“Чернобыльский” закон, что дышло, -
куда повернули, туда и вышло?
(Начало. Часть II см. в консультации от 23.04.2007 г.)
Закон Украины от 28.02.1991 г. № 796-ХII “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы” в редакции от 19.12.1991 г. № 2001-ХII (далее - “чернобыльский” Закон № 796) является той “каплей воды”, в которой отражается “океан” украинского “правового государства”. Кавычки в последнем случае можно понимать двояко. В первом варианте - как точную цитату та ст. 1 Конституции Украины (“Украина - суверенное и независимое, демократическое, правовое государство”). Во втором варианте - горькую иронию (ирония от греч. eironeia- тонкая, насмешка). Ирония понимается и как стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки, чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста*.
Об иронии мы заговорили не случайно. Когда изучаешь многострадальный “чернобыльский” Закон № 796 и сопутствующее ему законодательство, то появляется ощущение иронии, то бишь насмешки над всеми, кого с апреля 1986-го в народе кратко окрестили “чернобыльцами”.
Видимо и сами “чернобыльцы” ощущают горькую иронию, когда читают “свой” закон и сопутствующее ему законодательство. И эта горечь настолько невыносима, что они вынуждены прибегать к различным акциям протеста. Последняя из таких акций прошла в конце марта текущего года. Двенадцать инвалидов-ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС объявили бессрочную голодовку перед Донецким областным управлением Пенсионного фонда Украины. Они требовали выполнения норм Закона Украины № 796 с изменениями, внесенными Законом Украины от 05.10.2006 г. № 231-V “О внесении изменений в Закон Украины “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы” в части перерасчетов ранее назначенных пенсий по инвалидности, то есть требовали привести размер выплат в соответствие с прожиточным минимумом для нетрудоспособных лиц.
В нынешней напряженной политической обстановке к голодающим вынужден был приехать министр труда и социальной политики Украины Михаил Папиев. Он пообещал разобраться в проблемах “чернобыльцев”.
Чем завершится разбирательство министра, - рим. Однако, как показывает практика, оптимистические ожидания в данном случае едва ли уместны. Это только в нем Риме могли жить по принципу “закон суров, но он закон”. В Украине жизнь по несколько иному принципу: “Закон, что дышло, - куда повернули, туда и вышло”.
Попробуем и мы разобраться в данном конфликте “чернобыльцев” и украинских властей.
Косметические изменения
Как мы помним, голодающие в Донецке “чернобыльцы” в своих требованиях ссылались на Закон № 231. Для простоты понимания мы разделим внесенные изменения на две группы. К первой отнесем те из них, которые сделаны с чисто редакционными целями либо ради упреждения неизбежных изменений после переименования министерств и других органов власти. Это косметические изменения, практически не влияющие на жизнь самих “чернобыльцев ”.
Ко второй группе отнесем те изменения, от которых многое зависит в судьбе “чернобыльцев”.
В качестве примера изменений, включенных нами в первую группу, рассмотрим п. 1 Закона № 231. В части 5 ст. 2 Закона № 796 слова “Академии наук Украины, Министерства охраны здоровья Украины, Министерства по делам защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС Украины, Министерства сельского хозяйства Украины, Министерства охраны окружающей природной среды Украины, Государственного комитета Украины по гидрометеорологии” заменены словами “Национальной Академии наук Украины, специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, по вопросам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, аграрной политики, охраны окружающей природной среды”.
Для того чтобы понять смысл ч. 5 ст. 2 Закона № 796, нам придется обратиться к ч. 1 ст. 2 этого Закона. В ней сказано следующее: “В зависимости от ландшафтных и геохимических особенностей грунтов, меры превышения естественного доаварийного уровня накопления радионуклидов в окружающей среде, связанных с ними степеней возможного негативного влияния на здоровье населения, требований по осуществлению радиационной защиты населения и иных социальных мероприятий, с учетом общих производственных и социально-бытовых отношений, территория, получившая радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы, разделяется на зоны”.
А часть 5 ст. 2 Закона № 796 уточняет: “Границы этих зон устанавливаются и пересматриваются Кабинетом Министров Украины на основе экспертных выводов Национальной комиссии радиационной защиты населения Украины, Национальной Академии наук Украины, специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, по вопросам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, аграрной политики, охраны окружающей природной среды по предложению областных Советов и утверждаются Верховным Советом Украины”.
