Комментарий к приказу Фонда госимущества Украины от 06.02.2007 г. № 201
“О новой редакции Положения о порядке реструктуризации предприятий”
(зарегистрирован в Минюсте Украины 23.04.2007 г. за № 404/13671)
Фонд госимущества изложил в новой редакции Положение о порядке реструктуризации предприятий, относящихся к объектам приватизации групп В и Г. Напомним, что в группу В входят предприятия с числом работающих более 100 человек, стоимость основных фондов которых достаточна для формирования уставного фонда ОАО (то есть составляет по меньшей мере 1250 минимальных зарплат), а в группу Г - предприятия, которые являются монополистами на общегосударственном рынке соответствующих товаров и услуг или имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства.
Большая часть изменений направлена на приведение этого документа в соответствие с требованиями Закона Украины “Об управлении объектами государственной собственности”. При этом, как правило, уточняются формулировки, более подробно расписываются некоторые процедурные моменты и т. д. То есть в целом новая редакция Положения не слишком сильно отличается от предыдущей.
Например, его составители уточнили, что инициировать реструктуризацию предприятия вправе, в частности, не какой-то абстрактный “орган исполнительной власти”, а именно тот орган, который управлял данным предприятием до принятия решения о приватизации.
Другое изменение: из Положения исключено описание плана реструктуризации, вместо него дается ссылка на Типовой план реструктуризации и досудебной санации хозяйственных обществ, в уставных фондах которых государственная доля составляет более 50%, утвержденный приказом Фонда госимущества от 17.11.2004 г. № 2505.
Очевидно, что подобные нормы, не меняя ничего по существу, лишь уточняют старые требования.
А вот что изменилось по-настоящему, так это сфера действия Положения. Раньше оно было обязательным не только для предприятий, полностью принадлежащих государству, но и для открытых акционерных обществ, в которых государство владело более чем 25%-ным пакетом акций.
Получалось, что миноритарный акционер (государство) диктовал свою волю всем остальным акционерам, которые в совокупности могли иметь почти три четверти голосов. Опять же, в комиссии, которая создается для проведения реструктуризации, в соответствии с Положением председательствовать должен представитель Фонда госимущества, причем именно он имел и имеет право решающего голоса (эта норма сохранилась и в новой редакции). Хотя логично было бы избрать на такую должность представителя стороны, владеющей наибольшей долей акций.
Теперь эта недоработка устранена. Отныне Положение имеет обязательную силу лишь для тех хозяйственных организаций, в уставном фонде которых доля государства более 50 %. А предприятия, которые не дотягивают до этого показателя, могут пользоваться нормами Положения в качестве рекомендаций.
Ксения Юрченко,
бухгалтер-аналитик
Газета “Фортекс” № 19-20/2007 (№ 227-228), от 16.05.2007 г.
