Теперь торговой деятельностью не “занимаются”, а “осуществляют” ее
(Аналитический обзор Порядка осуществления
торговой деятельности и правил
торгового обслуживания населения)
Общие условия осуществления торговой деятельности, основные требования к торговой сети, сети заведений ресторанного хозяйства и торгового обслуживания граждан утверждены Постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833. Отмеченным Постановлением признано утратившим силу Постановление КМУ от 08.02.1995 г. № 108 “О Порядке занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения”. То есть сегодня действуют новые Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения (далее - Порядок и правила).
В связи с этим попробуем разобраться, что нового содержат эти Порядок и правила и являются ли они в действительности новыми.
Предыдущие Порядок и правила участников торговой деятельности называли субъектами хозяйственной деятельности (в соответствии с Постановлением КМУ от 17.08.2002 № 1178). Если обратиться к Хозяйственному кодексу (ХК) Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, то очевидным является то, что понятие “субъект хозяйственной деятельности” в нем отсутствует, поэтому его использование в нормативно-законодательных актах неправомерно. Новые Порядок и правила направлены на деятельность субъектов хозяйствования, которые приобретают товары для собственных бытовых потребностей у предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно - правовой формы и форм собственности, физических лиц - предпринимателей и иностранных юридических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Украины (далее - субъекты хозяйствования). Таким образом, терминологически новые Порядок и правила соответствуют ХК Украины.
Теперь торговой деятельностью не “занимаются”, а “осуществляют” ее, что в целом не изменяет сути. Кроме того, уточнено, что товары можно приобретать у предприятий, учреждений, организаций не только независимо от формы собственности, но и независимо от организационно-правовой формы. Возникает вопрос: вспомнят ли участники торговли, когда в последний раз они интересовались организационно-правовой формой поставщиков товаров? Думаем, что не вспомнят.
В новых Порядке и правилах появилось понятие “сеть заведений ресторанного хозяйства” (п. 1). Предыдущие Порядок и правила под аналогичными заведениями понимали объекты торгово-производственной сети (общественного питания).
К сожалению, новые Порядок и правила не содержат достаточно информации относительно терминологии, которая применяется в них. Авторы ограничились ссылкой на ГСТУ 4303-2004 “Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий” и ГСТУ 4281-2004 “Заведения ресторанного хозяйства. Классификация”. Пожалуйста, просвещайтесь сами. Поэтому, по-видимому, в новой редакции Порядка и правил отсутствует определение термина “торговая деятельность”.
Согласно ГСТУ 4303-2004 розничная торговля - это вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг. Оптовой торговлей считается вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для дальнейшей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг.
Порядок и правила не устанавливают перечень субъектов хозяйствования, имеющих право осуществлять торговую деятельность, который был приведен в предыдущей редакции. Таким образом, любые субъекты хозяйствования имеют право на осуществление торговой деятельности при условии соблюдения требований ХК Украины и Гражданского кодекса (ГК) Украины, Закона Украины от 12.05.1991 г. № 1023-ХII “О защите прав потребителей” в редакции от 01.12.2005 г. № 3161-IV (далее - Закон о защите прав потребителей), других актов законодательства, а также рассматриваемых Порядка и правил.
При внимательном чтении, как говорится “по буквам”, предыдущих и новых Порядка и правил, напрашивается вывод о противопоставлении государственной регистрации субъекта хозяйствования и наличия соответствующих разрешительных документов (лицензии, торгового патента и т.п.). Следует заметить, что это субъективное восприятие прочитанного автором, с которым можно и не соглашаться. Цитируем: “Субъект хозяйствования осуществляет торговую деятельность после его государственной регистрации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии, торгового патента и т.п.)”. То есть, если имеют место случаи, предусмотренные законодательными актами, то субъект хозяйствования осуществляет торговую деятельность при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии, торгового патента и т.п.)??? Конечно, нет. Этот пункт необходимо читать следующим образом: “Субъект хозяйствования осуществляет торговую деятельность после его государственной регистрации. В случаях, предусмотренных законодательными актами, субъект хозяйствования после его государственной регистрации должен получить соответствующие разрешительные документы (лицензии, торговые патенты и т.п.), для того чтобы осуществление его торговой деятельности было законным.”
Согласно п. 6 новых Порядка и правил субъект хозяйствования для осуществления торговой деятельности может иметь розничную, мелкорозничную торговую сеть и сеть заведений ресторанного хозяйства (рестораны, кафе, кафетерии и т.п.). По-видимому, об оптовой торговой сети просто забыли. Следует сказать, что об оптовой торговле в новых Порядке и правилах вспоминается только в общей их части. Напрашивается шутка: оптовая торговля - это торговля “без правил”. Напоминаем, что это только шутка.