Как видим, данное изменение, внесенное п. 1 Закона № 231 в ч. 5 ст. 2 Закона № 796, ничего не изменило по сути. Просто законодатель, понимая, что трудно своевременно реагировать на бесконечные изменения в структуре и названиях центральных органов исполнительной власти, решил применить “резиновую” формулировку (максимально обобщенную).
Что ж, вполне здравомыслящий подход. Хотя, не безупречный. Теперь всякий раз придется выяснять, какой из центральных органов “специально уполномочен” решать те или иные вопросы на тот или иной момент времени.
Подробности косметических изменений
Ради экономии места мы не будем далее столь подробно разбирать каждое изменение, внесенное Законом № 231 в Закон № 796. В то же время, умолчать о них мы тоже не можем. Поэтому приведем их в кратком изложении, при минимуме комментариев.
В части 4 ст. 15 Закона № 796 слова “местными Советами народных депутатов на этих территориях” заменены словами “органами местного самоуправления”. В этой статье речь идет об основаниях для определения статуса граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Такими основаниями являются различные справки. Например, “выдача справок о периоде работы (службы) по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также на территориях радиоактивного загрязнения, о заработной плате за этот период осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями (военкоматами), а о периоде проживания на территории радиоактивного загрязнения, эвакуацию, отселение, самостоятельное переселение - органами местного самоуправления” (ч. 4 ст. 15 Закона № 796).
В части 3 ст. 16 того же Закона слова “Государственного управления, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. Органы государственной администрации” заменены словами “исполнительной власти, местные государственные администрации, органы местного самоуправления”. В данном случае указаны те органы государственной власти, которые обязаны передавать в Государственный реестр Украины информацию о лицах, относящихся к участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, потерпевших от этой аварии, либо о детях, потерпевших от этой же аварии.
7 ст. 16 Закона № 796 получила новую редакцию: “Положение об организации и функционировании Государственного реестра Украины специально центральными органами исполнительной власти в сфере охраны по вопросам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и утверждается Кабинетом Министров Украины”. Новая редакция ч. 7 ст. 16 понадобилась лишь затем, чтобы убрать из текста упраздненного Миинистерства Украины по делам защиты населения от последствий Чернобыльской АЭС.
В первом предложении ч. 1 ст. 17 Закона № 796 слова “Министерство охраны здоровья Украины, Министерство социального обеспечения Украины, министерство народного образования Украины, государственные, общественные организации, исполнительные комитеты Советов народных депутатов” заменены словами “специально уполномоченные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, труда и социальной политики, образования и науки, по вопросам ликвидации Чернобыльской катастрофы, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные организации”. Все они “организовывают ежегодное медицинское обследование (диспансеризацию), санаторно-курортное лечение всех лиц, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы, внедряют систему радиационно-экологического, медико-генетического, медико-демографического мониторинга на территории Украины”. Короче говоря, в основном, этим занимаются те же органы, что занимались и только изменившие свои названия за последние годы.
В статье 18 Закона № 796 слова “Министерства охраны здоровья” заменены словами “специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья”. Как говорится, тот же шарик, только в профиль. Из той же серии изменения в п. 12 ч. 1 ст. 30 Закона (вместо слов “местными Советами народных депутатов” - “органами местного самоуправления”), в первом предложении первого абзаца п. 2 ст. 32 (слова “исполнительных комитетов областных Советов народных депутатов”, “исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов” заменены соответственно словами “областных государственных администраций”, “местными государственными администрациями, исполнительными органами советов”), во втором абзаце п. 2 ст. 32 (слова “исполнительных комитетах городских, районных Советов народных депутатов” заменены словами “районных государственных администрациях, исполнительный органах советов”), в пятом абзаце п. 2 ст. 32 (слова “Местные Советы народных депутатов” заменены словами “Органы местного самоуправления”), в первом абзаце п. 3 ст. 32 (слова “исполнительных комитетов областных Советов народных депутатов, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов” заменены словами “областных государственных администраций, местных государственных администраций, исполнительные органы советов”), в четвертом п. 3 ст. 32 (слова “Исполнительные Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации, колхозы” заменены словами “Местные государственные администрации, исполнительные советов, предприятия, учреждения, организации, коллективные сельскохозяйственные предприятия”), в пятом абзаце п. 3 ст. 32 (слова “областным Советам народных депутатов” заменены словами “Совета министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям”), во втором предложении первого абзаца п. 4 ст. 32 (слова “исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов” заменены словами “Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями”), предложении второго п. 4 ст. 32 (слова “областными Советами народных депутатов” заменены словами “Советом министров Автономной Республики Крым, областными” Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями”).
