Украина больше не “ненька” для
отечественных товаропроизводителей
(Закон Украины от 01.12.2006 г. № 424-V
“О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Украины по
вопросам закупки товаров, работ и
услуг за государственные средства”)

(Продолжение. Часть I см. в консультации от 22.01.007 г.)

X

Раздел III-1 Закона Украины от 22.02.2000 г. № 1490-III “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства” (далее - Закон) содержит нормы, регламентирующие процедуры торгов со снижением цены, что иначе именуется редукционом (противоположно аукциону, на котором торги происходят с повышением цены). В статью 29-2 “Условия применения процедуры торгов со снижением цены (редукциона)” внесено три изменения. В части 1 этой статьи после слова “стоимость” появилось дополнительное слово “предмета”, после слов “таких товаров” - новое слово “и услуг”, а число “100” заменено числом “50”.

Обновленная ч. 1 ст. 29-2 теперь выглядит так: “Процедура торгов со снижением цены (редукцион) применяется в случае, когда предметом закупки являются товары или услуги, для которых существует постоянно действующий рынок и которые производятся или выполняются не по отдельно разработанным спецификациям, при условии, что ожидаемая стоимость предмета закупки таких товаров и услуг превышает 50 тысяч гривень”. Несложно заметить, что наиболее существенное изменение в этой части статьи касается снижения стоимостного “порога”, с которого Закон разрешает применять процедуру торгов со снижением цены.

В часть 2 ст. 29-3 “Порядок осуществления процедуры редукциона” внесены изменения, аналогичные тем, которые вносились в ч. 3 ст. 19 “Информирование участников о проведении процедуры открытых торгов и торгов с ограниченным участием”. А именно: во втором абзаце ч. 2 ст. 293 число и слова “21 календарный день” заменены числом и словами “15 календарных дней”, в третьем абзаце этой же статьи число “10” заменено словом “семи”, а слово “заказчика” заменено словом “участников”. Получилась следующая новая редакция ч. 2 ст. 29-3.

“2. Процедура редукциона осуществляется в два этапа:

на первом этапе всем участникам предлагается подавать предварительные тендерные предложения без указания цены. Тендерная документация при этом должна лишь предусматривать предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик предмета закупки, условия поставки, квалификационные требования. Срок подачи участниками предварительных предложений составляет не менее 15 календарных дней от даты опубликования объявления об осуществлении процедуры редукциона.

На втором этапе заказчик предлагает участникам предварительные тендерные предложения, которые не были отклонены на первом этапе, подает окончательные тендерные предложения с указанием цены. Срок подачи тендерных предложений на втором этапе составляет не менее семи календарных дней со дня уведомления участников о результатах первого этапа”.

И в данном случае законодатель ужесточает сроки проведения торгов. Цель - ускорение процедуры закупок. А значит, участникам такого типа процедур госзакупок, по сути дела, придется вводить в свой штат специалистов, способных быстро готовить все необходимые документы и уметь торговаться со специально обученными членами тендерных комитетов. Деятельность таких специалистов будет рентабельна только в том случае, если участник (фирма, коммерческое предприятие) будет специализироваться на продаже своих товаров, работ, услуг государству через процедуру госзакупок (ради разового участия едва ли есть смысл принимать на работу и обучать специалистов).

Название ст. 31 Закона изменено. Слова “Приглашение к участию в процедуре двухступенчатых торгов” заменены словами “Информирование участников об осуществлении процедуры двухступенчатых торгов”. Полное новое название: “Информирование участников об осуществлении процедуры двухступенчатых торгов и сроки подачи предварительных тендерных предложений”.

Часть 1 этой статьи получила новую редакцию: “Объявление об осуществлении процедуры двухступенчатых торгов публикуется и обнародуется в порядке, предусмотренном для процедуры открытых торгов со снижением цены”. Эта отсылка к процедуре открытых торгов со снижением цены обусловлена желанием законодателя избежать излишнего повторения уже описанного ранее порядка.