Значительно изменена в новых Порядке и правилах классификация торговых объектов, которая в большей степени соответствует современному этапу развития торговли. Так, согласно п.7 Порядка и правил, торговыми объектами являются:
1) магазин, который может быть:
по товарной специализации - продовольственным, непродовольственным, смешанным;
по товарному ассортименту - универсальным, специализированным, узкоспециализированным, комбинированным;
по методу продажи товаров - с индивидуальным обслуживанием, самообслуживанием, торговлей по образцам или через торговые автоматы;
2) павильон;
3) киоск, палатка;
4) палатка, навес;
5) лоток, ларек;
6) склад товарный;
7) лавка-склад, магазин-склад.
Далее обратимся к обязанностям субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность. Эти обязанности изложены в п. 10 Порядка и правил. Прежде всего, из обязанностей субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность, исключены обязанности:
- осуществлять постоянное развитие материально-технической базы предприятий, оснащение их современной техникой и оборудованием;
- применять прогрессивные формы торгового обслуживания населения;
- до начала работы пополнять товарные запасы в местах продажи;
- обновлять выкладку товаров (оформление витрин);
- проверять наличие правильно оформленных и заверенных ценников, а также соответствующего инвентаря и упаковочных материалов;
- обеспечить наличие на видном месте в торговом помещении ассортиментного перечня товаров, действующих санитарных и ветеринарных правил, правил продажи товаров и другой необходимой нормативно-технической документации и соблюдение установленных в них требований. Такая обязанность, как продажа товаров гражданам чистым весом и в полной мере, заменена обязанностью продавать товары согласно установленным правилам и нормам. Эта замена делает указанную обязанность достаточно расплывчатой.
Кроме того, из Порядка и правил исключен вопрос экспертизы, в случае если в период гарантийного срока использования необходимо определить причину потери качества товара.
Практически неизменной в сравнении с предыдущей редакцией Порядка и правил осталась обязанность субъектов хозяйствования обеспечить соответствие помещения (места) для осуществления деятельности в сфере торговли и ресторанного хозяйства необходимым санитарным нормам, а технического состояния помещения (места), здания и оборудования - требованиям нормативных документов относительно хранения, производства и продажи соответствующих товаров, а также охраны труда. То есть понятие “экологические и санитарно-гигиенические условия” заменены понятием “санитарные нормы”.
В обязанности субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность, включены следующие:
- обеспечить наличие на видном и доступном месте уголка покупателя, в котором размещается информация о наименовании владельца или уполномоченного им органа, книги отзывов и предложений, адресов и номеров телефонов органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей;
- обеспечить размещение торгового патента, лицензии в соответствии с установленными законодательством требованиями.
Рассмотрим детальнее эти обязанности.
Начнем с уголка покупателя. Требования относительно его оформления изложены в приказах Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции от 11.03.2004 г. № 98 “Об утверждении Правил розничной торговли непродовольственными товарами”, от 11.07.2003 г. № 185 “Об утверждении Правил розничной торговли продовольственными товарами”, от 24.07.2002 г. № 219 “Об утверждении Правил работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства”. Следует отметить, что указанные документы содержат различные требования к оформлению уголка покупателя в зависимости от групп товаров (то есть продовольственные или непродовольственные).
Так, в пунктах продажи непродовольственных товаров субъект хозяйствования должен оборудовать на видном и доступном для покупателей месте уголок покупателя, где размещаются: книга отзывов и предложений; сведения об особенностях продажи отдельных групп непродовольственных товаров; перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона; перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену (возврату); перечень товаров, по которым формируется обменный фонд; извлечение из ст. 14 Закона о защите прав потребителей и т.п. В статье 14 данного Закона речь идет о праве потребителя на безопасность продукции (товаров, результатов работ).
Следует напомнить, что Постановлением КМУ от 19.03.1994 г. № 172 “О реализации отдельных положений Закона Украины “О защите прав потребителей” (приложение 1) (далее - Постановление № 172) утвержден перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона, к которым отнесены:
1) Одежда, меховые и другие изделия
- весенне-летнего ассортимента - с 1 апреля;
- осенне-зимнего ассортимента - с 1 октября;
2) Обувь
- зимнего ассортимента - с 15 ноября по 15 марта;
- весенне-осеннего ассортимента- с 15 марта по 15 мая;
- летнего ассортимента - с 15 мая по 15 сентября. Кроме того, Постановлением № 172 (приложение 2) утвержден перечень товаров, по которым формируется обменный фонд, к которым отнесены:
- Телевизоры
- Микроволновые печи
- Магнитолы
- Кухонные машины
- Магнитофоны
- Вязальные машины
- Радиоприемники
- Пылесосы
- Холодильники
- Электроутюги
- Морозильники
- Электромиксеры
- Стиральные машины
- Электросоковыжималки
- Аппараты телефонные, в том числе мобильной связи
- Персональные компьютеры и комплектующие части к ним
- Аппаратура для видеозаписи и воссоздания изображения и звука
- Электрочайники
- Электрофены
- Электрокофеварки.
В пунктах продажи продовольственных товаров субъект хозяйствования в торговом зале магазина на видном и доступном для покупателей месте должен оборудовать уголок покупателя, где размещаются: Книга отзывов и предложений установленного образца, выдержки из Порядка занятия торговой деятельностью и правил торгового обслуживания населения, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих государственную защиту прав потребителей, другая необходимая информация.