Остается лишь сказать, что в обширной ст. 32 Закона № 796 речь идет об обеспечении граждан, эвакуированных, отселенных (отселяющихся) либо самостоятельно переселившихся (переселяющихся), жилыми помещениями.
Аналогичные изменения внесены и в последующие статьи Закона № 796. В частности, во второе предложение ч. 1 ст. 34 (слова “исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов” заменены словами “местными государственными администрациями, исполнительными органами советов”), в п. 4 ч. 1 ст. 35 (слова “Советов народных депутатов” заменены словом “советов”), в первое предложение первого абзаца п. 6 ч. 1 ст. 36 (слова “местными Советами народных депутатов” заменены словами “местными государственными администрациями, исполнительными органами советов”), в первое предложение ч. 3 ст. 37 (слова “местными органами государственной администрации либо исполнительными комитетами городских Советов народных депутатов” заменены словами “местными государственными администрациями либо исполнительными органами советов”), в первый абзац п. 4 ст. 65 (слова “Министерством по делам защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Советом Министров Республики Крым” заменены с ловами “специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым”).
Существенные изменения
Первый абзац п. 11 ст. 20 Закона № 796 получил новую редакцию: “50-процентная скидка платы за пользование жильем (квартирной платы, платы за содержание домов), коммунальными услугами (газ, электрическая и тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение и иные услуги) в пределах средних норм потребления, предусмотренных законом, телефоном (абонентная плата, оплата услуг электросвязи за местные телефонные разговоры с квартирных телефонов при посекундном учете их длительности). Указанные в настоящем пункте льготы предоставляются также членам семей граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, проживающих в жилых домах (квартирах) всех форм собственности, в пределах норм, предусмотренных законом. К членам семьи граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, относятся: жена (муж), несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, лицо, проживающее вместе с пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы лицом - инвалидом I группы и присматривающее за ним, при условии что это лицо не пребывает в браке; лицо, находящееся под опекой либо попечительством гражданина, имеющего право на льготы, и проживающее вместе с ним”.
В статье 20 Закона № 796 изложены компенсации и льготы гражданам, отнесенным к первой категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Новая редакция п. 11 ст. 20 расширила круг лиц, которые могут пользоваться указанными льготами. В предыдущей редакции к таковым относились лишь жена (муж) и несовершеннолетние дети.
В обновленной редакции теперь предстает и п. 1 ст. 56 Закона № 796: “Время работы, службы (в том числе государственной) по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения засчитывается в стаж работы, стаж государственной службы, выслугу лет, дающей право на пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых иных лиц”: до 1 января 1988 года - в тройном, а с января 1988 года до 1 января 1993 года - в полуторном размере (в том числе по списку № 1). С 1 января 1993 года и в последующие годы льготы по исчислению стажа работы в зоне отчуждения определяются Кабинетом Министров Украины”.
Здесь новшество только в том, что все виды стажа должны определяться в соответствии с Законом Украины от 09.04.1992 г. № 2262-ХII “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых иных лиц” (ранее он имел следующее название “О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых иных лиц”, название изменено Законом Украины от 04.04.2006 г. № 3591-IV “О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты военнослужащих”).
Новую редакцию получила и ст. 57 Закона № 796, имеющая название “Льготы по исчислению среднемесячного заработка”:
“Исчисление среднемесячного заработка осуществляется в соответствии с Законом Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.
В случае исчисления пенсии в соответствии с частью второй статьи 27 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” по желанию обратившегося за пенсией среднемесячный фактический заработок для начисления пенсии может определяться за любые 12 месяцев подряд работы на территориях радиоактивного загрязнения.
Если лицо, обратившееся за пенсией, проработало на территориях радиоактивного загрязнения:
менее 12 месяцев, - среднемесячный заработок определяется путем деления общей суммы заработка за календарные месяцы работы на количество этих месяцев;
не менее 30 календарных дней в двух месяцах, - среднемесячный заработок определяется за любые фактически отработанные 30 календарных дней работы;
меньше месяца, - среднемесячный заработок определяется за этот календарный месяц с прибавлением заработка на основной работе.
