Комментарий к Постановлению КМУ от 31.01.2007 г. № 70
“О реализации статей 19 и 20 Закона Украины “Об основах
социальной защищенности инвалидов в Украине”
Чуть больше года понадобилось Кабмину, чтобы заметить в ст. 19 и 20 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” указания о том, что именно правительство должно утвердить целый ряд порядков, регулирующих особенности применения норм указанного Закона. Но не будем лишний раз акцентировать внимание на неторопливости Кабмина - она уже стала притчей во языцех. Поговорим лучше о том, как изменится жизнь отечественного бизнеса в связи с принятием сразу шести подзаконных актов к “инвалидскому” Закону. Сразу оговоримся, что будем рассматривать лишь самые существенные для предприятий и предпринимателей моменты.
Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций
и физических лиц, использующих наемный труд
Регистрации в соответствии с п. 1 Порядка подлежат работодатели, у которых по основному месту работы трудится восемь и более человек.
Вновь созданные предприятия (предприниматели) подают для регистрации пакет необходимых документов (заявление, копии свидетельства и справки) не позднее чем в течение 10 рабочих дней после их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц - предпринимателей. В тот же срок пакет документов подается работодателями, у которых:
- число работающих по основному месту работы превысило 7 человек;
- изменилось наименование или местонахождение (для юрлица) либо фамилия, имя, отчество или местожительство (для физлица-предпринимателя).
Работодатели, имеющие обособленные подразделения, помимо заявления и копий свидетельства и справки сдают сведения о таких подразделениях по форме, утвержденной приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 338.
Отметим, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, с помощью которых работодателей можно было бы привлечь к ответственности за нерегистрацию или несвоевременную регистрацию в Фонде. Чем многие успешно пользуются.
Порядок представления предприятиями, учреждениями, организациями и
физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости
и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой
для организации их трудоустройства
Отчет сдается ежегодно до 1 марта в отделение Фонда по месту регистрации работодателя (форма отчета утверждена приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 338). В случае отправки отчета по почте (заказным письмом) датой сдачи считается дата на почтовом штемпеле.
Информация о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов представляется работодателями в центр занятости по месту их регистрации.
В соответствие со ст. 188-1 КоАп непредставление Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов может быть наказано штрафом от 170 до 340 грн.
Порядок зачета количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в
норматив таких рабочих мест в хозяйственных объединениях, в состав
которых входят предприятия общественных организаций инвалидов
В этом документе обращаем ваше внимание только на один момент: объединениям, желающим осуществить такой зачет, необходимо, чтобы сумма годовой заработной платы инвалидов была не меньше суммы административно-хозяйственных санкций, которые были бы уплачены предприятием за неисполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. При этом такая сумма годовой инвалидской зарплаты должна входить в стоимость заказа, размещенного на предприятии общественной организации инвалидов.
Впрочем, для подавляющего большинства предприятий этот Порядок никакого интереса не представляет. Им могут воспользоваться только те объединения, в состав которых входят специализированные предприятия инвалидов.
Порядок уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и
физическими лицами, использующими наемный труд, суммы
административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение
норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Срок уплаты санкций не изменился - до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Исчисление суммы административно-хозяйственных санкций проводится работодателями самостоятельно, в соответствии с процедурой, описанной в Порядке заполнения отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов, утвержденном приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 338.
Интересно заметить, что в случае, когда работодатель не имеет учетной прибыли, сумма административно-хозяйственных санкций должна уплачиваться за счет “других источников в соответствии с законодательством”, то есть за счет любого имущества, принадлежащего предприятию.
Порядок использования суммы административно-хозяйственных
санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для
трудоустройства инвалидов, поступивших в Государственный бюджет
В этом документе нас может заинтересовать использование административно-хозяйственных санкций и пени не на финансирование всевозможных реабилитационных заведений и тому подобные вещи, а на цели, прямо связанные с хозяйственной деятельностью работодателей.
В частности, суммы санкций и пени предполагается использовать на предоставление предприятиям, учреждениям, организациям (в том числе предприятиям, организациям общественных организаций инвалидов), а также физическим лицам, использующим наемный труд, целевого займа на возвратной основе сроком до трех лет на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Но финансовая помощь на возвратной основе может быть предоставлена лишь при соблюдении трех условий, которые нам кажутся (по крайней мере, в большинстве случаев) взаимоисключающими:
- работодатель выполнил норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов и в год обращения или в предшествующий год получил финансовую помощь на безвозвратной основе;
- работодатель уплатил суммы санкций и пени (это при выполненном-то нормативе!);
- численность его штатных работников не превышает восьми человек (о каком тогда нормативе и уплате санкций вообще идет речь?).
Не исключено, однако, что подразумевается не одновременное соблюдение всех трех условий, а соблюдение хотя бы одного из них. Но и в этом случае трудно понять, почему, например, работодатель, уплативший санкции (то есть не выполнивший норматив), может получить финпомощь, а работодатель, не уплачивавший санкции (то есть выполнивший норматив), такой возможности лишен.
Порядок проведения проверки предприятий, учреждений,
организаций и физических лиц, использующих наемный труд
Этот Порядок представляет наибольший интерес для работодателей. В нем Кабмин расписал, каким образом органы Фонда проводят плановые и внеплановые выездные, а также невыездные проверки.
