В каких случаях можно говорить о “занятии
запрещенными видами хозяйственной деятельности”

Наряду с уголовной ответственностью за “Нарушение порядка занятия хозяйственной и банковской деятельностью” (ст. 202 Уголовного кодекса (УК) Украины) такой же вид ответственности предусмотрен и в случае “Занятия запрещенными видами хозяйственной деятельности”. Данное преступление предусмотрено ст. 203 УК Украины. Причем в последнем случае имеет место не осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или же получения лицензии, как при “Нарушении порядка занятия хозяйственной деятельностью”. Речь идет о такой хозяйственной деятельности, которой либо ни один субъект не имеет права заниматься, либо именно данному гражданину вследствие специфики его правового статуса определенный вид хозяйствования запрещен. “Занятие видами хозяйственной деятельности, относительно которых есть специальный запрет, установленный законом...” влечет ответственность по ч. 1 ст. 203 УК Украины.

Конечно же, ст. 42 Конституции Украины предусматривает, что каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, однако только такую, которая не запрещена законом. В каких же случаях тот или иной вид хозяйственной деятельности может считаться запрещенным и в каких случаях возможно применение ст. 203 УК Украины? Обобщая судебную практику применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности, Пленум Верховного Суда Украины 25 апреля 2003 года принял соответствующее Постановление № 3 “О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности” (далее -Постановление № 3). Согласно с пунктом 8 указанного Постановления, теми видами хозяйственной деятельности, относительно которых установлен специальный запрет, являются следующие разновидности предпринимательской деятельности.

Во-первых, это такие виды хозяйственной деятельности, которыми ни физические, ни юридические лица не имеют права заниматься ни в коем случае. Законом такая деятельность вообще запрещена. Например, продажа наркотических средств или огнестрельного оружия населению.

Во-вторых, в содержание данной статьи включается та деятельность, которой граждане, даже зарегистрированные как субъекты предпринимательства, не имеют права заниматься вследствие отсутствия необходимого образования или квалификации. В этом случае и юридические лица - субъекты хозяйствования не могут осуществлять определенные виды хозяйственной деятельности без изменения своего правового статуса. Например, без преобразования закрытого акционерного общества в открытое. Названные юридические и физические лица, согласно нормам действующего законодательства, не могут получить лицензию на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности, которыми могут заниматься только специальные субъекты. А потому в случае осуществления подобных действий они будут рассматриваться как “Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности”.

Точно так же будет оцениваться и осуществление тех видов хозяйствования, которым могут заниматься исключительно государственные предприятия, предприятия определенных организационно-правовых форм либо те предприятия, которые определены Кабинетом Министров Украины. Например, производство некоторых видов спирта может осуществляться исключительно на государственных предприятиях при наличии у них лицензии.

Кроме того, “запрещенными видами хозяйственной деятельности” считаются те действия, которыми определенные субъекты хозяйственной деятельности не могут заниматься вследствие того, что осуществляемая ими предпринимательская деятельность исключает такую возможность. Например, согласно со ст. 4 Закона Украины от 22.04.1993 г. № 3125-ХІІ “Об аудиторской деятельности” в редакции от 14.09.2006 г. № 140-V, аудиторам запрещено непосредственно заниматься торговой, посреднической или производственной деятельностью. Осуществление аудитором такой деятельности может повлечь привлечение его к ответственности по ч. 1 ст. 203 УК Украины.

Нормы названной статьи могут быть применены и в том случае, если такую деятельность осуществляет человек, который не имеет права ею заниматься вследствие наличия непогашенной или не снятой судимости. Согласно с ч. 6 ст. 2 Закона Украины от 07.02.1991 г. № 698-ХІІ “О предпринимательстве”, лица, которые имеют непогашенную судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления не могут быть зарегистрированы как предприниматели. Они также не могут выступать соучредителями предпринимательской организации. Во всех названных случаях, если они все-таки займутся названной деятельностью, то их действия и будут рассматриваться как “Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности”.