В части 2 ст. 31 число и слова “30 календарных дней” заменены словами “21 календарный день”, число “15” заменено числом “10”. В данном случае также речь идет о сокращении сроков. А точнее, срок подачи участниками предварительных предложений, устанавливаемый заказчиком, не должен быть менее 21 календарного дня со дня опубликования объявления о проведении процедуры двухступенчатых торгов. Ну а срок подачи тендерных предложений на втором этапе не должен быть менее 10 дней.

XI

Пятый раздел Закона регулирует процедуры запроса ценовых предложений (котировок) и закупки у одного участника. Статья 32 “Порядок применения процедуры запроса ценовых предложений (котировок)” подверглась основательной переработке.

В части 1 этой статьи после слова “товаров” добавлено слово “работ”, слово “их” заменено словом “предмета”, число и слова “100 тысяч гривень” заменены числом и словами “50 тысяч гривень (в случае закупки товаров и услуг) и 200 тысяч гривень (в случае закупки работ)”. В итоге текст этой части статьи звучит так: “Заказчик может осуществлять закупку путем применения процедуры запроса ценовых предложений (котировок) по товарам, работам и услугам, для которых действует постоянный рынок, и при условии, что стоимость предмета закупки не превышает 50 тысяч гривень (в случае закупки товаров и услуг) и 200 тысяч гривень (в случае закупки работ)”. Стоимостной “порог” для применения процедуры запроса ценовых предложений в данном случае снижен по аналогии с другими такими же изменениями, внесенными в Закон.

В часть 2 ст. 32 после слова “заказчик” внесено дополнение в виде слов “публикует объявление относительно запроса ценовых предложений (котировок) в соответствии со статьей 8 настоящего Закона и одновременно”. В целом, эта часть статьи выглядит так: “2. Для получения ценовых предложений заказчик публикует объявление относительно запроса ценовых предложений (котировок) в соответствии со статьей 8 настоящего Закона и одновременно отсылает запрос по ценовым предложениям (котировкам) не менее чем трем участникам и размещает его в информационных системах сети Интернет”. В статье 8 настоящего Закона, к которой отсылает законодатель, определены требования к публикации объявлений об осуществлении закупок.

Первый абзац ч. 3 ст. 32 после с лова “запросе” дополнен словом “(объявлении)”, третий абзац после слов “вид и место” дополнен словами “проведения работ либо”, четвертый абзац после слова “товаров” дополнен словом “выполнения работ”. Итак: “3. В запросе (объявлении) должны быть указаны:

наименование и юридический адрес заказчика;

вид, количество и место поставки товаров или вид и место проведения работ либо предоставления услуг;

срок поставки товаров, выполнения работ либо предоставления услуг;

место и срок подачи ценовых предложений;

место и дата раскрытия ценовых предложений;

существенные условия договора”.

После этого седьмого абзаца законодатель дополнил эту часть ст. 32 тремя новыми абзацами:

“срок действия ценового предложения;

адреса избранных заказчиком информационных систем в сети Интернет и коды, присвоенные информационными системами в сети Интернет;

регистрационный счет, который открыт в органах Государственного казначейства Украины (для предприятий - наименование, МФО обслуживающего банка и полный перечень открытых текущих счетов)”.

В связи с этими новыми абзацами восьмой абзац следует считать одиннадцатым абзацем.

Как представляется, суть этих дополнений понятна без особых пояснений.

Одиннадцатый абзац ст. 32 после слов “запросе” дополнен словом “(объявлении)”, и далее в Закон вписаны еще два новых абзаца: “Срок подачи участниками ценовых предложений устанавливается заказчиком, но не может быть менее чем пять рабочих дней со дня опубликования объявления в соответствии с частью второй настоящей статьи.

Во время проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок) ценовые предложения имеют право подавать все заинтересованные участники, информация о которых включена в каталог, приглашенные заказчиком путем публикации объявления относительно ценовых предложений (котировок) в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, и участники, информация о которых включена в каталог, приглашенные заказчиком путем отсылки запроса относительно ценовых предложений (котировок)”.

