Товары бывают разные

Потребитель имеет право на обмен или возврат товара надлежащего качества.

Обмен товара ненадлежащего качества

Новая редакция Закона Украины от 12.05.1991 г. № 1023-ХП “О защите прав потребителей” от 12.05.2005 г. № 3161-IV (Закон № 3161) создала принципиально новую правовую ситуацию. Названным Законом установлена норма, которая с трудом осознается нашим “постсоветским” покупателем и потому редко применяется на практике. Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 3161 “потребитель имеет право обменять непродовольственный товар* надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению”.

Перечень товаров, не подлежащих возврату, установленный Приложением № 3 к Постановлению КМУ от 19.03.1994 г. №172 “О реализации отдельных положений Закона Украины “О защите прав потребителей”, приведен ниже:

- фотопленки, фотопластинки, фотографическая бумага;

- корсетные товары;

- парфюмерно-косметические изделия;

- перьево-пуховые изделия;

- детские игрушки мягкие;

- детские игрушки резиновые надувные;

- зубные щетки;

- мундштуки;

- аппараты для бритья;

- помазки для бритья;

- расчески, гребешки и щетки массажные;

- сурдины (для духовых музыкальных инструментов);

- скрипичные подбородники;

- перчатки;

- ткани;

- тюлегардинные и кружевные полотна;

- ковровые изделия метражные;

- белье нательное;

- белье постельное;

- чулочно-носочные изделия;

- товары в аэрозольной упаковке;

- печатные издания;

- линейный и слоеный металлопрокат, трубная продукция, пиломатериалы, погонные (плинтус, наличник), плиточные материалы (деревоволокнистые и древесно-стружечные плиты, фанера) и стекло, нарезанные или раскроенные под размер, определенный покупателем (заказчиком);

- аудио-, видеокассеты, диски для лазерных систем считывания с записью;

- изделия из натуральных и искусственных волос (парики);

- товары для младенцев (пеленки, соски, бутылки для кормления и тому подобное);

- инструменты для маникюра, педикюра (ножницы, пилочки и т. п.);

- ювелирные изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценного камня.

Таким образом, обменять непродовольственный товар надлежащего качества - это одно из основных прав потребителя, но реализовать его надо вовремя.

Об этом праве потребителей не пишут в рекламных объявлениях и лайт-боксах, об этом праве покупателю редко сообщают продавец или кассир. Если что и можно прочитать в магазине, так это объявление о том, что данные группы товаров обмену и возврату не подлежат. Поэтому многие наши люди даже не подозревают об этом своем праве, а если и подозревают, то боятся его реализовать.

Процедура возврата товара определена пунктами 2 и 3 ст. 9 Закона № 3161, согласно которым “если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, то потребитель имеет право либо приобрести какие-либо другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим пересчетом стоимости, либо расторгнуть договор и получить обратно деньги в размере стоимости возвращенного товара, либо осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан в день поступления товара в продажу сообщить об этом потребителю, требующему обмена товара. Расчеты с потребителем осуществляются исходя из стоимости товара на время его покупки. Деньги, оплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора - в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение семи дней”. При возврате товара покупатель должен предъявить расчетный документ (чек), а также технический паспорт, ярлык и пломбу и упаковку товара. Закон № 3161 не требует предъявления покупателем паспорта или иных документов, удостоверяющих личность, на что указывает Госпотребстандарт Украины в письме от 13.09.2006 г. № 8085-3-11/18.

Возврат товара надлежащего качества

Кроме того, договор розничной купли-продажи подлежит расторжению, в результате которого продавец обязан принять товар и возвратить покупателю деньги, в случае предоставления покупателю недостоверной, неполной и несвоевременной информации о продукции и производителе (исполнителе, продавце), если это повлекло приобретение продукции, которая не имеет нужных потребителю свойств; невозможности использования приобретенной продукции по назначению (ч. 7 ст. 15 Закона № 3161).

Закон № 3161 не устанавливает обязанность покупателя доказывать то, что он приобрел ненужную ему вещь, не устанавливает и сроков возврата вещей. По смыслу Закона, если вещь не потеряла своих потребительских качеств, покупатель обязан принять вне зависимости от сроков продажи, обменять на другую или возвратить деньги.

