Концепция
взаимодействия железнодорожных администраций
государств-участников Содружества
в области здравоохранения
Утверждена
на сорок втором заседании
Совета по железнодорожному
транспорту
24 ноября 2005 года
Введение
Межгосударственные контакты в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств-участников Содружества в широкомасштабную задачу формирования единых подходов к проблемам, стоящим перед железнодорожным здравоохранением государств-участников Содружества.
Для ее решения на основе современных технологий и подходов к профилактике заболеваний, их лечению требуются выработка и проведение согласованной политики по сохранению и дальнейшему развитию системы охраны здоровья и медицинского обслуживания железнодорожников и членов их семей, ветеранов железнодорожного транспорта на базах учреждений здравоохранения Содружества Независимых Государств.
Концепция взаимодействия железнодорожных администраций в области здравоохранения (далее - Концепция) предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных контактов на принципах независимости и взаимовыгодности, использования международных стандартов при проведении работ по медицинскому обеспечению безопасности движения, координации деятельности по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте.
Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:
определение приоритетных направлений сотрудничества железнодорожных администраций государств-участников Содружества в развитии межгосударственных контактов;
предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных интересов и приоритетов.
Решение указанных задач является продолжением процессов создания качественно новых взглядов и подходов к развитию железнодорожной медицины в рамках Содружества Независимых Государств.
1. Общие положения
Возникновение новых экономических структур, совершенствование информационного и телекоммуникационного обеспечения, а также здравоохранения в целом свидетельствует о переходе к корпоративной ориентации развития экономики и общества. Совершенствование законодательства государств-участников Содружества, снятие ограничений на свободу передвижения, информационное обеспечение связывают мир в единое целое и заставляют искать пути совместного решения общих задач, стоящих перед железнодорожной медициной.
Формирование Концепции позволит создавать благоприятные условия для функционирования рынка товаров и услуг, обеспечивать взаимодействие железнодорожных администраций в сфере здравоохранения.
Задачи, стоящие перед государствами-участниками Содружества в контексте формирования Концепции, не ограничиваются проведением только внутренней работы и развитием национального железнодорожного здравоохранения. Они связаны с появлением общих проблем, возникших в результате разобщения единого механизма перевозочного процесса, с потенциально разными возможностями их решения в странах Содружества, со сложностью развития межнациональной лечебно-оздоровительной инфраструктуры.
В области формирования взаимодействия железнодорожных администраций в области здравоохранения в государствах-участниках Содружества существуют общие и специфические закономерности для каждого государства Содружества. Причина этих особенностей кроется в том, что не все элементы железнодорожного здравоохранения, как и общественные, законодательные структуры отдельных государств Содружества находятся в едином, общем русле реформирования. Процесс развития законодательной и нормативной базы государств-участников Содружества не является одинаковым и скорости вхождения каждой отраслевой структуры в единую систему могут не совпадать.
Исходя из вышеизложенного, Концепция предусматривает:
этапы формирования и развития информационного обеспечения в рамках единого информационного пространства Содружества;
развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в сфере железнодорожного здравоохранения;
повышение эффективности взаимодействия в согласованных сферах;
развитие социальных и культурных связей.
2. Основные используемые термины и определения
Базы учреждений здравоохранения - совокупность национальных и отраслевых учреждений здравоохранения государств-участников Содружества, взаимодействующих на основе соответствующих договоров между железнодорожными администрациями по согласованным сферам деятельности.
Формирование Концепции - совокупность согласованных на уровне железнодорожных администраций мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных обменов в интересах сотрудничества железнодорожных администраций государств-участников Содружества в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами в целях обеспечения и удовлетворения потребностей граждан, предприятий, организаций и органов управления железнодорожных администраций в проведении работ по медицинскому обеспечению безопасности движения, сохранению и дальнейшему развитию системы охраны здоровья и медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения и реабилитации железнодорожников, членов их семей и ветеранов железнодорожного транспорта, координации деятельности по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте.