О значении включения данных об участниках в каталог уже было сказано ранее.

В части 4 ст. 32 слова “которая не может быть в дальнейшем изменена” исключены. Это привело к существенному изменению этой части: “Каждый участник имеет право подавать только одно ценовое предложение. Предложение

подается в запечатанном конверте или в иной форме, определенной заказчиком, не позднее установленного им срока”, Похоже, что в данном случае законодатель был вынужден убрать явное противоречие. Ведь если ценовое предложение в дальнейшем не может быть изменено (формулировка старой редакции этой части статьи), то процедура ведения торгов, описанная в ч. 3 ст. 26 “Раскрытие, оценка и сравнение тендерных предложений”, попросту запрещалась старой редакцией ч. 4 ст. 32. Напомним суть этой процедуры: “В случае осуществления заказчиком процедуры открытых торгов со снижением цены либо второго этапа двухступенчатых торгов заказчик после раскрытия тендерных предложений предлагает присутствующим представителям участников снижать предложенную цену тендерного предложения на соответствующие, определенные в шкале, размеры шага торгов” (ч. 3 ст. 26). Вот и получалось, что заказчик-то мог предлагать представителям участников снижать предложенную цену, да они не имели права изменять уже поданное свое ценовое предложение. Теперь это противоречие снято. (Аналогичное противоречие возникало также и после дополнения ч. 5 ст. 32).

Пятая часть ст. 32 после первого абзаца дополнена новым абзацем: “Во время раскрытия ценовых предложений заказчиком объявляются наименование, адрес каждого участника и цена каждого ценового предложения. После этого заказчик предоставляет присутствующим представителям участников возможность снизить объявленную цену предложения. Снижение цены проводится до тех пор, пока каждый из участников не объявит о том, что предложил окончательную цену, что обязательно указывается в протоколе раскрытия ценовых предложений”.

Данный абзац также прекрасно иллюстрирует значение понятия “процедура” в западном его понимании. Здесь уже регламентировано даже то, что должен говорить заказчик и как. Само слово “объявляются” уже рекомендует громко и четко произносить название каждого участника (юридического лица) или фамилии, имени и отчества (физического лица), а также адрес и цену предложения. И это есть не что иное, как необходимое требование гласности в процедуре госзакупок. Ведь каждый участник этой процедуры должен ясно понимать, что торги проводятся честно и в последний момент вдруг не выявится “победитель”, о котором никто ничего не слышал. Согласимся, что подобные требования новой редакции Закона отнюдь не лишние.

В седьмой части ст. 32 первый абзац после слова “запросе” дополнен дублирующим словом “(объявлении)”; второй абзац изложен в новой редакции: “Процедура запроса ценовых предложений отменяется в случае, если”; в третьем абзаце слово “двух” заменено словом “трех”; четвертый абзац дополнен словом “(объявлении)”; после четвертого абзаца вписан новый: “Процедура запроса ценовых предложений может признаваться не состоявшейся, в случае если”.

После всех этих переделок имеем следующий текст седьмой части: “7. Заказчик отклоняет предложения, если они не отвечают требованиям заказчика, указанным в запросе (объявлении), либо если участник своими действиями привел к возникновению обстоятельств, указанных в статье 7 настоящего Закона.

Процедура запроса ценовых предложений отменяется в случае если:

было подано менее трех предложений;

были отклонены все предложения вследствие их несоответствия требованиям заказчика, указанным в запросе (объявлении).

Процедура запроса ценовых предложений может признаваться не состоявшейся, в случае если:

наименьшая цена из числа ценовых предложений, отвечающих требованиям заказчика, определенных в запросе, превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки”.

О каких обстоятельствах идет речь со ссылкой на ст. 7 Закона, мы легко поймем, если прочтем ее название: “Предосудительные действия участников”.

