Информационная безопасность АО: кто такие инсайдеры
и что такое инсайдерская информация
Проблемы информационной безопасности актуальны для всех предприятий. Защита коммерческой тайны - это необходимое условие для успешного ведения любого бизнеса. Однако для некоторых организационно-правовых форм информационная безопасность особенно актуальна и имеет собственную специфику. В первую очередь речь идет об акционерных обществах, акции которых обращаются на фондовом рынке.
Утечка информации способна значительно изменить стоимость акций и тем самым серьезно нарушить планы руководства АО. Поэтому и в нашей стране, и за рубежом такое большое значение придается так называемой инсайдерской информации.
Серьезность этого аспекта хозяйственной жизни АО подчеркивается хотя бы тем фактом, что законодатель счел нужным ввести в Уголовный кодекс (Законом от 23.02.2006 г. № 3480-IV) специальную статью 232-1, предусматривающую наказание для неправомерного использования подобной информации:
“Статья 232-1. Разглашение или использование необнародованной информации об эмитенте или его ценных бумагах
Умышленное разглашение или иное использование не опубликованной или не обнародованной другим способом информации об эмитенте, его ценных бумагах или сделках в отношении них (инсайдерская информация) лицом, которому данная информация известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если это причинило существенный материальный вред интересам государства или интересам юридических либо физических лиц,- наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет”.
Что же понимается под инсайдерской информацией? Сразу укажем, что в отношении уголовной ответственности все необходимые составляющие данного понятия приведены в тексте ст. 232-1 УК, и никакие иные законодательные и нормативные акты не могут изменить содержание этого термина для целей уголовного законодательства, поскольку в уголовном законодательстве, в отличие от гражданского или хозяйственного, аналогия неприменима.
Разбирая уголовное дело, судья должен руководствоваться исключительно требованиями уголовного законодательства. Тем не менее общее представление об инсайдерстве, которое сложится у судьи в результате ознакомления с нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу, несомненно, наложит свой отпечаток на его решение. Поэтому есть смысл посмотреть, как определяется данное понятие в гражданском и хозяйственном законодательстве.
На наш взгляд, ни одно из имеющихся определений не отражает в полной мере суть данного понятия, однако вместе они дают достаточно четкое представление о его границах.
Насколько нам известно, первое определение термина “инсайдерская информация” в нашем законодательстве появилось в решении ГКЦБФР от 11.12.2003 г. № 571 “Об утверждении Принципов корпоративного управления” (протокол заседания Комиссии от 11.12.2003 г. № 54):
“Инсайдерская информация - это информация об эмитенте ценных бумаг, его ценных бумагах и сделках с ними, которая одновременно является существенной и не обнародованной и раскрытие которой повлияет или может повлиять на рыночную стоимость этих ценных бумаг или размер дохода по ним”.
При этом в решении ГКЦБФР отмечалось, что использование инсайдерской информации должностными лицами АО и другими инсайдерами противоречит принципу равного отношения к акционерам. Во избежание такого нарушения предлагалось во внутренних документах АО предусматривать обязанность должностных лиц АО и других инсайдеров не разглашать такую информацию третьим лицам и воздерживаться от купли-продажи акций АО до момента ее обнародования.
Закон Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке” от 23.02.2006 г. № 3480-IV в ст. 44 не только определил понятие инсайдерской информации, но и указал, какие сведения в этим понятием не охватываются:
“1. Инсайдерская информация - любая необнародованная информация об эмитенте, его ценных бумагах или сделках в отношении них, обнародование которой может значительно повлиять на стоимость ценных бумаг.
2. Информация относительно оценки стоимости ценных бумаг и/или финансово-хозяйственного состояния эмитента, если она получена исключительно на основании обнародованной информации или информации из других публичных источников, не запрещенных законодательством, не является инсайдерской информацией”.
Было бы вполне логично, если бы законодатель, дав такое всеобъемлющее определение (обратите внимание на слова “любая информация”!), на этом и остановился. Однако в ч. 4 той же ст. 44 он установил, что точные указания о том, какая именно информация относится к инсайдерской, даются Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
Недавно такие указания появились. Решением ГКЦБФР от 21.11.2006 г. № 1344 “Об определении информации, относящейся к инсайдерской” (протокол заседания Комиссии от 21.11.2006 г. № 51), зарегистрированным в Минюсте 23.01.2007 г. за № 50/13317, установлено, что “к инсайдерской информации относится информация, предусмотренная пунктами 1.1–1.3 настоящего решения, до момента ее официального обнародования способом, предусмотренным законодательством.
1.1. Следующие сведения, содержащиеся в годовой информации об эмитенте:
хозяйственная и финансовая деятельность эмитента;
годовая финансовая отчетность.
