2003 г. N 889-IV "О налоге с доходов физических лиц".

Кроме того, ставка единого налога не увеличивается на 50% за каждого работника, нанятого по гражданско-правовому договору.

Отдельно сообщаем, что в соответствии со статьей 2 Закона Украины от 04.12.90 N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (с изменениями и дополнениями) и подпунктом 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (с изменениями и дополнениями) разъяснения законодательства по вопросам налогообложения плательщикам налогов предоставляются контролирующими органами в порядке, определенном соответствующим центральным (руководящим) органом контролирующего органа.

Заместитель Председателя О.Сахненко