Отказ продавца от обмена или возврата денег будет служить основанием для требования возмещения покупателю убытков. Покупатель вправе требовать возмещение убытков и в случае, если продавец принял вещь и возвратил ее стоимость.

Потребителю не стоит вспоминать свои тройки по математике и пугаться возможных алгебраических формул. Последних при расчете убытков не будет.

Для потребителя убытки - это реально понесенный ущерб.

Например, Ю. приобрел телевизор. В процессе эксплуатации стало очевидно, что телевизор надлежащей эксплуатации не подлежит. Фактически Ю. понес убытки в размере стоимости телевизора.

Обращаем ваше внимание, что в случае отказа продавца добровольно возместить убытки необходимо обращаться в суд.

При этом если у вас “на руках” не будет документов, подтверждающих стоимость некачественного товара, отчаиваться не стоит. В суде следует заявить ходатайство о назначении товароведческой экспертизы. В своем заключении эксперт вправе определить стоимость товара, и у суда, соответственно, возникнут основания для удовлетворения иска о возмещении убытков.

Порядок обращения в суд аналогичен подаче иска о признании договора недействительным.

В случае невозврата покупателю денег он, как показывает судебная практика, имеет право на возмещение морального вреда.

Закон № 3161 не устанавливает также никаких сроков рассмотрения заявления покупателя.

При расторжении договора купли-продажи расчеты с потребителем осуществляются исходя из стоимости товара на время его купли. Деньги, оплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора - в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем на протяжении семи дней.

Права потребителя в случае приобретения некачественного товара

Виды недостатков товаров

Продавец обязан передать покупателю продукцию надлежащего качества (п. 1 ст. 6 Закона № 3161) и представить покупателю документы, подтверждающие надлежащее качество (п. 2 ст. 6 Закона № 3161), а производитель обязан обеспечить использование продукции по назначению на протяжении срока ее службы, предусмотренного нормативным документом или установленного им по договоренности с потребителем, а в случае отсутствия такого срока - в течение десяти лет (абзац 1 п. 5 ст. 6 Закона № 3161).

Ненадлежащее качество продукции означает наличие в ней недостатков.

Под недостатками товара понимается любое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договоров или требованиям, предъявляемым к ней, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом) (пп. 15 ст. 1 Закона № 3161).

Товары, имеющие недостатки, можно разделить на три группы:

1. Товар, имеющий несущественные недостатки.

2. Товар, имеющий существенный недостаток.

3. Фальсифицированный товар.

Товар, имеющий несущественные недостатки, - товар (продукция) с любым несоответствием требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договоров или требованиям, предъявляемым к нему, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом). Товар, имеющий такие недостатки, можно обменять, отремонтировать бесплатно или требовать уменьшения цены.

Товар, имеющий существенный недостаток, - товар с недостатком, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, который возник по вине производителя (продавца, исполнителя) и после устранения которого проявляется опять по не зависимым от потребителя причинам (например, невыводимое пятно на пиджаке). При этом такой недостаток должен быть наделен хотя бы одним из нижеприведенных признаков:

а) он вообще не может быть устранен;

б) его устранение требует более четырнадцати календарных дней;

в) он делает товар другим, нежели предусмотрено договором.

Фальсифицированный товар - товар, изготовленный с нарушением технологии или неправомерным использованием знака для товаров и услуг, или копированием формы, упаковки, внешнего оформления, а также неправомерным воссозданием товара другого лица.

Факт фальсификации должен быть подтвержден экспертизой.

Права потребителей при приобретении товаров,
имеющих несущественные недостатки

В соответствии со ст. 8 Закона № 3161 в случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков товаров потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать:

1) пропорционального уменьшения цены;

2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) возмещения затрат на устранение недостатков товара.

Гарантийный срок исчисляется с даты продажи товара потребителю (п. 5 Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) и гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденного Постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506). На сезонные товары (одежду, меховые изделия и др.) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона, утвержден Постановлением КМУ от 19.03.1994 г. № 172 и приведен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым
исчисляются с начала соответствующего сезона

Одежда, меховые и иные изделия:
 
весенне-летнего ассортимента
 
с 01 апреля по 01 октября
 
осенне-зимнего ассортимента
 
с 01 октября по 01 апреля
 
Обувь:
 
Зимнего ассортимента
 
с 15 ноября по 15 марта
 
Весенне-осеннего ассортимента   с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по
15 ноября  
Летнего ассортимента
 
с 15 мая по 15 сентября
 

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель имеет право предъявить продавцу (производителю, исполнителю) соответствующие требования, если недостатки были выявлены на протяжении двух лет, а относительно объекта строительства - не позднее десяти лет со дня передачи их потребителю (п. 5 ст. 7 Закона № 3161).