Появление после четвертого абзаца нового, пятого, явно продиктовано горьким опытом уже проводившихся торгов. В самом деле, разбазаривание государственных средств может происходить по банальной причине: никто из участников процедуры закупки не желает поступиться прибылью, снижая цену ниже того уровня, исходя из которого рассчитывалась сумма финансирования заказчиком. Действительно, уж лучше пусть процедура запроса ценовых предложений будет признана несостоявшейся, чем нести убытки по причине неуступчивой позиции участников госзакупок. Правда, в этом случае специалисты тендерного комитета заказчика, организующего процедуру госзакупок, должны уж очень хорошо разбираться в ценах на соответствующем рынке. В противном случае, в результате неверных расчетов процедура запроса ценовых предложений изначально будет обречена на провал.

Наконец, ст. 32 дополнена новой восьмой частью: “Извещение о результатах процедуры запроса ценовых предложений (котировок) публикуется в порядке, предусмотренном статьей 29-1 настоящего Закона”. Напомним, что в ст. 29-1 подробно расписано информирование участников о результатах проведения торгов.

XII

Статья 33 Закона определяет условия применения процедуры закупки у одного участника. В ней сделано единственное дополнение (новый абзац в ч. 2), но достаточно важное. Оно конкретизирует те работы и товары, которые, в силу своего характера не могут быть массовым продуктом, либо поставщики их имеют специальный статус.

Итак, процедура закупки у одного участника применяется заказчиком, в случае если производится “закупка научно-технических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые прошли конкурсный отбор в соответствии с порядком проведения конкурсов научных проектов либо являются заданием и мероприятиями государственных целевых программ;

закупка продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, закупаемых бюджетными организациями (учреждениями) непосредственно из государственного резерва, Аграрного фонда, Государственной акционерной компании “Хлеб Украины”, если такие товары были закуплены для потребностей государства”.

В статье 34 изложены основные требования к договору о закупке. После второго абзаца ч. 2 этой статьи законодатель вписал третий абзац следующего содержания: “Заказчик в договорах, заключенных по результатам процедур закупок, в случае закупки товаров и услуг имеет право предусматривать осуществление предварительной оплаты на срок, не превышающий 90 календарных дней, а в случае закупки работ - на срок, не превышающий 180 календарных дней, при условии получения соответствующего заключения Комиссии”.

Довольно интересная новелла. С одной стороны, она позволяет заказчику, то есть государственному органу либо предприятию, в котором государственная собственность является стопроцентной или преобладающей, более гибко работать с контрагентами (победителями процедуры госзакупок). С другой стороны - предоплата на три месяца и даже на полгода вперед, фактически, превращается в беспроцентный кредит. Для победителя процедуры госзакупок, получившего такую предоплату, это оборачивается дополнительной прибылью (он не теряет те средства, которые пришлось бы уплатить за пользование кредитом, если бы оформил кредит в коммерческом банке).

В связи с включением нового абзаца в ч. 2 ст. 34, абзацы третий - пятый считаются соответственно абзацами четвертым - шестым.

В пятом абзаце слова “при проведении торгов со снижением цены (редукциона)” заменены словами “в порядке, предусмотренном настоящим Законом”, а слова “предусмотренных настоящим Законом” заменены словами “корректирования цены договора в случае получения соответствующего позитивного заключения Комиссии”. Таким образом, новое содержание этого абзаца приобрело следующий вид: “Условия договора о закупке не должны отличаться от условий тендерного (ценового) предложения участника - победителя процедуры закупки, кроме случаев снижения цены тендерного предложения в порядке, предусмотренном настоящим Законом, и не должны изменяться после подписания договора о закупке, кроме случаев корректирований цены договора в случае получения соответствующего позитивного заключения Комиссии”.

