Рамочное решение Совета
о повышении стандартов уголовной
ответственности в целях наказания за помощь
незаконному въезду, транзиту и пребыванию
(2002/946/ПВД)

28 ноября 2002 года

Совет Европейского Союза,

Руководствуясь Договором о Европейском Союзе, в частности, его статьей 29, пунктом "e" статьи 31 и пунктом "b" параграфа 2 статьи 63,

На основании инициативы Французской Республики,

С учетом заключения Европейского парламента,

Принимая во внимание нижеследующее:

(1) Одна из целей Европейского Союза - предоставить гражданам повышенный уровень защиты внутри пространства свободы, безопасности и правосудия, что обеспечивается путем выработки совместных мероприятий государств-членов по вопросам сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере.

(2) В данном контексте надлежит предпринять меры против помощи, оказываемой нелегальной иммиграции, причем не только в том случае, когда такая помощь относится, собственно, к незаконному пересечению границ, но и когда она ставит целью обеспечить снабжение сетей, занимающихся эксплуатацией людьми.

(3) В этой связи необходимо осуществить сближение действующих правоположений, особенно в том, что касается, с одной стороны, четкого определения соответствующего преступления и изъятий из него, чему посвящена Директива 2002/90/ЕС Совета от 28 ноября 2002 г. "Об установлении определения для помощи незаконному въезду, транзиту и пребыванию", и, с другой стороны, минимальных правил в отношении санкций, ответственности юридических лиц и юрисдикции, которые образуют предмет настоящего Рамочного решения.

(4) Крайне важно также не ограничивать рамки возможных действий только физическими лицами и предусмотреть меры, относящиеся к ответственности юридических лиц.

(5) Настоящее Рамочное решение дополняет собой другие документы, принятые в целях борьбы с нелегальной иммиграцией, незаконной трудовой деятельностью, торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией детей.

(6) Применительно к Исландии и Норвегии настоящее Рамочное решение служит вкладом в развитие правил Шенгенских достижений, как они определены в соглашении, заключенном Советом Европейского Союза с Исландской Республикой и Королевством Норвегия о присоединении данных государств к процессу реализации, применения и развития Шенгенских достижений; данные правила входят в сферу, предусмотренную пунктом "E" статьи 1 Решения 1999/437/ЕС Совета от 17 мая 1999 г. о некоторых условиях, регулирующих применение названного соглашения.

(7) Соединенное Королевство участвует в настоящем Рамочном решении в соответствии со статьей 5 Протокола "О включении Шенгенских достижений в рамки Европейского Союза", приложенного к Договору о Европейском Союзе и Договору об учреждении Европейского сообщества, а также параграфом 2 статьи 8 Решения 2000/365/ЕС Совета от 29 мая 2000 г. "О запросе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в целях участия в отдельных правилах Шенгенских достижений".

(8) Ирландия участвует в настоящем Рамочном решении в соответствии со статьей 5 Протокола "О включении Шенгенских достижений в рамки Европейского Союза", приложенного к Договору о Европейском Союзе и Договору об учреждении Европейского сообщества, а также параграфом 2 статьи 6 Решения 2002/192/ЕС Совета от 29 февраля 2002 г. "О запросе Ирландии в целях участия в отдельных правилах Шенгенских достижений".

Принял настоящее рамочное решение:

Статья 1
Санкции

1. Каждое государство-член принимает необходимые меры с целью обеспечить, чтобы указанные в статьях 1 и 2 Директивы 2002/90/ЕС преступления подлежали эффективным, соразмерным и обладающим предупредительным эффектом уголовно-правовым санкциям, которые допускают выдачу лица другому государству.

2. При необходимости санкции, предусмотренные параграфом 1, могут дополняться следующими мерами:

- конфискация транспортного средства, которое использовалось для совершения преступления,

- запрет непосредственно или через третьих лиц заниматься профессиональной деятельностью, в ходе осуществления которой было совершено преступление,

- выдворение.