В заведениях (предприятиях) общественного питания субъекты хозяйствования обязаны оборудовать на видном месте Уголок потребителя, где размещается информация для потребителей. То есть для заведений общественного питания (по терминологии новых Порядка и правил - заведений ресторанного хозяйства) не установлен конкретный перечень видов информации, которая должна быть размещена в уголке потребителя, кроме наличия Книги отзывов и предложений установленного образца. Однако имеются специфические требования, согласно которым в уголке потребителя субъекты хозяйствования в заведениях ресторанного хозяйства обязаны разместить наглядную информацию о расположении мест курения и о вреде, который наносит здоровью человека курение табачных изделий.
Если сравнить приведенные требования к оформлению уголка покупателя (потребителя), то открываются некоторые разногласия. Для наглядности приведем их в таблице.
Поскольку Порядок и правила определяют общие условия осуществления торговой деятельности независимо от групп товаров, то в уголке покупателя как в пунктах продажи продовольственных и непродовольственных товаров, так и в заведениях ресторанного хозяйства, по нашему мнению, необходимо размещать информацию о наименовании владельца или уполномоченного им органа, книгу отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей, невзирая на то, что в некоторых рассмотренных выше приказах нет прямого на это указания. Дополнительную информацию необходимо размещать в уголке покупателя в соответствии с профильными приказами, то есть согласно приведенному в таблице перечню.
Из сказанного следует, что основным документом в уголке покупателя (потребителя) является Книга отзывов и предложений. Требования относительно ее формы и содержания приведены в приказе Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 24.06.1996 г. № 349 “Об утверждении Инструкции о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и общественного питания”. На предприятиях розничной торговли, имеющих отделы, Книга отзывов и предложений ведется в каждом отделе. Книга отзывов и предложений является документом строгой отчетности. Она должна быть прошнурована и пронумерована. Срок хранения полностью заполненной Книги - один год. Книга отзывов и предложений, которая не полностью заполнена в течение календарного года, является действительной в следующем году, о чем вносится соответствующая запись в Книгу. Книга отзывов и предложений подлежит замене на новую не позднее пяти дней с даты заполнения третьего с конца бланка для заявлений.
В обязанности субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность, как уже отмечалось, входит обеспечение размещения торгового патента, лицензии в соответствии с установленными законодательством требованиями.
Таблица
| Вид информации | Правила и порядок | Пункты продажи непродово льственных товаров |
Пункты продажи продовольствен ных товаров |
Заведения ресторан ного хозяйства |
| Наименование собственника или уполномоченного им органа | + |
|||
| Книга отзывов и предложений | + | + | + | + |
| Адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей | + | + | ||
| Сведения об особенностях продажи отдельных групп непродовольственных товаров | + | |||
| Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона | + | |||
| Перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену (возврату) | + | |||
| Перечень товаров, по которым формируется обменный фонд | + | |||
| Выдержки из ст.14 Закона Украины “О защите прав потребителей” | + | |||
| Выдержки из Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения | + | |||
| Наглядная информация о расположении мест курения и о вреде, который наносит здоровью человека курение табачных изделий | + | |||
| Прочая необходимая информация | + | + |
Так, согласно ст.7 Закона Украины от 23.03.1996г. № 98/96-ВР “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности” торговый патент должен быть открытым и доступным для обзора и должен быть размещен:
- на фронтальной витрине магазина, а в случае ее отсутствия - возле кассового аппарата;
- на фронтальной витрине малой архитектурной формы;
- на табличке - для автомагазинов, развозок и других видов передвижной торговой сети, а также для лотков, прилавков и других видов торговых точек, открытых в отведенных для торговой деятельности местах;
- в пунктах обмена иностранной валюты;
- в помещениях для предоставления услуг в сфере игорного бизнеса и предоставления бытовых услуг. С торговым патентом все понятно. А что означает размещение лицензии в соответствии с установленными законодательством требованиями?
Законом Украины от 01.06.2000 г. №1775-III “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” не установлены никакие требования относительно размещения лицензий. Порядок оформления уголка покупателя (потребителя) также не требует наличия лицензий. Поэтому непонятно, о каких именно установленных законодательством требованиях относительно размещения лицензии идет речь в новых Порядке и правилах.
Новые Порядок и правила обязывают ответственных работников субъекта хозяйствования, который осуществляет торговую деятельность, по требованию потребителя предоставить ему Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, Закон о защите прав потребителей, санитарные нормы, ветеринарные документы, правила продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией субъекта хозяйствования.