Плановые выездные проверки проводятся не чаще одного раза в календарный год согласно квартальному плану, утвержденному приказом руководителя отделения Фонда. О проведении такой проверки работодателю должны сообщить не позднее чем за 10 дней до ее начала в письменной форме (с уведомлением о вручении) с указанием даты начала и окончания проверки. У незарегистрированных работодателей плановая проверка, скорее всего, будет невозможна.
Внеплановая выездная проверка проводится независимо от количества ранее проведенных проверок по решению суда, по требованию контрольно-ревизионных, налоговых, правоохранительных органов и органов прокуратуры, по желанию работодателя, а также в случае непредставления работодателем отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов или представления такого отчета с ошибками, повлекшими неуплату административно-хозяйственных санкций или их уплату не в полном объеме. Видимо, именно последнее основание (непредставление отчета) будет чаще всего встречаться на практике. Хотя в первую очередь, на наш взгляд, это касается работодателей, зарегистрированных в Фонде.
Срок проведения плановых и внеплановых выездных проверок не может превышать трех рабочих дней, хотя возможно продление этого срока еще на три рабочих дня при возникновении следующих непредвиденных обстоятельств:
- работодатель не смог своевременно представить все необходимые для проверки документы;
- он имеет значительную численность работников (интересно, что считается “значительной численностью”?);
- в состав работодателя входит большое число обособленных подразделений (опять же, хотелось бы узнать конкретные цифры).
Продлевает проверку своим приказом руководитель отделения Фонда или лицо, исполняющее его обязанности. Дальнейшее увеличение сроков проведения проверки не допускается. При этом Порядок совершенно умалчивает о необходимости предъявления работодателю такого решения.
Проверки проводятся при условии предъявления работодателю служебного удостоверения и направления на проверку, подписанных руководителем отделения Фонда (заметьте, исключительно руководителем, а не и. о., замом и т. д.) и скрепленных печатью. В направлении на проверку должны быть указаны дата его выдачи, название отделения, цель, вид проверки (плановая или внеплановая), основание, даты ее начала и окончания, должность и фамилия уполномоченного лица.
Отметим, что действующее законодательство не позволяет привлечь к ответственности тех работодателей, которые отказались допустить сотрудников Фонда к проверке.
Невыездные проверки проводятся на основании отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов. То есть сотрудники Фонда в ходе такой проверки не имеют никаких оснований привлекать к данной процедуре работодателей или требовать от них какие-либо документы.
Но вернемся к выездным проверкам. Предметом их проведения Порядок называет:
- регистрацию работодателей в отделениях Фонда;
- представление работодателями отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов;
- выполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- уплату суммы административно-хозяйственных санкций и пени.
В соответствии с требованиями Порядка работодатель обязан предоставить уполномоченному должностному лицу отделения Фонда для ознакомления и проверки следующие документы:
- уведомление о регистрации работодателя в отделении Фонда;
- устав или учредительный договор;
- штатное расписание;
- личные карточки работников;
- трудовые книжки;
- отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов;
- копии документов, подтверждающих инвалидность работников;
- приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, расторжении трудового договора;
- трудовые договоры (контракты), гражданско-правовые договоры и другие документы первичного и бухгалтерского учета;
- табель учета использования рабочего времени и расчет заработной платы;
- сводные ведомости начисления заработной платы;
- расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости;
- табель выхода на работу;
- платежные поручения;
- товарные накладные, налоговые накладные на приобретение товаров (работ, услуг), акты приемки-передачи, подтверждающие целевое использование денежных средств;
- бухгалтерские документы, подтверждающие прием на баланс оборудования, приобретенного за счет сумм административно-хозяйственных санкций и пени;
- договоры, подтверждающие размещение на предприятии общественной организации инвалидов, входящем в состав хозяйственного объединения, заказов на приобретение товаров (работ, услуг);
- расчет затрат, подтверждающий изготовление товаров (выполнение работ, предоставление услуг) предприятием общественной организации инвалидов.
Как видите, перечень сформулирован довольно свободно, так что проверяющий при большом желании может сунуть свой нос и в те документы, которые к проблемам инвалидов не имеют ни малейшего отношения (см., например, такую позицию, как “другие документы первичного и бухгалтерского учета”). В то же время работодателя, отказавшегося представить проверяющему те или иные документы, в рамках действующего законодательства невозможно привлечь к какой-либо ответственности.
После проведения выездной проверки уполномоченное должностное лицо отделения Фонда составляет акт в двух экземплярах. Акт подписывается представителем Фонда и работодателем в последний день проверки. В случае отказа работодателя подписать акт в нем делается соответствующая отметка. Первый экземпляр акта остается в отделении Фонда, второй передается проверенному работодателю. Объяснения или несогласие с результатами проверки подаются в письменной форме или направляются по почте в течение трех рабочих дней после подписания акта. Отделение Фонда уведомляет заявителя о результатах рассмотрения его объяснений или возражений в течение 10 рабочих дней после их получения.
Естественно, что, если возражения по акту не привели к ожидаемому результату, оспаривать результаты проверки придется в судебном порядке.
Сергей Козлович,
директор аудиторской фирмы “Фортекс”
Газета “Фортекс” № 07/2007 (№ 215), от 08.02.2007 г.