1.2. Следующие сведения, содержащиеся в квартальной информации об эмитенте:
хозяйственная и финансовая деятельность эмитента;
квартальная финансовая отчетность.
1.3. Сведения об особой информации об эмитенте:
принятие решения о размещении ценных бумаг на сумму, превышающую 25 процентов уставного капитала;
принятие решения о выкупе собственных акций;
факты листинга/делистинга ценных бумаг на фондовой бирже;
получение займа или кредита на сумму, превышающую 25 процентов активов эмитента;
изменение состава должностных лиц эмитента;
изменение собственников акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций;
решение эмитента о создании, прекращении его филиалов, представительств;
решение высшего органа эмитента об уменьшении уставного капитала;
решение высшего органа эмитента о прекращении или банкротстве эмитента”.
Очевидно, что решением Госкомиссии понятие инсайдерской информации сужено по сравнению с тем, что дается в Законе. Однако такое сужение само по себе вполне законно, поскольку произведено во исполнение прямого предписания того же Закона.
Несколько странно читать в решении ГКЦБФР фразу о том, что оно вступает в силу с 1 октября 2007 года. Означает ли это, что до октября вышеперечисленная информация инсайдерской не является? Или наоборот, даже те сведения, которые подпадают под определение инсайдерских в соответствии с Законом, но не включены в это понятие Госкомиссией, все равно будут до октября считаться инсайдерскими?
Чтобы закончить с темой инсайдерской информации, упомянем об одном международном документе, посвященном данному вопросу - Директиве Совета Европейских Сообществ от 13.11.89 г. “Относительно согласования регулирования внутренних (инсайдерских) операций”. Там говорится еще об одном признаке, отсутствующем в отечественном законодательстве: согласно п. 1 ст. 1 Директивы инсайдерская информация должна “иметь четкую форму”.
Попробуем суммировать все эти указания, разбросанные по различным нормативным актам. Итак, инсайдерская информация должна обладать следующими признаками:
- не опубликована и не обнародована другим способом;
- касается эмитента, его ценных бумаг или сделок с ними;
- имеет четко выраженную форму;
- способна повлиять на стоимость акций;
- наличествует в перечне, утвержденном решением ГКЦБФР от 21.11.2006 г. № 1344;
- не входит в число исключений, определенных Законом “О ценных бумагах и фондовом рынке”.
Возвращаясь к уголовной ответственности, обратим внимание на то, что статьей 232-1 УК преследуется не любое использование инсайдерской информации, а лишь использование ее лицом, которому данная информация известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. В связи с этим посмотрим, какие же лица по Закону считаются инсайдерами. Перечень их приведен в ч. 3 ст. 44 Закона:
1) держатели голосующих акций эмитента или долей (паев) в уставном капитале эмитента;
2) должностные лица эмитента;
3) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации в связи с выполнением трудовых (служебных) обязанностей или договорных обязательств независимо от отношений с эмитентом, в частности:
- юрлица, состоящие с эмитентом в договорных отношениях либо прямо или опосредованно в отношениях контроля;
- физлица, состоящие с эмитентом либо юридическими или физическими лицами, связанными с эмитентом договорными отношениями или отношениями контроля, в трудовых или договорных отношениях либо прямо или опосредованно в отношениях контроля;
- государственные служащие.
Как видите, этот перечень гораздо шире, чем перечень лиц, на которых распространяется действие ст. 232-1 УК. Между тем Закон о ценных бумагах предусматривает целый ряд ограничений для всех инсайдеров (как подпадающих под уголовную ответственность, так и не подпадающих). Так, инсайдерам запрещено совершать с использованием инсайдерской информации до момента ее обнародования сделки, направленные на приобретение или отчуждение таких ценных бумаг, в том числе в пользу других лиц. Им не разрешается передавать инсайдерскую информацию или предоставлять доступ к ней другим лицам, а также давать кому-либо рекомендации относительно приобретения или отчуждения ценных бумаг, которых касается инсайдерская информация, до момента ее обнародования.
Мало того, эти запреты действуют и в отношении лиц, которые не являются инсайдерами, но владеют инсайдерской информацией и знают или должны знать, что эта информация поступила от инсайдера.
Вот только ответственность за нарушение этих запретов установлена не для всех. Поэтому тем АО, которые обеспокоены своей информационной безопасностью, следует принять собственные меры к ее обеспечению. Но об этом мы расскажем в следующих консультациях.
Алена Мышкина,
юрист,
Егор Калугин,
налоговый консультант
Газета “Фортекс” № 12/2007 (№ 220), от 15.03.2007 г.