При приобретении непродовольственных товаров, бывших в употреблении, через комиссионные торговые предприятия требования потребителя удовлетворяются при согласии продавца. При этом удовлетворяются требования потребителя относительно товаров, гарантийный срок на которые не закончился, (п. 2 ст. 8 Закона № 3161).

При продаже товаров по образцам, почтой, а также в случаях, когда время заключения договора купли-продажи и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок исчисляется начиная от дня передачи товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, - со дня их осуществления, а если день передачи, установки (подключения) или сборки товара, а также передачи недвижимого имущества установить невозможно или если имущество находилось у потребителя до заключения договора купли-продажи, - со дня заключения договора купли-продажи (п. 4 ст. 7 Закона № 3161).

Согласно п. 10 ст. 8 Закона № 3161 потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о бесплатном устранении недостатков товара по окончании гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено на протяжении установленного срока службы, а если таковой не установлен - на протяжении десяти лет, если в товаре были выявлены недостатки (существенные недостатки), допущенные по вине производителя. Если это требование не удовлетворено в сроки, предусмотренные п. 9 ст.8 Закона № 3161, потребитель имеет право на свой выбор предъявить производителю (продавцу) другие требования, в соответствии с п.1 ст. 8 Закона № 3161.

Права потребителя в случае приобретения
товаров, имеющих существенные недостатки

При выявлении на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости выводом экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, и на основании обязательных для сторон правил или договора имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

1) расторжения договора и возвращения оплаченной за товар денежной суммы;

2) замены товара на такой же товар или на аналогичный из числа имеющихся у продавца (производителя) товаров (п.1 ст. 8 Закона № 3161).

Права потребителя в случае приобретения
фальсифицированной продукции

Фальсифицированная продукция подлежит замене без учета срока реализации и гарантийного срока.

Права потребителя в случае приобретения
некачественного продовольственного товара

При приобретении потребителем продовольственных товаров ненадлежащего качества продавец обязан заменить их на товары надлежащего качества или вернуть потребителю уплаченные им деньги. При этом расчеты с потребителем производятся в следующем порядке:

- в случае повышения цены на товар расчеты проводятся исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования;

- в случае уменьшения цены - исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращают потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности вернуть деньги в этот день - в иной срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение 7 дней (п. 7 ст. 8 Закона № 3161).

Права потребителя в случае приобретения некомплектного товара Наряду с качеством для потребителя важен и такой параметр, как комплектность товаров. Комплектность товаров - это определенный набор товаров в комплекте, который продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю. В случае передачи некомплектного товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок. Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, то покупатель вправе по своему выбору потребовать замены некомплектного товара на комплектный или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Порядок предъявления требования потребителем

Требования потребителя о снижении цены, устранении недостатков, возмещении расходов на ремонт, возврате уплаченной суммы или замене товара предъявляются по выбору потребителя продавцу по месту покупки товара, производителю или предприятию, которые удовлетворяют эти требования по местонахождению потребителя (абзац 1 п. 3 ст. 8 Закона № 3161). В случае возникновения одной из указанных ситуаций потребителю необходимо изложить свои требования в свободной письменной форме. В том случае, если продавец (производитель) отказывается принять данное письменное требование, потребителю необходимо такой документ отправить по почте заказным письмом с уведомлением (для последующего доказывания предъявленного требования).

Порядок удовлетворения требования потребителя

Согласно п. 5 ст. 8 Закона № 3161 продавец, производитель (предприятие, удовлетворяющее требования потребителя) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требования.

Требования потребителя рассматриваются после предъявления потребителем расчетного документа, а относительно товаров, на которые установлен гарантийный срок, - технического паспорта или другого документа, его заменяющего, с отметкой о дате продажи (абзац 1 п. 11 ст. 8 Закона № 3161). В случае потери потребителем технического паспорта или другого замещающего его документа их восстановление осуществляется в порядке, определенном законодательством.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец, производитель (предприятие, удовлетворяющее требования потребителя) докажут, что недостатки товара возникли в результате нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения. Потребитель имеет право принимать участие в проверке качества товара лично или через своего представителя (п. 14 ст. 8 Закона № 3161).