Законодатель здесь пытается решить сложную задачу. В деловой отечественной практике широко распространено расхождение между условиями договоров, писаных “для показа” заказчику, и реальным их выполнением (в процессе выполнения зачастую в договоры вносятся дополнения и изменения, существенно отличающиеся от первоначальных условий). Нередко, скажем, подрядчик заранее знает, что условия договора, изначально сочиненные таким образом, чтобы они были максимально привлекательны для заказчика, впоследствии не будут выполнены в полном объеме. Например, сроки выполнения такого договора будут сорваны. Однако, действуя по наполеоновскому принципу “главное, ввязаться в драку, а там видно будет”, подрядчик спокойно подписывает такой договор. Потом, когда уже дело в разгаре и заказчику поздно менять подрядчика, последний, ссылаясь на множество “объективных” причин, просит, к примеру, изменить сроки выполнения договора в сторону их продления. Заказчик очень часто вынужден идти на уступки (коней, как известно, на переправе неїменяют, а именно на это и рассчитывает хитрый подрядчик).

Судя по всему, зная о такой практике, законодатель и вписал норму о том, что условия договоров “не должны изменяться после подписания договора о закупке”. Правильно написано. Только деловая практика обычно не изменяется одним росчерком пера. Это длительный процесс...

Во втором абзаце ч. 3 ст. 34 после слова “требований” появились дополнительные слова “части седьмой статьи 12 либо”. В этой части определяются условия, при которых, заключенный договор считается недействительным (ничтожным). Так вот, такой договор будет признан недействительным, если “заказчик не придерживался требований части седьмой статьи 12 либо части второй статьи 29 настоящего Закона”. Это довольно неприятное изменение в Законе для участника - победителя процедуры госзакупок. Напомним, что в ч. 7 ст. 12 говорится о необходимости всем членам тендерного комитета пройти обучение либо повышение квалификации в течение шести месяцев (со дня вступления в тендерный комитет) и получить соответствующие свидетельства. Так вот, если вдруг выяснится, уже после подписания договора о закупке, что у кого-то из членов тендерного комитета нет соответствующего свидетельства о пройденном обучении или повышении квалификации, то такой договор аннулируется.

Получается, что участники процедуры госзакупок, дабы не попасть в столь неприятную ситуацию, должны еще каким-то образом отслеживать процесс прохождения обучения либо повышения квалификации всеми членами тендерного комитета. А есть ли у них такие контролирующие полномочия? Их нет, да и не должно быть.

Как представляется, в данном случае проблему можно решить с помощью новой нормы деловой этики: перед началом торгов все участники и члены тендерного комитета добровольно предъявляют свои документально подтвержденные полномочия. Это может быть нечто вроде церемонии знакомства всех друг с другом.

Часть 2 ст. 29, на которую делается ссылка в рассматриваемом абзаце, также неприятна для участника - победителя процедуры госзакупок, с которым был подписан соответствующий договор о закупке, который вдруг аннулируется.

Дело в том, что в ч. 2 ст. 29 предписано: “в течение пяти календарных дней со дня акцепта заказчик отсылает победителю торгов уведомление об акцепте тендерного предложения, срок действия которого не закончен, а также отсылает всем участникам процедур открытых торгов, двухступенчатых торгов и торгов с ограниченным участием письменное уведомление о результатах торгов (в том числе через информационные системы в сети Интернет) с указанием названия и местонахождения участника-победителя, тендерное предложение которого признано наилучшим по результатам оценки”.

Вот и выходит, что по нерасторопности кого-то из сотрудников заказчика договор с участником-победителем может быть аннулирован. А быть без вины виноватым и терять неполученную прибыль очень неприятно.

После пятого абзаца в ст. 34 вписан новый абзац: “договор по результатам торгов с ограниченным участием либо процедуры закупки у одного участника был заключен с нарушением части второй статьи 14 настоящего Закона”. То есть договор, заключенный заказчиком с участником-победителем процедуры госзакупки, будет признан недействительным, если процедура закупки у одного участника не будет согласована с уполномоченным органом (Антимонопольным комитетом). Этот договор также утратит силу, если заказчик не получит соответствующее заключение, касающееся избрания им процедуры закупки в соответствии с разделом II-1 “Общественный контроль в сфере государственных закупок” настоящего Закона.