Санаторно-курортная и реабилитационная инфраструктура - совокупность имеющихся в государствах Содружества санаторно-курортных ресурсов, средств лечения, реабилитации и условий для их использования в интересах сотрудничества железнодорожных администраций государств-участников Содружества в согласованных сферах деятельности.
Пользователь (потребитель) лечения и реабилитации - субъект, обращающийся к субъекту, осуществляющему владение и пользование указанными объектами и реализующему полномочия распоряжения в пределах, установленных законом, или посреднику за получением необходимой ему лечебной или реабилитационный услуги и пользующийся ею в соответствии с порядком, установленным собственником или владельцем медицинских, санаторно-курортных ресурсов, реабилитационных технологий и средств их обеспечения.
Концепция является основой сотрудничества железнодорожных администраций государств-участников Содружества в области здравоохранения, осуществляется через национальные программы и целевые программы межгосударственного сотрудничества в согласованных сферах деятельности.
3. Цели и задачи формирования и развития
железнодорожного здравоохранения
Основной целью формирования и развития железнодорожного здравоохранения является обеспечение взаимодействия лечебно-диагностических, санаторно-курортных, реабилитационных и санитарно-эпидемиологических отраслевых ресурсов государств-участников Содружества на взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих интересов в деле развития сотрудничества.
Среди общих интересов железнодорожных администраций государств-участников Содружества в сфере железнодорожного здравоохранения могут быть выделены:
проведение работ по медицинскому обеспечению безопасности движения поездов;
сохранение и дальнейшее развитие системы охраны здоровья и медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения и реабилитации железнодорожников, членов их семей и ветеранов железнодорожного транспорта;
увеличение объемов мероприятий по профилактике заболеваний;
координация деятельности по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте;
отработка взаимодействия при развитии внештатных ситуаций на железнодорожном транспорте (своевременное сопровождение, лечение и реабилитация);
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;
создание условий взаимовыгодного использования санаторно-курортных и реабилитационных ресурсов государств-участников Содружества.
Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств-участников Содружества.
а) Разработка и принятие железнодорожными администрациями документов о беспрепятственном распространении информации в сфере железнодорожного здравоохранения.
б) Разработка и утверждение механизма доступа к отраслевым медицинским и курортно-оздоровительным ресурсам.
в) Принятие согласованных мер по оказанию медицинской и санаторно-курортной помощи, по сохранению и развитию системы охраны здоровья и медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения и реабилитации железнодорожников, членов их семей и ветеранов железнодорожного транспорта в государствах Содружества на основе кооперации.
г) Осуществление совместных мероприятий по использованию созданного ранее медицинского потенциала и санаторно-курортной инфраструктуры в государствах Содружества.
д) Разработка и принятие соглашений в области санитарно-эпидемиологического и противоэпидемического обеспечения.
Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для разработки основных положений Концепции.
4. Основные принципы формирования и развития
железнодорожного здравоохранения
Существующее медицинское обеспечение государств-участников Содружества осуществляется с учетом следующих основных принципов:
соблюдения прав суверенных государств на независимое формирование национального здравоохранения;
соблюдения основных принципов Всеобщей декларации прав человека, других международных документов и заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области межгосударственного сотрудничества, а также заключенных в рамках деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества;
взаимовыгодности сотрудничества железнодорожных администраций;
экономической целесообразности участия каждой стороны в реализации мероприятий железнодорожными администрациями по развитию лечебно-диагностической базы, санаторно-курортной инфраструктуры и сферы реабилитационных услуг;
сохранения, развития и эффективного использования существующей медицинской инфраструктуры государств-участников Содружества;
соблюдения норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству железнодорожных администраций государств-участников Содружества в области здравоохранения;
выработки единых подходов к осуществлению профилактических (санитарно-противоэпидемических) мероприятий на железнодорожном транспорте;
проведения согласованной научно-медицинской политики, обеспечивающей взаимодействие национальных медицинских ресурсов государств Содружества;
взаимовыгодного сотрудничества в сфере подготовки медицинских кадров с привлечением ведущих специалистов и базовых медицинских образовательных учреждений;
включения ресурсов отраслевого здравоохранения для подготовки и переподготовки медицинских кадров;
выработки согласованных подходов в отношении регулирования ценообразования на медицинское и санаторно-курортное лечение;
признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации о медицинском и санаторно-курортном обеспечении в государствах-участниках Содружества, а также в рамках Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения.