В случае отказа в удовлетворении требований потребитель вправе обратиться в государственный орган, защищающий его права, который в этом случае организует внеплановую проверку субъекта хозяйственной деятельности. По результатам такой проверки на субъект хозяйственной деятельности за отказ потребителю в реализации его законных прав может быть наложен штраф в десятикратном размере стоимости товара, исходя из цен, действовавших на время приобретения товара, но не менее 2 необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 23 Закона № 3161).

Удовлетворения требования уменьшения цены

В случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков потребитель имеет право по заявлению требовать пропорционального уменьшения цены. Продавец, производитель обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требования.

В случае выявления недостатков в выполненной работе (предоставленной услуге) потребитель имеет право требовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (предоставленной услуги).

Удовлетворение требования бесплатного
устранения недостатков

Производитель (исполнитель) обеспечивает надлежащую работу (применение, использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, на протяжении гарантийного срока, установленного нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором (абзац 1 п.1 ст.7 Закона № 3161), а потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о бесплатном устранении недостатков товара и по истечении гарантийного срока.

Гарантийный срок указывается в паспорте на продукцию или на этикетке либо в каком-либо другом документе, прилагаемом к продукции (п. 2 ст. 7 Закона № 3161).

Требование гарантийного ремонта может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если такой срок не установлен, - в течение 10 лет, если в товаре были выявлены недостатки (существенные недостатки), допущенные по вине производителя.

В случае предъявления потребителем требования о бесплатном устранении недостатков товара они должны быть устранены в течение 14 дней с даты его предъявления или по согласию сторон в иной срок (п. 9 ст. 8 Закона № 3161). При выполнении гарантийного ремонта гарантийный срок увеличивается на время пребывания продукции в ремонте (п. 6 ст. 7 Закона № 3161).

По письменному требованию потребителя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) независимо от модели. Для этого у продавца, производителя (предприятия, удовлетворяющего требования потребителя) должен быть обменный фонд товаров. Перечень таких товаров определен Постановлением КМУ от 19.03.1994 г. № 172.

Перечень товаров, из которых создается
обменный фонд

Телевизоры

Магнитолы

Магнитофоны

Радиоприемники

Холодильники

Морозильники

Стиральные машины

Аппараты телефонные, в том числе мобильной связи

Аппаратура для видеозаписи и воспроизведения изображения и звука

Электрофены

Микроволновые печи

Кухонные машины

Вязальные машины

Пылесосы

Электроутюги

Электромиксеры

Электросоковыжималки

Персональные компьютеры и комплектующие части к ним

Электрочайники

Электрокофеварки.

За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатков свыше установленного срока (14 дней) потребителю выплачивается неустойка в размере 1% стоимости товара.

При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или составной части товара, на который установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новые комплектующие изделия и составную часть исчисляется, начиная со дня выдачи потребителю товара после ремонта.

Надлежащим сроком исполнения гарантийных обязательств остается гарантийный срок. Однако наряду с гарантийным сроком Закон устанавливает срок годности, а также вводит понятие “срок службы”. В этой связи все товары можно подразделить на две группы.

Первая группа - товары, для которых установлен срок, равный или превышающий гарантийный срок. К данной группе можно отнести те товары, использование которых сверх определенного срока безопасно для жизни, здоровья потребителя, окружающей природной среды и не может причинить вред имуществу потребителя.

Вторая группа - товары, на которые установлен срок годности, совпадающий с гарантийным сроком. В эту группу вошли:

- продовольственные товары (п. 8 ст. 8 Закона № 3161);

- товары, использование которых сверх определенного срока опасно для жизни, здоровья потребителя и может причинить вред имуществу потребителя (п. 2 ст. 14 Закона № 3161). Срок службы определен п. 25 ст. 1 Закона № 3161, как:

- срок использования продукции по назначению;

- срок, который начинает истекать с момента введения продукции в оборот или после ремонта;

- срок, в течение которого производитель (исполнитель) гарантирует безопасность продукции;

- срок, устанавливаемый производителем (исполнителем);

- срок, в течение которого производитель несет ответственность только за существенные недостатки, возникшие по его вине. Основное отличие срока службы от гарантийного срока - это объем гарантий производителя. В течение гарантийного срока производитель несет ответственность за надлежащую работу продукции (ст. 7 Закона № 3161), а в течение срока службы - только за безопасность продукции (п. 25 ст. 1 Закона № 3161).