Порядок исчисления среднемесячного заработка для назначения пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, назначенной в соответствии со статьей 54 настоящего Закона, определяется Кабинетом Министров Украины.
Лицам, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, а также в эвакуации населения на добровольной бесплатной основе и стали инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, что подтверждено соответствующими документами, пенсия по инвалидности по их желанию начисляется из пятикратного размера минимальной заработной платы, установленного во время их пребывания в зоне отчуждения”.
Частью первой ст. 57 законодатель отсылает к Закону Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” (далее - Закон № 1058). В нем глава VI “Порядок определения заработной платы (дохода) для начисления пенсий в солидарной системе. Назначение, перерасчет и выплата пенсии” посвящена интересующему нас вопросу. К сожалению, комментирование многих статей этой главы по объему может перекрыть в несколько раз всю настоящую публикацию. Поэтому нам придется ограничиться констатацией этого факта.
Часть 2 ст. 27 Законам 1058 разрешает застрахованному лицу часть размера пенсии по возрасту за период страхового стажа, приобретенного до дня вступления в силу Закона № 1058 (вступил в силу 1 января 2004 года), определять в соответствии с ранее действующим законодательством. Вторую часть размера пенсии за период страхового стажа, приобретенного после вступления в силу Закона № 1058, - в соответствии с ним. Как водится, во втором абзаце ч. 2 ст. 27 Закона № 1058 изложены определенные ограничения. Так, часть размера пенсии по возрасту, начисленная по действующему ранее законодательству, не должна превышать максимальных размеров пенсий, определенных законом для соответствующих категорий пенсионеров. Она также не может быть ниже размера трудовой пенсии по возрасту с учетом целевой денежной помощи на проживание, которые действовали на день вступления в силу Закона № 1058 (т. е. на 1 января 2004 года).
Часть 3 ст. 59 Закона № 796 дополнена словами “который был установлен во время их пребывания в зоне отчуждения”. В целом, эта часть теперь звучит так: “Лицам, которые принимали участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы во время прохождения действительной военной службы и вследствие чего стали инвалидами, пенсия по инвалидности начисляется в соответствии с настоящим Законом либо по желанию этих лиц в пятикратном размере минимальной заработной платы, установленного во время их пребывания в зоне отчуждения”.
Похоже, законодатель отсылает нас к нормативным древностям времен Советского Союза. Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.12.1972 г. № 842 была введена минимальная заработная плата в размере 70 рублей в месяц, которая просуществовала в стране, в том числе и в Украине, до середины 1991 года, когда вступил в силу Закон Украинской ССР № 1306-ХII “О подоходном налоге с граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства”. Следовательно, размер минимальной заработной платы в 1986 - 1991 годах равнялся 70 рублям и его-то предлагается увеличивать в пять раз (до 350) для начисления пенсии по инвалидности.
Статья 67 “Порядок повышения размера доплат, пенсий и компенсаций, предусмотренных настоящим Законом” Закона № 796 дополнена второй и третьей частями:
“Кроме индексации пенсии, осуществляемой в соответствии с законодательством об индексации денежных доходов населения, в случае если величина средней заработной платы в Украине по данным специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в отрасли статистики за минувший год возросла, с 1 марта текущего года размер пенсии повышается в порядке, установленном частью второй статьи 42 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.
“В случае увеличения размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом повышается размер пенсии, определенный в соответствии со статьей 54 настоящего Закона, а также размер дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, лицам, отнесенным к категориям 1, 2, 3, 4, размер ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы. Перерасчет пенсии осуществляется со дня установления нового размера прожиточного минимума”.
Для понимания смысла всей ст. 67 приведем и ее ч. 1: “Конкретные размеры всех доплат, пенсий и компенсаций повышаются Кабинетом Министров Украины в соответствии с изменениями индекса стоимости жизни и увеличения минимальной заработной платы”.
Судя по всему, именно эти две новые части в ст. 67 и привели в движение “чернобыльцев” в Донецке. Но об этом мы поговорим в следующей главке. А настоящую главку мы закончим последним дополнением в Закон № 796. Оно заключается в новой статье 71 “Особенности внесения изменений в настоящий Закон”. Вся статья состоит из единственного предложения: “Действие положений настоящего Закона не может приостанавливаться иными законами, кроме законов о внесении изменений в настоящий Закон” (имеется в виду Закон № 796).