3. Каждое государство-член принимает необходимые меры с целью обеспечить, чтобы преступления, указанные в пункте "a" параграфа 1 статьи 1, и, насколько уместно, в пункте "a" статьи 2 Директивы 2002/90/ЕС, подлежали наказанию в виде лишения свободы с верхним пределом не меньше восьми лет - если они совершаются в корыстных целях и при наличии одного из следующих обстоятельств:

- преступление было совершено в ходе деятельности преступной организации, определение которой установлено Общей акцией 98/733/ПВД,

- в ходе совершения преступления была поставлена в опасность жизнь людей, ставших объектом преступного посягательства.

4. Если это обусловлено потребностью обеспечить взаимную согласованность внутри системы наказаний конкретного государства-члена, то предусмотренные параграфом 3 деяния подлежат наказанию в виде лишения свободы с верхним пределом не меньше шести лет - при условии, что такое наказание входит в число наиболее суровых максимальных наказаний, предусматриваемых за преступления со сходной степенью тяжести.

Статья 2
Ответственность юридических лиц

1. Каждое государство-член принимает необходимые меры с целью обеспечить, чтобы юридические лица могли привлекаться к ответственности за преступления, упомянутые в параграфе 1 статьи 1, когда эти преступления совершены в их пользу всяким лицом, которое, действуя будь-то в индивидуальном качестве, будь-то в качестве члена органа соответствующего юридического лица, осуществляет внутри последнего руководящие полномочия в силу одного из следующих оснований:

a) способность выступать представителем юридического лица;

b) наличие права принимать решения от имени юридического лица;

c) наличие права осуществлять контроль внутри юридического лица.

2. Помимо случаев, уже предусмотренных параграфом 1, каждое государство-член должно принять необходимые меры с целью обеспечить, чтобы юридическое лицо могло привлекаться к ответственности, когда отсутствие наблюдения или контроля со стороны указанного в параграфе 1 лица сделало возможным совершение находящимся у него в подчинении другим лицом преступлений, упомянутых в параграфе 1 статьи 1, в пользу названного юридического лица.

3. Ответственность юридического лица согласно параграфам 1 и 2 не исключает уголовного преследования в отношении физических лиц, которые выступают исполнителями, подстрекателями или пособниками преступлений, упомянутых в параграфе 1.

Статья 3
Санкции в отношении юридических лиц

Каждое государство-член принимает необходимые меры с целью обеспечить, чтобы юридическое лицо, признанное ответственным согласно параграфу 1 статьи 2, подлежало эффективным, соразмерным и обладающим предупредительным эффектом санкциям, которые включают уголовно-правовые или иные штрафы и, возможно, другие меры ответственности, в частности:

a) меры, влекущие за собой лишение возможности пользоваться преимуществами или помощью со стороны публичной власти;

b) меры, предполагающие временный или постоянный запрет осуществлять коммерческую деятельность;

c) помещение под судебный надзор;

d) роспуск в судебном порядке.

2. Каждое государство-член принимает необходимые меры с целью обеспечить, чтобы юридическое лицо, признанное ответственным согласно параграфу 2 статьи 2, подлежало эффективным, соразмерным и обладающим предупредительным эффектом санкциям или мерам.

Статья 4
Юрисдикция

1. Каждое государство-член принимает необходимые меры с целью отнести к своей юрисдикции преступления, упомянутые в параграфе 1 статьи 1, когда они совершены:

a) полностью или частично на его территории, или

b) одним из его граждан, или

c) в пользу юридического лица, учрежденного на его территории.

2. При соблюдении положений статьи 5 каждое государство-член может принять решение о том, что оно не будет применять либо станет применять только в особых случаях или при особых обстоятельствах правила юрисдикции, изложенные:

- в пункте "b" параграфа 1,

- в пункте "c" параграфа 1.

3. Каждое государство-член должно проинформировать Генерального секретаря Совета в письменной форме относительно своего решения использовать параграф 2, при необходимости, с указанием особых обстоятельств или условий, при которых действует его решение.