Данная обязанность производителя по товарам, на которые устанавливается срок службы, “усилена” п. 10 ст. 8 Закона № 3161, согласно которому прекращение гарантийного срока не прекращает обязательств производителя по бесплатному устранению существенных недостатков в продукции, допущенных по вине производителя. А вот доказывание отсутствия вины производителя является его личной обязанностью (п. 14 ст. 8 Закона № 3161).

Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров утвержден Постановлением КМ Украины от 11.04.2002 г. № 506 (далее - Порядок № 506). К товарам, которые подлежат гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, согласно п.2 Порядка № 506, относятся приборы, машины, оборудование, которые состоят из узлов, блоков, комплектующих изделий, отвечают требованиям нормативных документов, имеют технические характеристики, сопровождаются эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок.

Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту и обслуживанию, установленный приложением 1 к Порядку № 506, приведен ниже, это:

- аппаратура радиоэлектронная бытовая;

- машины и приборы электробытовые;

- машины и приборы для механизации работ в быту;

- бытовые приборы электронной техники, в том числе вычислительная техника;

- средства связи;

- приборы сложной механики, в том числе часы и секундомеры;

- музыкальные инструменты, в том числе электромузыкальные;

- сложные комплектующие изделия, на которые выдается отдельная гарантия;

- транспортные средства и номерные агрегаты;

- продукция производственно-технического назначения, которая может быть использована в быту;

- товары медицинского назначения;

- товары для занятия физической культурой, спортом и туризмом;

- оружие спортивное огнестрельное, газовое, пневмо-газовое, пружинное, пневматическое;

- средства измерительной техники бытового назначения.

На гарантийное обслуживание принимается товар при наличии эксплуатационных документов, пломб производителя или исполнителя на товаре, если это предусмотрено эксплуатационным документом, отсутствии повреждений товара, которые могли вызывать неисправность, при условии соблюдения требований эксплуатационного документа относительно правил хранения, введения в эксплуатацию и использования товара по назначению.

Удовлетворение требований
на возмещение затрат на устранение недостатков

В случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков потребитель имеет право требовать возмещение расходов на устранение недостатков товара. Если такие требования не будут возмещены в добровольном порядке, необходимо обратиться с исковым заявлением в суд.

Удовлетворение требований расторжения договора

При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар осуществляются исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае уменьшения цены - исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращают потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора - в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение 7 дней (часть седьмая ст. 8 Закона № 3161).

Отказ потребителю в реализации его прав может привести к наложению штрафа в десятикратном размере стоимости продукции исходя из цен, действовавших на время приобретения продукции, но не менее двух необлагаемых минимумов доходов граждан (на сегодня - 34 грн).

Удовлетворение требований замены товара

При наличии товара с существенным недостатком требование потребителя о его за - , мене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае возникновения необходимости в проверке качества - в течение 14 дней или по договоренности сторон (п. 6 ст. 8). При отсутствии товара требование потребителя о его замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок с момента подачи соответствующего заявления. Если удовлетворить требование потребителя о замене товара в установленный срок невозможно, потребитель вправе по своему выбору предъявить продавцу, производителю (предприятие выполняющему их функци “прочие требования, предусмотренные пунктами 1, 3, - 5 части первой” ст. 8 Закон № 3161, а именно:

- пропорциональног уменьшения цены;

- возмещения расходе на устранение недостатков товара.

В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости выводом экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, на основании обязательных для сторон правил или договора имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

- расторжения договора и возврата оплаченной за товар денежной суммы;

- замены товара на такой же товар или на аналогичный из числа имеющегося у продавца (производителя) товара.

При замене товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества, цена на который изменилась, перерасчет стоимости не производится. При замене товара с недостатками на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества перерасчет стоимости товара с недостатками в случае повышения цены осуществляется исходя из его стоимости на время обмена, а в случае уменьшения цены - исходя из стоимости на время покупки.

----------------------------

*Продовольственные товары по понятным причинам обмену не подлежат.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 30 (604), 23 июля 2007 г.
Подписной индекс 40783