Дополнение это, как говорится, архиважное. “Чернобыльский” Закон потому многострадальный, что многие его положения многократно приостанавливались другими законами, обычно - законами о Госбюджете на тот или иной год. Например, действие п. 21 ч. 1 ст. 20 Закона № 796 (“получение беспроцентной ссуды на индивидуальное жилищное (кооперативное) строительство из расчета 13,65 квадратного метра на каждого члена семьи с погашением 50 процентов ссуды за счет государственного бюджета, а также беспроцентной ссуды для строительства садовых домиков и благоустройства садовых участков, строительства индивидуальных гаражей независимо от того, кому из членов семьи отведен земельный участок или кто из них является членом кооператива. Указанные льготы могут быть использованы один раз”) приостанавливалось на 1999 год (Закон Украины от 31.12.1998 г. № 378-XIV “О Государственном бюджете Украины на 1999 год”), на 2000 год (Закон Украины от 17.02.2000 г. № 1458-III “О Государственном бюджете Украины на 2000 год”), на 2001 год (Закон Украины от 07.12.2000 г. № 2120-III “О Государственном бюджете Украины на 2001 год”).
Дело дошло до Конституционного Суда Украины, который Решением от 20.03.2002 г. № 5-рп/2002 признал, что приостановка действия положений п. 21 ч. 1 ст. 20, предусмотренная Законом Украины от 07.12.2000 г. № 2120-111, не отвечает Конституции Украины. Победа? Как бы не так.
Очередным бюджетным Законом Украины от 20.12.2005г. № 3235-IV “О Государственном бюджете Украины на 2006 год” действие того же п. 21 ч. 1 ст. 20 Закона № 796 вновь было приостановлено на 2006 год, а Законом Украины от 19.12.2006г. № 489-V “О Государственном бюджете Украины на 2007 год” (далее - Закон о Госбюджете-2007) действие этого пункта приостановлено и на текущий 2007 год.
Кстати, Закон № 231 вступил в силу 31 октября 2006-го. Следовательно, вступила в силу и новая ст. 71, внесенная указанным Законом в Закон № 796. А Закон о Госбюдже-те-2007 был принят уже позднее - 19 декабря 2006-го. Вот и выходит, что приостановление действия п. 21 ч. 1 ст. 20 Закона № 796 ( и ряда других) по сути дела незаконно, так как уже на тот момент действовала ст. 71 Закона № 796, запрещающая приостанавливать какие бы то ни было положения этого Закона иными законами.
Тем не менее, приостановление действия п. 21 ч. 1 ст. 20 Закона № 796 и еще ряда других (п. 29 ч. 1 ст. 20, п. 1 ч.1 ст. 21, п. 7 ч. 1 ст. 21, п. 5 ч. 1 ст. 22, п. 12. ч. 1 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 36, абзац седьмой ч. 1 ст. 48, ч. 3 ст. 48, абзац пятый ч. 4 ст. 48) фактически остается в силе... Кто еще сомневается в том, что в нашем “правовом государстве” многое делается по принципу “Закон, что дышло, - куда повернули, туда и вышло”?
И еще один удручающий факт. В пункте 2 Заключительных положений Закона № 231 прямо предписано Кабинету Министров в трехмесячный срок со дня опубликования этого Закона:
“подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить принятие актов, необходимых для реализации настоящего Закона;
обеспечить приведение министерствами, иными центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить проведение перерасчета ранее назначенных пенсий в соответствии с настоящим Законом”.
Трехмесячный срок истек 31 января 2007 года. Многое из предписанного Законом не выполнено. Безусловно, беспрецедентная политическая борьба между ветвями государственной власти внесла свою лепту в сложившийся законодательный хаос. Это в какой-то степени объясняет, почему у нас “правовое государство” воспринимается с иронией, тогда как по замыслу конструкторов Конституции Украины давно должно превратиться в национальную гордость. Объясняет, но не извиняет... Увы, разразившийся политический кризис выявил куда более серьезное игнорирование действующего законодательства со стороны высших должностных лиц нашей страны. К великому сожалению, правовой нигилизм был и остается важнейшей чертой нашего “национального менталитета”.
Как бы там ни было, но мы просто обязаны продолжать выступать на стороне Закона вопреки сложившимся реалиям. Подлинное правовое государство можно построить только путем воспитания общества в духе уважения к праву и Закону.
----------------------------
* Современный словарь иностранных слов - М.: Рус. яз. 1992. С. 247
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 16 (590), 16 апреля 2007 г.
Подписной индекс 40783