Рассмотренным не ограничивается круг обязанностей субъектов хозяйствования, которые осуществляют торговую деятельность. В новой редакции Порядка и правил они выглядят более конкретизированными в сравнении с предыдущей. Так, в обязанности субъекта хозяйствования, осуществляющего торговую деятельность, включены обязанности:
- предоставлять потребителю в доступной форме необходимую, достоверную и своевременную информацию о товарах;
- всячески способствовать потребителю в свободном выборе товаров и дополнительных услуг, по его требованию провести проверку качества, безопасности, комплектности, меры, веса и цены товаров с предоставлением ему контрольно-измерительных приборов, документов, которые подтверждают качество, безопасность, цену товаров;
- проверить исправность изделия, продемонстрировать, no-возможности, его работу и ознакомить потребителя с правилами использования;
- обеспечивать наличие в кассе банкнот и монет для выдачи сдачи;
- обеспечить принятие, хранение и продажу товаров и продукции, изготовленной в заведении ресторанного хозяйства, в соответствии с законодательством.
В новых Порядке и правилах не изменена, в сравнении с предыдущей редакцией, обязанность субъекта хозяйствования, осуществляющего торговую деятельность, самостоятельно решать вопрос обеспечения торговых помещений (мест) оборудованием (холодильным, подъемно-транспортным, весоизмерительным и т. п.), регистраторами расчетных операций в соответствии с законодательством и нормативными документами. В соответствии с Законом Украины от 11.02.1998 г. № 113/98-ВР “О метрологии и метрологической деятельности” в редакции от 15.06.2004 г. № 1765-IV средства измерительной техники, которые используются в торговой деятельности, должны быть в исправном состоянии, иметь поверочное клеймо и проходить периодическую поверку в установленном законодательством порядке.
С вывески на фасаде торгового объекта исчезло указание на владельца или уполномоченного им органа. Однако обязательным осталось указание наименования субъекта хозяйствования и наличие у входа в торговый объект на видном месте информации о режиме работы.
В случае осуществления выездной (выносной) торговли, а также продажи товаров с использованием других нестационарных средств на рабочем месте продавца устанавливается табличка с указанием фамилии, имени и отчества продавца, а также сведения о субъекте хозяйствования, который организовал торговлю. Такими сведениями для юридических лиц являются наименование, адрес и номер телефона; а для физических лиц - фамилия, имя и отчество, номер свидетельства о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего такую регистрацию. То есть на рабочем месте физических лиц - предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, указывать его адрес, как этого требовала предыдущая редакция Порядка и правил, не обязательно.
Новая редакция Порядка и правил очень скупо указывает на порядок размещения торговых объектов и заведений ресторанного хозяйства. Однако в предыдущей редакции упоминание о размещении объектов вообще отсутствовало. Согласно действующей редакции Порядка и правил заведение ресторанного хозяйства размещается в специально предназначенном и оборудованном помещении, а торговые объекты размещаются в установленном порядке.
Следующий вопрос, который изложен в Порядке и правилах, - вопрос языка. Существенных изменений в этом аспекте не произошло. Так, все сведения о товарах оформляются в соответствии с законодательством о языках. Одним из основных законодательных документов в этом аспекте является Закон УССР от 28.10.1989 г. № 8312-XI “О языках в Украинской ССР”. Согласно ст. 17 вышеупомянутого Закона в Украине во всех сферах обслуживания граждан, то есть и в торговой сфере, употребляется украинский или другой язык, приемлемый для сторон. Вместе с тем, ст. 36 вышеупомянутого Закона установлено, что маркировка товаров, этикетки на товарах, инструкции относительно использования товаров, произведенных в Украине, выполняются украинским языком, маркировка товаров для вывоза за границу Украины осуществляется украинским или русским языком. При этом названия в знаках для товаров и услуг указываются украинскими заявителями украинским языком, если товары реализуются, а услуги предоставляются исключительно на территории Украины.
Важным вопросом остается режим работы торговых объектов и заведений ресторанного хозяйства. Если согласно предыдущим Порядку и правилам режим работы субъекта хозяйствования устанавливался только по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов, то в новой редакции отмечено, что режим работы торгового объекта и заведения ресторанного хозяйства устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством, по согласованию с органами местного самоуправления. То есть теперь субъекты хозяйствования самостоятельно определяют режим работы торговых объектов. Однако предприятия торговли, ресторанного хозяйства и бытового обслуживания, которые относятся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, с целью достижения удобства для населения должны согласовывать режим своей работы с органами местного самоуправления.
Для заведений ресторанного хозяйства, обслуживающих потребителей на предприятиях, в учреждениях и организациях, режим работы устанавливается субъектом хозяйствования по договоренности с их администрацией.
Следует отметить, что упразднены существенные требования относительно режима работы торговых объектов. Так, в новых Порядке и правилах не содержатся указания на то, что:
- покупатели обслуживаются в течение установленного времени работы субъекта хозяйствования;
- вход покупателей в торговый зал прекращается с началом обеденного перерыва или по завершении работы;
- о начале обеденного перерыва субъекта хозяйствования и окончании его рабочего дня покупатели информируются за 10 минут;
- при этом все покупатели, которые имеют расчетные документы или подобранные товары, должны быть обслужены;
- работа кассы (касс) прекращается в соответствии с установленным режимом работы субъекта хозяйствования.
Таким образом, субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность, могут самостоятельно устраивать перерывы, прекращать вход покупателей и работу касс. Отмеченное ослабление требований к режиму работы торговых объектов никак не будет способствовать повышению сервиса торгового обслуживания населения.
