Комментарий к Постановлению КМУ
от 15.08.2007 г. № 1042
“О внесении изменений в постановление
Кабинета Министров Украины
от 9 декабря 1999 г. № 2244

Обновлен порядок отбора исполнителей
государственного оборонного заказа

Кабинет Министров Украины внес изменения в свое Постановление от 09.12.1999 г. № 2244 “Вопросы государственного оборонного заказа” и утвердил в новой редакции Порядок формирования основных показателей государственного оборонного заказа, размещения и коррекции объемов поставок (закупки) продукции, выполнения работ, предоставления услуг по оборонному заказу, внесения изменений в заключенные государственные контракты, а также порядок контроля за выполнением оборонного заказа и Порядок проведения конкурсов (тендеров) по отбору исполнителей государственного оборонного заказа.

Анализ изменений наводит на мысль о том, что государство в деле размещения оборонных заказов постепенно отходит от проведения конкурсов (тендеров) в пользу так называемой процедуры конкурентных переговоров.

Согласно п. 44 “Порядка отбора исполнителей государственного оборонного заказа на поставку (закупку) продукции оборонного значения, которая составляет государственную тайну”, конкурентные переговоры - это процедура, в соответствии с которой государственный заказчик извещает участников о своем намерении осуществить закупку и обсуждает с одним или несколькими из них условия государственного контракта.

Результаты обсуждения и принятые сторонами переговоров решения оформляются протоколом соблюдением законодательства об обеспечении охраны государственной тайны.

Процедура конкурентных переговоров применяется, если:

- в ответ на приглашение к участию в конкурсе предложений не поступило или поступило лишь одно предложение;

- все предложения, поданные участниками на конкурс, отклонены государственным заказчиком;

- закупка связана с защитой прав интеллектуальной собственности или отсутствием конкуренции (в том числе по техническим причинам), когда предмет закупки может быть поставлен (выполнен) только одним участником и при этом нет альтернативы;

- возникла безотлагательная потребность в проведении определенной закупки, которая сложилась в силу обстоятельств, которые заказчик не мог предусмотреть, а предмет закупки не может быть своевременно получен при определении исполнителя путем проведения конкурса;

- возникла потребность в осуществлении первичным участником дополнительных поставок, предназначенных для частичной замены или расширения поставок, когда изменение участника может заставить государственного заказчика закупать предмет, который не отвечает требованиям взаимозамены с имеющимися предметами;

- осуществляется закупка научно-технических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые являются заданиями и мероприятиями государственных целевых программ в сфере обороны и национальной безопасности или которые выполняются в рамках этих заданий и мероприятий;

- осуществляется закупка продукции оборонного назначения, которая изготавливается участником переговоров по результатам научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы, выполненной по заключенному с ним государственному контракту.

Конкурентные переговоры проводятся по определенным правилам, а именно:

- государственный заказчик сначала рассматривает ту часть предложения участника, которое касается технических, качественных или других характеристик предмета закупки, а также договорных условий его поставок, после чего обсуждает вопрос относительно окончательного выяснения спецификации;

- все требования, инструкции, разъяснения, документы или другая информация, которая касается переговоров и передается государственным заказчиком любому участнику, должны быть переданы на тех же условиях всем участникам, которые принимают участие в переговорах;

- переговоры между государственным заказчиком и участником (участниками) должны иметь конфиденциальный характер с соблюдением законодательства об обеспечении охраны государственной тайны. Сторонам переговоров запрещается сообщать любому другому лицу техническую, ценовую или другую информацию, которая касается переговоров;

- по окончании переговоров государственный заказчик должен требовать от всех участников, которые продолжают принимать участие в этой процедуре, представления в определенный срок окончательных предложений с учетом всех аспектов переговоров и цены каждого предложения. После этого государственный заказчик определяет среди поданных предложений наилучшее. Конкурсы и тендеры обычно проводятся с целью снижения цены закупаемых товаров, работ, услуг, а также для предупреждения взяток за размещение заказа. Конкурентные переговоры лишены этих преимуществ, поэтому вероятность коррупции при размещении оборонных заказов существенно возрастает.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 37 (611), 10 сентября 2007 г.
Подписной индекс 40783