Статья 5
Выдача и уголовное преследование

1. a) Каждое государство-член, которое согласно своему национальному праву не выдает собственных граждан, должно принять необходимые меры в целях установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, упомянутых в параграфе 1 статьи 1, когда эти преступления совершены гражданами данного государства за пределами его территории.

b) Если гражданин государства-члена предположительно совершил в другом государстве-члене какое-либо из преступлений, упомянутых в параграфе 1 статьи 1, то каждое государство-член, которое не выдает данное лицо другому государству-члену лишь из-за его принадлежности к национальному гражданству, должно передать соответствующее дело своим собственным компетентным органам с тем, чтобы они, при необходимости, возбудили уголовное преследование. С целью сделать возможным осуществление данного преследования материалы, сведения и вещественные доказательства, относящиеся к совершенному преступлению, направляются в соответствии с процедурами, предусмотренными параграфом 2 статьи 6 Европейской конвенции "О выдаче" от 13 декабря 1957 г.. Запрашивающее государство-член должно быть проинформировано о начатом уголовном преследовании и о его результате.

2. В целях настоящей статьи понятие "гражданин" государства-члена должно интерпретироваться в соответствии с любой декларацией, представленной соответствующим государством-членом согласно пунктам "b" и "c" параграфа 1 статьи 6 Европейской конвенции "О выдаче", при необходимости, с изменениями, внесенными декларациями к Конвенции "О выдаче между государствами - членами Европейского Союза".

Статья 6
Международно-правовые нормы в отношении беженцев

Настоящее Рамочное решение применяется без ущерба защите, предоставляемой беженцам и лицам, ходатайствующим об убежище, в соответствии с международно-правовыми нормами о беженцах или другими международными документами о правах человека, в частности, без ущерба для соблюдения государствами-членами международных обязательств, которые возложены на них в силу статей 31 и 33 Конвенции 1951 г. "О статусе беженцев" с изменениями, внесенными Нью-Йоркским протоколом 1967 г..

Статья 7
Обмен информацией между государствами-членами

1. Если государству-члену стало известно о совершении какого-либо из преступлений, упомянутых в параграфе 1 статьи 1, и это преступление является противоправным деянием по законодательству другого государства-члена о въезде и пребывании иностранцев, то оно соответственно информирует последнее.

2. Каждое государство-член, которое в связи с нарушением своего собственного законодательства о въезде и пребывании иностранцев запрашивает другое государство-член о проведении уголовного преследования по факту совершения преступлений, упомянутых в параграфе 1 статьи 1, должно указать в официальном сообщении или в сертификате, выданном компетентными органами, те законодательные нормы своего национального права, которые были нарушены.

Статья 8
Территориальное применение

Настоящее Рамочное решение применяется к Гибралтару.

Статья 9
Практическое осуществление

1. Государства-члены принимают меры, необходимые в целях обеспечить свое соответствие правилам настоящего Рамочного решения, до 5 декабря 2004 г.

2. К той же самой дате государства-члены направляют в Генеральный секретариат Совета и в Комиссию текст положений, трансформирующих в свое национальное право обязательства, которые возложены на них настоящим Рамочным решением. На основе доклада, подготовленного Комиссией исходя из этой информации, Совет до 5 июня 2005 г. проверяет, насколько государства-члены обеспечили свое соответствие правилам настоящего Рамочного решения.

Статья 10
Отмена

Положения параграфов 2 и 3 статьи 27 Шенгенской конвенции 1990 г. отменяются с 5 декабря 2004 г. Если государство-член в соответствии со статьей 9 введет в действие настоящее Рамочное решение ранее указанной даты, то данные положения прекращают применяться к этому государству-члену со дня практического осуществления им Рамочного решения.

Статья 11
Вступление в силу

Настоящее Рамочное решение вступает в силу со дня его опубликования в Официальном журнале Европейских сообществ.

Совершено в Брюсселе 28 ноября 2002 г.

От имени Совета Председатель
B. Haarder