Комментарий к Постановлению КМУ от 14.11.2007 г. № 1324
“Об утверждении Порядка распределения субъектов хозяйствования по степени риска
их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения,
окружающей природной среды относительно пожарной безопасности”
В соответствии со ст. 5 Закона Украины “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” периодичность проведения плановых контрольных мероприятий зависит от того, к какой из трех степеней риска относится данный субъект хозяйствования: к высокой, средней или незначительной. Плановые проверки “самых опасных” проводятся ежегодно, “средних” - раз в три года, а “незначительных” - раз в пять лет.
В свою очередь, степень риска от осуществления хозяйственной деятельности определяется на основании критериев, установленных органами госнадзора в сферах, отнесенных к их ведению.
Статьей 22 Закона Кабмину было, в частности, поручено в 6-месячный срок утвердить такие критерии по представлению соответствующих органов госнадзора. Комментируемый документ представляет собой указанные критерии в сфере пожарной безопасности.*
Не будем расписывать, какие именно объекты Кабинет Министров по представлению Госпожнадзора счел “высокорисковыми”, а по каким признал степень приемлемого риска незначительной,- все это вы можете прочесть в Порядке. Обращаем ваше внимание лишь на одну позицию: независимо от площади, этажности и вместимости объектов всегда считаются “высокорисковыми” объекты нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, перепланирования, расширения и технического переоснащения.
При этом, заметьте, высокая степень приемлемого риска присваивается не объекту как таковому, а субъекту хозяйствования, в сфере управления (собственности, владении, пользовании) которого находится такой объект. То есть предприятие, имеющее хотя бы одно реконструируемое сооружение, автоматически попадает в категорию ежегодно проверяемых.
Напомним, что с 1 января 2008 года, когда полностью вступит в силу Закон (и, соответственно, подзаконные акты, в том числе данный Порядок), проведение таких проверок будет регулироваться нормами данного Закона. Например, контролирующие органы обязаны будут письменно уведомлять субъект хозяйствования о предстоящей плановой проверке не позднее чем за 10 дней до ее начала по форме, в которой указываются:
- дата начала и дата окончания планового мероприятия;
- наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществляется мероприятие;
- название органа государственного надзора (контроля).
Уведомление вручается руководителю субъекта под расписку либо направляется заказным письмом или телефонограммой за счет контролирующего органа (в данном случае - госпожнадзора). При этом субъект, не получивший уведомления, вправе не допускать чиновников к проверке.
Срок плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом. Продление таких сроков не допускается.
____________
* Вероятно, в ближайшее время следует ожидать появления аналогичных документов, касающихся экологии, санитарного благополучия, радиационной безопасности и т. п.
Сергей Коваль,
юрист
Газета “Фортекс” № 44-45/2007 (№ 252-253), от 20.11.2007 г.