Завершается ст. 34 Закона новой частью 6: “Заказчик обязан отсылать Комиссии и Тендерной палате Украины информацию, касающуюся заключенного договора, и о выполнении договора в течение пяти рабочих дней с момента его заключения и выполнения, соответственно.

Информация, касающаяся заключенного договора, должна содержать: полное наименование и местонахождение заказчика; источник финансирования закупки; предмет закупки; дату проведения процедуры закупки; дату акцепта; дату заключения и цену договора; информацию о победителе торгов (полное наименование, местонахождение, телефон, идентификационный код по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество, место регистрации, телефон, идентификационный номер по Государственному реестру физических лиц - плательщиков налогов и иных обязательных платежей (для физических лиц)”.

Как представляется, здесь все понятно: заказчик находится под жестким контролем и обязан постоянно отчитываться чуть ли о каждом своем шаге.

XIII

Седьмой раздел Закона состоит из норм, регулирующих процесс обжалования правильности проведения процедур закупок.

В открывающую этот раздел ст. 36 “Право на обжалование действий заказчика” внесено несколько изменений. В части 1 слова “заказчику либо” заменены словом-предлогом “в”, а во втором абзаце ч. 2 вставлены дополнительные слова “кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом”. В итоге частью новой редакции Закона стал следующий текст: “1. С целью защиты нарушенных, непризнанных либо оспариваемых прав и свобод в сфере закупок любой участник либо иное лицо имеет право обжаловать решение, действия либо бездеятельность заказчика в Комиссию либо в суд в соответствии с настоящим Законом.

2. Объектом обжалования не может быть:

выбор процедуры осуществления закупки, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом”.

Абзац третий из этой ч. 2 ст. 36 исключен (“применение заказчиком положений статьи 6 настоящего Закона”). Статья 6 исключена, следовательно, исключаются и все ссылки на нее.

Статья 37 Закона получила новое название: “Порядок обжалования решений, действий либо бездеятельности заказчика”. Части первая - третья этой статьи отредактированы по-новому.

“1. Жалобщик имеет право обжаловать решение, действия либо бездеятельность заказчика в Комиссию.

Жалобщик отсылает копию жалобы заказчику, Тендерной палате Украины и Государственному казначейству Украины (обслуживающему банку).

Комиссия в течение одного рабочего дня со дня получения жалобы отсылает копию жалобы Тендерной палате Украины и Государственному казначейству Украины (обслуживающему банку).

2. Поступление жалобы от участника торгов останавливает процедуру закупки на срок, не превышающий 20 рабочих дней от даты требования Комиссии о приостановке процедуры закупки (15 рабочих дней в случае обжалования процедуры запроса ценовых предложений (котировок).

В течение пяти рабочих дней от даты получения соответствующего требования заказчик обязан для рассмотрения жалобы предоставить Комиссии копии соответствующих документов и материалов.

Непредставление или предоставление с нарушением сроков, определенных в настоящем Законе, копий соответствующих документов и материалов для рассмотрения жалобы является основанием для продления срока остановки процедуры закупки на срок, не превышающий 10 календарных дней. Непредставление копий соответствующих документов и материалов в течение срока, установленного для продления срока остановки процедуры закупки, является основанием для отмены такой процедуры закупки.

Поступление жалобы от жалобщика, который не приобрел статуса участника торгов либо не принимал участия в процедуре закупки, не останавливает процедуру закупки.

Рассмотрение такой жалобы осуществляется Комиссией в сроки, определенные для рассмотрения жалоб, поступивших от участников торгов. По результатам рассмотрения такой жалобы Комиссия имеет право остановить процедуру закупки на срок, не превышающий 20 рабочих дней, либо принять иное решение в соответствии с настоящим Законом.