Новая редакция Порядка и правил несколько изменила порядок закрытия торгового объекта для проведения санитарных мероприятий, ремонта, технического переоборудования и проведения других работ, то есть планового закрытия. В этом случае субъект хозяйствования должен разместить рядом с информацией о режиме работы объявление о дате и периоде закрытия. Изменения коснулись сроков размещения объявления. Если ранее объявление должно было появиться не позднее чем за 5 дней до планового закрытия, то сейчас сроки не ограничиваются - выходит, что разместить объявление можно и за 1 день до закрытия и это не будет нарушением законодательства.
Порядок и правила также регламентируют вопросы ассортиментного перечня и меню заведений ресторанного хозяйства. Новая редакция не внесла значительных изменений в этот вопрос. Так, согласно предыдущей редакции Порядка и правил, владельцем или руководителем предприятия утверждались меню или ассортиментный перечень продукции заведения.
Новые Порядок и правила предусматривает утверждение его владельцем (руководителем) ассортимента продукции, который соответствует типу заведения или классу (ресторан, бар), то есть меню не утверждается владельцем (руководителем) заведения. Однако важно учитывать требования приказа Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции от 24.07.2002 г. № 219 “Об утверждении Правил работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства”, в п. 3.4 которого отмечается, что меню и прейскурант должны быть подписаны руководителем, бухгалтером (калькулятором) и материально-ответственным лицом (заведующий производством, бригадир, буфетчик, бармен и т.п.) и скреплены печатью субъекта хозяйствования. Таким образом, ассортимент продукции (блюд) утверждается, а меню и прейскурант лишь подписываются соответствующими должностными лицами.
Обязанностью субъекта хозяйствования является обеспечение наличия блюд, указанных в ассортиментном перечне и, соответственно, меню. Не изменились с принятием новой редакции Порядка и правил обязанности субъекта хозяйствования изготавливать продукцию с соблюдением требований, предусмотренных нормативными документами, а также право разрабатывать и изготавливать фирменные блюда, технологическая документация которых утверждается в установленном порядке.
Далее рассмотрим изменения, которые имеют место конкретно в правилах торгового обслуживания населения.
Неизменным остался основной принцип Правил торгового обслуживания населения - работники субъекта хозяйствования обязаны обеспечить реализацию прав потребителей, определенных Законом о защите прав потребителей, и выполнять правила и требования других нормативно-правовых актов, регулирующих торговую деятельность.
Как предыдущая, так и новая редакция Правил требует наличия у работников, занимающихся изготовлением, хранением и реализацией пищевых продуктов и продовольственного сырья, специальной подготовки. Требования к указанным категориям работников несколько смягчены - профессиональное специальное образование заменено специальной подготовкой.
Относительно запрета продажи товаров существовали следующие ограничения. Запрещалась продажа товаров, не имеющих надлежащего товарного вида и с законченным сроком годности, а также товаров, поступивших без документов, подтверждающих их качество и безопасность. Новая редакция Правил добавила к этому перечню товары, которые не имеют соответствующей маркировки, на которых срок годности не отмечен или отмечен с нарушением требований нормативных документов.
В этой связи необходимо обратиться к понятию “срок годности”. В соответствии со ст. 677 ГК Украины законом или другими нормативно-правовыми актами может быть установлен срок, по окончании которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). Срок годности товара определяется периодом времени, который исчисляется со дня его изготовления и в течение которого товар пригоден для использования, или сроком (датой), до наступления которой товар пригоден для использования. Продавец обязан передать покупателю товар, на который установлен срок годности, с таким расчетом, чтоб он мог быть использован по назначению до окончания этого срока.
Требования относительно документов на товары, подлежащие обязательной сертификации, остались без изменений и в них должны отмечаться регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и (или) декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом.
Существовавшие ранее запреты (безосновательного изъятия, сокрытия или задержки реализации выставленных для продажи товаров, принуждения покупателя приобретать товары ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента, а также продажи товаров, свободная реализация которых запрещена) содержатся и в новой редакции Правил.
Рассмотрим далее вопрос расчетов в сфере торговой деятельности, ресторанного хозяйства и торгового обслуживания граждан.
Обязательным является указание цен на товары и продукцию на ярлыках (ценниках) или в указателях цен, в сфере ресторанного хозяйства - на ярлыках (ценниках) на закупленные товары и в прейскурантах и меню на продукцию, изготовленную в заведении ресторанного хозяйства. То есть товар может не иметь ярлыка (ценника) при условии, если в доступном для ознакомления месте размещен указатель цен.
Формы расчетов, указанные как возможные для использования, более приспособлены к современным платежным инструментам, нежели в предыдущей редакции Порядка и правил. Так, наряду с наличной и/или безналичной формой, возможно использование расчетов с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. с выдачей потребителю в обязательном порядке расчетного документа установленной формы на полную сумму проведенной операции, который подтверждает факт купли товара и (или) предоставления услуги.