Указанные принципы определяют деятельность по формированию Концепции как одну из задач межгосударственного уровня, которая должна находиться под постоянным контролем Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения.
5. Нормативно-правовые механизмы формирования и развития
железнодорожного здравоохранения
Интересы формирования и развития железнодорожного здравоохранения обусловливают следующие первоочередные направления деятельности государств-участников Содружества в развитии нормативно-правовой базы в этой области:
регулирование отношений собственности на медицинские, санаторно-курортные ресурсы и реабилитационные технологии;
регулирование отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;
регулирование информационного доступа к единой информационной системе в рамках согласованной деятельности;
обеспечение высокого качества медицинского и санаторно-курортного лечения и реабилитации;
защита авторских прав субъектов на изобретения (инновации) на основе международного права.
Важнейшими направлениями в области совершенствования законодательства в сфере медицинского, санаторно-курортного, реабилитационного и санитарно-противоэпидемического обеспечения для государств-участников Содружества является участие их представителей в работе международных организаций, а также организация обмена правовой информацией между ними.
6. Формирование, поддержка и использование медицинских и
санаторно-курортных ресурсов железнодорожных администраций
государств-участников Содружества
Совместное использование национальных медицинских и санаторно-курортных ресурсов осуществляется в соответствии с договорами между железнодорожными администрациями. Для реализации этой цели следует создать взаимовыгодные условия как для зарубежных пользователей на доступ к этим ресурсам, так и для стороны, представляющей эти услуги.
При организации доступа к медицинским и санаторно-курортным ресурсам, находящимся под управлением железнодорожных администраций, а также по другим направлениям сотрудничества в социальной сфере будут предложены новые подходы, основанные на направлении для лечения и оздоровления работников железнодорожного транспорта, членов их семей и ветеранов железнодорожного транспорта, а также на взаимовыгодном обмене информацией.
На государственном уровне решаются вопросы:
законодательного регламентирования процедур доступа к медицинским и санаторно-курортным ресурсам;
прав и обязательств собственников, владельцев и пользователей медицинских и санаторно-курортных ресурсов;
обеспечения устойчивости и надежности медицинского, санаторно-курортного и реабилитационного обслуживания.
7. Создание и развитие средств поддержки и обеспечения
процессов санаторно-курортного и реабилитационного
обеспечения железнодорожных администраций
государств-участников Содружества
Государства-участники Содружества осуществляют мероприятия по развитию сектора медицинского и санаторно-курортного обеспечения, услуг реабилитации и обеспечивают благоприятную обстановку для осуществления этих процессов в тех случаях, когда это имеет важное значение с точки зрения их интересов и создает новые возможности для развития сотрудничества в соответствии с договорами между железнодорожными администрациями, межгосударственными договорами и нормами международного права.
Для повышения оперативности документооборота между железнодорожными администрациями в государствах Содружества создаются условия, позволяющие решать проблему электронной передачи документов.
Железнодорожные администрации государств-участников Содружества создают экономические и правовые условия для формирования механизмов сотрудничества предприятий и организаций, оказывающих медицинские услуги, а также по реабилитации и санаторно-курортному лечению, включая способность предприятий и организаций приобретать, осваивать и приспосабливать к своим нуждам новые технологии в целях развития общего рынка реабилитационных услуг и санаторно-курортного лечения.
