ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ
ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО
02.08.2007 N 5663

Относительно проведения контроля за наличием
лицензий у субъектов хозяйствования

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел ваше письмо <...> и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 20 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" ( 1775-14 ) (далее - Закон о лицензировании) контроль за наличием лицензии у субъектов хозяйствования осуществляют специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования и другие органы исполнительной власти в пределах их полномочий путем проведения плановых внеплановых проверок.

Согласно пункту 1 Положения о Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.04.2007 N 667 (далее - Положение), Госкомпредпринимательства Украины является специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

Таким образом, Госкомпредпринимательства Украины имеет право осуществлять контроль за наличием лицензий у субъектов хозяйствования.

Статьей 22 Закона о лицензировании ( 1775-14 ) определено, что к субъектам хозяйствования за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии применяются финансовые санкции в виде штрафов в размерах, установленных законом.

Указанные штрафы направляются в Государственный бюджет Украины.

Решения о взыскании штрафов принимаются органом, на который согласно действующему законодательству возложены функции контроля за наличием лицензий.

В соответствии со статьей 8 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) (далее - Закон) к функциям государственной налоговой администрации Украины относится, в частности, осуществление контроля за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом.

Функции государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций предусмотрены статьей 10 Закона ( 509-12 ), к которым относится, в частности, осуществление в пределах своих полномочий контроля за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, с последующей передачей материалов о выявленных нарушениях органам, выдающим эти документы.

Кроме того, в соответствии с указанной статьей к функциям государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций относится, в частности, подача в суды исков к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании сделок недействительными и в зыскании в доход государства денежных средств, полученных ими по таким сделкам, а в других случаях - денежных средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества.

Санкции за осуществление без лицензии видов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию, предусмотрены Кодексом Украины об административных правонарушениях ( 80732-10, 80731-10 ) и Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ).

Как указывается в статье 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ), осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с законом, или без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом, влечет наложение штрафа от двадцати до сорока не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Действия, предусмотренные частью первой данной статьи, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа от тридцати до шестидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно статье 221 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80732-10 ) рассмотрение дел о нарушении порядка занятия предпринимательской или хозяйственной деятельностью, предусмотренного статьей 164, относится к полномочиям судей районных, районных в городе, городских или горрайонных судов.

О совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то должностным лицом или представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности (статья 254 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80732-10 ).

Лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях, определены статьей 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80732-10 ).

В соответствии с указанной статьей составление протоколов об административных правонарушениях на основании статьи 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ) относится к компетенции органов внутренних дел, финансовых органов, Службы безопасности Украины, органов государственной налоговой службы.

Таким образом, составление протоколов об административных правонарушениях, в частности, на основании статьи 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ) не относится к компетенции Госкомпредпринимательства Украины.

И.о. Председателя К.Ващенко