Комментарий к Приказу ГлавКРУ от 18.12.2006 г. № 409
“О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты
ГлавКРУ Украины” (зарегистрирован в Минюсте Украины
15.01.2007 г. за № 20/13287)
15 января 2007 года прошел регистрацию в Минюсте Украины приказ ГлавКРУ Украины от 18.12.2006 г. № 409, которым внесены изменения в два документа:
- в Положение о контрольно-ревизионных управлениях в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, утвержденное приказом ГлавКРУ Украины от 09.01.2001 г. № 111;
- в Типовое положение о контрольно-ревизионном отделе в районе, городе, районе в городе и межрайонном контрольно-ревизионном отделе без статуса юридического лица, утвержденное приказом ГлавКРУ Украины от 07.02.2001 г. № 11.
Одновременно ГлавКРУ лишило свои районные и городские подразделения статуса юрлиц и отменило соответствующее Типовое положение, утвержденное тем же приказом № 11.
Эти изменения вызваны тем, что Законом от 15.12.2005 г. № 3202-IV существенно подкорректирован правовой статус органов контрольно-ревизионной службы, в том числе их права и обязанности. Теперь ГлавКРУ, хотя и с некоторым опозданием, привело свои акты в соответствие с новыми нормами Закона Украины “О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине” (далее - Закон).
О том, как именно КРУ осуществляет свои контрольные функции, мы подробно рассказывали когда анализировали Порядок проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденный Постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550. Не будем углубляться в подробности, напомним лишь, что инспектирование проводится в форме плановых или внеплановых выездных ревизий. О предстоящей плановой ревизии предприятие уведомляется за 10 календарных дней до ее начала, а внеплановая ревизия проводится только по решению суда.
Полномочия сотрудников областных управлений КРУ и районных отделов во многом схожи. Так, должностным лицам отделов КРУ предоставлено, в частности, право:
- проверять в подконтрольных учреждениях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование денежных средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей (денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т. п.);
- получать при проведении ревизий беспрепятственный доступ на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для их обследования и выяснения связанных с ревизией вопросов;
- вносить предложения о приостановлении бюджетных ассигнований и операций с бюджетными средствами в случаях, предусмотренных законом. Раньше областные органы КРУ сами имели право прекращать операции на расчетных и других счетах в учреждениях банков и других финансовых учреждениях;
- привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов госорганов и предприятий для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков в производство сырья и материалов, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции;
- требовать от руководителей подконтрольных учреждений проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов (заметим, что теперь сотрудники КРУ вправе требовать, чтобы инвентаризация проводилась в их присутствии), опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы;
- изымать копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о злоупотреблении. Напомним, что оригиналы таких документов проверяющие вправе изымать (по описи, с оставлением копий) до окончания ревизии только по решению суда (ст. 10 Закона);
- получать от банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах ревизуемых объектов, а от других предприятий (в том числе негосударственных форм собственности) - справки и копии документов об операциях и расчетах с ревизуемыми предприятиями;
- получать от должностных и материально ответственных лиц ревизуемых объектов письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий;
- предъявлять в пределах своей компетенции руководителям и другим служебным лицам подконтрольных учреждений требования об устранении выявленных нарушений законодательства по вопросам хранения и использования государственной собственности и финансов;
- ставить вопрос об изъятии в судебном порядке в бюджет выявленных ревизиями скрытых и заниженных валютных и других платежей;
- ставить перед соответствующими органами вопрос о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями денежные средства и ссуды используются с нарушением законодательства;
- вносить предложения о признании в судебном порядке незаконными договоров, заключенных с нарушением законодательства, и взыскании в доход государства средств, полученных по незаконным договорам, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства. Заметим, что районные и городские отделы КРУ вправе вносить предложения об этом своему начальству, то есть в областные управления. Обращаться же в суд могут только сами управления;
- поднимать вопрос об обращении в суд в интересах государства, если подконтрольное учреждение не исполнило требование об устранении выявленных ревизией нарушений законодательства по вопросам хранения и использования активов;
- проводить у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с подконтрольным учреждением, встречные сверки с целью документального подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете подконтрольного учреждения;
- обращаться при необходимости к другим органам государственного контроля по вопросам проведения совместных контрольных мероприятий;
- ставить перед руководителями соответствующих госорганов вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, совершивших нарушение;
- получать от госорганов и предприятий информацию, касающуюся деятельности и финансового состояния подконтрольного учреждения или другого субъекта хозяйствования, в отношении которого имеются основания для проведения ревизии;
- при выявлении злоупотреблений и нарушений законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий, а также уведомлять о них государственные органы и органы, уполномоченные управлять госимуществом.
Еще один существенный момент: областные управления, в отличие от рай- и горотделов, имеют право налагать на провинившихся должностных лиц объектов контроля административные взыскания. В первую очередь речь, видимо, идет о применении ст. 164-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в соответствии с которой админштрафы применяются за нарушения законодательства по финансовым вопросам, в том числе за сокрытие в учете валютных и других доходов, непроизводительных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение ложных данных в финансовую отчетность, непредставление финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций, нарушение правил ведения кассовых операций, препятствование работникам государственной контрольно-ревизионной службы в проведении ревизий и проверок, непринятие мер к возмещению с виновных лиц убытков от недостач, растрат, хищений и бесхозяйственности. Размер штрафа составляет от 8 до 15 необлагаемых минимумов (136–255 грн), а при повторном нарушении - от 10 до 20 необлагаемых минимумов (170–340 грн).
В заключение напомним, что к сфере контроля КРУ относятся не только предприятия, получающие бюджетные средства, но и те, кто используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество. То есть проверки грозят и тем предприятиям, которые, например, арендовали помещения, принадлежащие государству или местной громаде.
Однако у таких предприятий, соприкасавшихся с бюджетниками, проверяться может исключительно документация, имеющая прямое отношение к сделкам, в которых участвовали деньги бюджетов. Все остальное для “крушников” - табу.
Алена Мышкина,
юрист
Газета “Фортекс” № 05/2007 (№ 213), от 24.01.2007 г.