Намного конкретнее выглядит порядок расчетов в заведениях ресторанного хозяйства. Если предыдущая редакция правил указывала на то, что оплата потребителями продукции общественного питания, которая им отпускается, проводится в порядке, установленном действующим законодательством, без раскрытия самого порядка, то сейчас установлена четкая процедура. В заведении ресторанного хозяйства, в котором обслуживание осуществляют официанты, оплата производится непосредственно официанту в соответствии с предоставленным счетом, который выписывается на бланке установленной формы. После расчета официант выдает потребителю расчетный документ (кассовый чек, расчетная квитанция).
Современные технологии продаж в розничной сети используют торговлю в кредит. К сожалению, в новой редакции Порядка и правил, в отличие от предыдущей, о торговле в кредит ничего не упоминается. Скорее всего, этот вопрос является перспективным и найдет свое воплощение в последующих изменениях Порядка и правил торговой деятельности.
Следующее требование часто нарушается работниками торговли, поэтому нелишне будет напомнить его содержание, которое не изменилось с принятием новой редакции Порядка и правил. А именно, кассир и другой работник, с которыми потребитель рассчитывается за товар, во время проведения расчета должен четко назвать сумму, подлежащую уплате, сумму, полученную от потребителя, и положить деньги отдельно на видном месте, оформить расчетный документ на полную сумму покупки, назвать потребителю надлежащую ему сумму сдачи и выдать ее вместе с расчетным документом. При этом, по-прежнему, правильность расчета потребитель проверяет на месте, не отходя от кассы.
Нарушением осуществления расчетов работниками торговли является хранение на месте проведения расчетов (в кассе, денежном ящике, сейфе и т.п.) наличности, не принадлежащей субъекту хозяйствования, а также личных вещей кассира или других работников.
Не единожды мы попадали в ситуации, когда денежные купюры, которые имеют изношенный вид, работники торговли отказывались принимать в оплату за товар или услугу. Этот вопрос имеет свое законодательное решение. Предыдущая редакция правил обязывала кассиров и других работников, имеющих право получать от покупателей деньги за проданный товар, принимать от них изношенные купюры. В новой редакции, к изношенным купюрам добавлены банкноты и монеты Национального банка (в том числе памятные, юбилейные монеты, изношенные монеты), которые являются средствами платежа. При этом принимать их предприятия торговли обязаны по номинальной стоимости.
Далее обратимся к некоторым аспектам продажи отдельных групп товаров (непродовольственных и продовольственных), которые регламентируются Порядком и правилами. В случае если покупатель выбрал непродовольственный товар, что подтверждается выписанным ему товарным чеком, но не оплатил его, товар может храниться в торговом зале определенный период. Предыдущая редакция Правил ограничивала этот период двумя часами, о чем проставлялась отметка времени последующей оплаты на выписанном продавцом чеке. Новая редакция Порядка и правил не устанавливает конкретных сроков в часах, а позволяет устанавливать их по договоренности покупателя с администрацией торгового объекта. При этом необходимо также отметить на выписанном товарном чеке время оплаты. Если потребитель не внес оплату в определенное время, товар поступает в продажу.
Приобретенные крупногабаритные товары потребитель имеет право оставить на хранение у субъекта хозяйствования на согласованный срок путем заключения договора хранения соответствующего товара. То есть на любой срок хранения заключение договора хранения является обязательным. Предыдущая редакция правил позволяла не более как на одни сутки оставить на хранение приобретенные товары, а в случае превышения этого срока необходимым было заключение договора хранения соответствующего товара. Согласно действующим правилам к оставленному на хранение товару прилагается копия расчетного документа, на которой отмечается срок хранения, а на самом товаре размещается табличка с надписью “Продано”. Субъект хозяйствования в течение отмеченного срока несет ответственность за сохранность и качество товара.
Организация продажи непродовольственных товаров требует создания условий для примерки товаров для личного пользования и для проведения проверки технически сложных и других товаров, которые в ней нуждаются.
Согласно Порядку и правилам требования потребителя к качеству, безопасности и обмену товаров удовлетворяются субъектом хозяйствования в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Что именно установлено указанным Законом в этом аспекте, рассмотрим детальнее.
Требования потребителя к качеству товаров (продукции) изложены в ст. 6 Закона о защите прав потребителей, согласно которой продавец (производитель, исполнитель) обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить информацию об этой продукции. Продавец (производитель, исполнитель) по требованию потребителя обязан предоставить ему документы, подтверждающие надлежащее качество продукции. Невзирая на то, что потребитель при приобретении товара не имеет претензий к его качеству, он имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению. Для подобного обмена установлен срок - в течение четырнадцати дней, не считая дня приобретения. Следует учитывать, что обмен товара надлежащего качества осуществляется, если он не использовался и если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром.