Достаточно интересным является вопрос о квалификации действий некоторых должностных лиц, которым запрещено предпринимательство, в том случае, если они все же такую деятельность осуществляли. Известно, что не допускается предпринимательская деятельность таких категорий граждан, как военнослужащие, служащие органов прокуратуры и суда. Кроме того, данной деятельностью не могут заниматься служащие органов государственной безопасности, внутренних дел, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, которые призваны осуществлять контроль над деятельностью предприятий. Так вот, в случае совершения названными субъектами подобных действий они могут рассматриваться как “Нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью”, то есть преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 202 УК Украины. Именно об этом говорит Постановление №3. В то же время, если будет установлено, что названные служащие занимались именно “запрещенными видами хозяйственной деятельности”, то их действия будут квалифицироваться уже по ст. 203 УК Украины “Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности”. Таким образом, если один из указанных выше государственных служащих был зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности -физическое лицо, открыв собственное кафе, то такие действия будут являться “Нарушением порядка занятия хозяйственной деятельностью”, то есть преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 202 УК Украины. А вот если такой же субъект стал соучредителем юридического лица, занимавшегося производством того вида спирта, который могут изготовлять только государственные предприятия, то его действия будут расцениваться как “Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности”, то есть преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 203 УК Украины. Таким образом, в данном случае та или иная квалификация совершенных действий будет зависеть от того, каким именно видом хозяйственной деятельности государственный служащий пытался заниматься.

Обратим внимание и на пункт 13 Постановления № 3. Данная норма рекомендует рассматривать изготовление, приобретение, хранение, транспортировку с целью сбыта и сбыт самогона и других крепких спиртных напитков домашнего изготовления как “Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности”. Это уже не ст. 176 или ст. 177 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которые устанавливают административную ответственность за подобные действия и штраф до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Уже более четырех лет бабушки, которые “гонят” самогон для продажи,, благодаря этому решению Верховного Суда Украины являются преступницами, а не административными правонарушителями. И наказание по ч. 1 ст. 203 УК Украины предусмотрено в виде штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. И кстати, следователи в районных отделениях милиции достаточно часто направляют такие вот уголовные дела в суд.

Преступление, указанное в ч. 1 ст. 203 УК Украины, о котором шла речь выше, считается оконченным с того момента, когда человек начал заниматься запрещенным видом хозяйственной деятельности. Например, начал производить тот товар, который могло выпускать только государственное предприятие. Или же аудитор попробовал совершить какие-либо торговые операции, что запрещено для него зако; нодательством. Может быть, государственный служащий в свободное время тоже попробовал свои силы и способности в предпринимательстве. При этом не имеет значения, получил ли тот или иной человек какую-либо прибыль от своих действий, нарушающих законодательство. Значение имеет уже то, что определенный человек начал заниматься той хозяйственной деятельностью, относительно которой для него лично или вообще для всех граждан установлен специальный запрет.

В Уголовном кодексе Украины также предусмотрена ответственность за те же самые действия, которые указаны в ч. 1 ст. 203 УК Украины, но связанные с получением дохода в крупных размерах. Речь идет о ч. 2 ст. 203 УК Украины. Согласно с примечанием к ст. 203 УК Украины, получением дохода в крупных размерах имеет место тогда, когда его сумма в тысячу и более раз превышает необлагаемый налогом минимум дохода граждан. Исходя из норм Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889- IV “О налоге с доходов физических лиц” и согласно с Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 28.05.2004 г. № 9 “О некоторых вопросах применения судами административного и уголовного законодательства в связи со вступлением в силу Закона Украины от 22 мая 2003 года “О налоге с доходов физических лиц”, в основе исчисления размера данного дохода должен находиться размер налоговой социальной льготы. Оконченными подобные действия считаются с момента получения такого дохода в крупных размерах.

Кроме того, названное Постановление Пленума Верховного Суда Украины в пункте 10 обращает внимание и на то, что фактические данные, которые подтверждают размер полученного дохода, могут устанавливаться как выводом эксперта, так и с помощью актов документальной проверки выполнения налогового законодательства. Кроме того, установление соответствующих данных возможно и на основании ревизии финансово-хозяйственной деятельности с учетом расходов, непосредственно связанных с получением такого дохода.

Таким образом, “Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности” может иметь место в достаточно небольшом количестве, случаев, названных в Постановлении № 3. Как правило, речь идет о тех видах хозяйственной деятельности, которыми могут заниматься только определенные субъекты хозяйствования, а также случаях, когда подобная деятельность вообще запрещена определенным категориям граждан.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 41-42 (615-616), 08 октября 2007 г.
Подписной индекс 40783