Новое в проверках банков, финучреждений
и обменных пунктов
- Правилами проведения проверок пунктов обмена иностранной валюты на территории Украины, утвержденными постановлением Правления НБУ от 04.07.2001 г. № 259;
- Положением о порядке проведения выездных проверок относительно соблюдения банками и финансовыми учреждениями требований валютного законодательства Украины, утвержденным постановлением Правления НБУ от 20.09.2002 г. № 352.
Теперь Нацбанк решил отменить эти два акта, а взамен постановлением Правления от 21.09.2007 г. № 338 (зарегистрированным в Минюсте 26.10.2007 г. за № 1220/14487) утвердил единое Положение о порядке проведения выездных, невыездных (камеральных) проверок относительно соблюдения банками, другими финансовыми учреждениями, национальным оператором почтовой связи требований валютного законодательства Украины и проверок пунктов обмена иностранной валюты на территории Украины (далее - Положение).
Сразу заметим, что обычных предприятий этот документ практически не касается (вернее, касается лишь постольку, поскольку эти предприятия являются клиентами банков, финучреждений и т. п.). Тем не менее, есть смысл ознакомиться с некоторыми особенностями проведения Нацбанком таких проверок.
Общие моменты
В общем порядке плановых и внеплановых выездных проверок главное новшество состоит в том, что появились специальные нормы по проверкам касс банков (финучреждений). Из Положения следует, что для таких проверок составляются специальные ежегодные планы - отдельно от общих планов проверок.
Внеплановые выездные проверки касс назначаются по решению Председателя НБУ, директора Департамента валютного контроля, начальника территориального управления или уполномоченных ими лиц, которое оформляется в форме распоряжения.
Проверки касс начинаются без уведомления руководителя банка (финансового учреждения) о начале их проведения (раньше в Положении такой нормы не было).
Что касается общих проверок (то есть проверок субъектов в целом), то Нацбанк расширил перечень оснований, на которых может быть назначена внеплановая выездная или невыездная проверка. Теперь наряду с результатами анализа статотчетности, свидетельствующими о возможных нарушениях валютного законодательства, отрицательными тенденциями на валютном рынке Украины и “другими основаниями, предусмотренными законодательством Украины” основанием для проверки могут служить
“обращения органов валютного контроля, других государственных контрольных и правоохранительных органов на основании результатов осуществленных ими проверок, имеющихся в них заявлений, жалоб и другой информации, которые могут свидетельствовать о нарушении валютного законодательства, а также обращения этих органов по материалам, полученным в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, по фактам возбуждения уголовных дел и производства по делам об административном правонарушении”.
Наконец, укажем новшества в оформлении распоряжений на проведение выездной проверки. Новшества эти скорее полезны, чем вредны проверяемым субъектам.
В частности, в распоряжении о назначении внеплановой выездной проверки теперь должны указываться не только полное наименование и местонахождение банка (финучреждения), а также основание и цель проверки, но и период, подлежащий проверке, срок ее проведения (даты начала и окончания), перечень вопросов, подлежащих проверке, состав рабочей группы и ее руководитель (фамилии и инициалы уполномоченных работников) или фамилия и инициалы уполномоченного работника (если проверка проводится без формирования рабочей группы).
Камеральные проверки
Наряду с выездными проверками, фигурировавшими в документах НБУ ранее, Положение вводит понятие невыездных (камеральных) проверок. Под ними составители Положения понимают проверку уполномоченными работниками (уполномоченным работником) статистической отчетности и/или других документов, имеющихся в Департаменте валютного контроля и лицензирования (валютном подразделении). При этом проверка проводится без образования рабочей группы.
Для назначения невыездной проверки не требуется издание специального распорядительного документа или включения проверяемого субъекта в какой-либо план проверок. Достаточно письменного или даже устного поручения руководителя.
Впрочем, следует иметь в виду, что, в отличие от налоговиков, сотрудники Нацбанка при камеральных проверках могут не ограничиваться имеющимися у них документами. Пункт 6.4 Положения говорит о возможности получения проверяющими необходимых документов от банка (финансового учреждения). Для этого банку (финучреждению) направляется письменный запрос за подписью руководителем невыездной проверки. Причем банк (финучреждение) обязан представить все перечисленные в запросе документы или их надлежащим образом удостоверенные копии в определенный в запросе срок.