Перечень товаров, не подлежащих обмену (возврату), утверждается Кабинетом Министров Украины. Постановлением № 172 утвержден перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену (возврату), если они не удовлетворяют потребителей по любым причинам. Так, согласно приложению 3 указанного Постановления, к товарам надлежащего качества, которые не подлежат обмену (возврату), отнесены:
1) Продовольственные товары, медицинские препараты и средства, предметы сангигиены;
2) Непродовольственные товары:
- фотопленки, фотопластинки, фотографическая бумага;
- корсетные товары;
- парфюмерно-косметические изделия;
- перьево-пуховые изделия;
- детские игрушки мягкие;
- детские игрушки резиновые надувные;
- зубные щетки;
- мундштуки;
- аппараты для бритья;
- помазки для бритья;
- расчески, гребешки и щетки массажные;
- сурдины (для духовых музыкальных инструментов);
- скрипичные подбородки;
- перчатки;
- ткани;
- тюлегардинные и кружевные полотна;
- ковровые изделия метражные;
- белье нательное;
- белье постельное;
- чулочно-носочные изделия;
- товары в аэрозольной упаковке;
- печатные издания;
- линейный и листовой металлопрокат, трубная продукция, пиломатериалы, погонные (плинтус, наличник), плиточные материалы (древесноволокнистые и древесностружечные плиты, фанера) и стекло, нарезанные или раскроенные под размер, указанный покупателем (заказчиком);
- аудио-, видеокассеты, диски для лазерных систем считывания с записью;
- изделия из натуральных и искусственных волос (парики);
- товары для младенцев (пеленки, соски, бутылки для кормления и т.п.);
- инструменты для маникюра, педикюра (ножницы, пилочки и т.п.);
- ювелирные изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
Если на момент обмена в продаже нет аналогичного товара то потребитель имеет право либо приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим пересчетом стоимости, либо расторгнуть договор и получить обратно деньги в размере стоимости возвращенного товара, либо осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан в день поступления товара в продажу сообщить об этом потребителю, который требует обмена товара.
При расторжении договора купли-продажи расчеты с потребителем осуществляются исходя из стоимости товара на время его приобретения. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора - в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение семи дней.
Требования потребителя к безопасности товаров (продукции) изложены в ст. 14 Закона о защите прав потребителей, согласно которой статьи потребитель имеет право на то, чтобы продукция при обычных условиях ее использования, хранения и транспортировки была безопасной для его жизни, здоровья, окружающей природной среды, а также не наносила вреда его имуществу. Продавец (производитель, исполнитель) должен предупреждать потребителя об установленном сроке службы (срок годности) товара (результатов работы) или его части, обязательных условиях его использования и возможных последствиях в случае их невыполнения, а также о необходимых действиях по завершении этого срока. Реализация продукции (в том числе импортных товаров) без маркировки национальным знаком соответствия и (или) без сертификата соответствия или декларации о соответствии запрещается.
Относительно ресторанного хозяйства следует сказать, что новые Порядок и правила не изменили требование к субъекту хозяйствования, который должен в случае отпуска недоброкачественного или изготовленного с нарушением технологии блюда (изделия) заменить его или оплатить его стоимость потребителю по его выбору.
В заведении ресторанного хозяйства запрещается также устанавливать минимум стоимости заказа и предлагать потребителю обязательный ассортимент продукции, произведенной в таком заведении.
По-прежнему разрешена продажа продовольственных товаров, готовых к употреблению, а также тех, что быстро портятся, других продовольственных товаров (в том числе овощей и фруктов) за пределами торгового помещения (выездная, выносная торговля) в отведенных для этого местах при условии соблюдения установленных для таких товаров температурного режима хранения и санитарных норм. На каждую партию таких товаров, если это предусмотрено законом, выдается сопроводительный документ, которым подтверждаются их качество и безопасность, с указанием наименования товара, производителя, его адреса, даты производства (изготовления), срока годности. Таким образом, указывать массу нетто фасуемого товара, как того требовала предыдущая редакция Правил и порядка, не нужно.
Следует остановиться на существенных изменениях в разрешительных документах на продажу продовольственных товаров за пределами торгового помещения. Ранее было необходимо иметь при этом разрешение органов санитарно-эпидемиологического надзора, а согласно новой редакции Порядка и правил - разрешение на размещение передвижных малых архитектурных форм.
Ослаблены требования относительно хранения вещей посетителей заведений ресторанного хозяйства. Так, хранение вещей потребителя в гардеробе было обязательным, а теперь эта обязанность является действительной для тех заведений ресторанного хозяйства, где гардероб имеется в наличии. То есть отсутствует гардероб - и обязанность хранить в нем вещи посетителей тоже отсутствует. Ответственность за сохранность вещей потребителя в гардеробе несет заведение ресторанного хозяйства согласно действующему законодательству. Так зачем оборудовать гардероб, выплачивать заработную плату гардеробщицам, еще и нести ответственность? Ответ один - только ради содействия повышению уровня обслуживания и сервиса.
В новой редакции Порядка и правил, как и в предыдущей, не уделено внимание специфическим аспектам реализации продовольственных товаров. По-видимому, это вызвано наличием приказа Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции от 11.07.2003 г. № 185 “Об утверждении Правил розничной торговли продовольственными товарами”, которые, по мнению законодателей, являются исчерпывающими.