3. В случае если обжалуется процедура закупки, по результатам которой уже заключен договор, Комиссия немедленно информирует Государственное казначейство Украины (обслуживающий банк), которое обязано до принятия Комиссией решения по жалобе прекратить осуществление платежей, связанных с этим договором, и уведомить об этом Комиссию и Тендерную палату Украины”.

Первый абзац ч. 4 ст. 37 также получил новую редакцию: “Тендерная палата Украины имеет право дать заключение по жалобе”.

В первом абзаце ч. 5 ст. 37 слова “заказчик либо” и слова “с учетом заключения Тендерной палаты Украины относительно рассмотрения жалобы (в случае его поступления)” исключены, а слова “отмену торгов, осуществление заказчиком определенных действий, либо принимает решение о неудовлетворении жалобы” заменены словами “устранение нарушений в соответствии с действующим законодательством; отмену незаконного решения заказчика; отмену процедуры закупки; осуществление заказчиком иных действий, в том числе связанных с разработкой тендерной документации, оценкой тендерных предложений, либо принимает решение о признании жалобы неудовлетворенной или оставляет ее без рассмотрения”.

Для понимания смысла этих изменений приведем здесь первый абзац ч. 5 ст. 37 в полном виде.

“5. По результатам рассмотрения жалобы Комиссия принимает решение о полном либо частичном удовлетворении жалобы, что влечет устранение нарушений в соответствии с действующим законодательством; отмену незаконного решения заказчика; отмену процедуры закупки; осуществление заказчиком иных действий, в том числе связанных с разработкой тендерной документации, оценкой тендерных предложений, либо принимает решение о признании жалобы неудовлетворенной или оставляет ее без рассмотрения”.

Пятая часть дополнена третьим абзацем: “Комиссия имеет право оставить жалобу без рассмотрения, в случае если она была подана позднее чем через 15 рабочих дней со дня опубликования объявления (уведомления) о результатах проведения торгов в соответствии со статьей 29-1 настоящего Закона”.

В шестой части той же статьи слова “и заказчик отсылают друг другу, а также” заменены словами “отсылает заказчику”, после слов “Государственному казначейству Украины” появились слова “(обслуживающему банку)”. Обновленная ч. 6 стала такой: “Экземпляр решения о рассмотрении жалобы отсылает заказчику, жалобщику, Государственному казначейству Украины (обслуживающему банку) и Тендерной палате Украины в течение трех рабочих дней со дня его принятия”.

Статья 372 Закона определяет порядок проведения проверок (ревизий) государственными органами. В нее внесено лишь одно изменение (новая редакция второго предложения в ч. 1): “Порядок проведения проверок государственных закупок органами государственной контрольно-ревизионной службы и их взаимодействие с правоохранительными органами устанавливается Главным контрольно-ревизионным управлением Украины, а порядок проведения иными контролирующими органами проверок (ревизий) по соблюдению распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок и взаимодействия с правоохранительными органами определяется такими контролирующими органами с учетом рекомендаций Комиссии”.

В заключение, можно констатировать, что новая редакция Закона Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства” в значительной степени адаптирована к стандартам Всемирной торговой организации. Иностранные фирмы, коммерческие предприятия и граждане (нерезиденты), по сути дела, теперь в сфере закупки товаров, работ и услуг за государственные средства уравнялись в правах с отечественными учреждениями, фирмами, предприятиями и гражданами Украины (резидентами). В этом Законе необычайно последовательно и широко проводится принцип гласности. Именно по этой причине практически все субъекты, имеющие в той или иной степени отношение к процедуре государственных закупок, включая и контролирующие органы, обязаны информировать друг друга буквально о каждом событии или факте. Все это предпринимается с целью предотвращения каких-либо злоупотреблений со стороны государственных органов и участников государственных закупок. Удалось ли законодателю достичь поставленной цели - покажет практика.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 6 (580), 5 февраля 2007 г.
Подписной индекс 40783