Комментарий к Приказу Министерство юстиции Украины от 28.12.2006 г. № 111/5
“О введении Единого реестра доверенностей и внесении изменений и
дополнений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства
юстиции Украины” (зарегистрирован в Минюсте Украины
28.12.2006 г. за № 1378/13252)

28 декабря 2006 года приказом от 28.12.2006 г. № 111/5 Минюст отменил свое Положение о Едином реестре доверенностей, удостоверенных в нотариальном порядке, утвержденное приказом от 29.05.99 г. № 29/5. Взамен утверждено новое Положение о Едином реестре доверенностей (далее - Положение).

Для тех, кто никогда не сталкивался с Единым реестром, поясним, что он представляет собой электронную базу данных, содержащую информацию о доверенностях (в том числе их дубликатах), а также сведения о прекращении их действия.

Существует целый ряд доверенностей, регистрация которых в Едином реестре осуществляется в обязательном порядке. К ним, в частности, относятся:

- нотариально удостоверенные доверенности и их дубликаты;

- доверенности на право распоряжения имуществом, удостоверенные должностными лицами сельских, поселковых и городских исполкомов.

Разумеется, в реестр должны вноситься и сведения о прекращении действия таких доверенностей.

Кроме обязательной регистрации предусмотрена и добровольная - по заявлению доверителя. К числу подобных “добровольных” доверенностей относятся документы, удостоверенные консульскими учреждениями и исполкомами, а также доверенности военнослужащих, удостоверенные их командирами.

Информация, содержащаяся в Едином реестре, может оказаться весьма полезной во многих случаях. Например, если вы собираетесь приобрести машину, квартиру или другую ценную вещь, а продавец действует не от своего имени, а от имени другого собственника, то не поленитесь проверить, действительна ли доверенность, на которую ссылается ваш контрагент.

Это, конечно, будет стоить вам некоторой суммы (о расценках на подобные услуги - см. ниже), но цена такой предосторожности - просто мизерна в сравнении с тем ущербом, который вы рискуете понести, если продавец окажется мошенником.

Внесение информации в реестр

Для того чтобы поместить в Единый реестр сведения о выданной вами доверенности, требуется одно из двух: либо вручить регистратору специальное заявление (форма его утверждена тем же приказом Минюста от 28.12.2006 г. № 111/5), либо просто удостоверить такую доверенность в нотариальном порядке - тогда передача сведений в реестр осуществляется автоматически.

В базу данных вносится достаточно подробная информация о доверенности, доверителе и его представителях. Так, указываются фамилия, имя и отчество физического лица, его идентификационный номер (для представителей - при наличии) или причина его отсутствия либо наименование юридического лица и его идентификационный код или причина его отсутствия. Кроме того, в реестр уходит следующая информация:

- тип, номер государственной регистрации, серийный номер и описание транспортного средства (для доверенностей в отношении транспорта);

- описание недвижимого имущества, достаточное для его идентификации (для доверенностей в отношении недвижимости);

- номера и серии специальных бланков нотариальных документов, на которых изложен текст доверенности (ее дубликата),- для доверенностей (их дубликатов), удостоверенных в нотариальном порядке;

- дата удостоверения доверенности и срок ее действия;

- сведения о безотзывности доверенности;

- номер записи в реестре для регистрации нотариальных действий, за которым удостоверена доверенность (выдан ее дубликат);

- сведения о лице, удостоверившем доверенность;

- сведения о передоверии;

- сведения о выдаче дубликата доверенности;

- сведения о прекращении действия доверенности;

- сведения о регистраторе;

- дополнительные сведения (при необходимости).

Кстати, круг лиц, которые вправе исполнять функции регистраторов, с этого года расширился. Согласно п. 1.5 Положения таковыми теперь являются не только государственные нотариальные конторы и частные нотариусы, имеющие доступ к Единому реестру через информационную сеть Минюста, но и государственные нотариальные архивы. Во всех этих местах можно будет внести записи в Единый реестр об удостоверенных доверенностях и их дубликатах, о прекращении действия доверенностей, а также проверить действительность доверенностей (их дубликатов) и получить выписку из реестра.

Регистрация одной доверенности (ее дубликата) с выдачей выписки об этом обойдется в 25 грн. с учетом НДС (раньше эта услуга стоила четверть необлагаемого минимума, то есть 4 грн. 25 коп.).

А вот за внесение в реестр сведений о прекращении действия доверенности плата не взимается. Достаточно вручить нотариусу заявление о регистрации прекращения действия доверенности по форме, утвержденной в приложении 2 к Положению. Причем можно прекратить действие доверенности, даже если она не зарегистрирована в Едином реестре. В таком случае сведения о прекращении ее действия вносятся в реестр вместе с записью о регистрации (естественно, с уплатой 25 грн.).

Те нотариусы, у которых нет доступа к электронной базе данных Единого реестра, подают регистратору заявление установленного образца в тот же день, когда удостоверена доверенность или прекращено ее действие. Информация вносится в Единый реестр в день удостоверения доверенности (выдачи дубликата) или получения заявления о внесении сведений.

Отказать во внесении сведений в Единый реестр регистратор может только в двух случаях:

- если в заявлении отсутствуют, не полностью или нечетко указаны необходимые сведения;

- если отсутствует плата за внесение сведений.

Факт внесения информации подтверждается выпиской из Единого реестра. Выписка оформляется в двух экземплярах, один из которых остается у регистратора, а второй выдается доверителю или нотариусу, подавшему заявление о внесении информации в Единый реестр.

Получение сведений из реестра

Информация из Единого реестра выдается в виде полных и сокращенных выписок.

В полной выписке приводится вся информация, имеющаяся в Едином реестре по конкретной доверенности. Но получить ее могут только нотариусы и лица, в отношении которых совершалось нотариальное действие, а также суды, органы прокуратуры, дознания и следствия (в связи с уголовными, гражданскими, административными или хозяйственными делами, находящимися в их производстве) и управления юстиции.

Сокращенные выписки выдаются по письменному запросу установленной формы (приложение 3 к Положению) любым физическим и юридическим лицам. В них указываются:

- регистрационный номер и дата регистрации доверенности (дубликата) в Едином реестре;

- номера и серии специальных бланков нотариальных документов, на которых изложен текст доверенности (ее дубликата) - для доверенностей, удостоверенных нотариально;

- дата удостоверения доверенности или дата выдачи ее дубликата;

- срок действия доверенности;

- номер записи в реестре для регистрации нотариальных действий, за которым удостоверена доверенность (выдан дубликат);

- сведения о лице, удостоверившем доверенность (выдавшем дубликат);

- сведения об удостоверении доверенности в порядке передоверия или сведения о прекращении действия доверенности.

Выписки удостоверяются подписью и печатью регистратора и оформляются в двух экземплярах, один из которых остается в делах регистратора, а второй выдается заявителю. При этом выписки должны изготавливаться на специальных бланках, в противном случае они будут признаны недействительными.

Плата за проверку действительности доверенности (дубликата), не связанную с совершением нотариальных действий, зависит от того, какая выписка при этом выдается - полная или сокращенная. В первом случае размер платы составляет 25 грн. (с НДС), а во втором - 17 грн. (с НДС).

Если же действительность доверенности проверяется с совершением нотариальных действий, то эта услуга предоставляется бесплатно независимо от того, какая при этом выдается выписка.

Елена Кравченко,
юрист

Газета “Фортекс”, № 03/2007 (№ 211), от 10.01.2007 г.