Значительное внимание и в предыдущей, и в новой редакции Порядка и правил уделено основным санитарным требованиям к предприятию торговли и его работникам. Сущность этих требований с принятием новой редакции практически не изменилась, но некоторые уточнения следует отметить.
Субъект хозяйствования должен поддерживать торговые и складские помещения, а также прилегающую к ним территорию в соответствии с санитарными нормами. Границы прилегающей территории, согласно предыдущей редакции, определялись исполкомами местных Советов народных депутатов. Из действующей редакции следует, что границы прилегающей территории субъект хозяйствования определяет самостоятельно. При продаже товаров и после завершения выездной (выносной) торговли субъект хозяйствования обязан принять меры для соблюдения чистоты на месте торговли и вокруг него.
Формулировка “работники субъекта хозяйствования должны быть одеты в форменную или другую одежду, которая отвечает санитарным требованиям” не дает четкого ответа на вопрос: кто обязан обеспечить работников форменной одеждой? Новая редакция Порядка и правил дала исчерпывающий ответ на этот вопрос - администрация торгового объекта, в котором осуществляется продажа продовольственных товаров, обязана обеспечить каждого работника одеждой, которая удовлетворяет санитарным нормам.
Несколько изменились требования относительно помещения для хранения верхней одежды и личных вещей работников. Если согласно предыдущей редакции Порядка и правил это могло быть место в отдельном помещении, то действующая редакция требует оборудования отдельного помещения.
В случае хранения товаров в подсобных помещениях и размещения их в торговых залах или на объектах мелкорозничной сети работники субъекта хозяйствования обязаны придерживаться принципа товарного соседства, санитарных норм, норм складирования и требований противопожарной безопасности.
Торговый объект оборудуется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, здоровья и окружающей природной среды, противопожарной безопасности, а также санитарных норм.
Новой редакцией Порядка и правил установлено, что именно субъект хозяйствования (а не сами работники) обязан обеспечить наличие у работников, осуществляющих реализацию продовольственных товаров, личных медицинских книжек установленного образца, организацию и своевременность прохождения ими медицинских осмотров и контроль за допуском их к работе при наличии необходимого медицинского заключения. Непосредственно указано, что медицинские книжки предъявляются по требованию работников санитарно-эпидемиологической службы, а не по требованию представителей любых контролирующих органов, как следовало из текста предыдущей редакции.
Действующие Порядок и правила, в отличие от предыдущих, не регламентируют порядок оприходования товаров, ведения учетных документов и представления статистической и финансовой отчетности субъектами хозяйствования, осуществляющими торговую деятельность. Это логично, поскольку такие требования содержатся в Законе Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”.
Далее рассмотрим вопрос проверок торговых объектов, которые не претерпели значительных изменений.
Проверка соблюдения Порядка и правил проводится должностным лицом соответствующего органа на основании служебного удостоверения и направления на проверку. Таким образом, должностное лицо Госпотребстандарта должно также предъявить, кроме служебного удостоверения направление на проверку, чего раньше не требовалось. Без наличия такого направления продавец имеет право не допустить проверяющего к проведению проверки. Проведение проверки возможно только при условии присутствия лица, осуществляющего продажу товаров, и представителя проверяемого субъекта хозяйствования. Результаты проверки должны оформляться актом, один экземпляр которого остается у субъекта хозяйствования.
Лицо, допустившее нарушение рассмотренных Порядка и правил, обязано дать письменное объяснение, которое прилагается к акту. В случае отказа подписать акт или дать объяснения в акте производится запись о том, что указанное лицо ознакомлено с содержанием акта и от его подписания отказалось.
Работники субъекта хозяйствования обязаны создать условия для проведения проверки и обеспечить осуществление мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений. Субъект хозяйствования должен иметь журнал регистрации проверок установленного образца, в которое проверяющие лица вносят соответствующие записи.
За нарушение Порядка и правил субъект хозяйствования и его работники несут ответственность согласно действующему законодательству. Торговая деятельность субъекта хозяйствования прекращается в порядке, установленном законодательством.
Согласно п. 3 ст. 246 ХК Украины к предприятиям торговли, общественного питания (то есть ресторанного хозяйства) и сферы услуг, которые неоднократно допустили реализацию недоброкачественных товаров или систематически нарушают установленные законодательством правила торговли и предоставления услуг или условия хранения и транспортировки товаров, кроме хозяйственных и административно-хозяйственных санкций, предусмотренных указанным Кодексом, могут применяться также специально предусмотренные Законом о защите прав потребителей административно-хозяйственные санкции, включая изъятие недоброкачественных товаров и приостановление деятельности указанных субъектов в установленном законом порядке. Органы государственной власти по вопросам защиты прав потребителей имеют право в случаях и порядке, предусмотренном законом, принимать обязательные решение о прекращении реализации товаров, не отвечающих требованиям нормативных актов.
Рассмотренные в данной статье Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения упорядочивают хозяйственную деятельность в сфере торговли и ресторанного хозяйства.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 5 (579), 29 января 2007 г.
Подписной индекс 40783