По результатам невыездной проверки в случае выявления нарушений валютного законодательства составляется акт проверки в одном экземпляре, которые подписывается уполномоченными работниками (уполномоченным работником). Руководителю банка (финучреждения) ни этот акт, ни его копия не предоставляются (напомним, что в случае выездной проверки акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у проверенного субъекта).
Проверяемые вопросы
Перечень вопросов, подлежащих выездной или невыездной (камеральной) проверке в банке (финучреждении), как и раньше, оформлен в виде приложения к Положению. Большинство позиций в этом Перечне совершенно не изменились по сравнению с прежним документом. Здесь следует отметить, пожалуй, лишь несколько вопросов, проверка которых ранее предполагалась только у банков (теперь это ограничение убрано):
- соблюдение требований законодательства Украины во время проведения расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциями клиентов;
- соблюдение правил осуществления переводов иностранной валюты за пределы Украины и в пределах Украины по поручениям физических лиц и получения физическими лицами в Украине переведенной им из-за границы и в пределах Украины иностранной валюты;
- соблюдение требований законодательства Украины при осуществлении по поручению клиентов операций по переводу валютных ценностей за пределы Украины;
- выполнение функций агента валютного контроля.
Распространение этих требований на финучреждения связано с тем, что в настоящее время существенно расширились права таких учреждений, то есть им теперь доступны многие функции, которые раньше были прерогативой банков. Соответственно, НБУ берет эти вопросы под свой контроль.
Изменилась формулировка п. 5 Перечня. Теперь в соответствии с ней проверяется
“соблюдение требований законодательства Украины в случае привлечения, возврата и обслуживания кредитов, займов в иностранной валюте, полученных резидентами от нерезидентов”.
Раньше этот пункт распространялся только на банки и звучал следующим образом:
“Выполнение контрольных функций при обслуживании кредитов, займов в иностранной валюте, полученных клиентами от нерезидентов”.
Остальные новшества несущественны.
Кстати, весь этот Перечень можно рассматривать исключительно как ориентировочный, поскольку в нем (и в старом, и в новом варианте) имеется совершенно “резиновый” п. 19 (бывший п. 20), в соответствии с которым проверке подлежит
“соблюдение других, действовавших в период, подлежащий проверке, актов законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка, по вопросам валютного регулирования, контроля и лицензирования”.
Особенности проверок обменных пунктов
Раздел 9 Положения, посвященный особенностям организации, проведения и оформления материалов по результатам проверок пунктов обмена, почти дословно воспроизводит прежние Правила проведения проверок пунктов обмена иностранной валюты на территории Украины.
Из новых норм следует отметить введенные Нацбанком требования к содержанию акта проверки “обменок”.
Такой акт должен содержать систематизированное изложение обнаруженных при проверке нарушений. Все они излагаются четко и объективно со ссылкой на первичные и другие документы, подтверждающие наличие этих нарушений, а также со ссылкой на нормы законодательства Украины (в том числе актов НБУ), требования которых, по мнению проверяющих, нарушены.
К акту проверки прилагаются объяснения кассиров, должностных лиц или других работников банков, финансовых учреждений или агентов, пункты обмена которых проверяются (в пределах их компетенции).
В случае отказа таких банков (финучреждений, агентов) в предоставлении необходимых справок, объяснений и документов этот факт отражается в акте.
Заметим, что наличие официальных требований Нацбанка к четкому изложению сути нарушений с обязательной ссылкой на нормативно-правовые акты должно, по идее, существенно облегчить оспаривание результатов проверок. Не секрет, что многие чиновники (не только представители Нацбанка, но и налоговики, “госпотребзащитники” и т. п.) зачастую не удосуживаются подыскиванием конкретной законодательной нормы, которая, по их мнению, нарушена проверяемым субъектом. В актах проверок случаются и такие “замечательные” формулировки, как “нарушение законодательства”, “нарушение законов Украины” и т. д.
Как видите, НБУ строго предписал своим сотрудникам ссылаться на конкретные нормы. Поэтому отсутствие подобных ссылок может служить основанием для оспаривания акта проверки.
Алена Мышкина,
юрист,
Сергей Коваль,
юрист
Газета “Фортекс” № 44-45/2007 (№ 252-253), от 20.11.2007 г.