8. Организационные основы формирования и развития
железнодорожного здравоохранения
Реализация решений о формировании единых принципов развития здравоохранения государств-участников Содружества осуществляется на основе пакета существующих и разрабатываемых договоров между железнодорожными администрациями, которые обеспечивают организацию и правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения.
Организационное обеспечение взаимодействия организаций, ответственных за формирование единых принципов железнодорожного здравоохранения осуществляет Комиссия по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения совместно с Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
Задача создания системы железнодорожного здравоохранения как составной части единых принципов национальной системы здравоохранения государств-участников Содружества решается соответствующими органами железнодорожных администраций. Свою работу они проводят, руководствуясь с принятыми решениями Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, а также данной Концепцией.
9. Этапы формирования и развития единых принципов
железнодорожного здравоохранения
Формирование и развитие единых принципов развития железнодорожного здравоохранения Содружества Независимых Государств является масштабной и сложной задачей, требующей от государств-участников Содружества координации усилий в процессе решения широкого круга нормативно-правовых, технических и финансовых проблем на национальном и межгосударственном уровнях.
В укрупненном виде стратегия деятельности по формированию единых принципов железнодорожного здравоохранения должна включать следующие два основных этапа.
Первый этап: 2005 - 2007 гг.
На первом этапе планируется осуществить проработку правовых, технических и организационных вопросов взаимодействия в рамках создания единых принципов железнодорожного здравоохранения. Результаты этой работы должны быть представлены в виде перспективного плана подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции, согласованного на уровне руководителей железнодорожных администраций.
Планируется согласование механизма поддержки единых принципов сотрудничества на уровне железнодорожных администраций, прямых связей субъектов хозяйственной деятельности государств-участников Содружества.
Второй этап: 2007 - 2010 гг.
На втором этапе предполагается обеспечить широкий доступ работников железнодорожного транспорта, членов их семей и ветеранов железнодорожного транспорта государств-участников Содружества к национальным ведомственным медицинским ресурсам в согласованных сферах.
Продолжатся работы по углублению взаимодействия в рамках единых принципов оказания медицинской помощи, обеспечивающих постоянное развитие межгосударственных контактов по согласованным сферам деятельности.
Предполагается создание правовых, экономических и технических условий для межотраслевого взаимодействия с целью создания единых принципов развития железнодорожного здравоохранения в государствах Содружества.
В основном будут согласованы механизмы осуществления межгосударственного обмена и контактов в рамках единых принципов развития железнодорожного здравоохранения.
Конкретное содержание совместных мероприятий государств-участников Содружества по формированию единых принципов оказания медицинской помощи будет определяться интересами и приоритетами железнодорожных администраций, решениями Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и отражаться в совместных программах и проектах, согласовываемых на многосторонней и двусторонней основе.
10. Финансово-экономические аспекты формирования
и обеспечения единых принципов развития
железнодорожного здравоохранения
Для достижения целей формирования единых принципов развития железнодорожного здравоохранения необходимы значительные объемы финансирования.
Источниками финансирования могут быть:
средства бюджетов органов железнодорожных администраций, предназначенных на развитие национальных структур отраслевого здравоохранения;
средства негосударственных организаций, коммерческих структур, общественных фондов и т.п.
Заключение
Межгосударственное сотрудничество в сфере ведомственного здравоохранения достаточно динамично.
Тенденция такова, что наработанный потенциал в принятых ранее договорах в этой области именно сейчас начинает работать и служит достаточной нормативно-правовой базой для налаживания сотрудничества и принятия конкретных практических решений в государствах Содружества.
Концепция взаимодействия железнодорожных администраций в области здравоохранения явится основой формирования программы сотрудничества железнодорожных администраций в сфере оказания медицинской помощи и будет осуществляться через национальные программы и целевые программы сотрудничества в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества в целях развития железнодорожного здравоохранения.