Украина больше не “ненька”
для отечественных товаропроизводителей
(Закон Украины от 01.12.2006 г. N 424 -V
“О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Украины по
вопросам закупки товаров, работ и
услуг за государственные средства”)
(Начало. Часть II см. в консультации от 09.02.007 г.)
Вступление Украины во Всемирную торговую организацию меняет очень многое в нашей стране. Кардинально трансформируется политика государства, предпринимательский климат, идеология. Многие еще не осознали, насколько другой Украина вступила в 2007 год. Произошла не смена года - смена эпох. Так, если на протяжении последних пятнадцати лету нас проводилась политика государственного протекционизма в отношении отечественного товаропроизводителя и в особенности сельхозпроизводителей, то теперь на этой политике поставлен жирный крест. Украина больше не является для них “ненькой”, она стала “мачухой”. Потому как теперь наше государство перестает опекать “свои” предприятия, фирмы и организации и уравнивает их в правах с “чужими”. Как это происходит, мы сейчас увидим, проанализировав Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам закупки товаров, работ и услуг за государственные средства”. Экономическую и идеологическую оценку таких перемен в политике мы пока оставим в стороне. Как представляется, время подобных оценок наступит не ранее конца 2007 - начала 2008 гг.
I.
Первая и основная часть изменений внесена в Закон Украины от 22.02.2000 г. № 1490-III “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства”. В тексте всего Закона слова “уполномоченный орган”, “открытые торги”, “Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок при Счетной палате” и “торги с уменьшением цены (редукцион)” во всех падежах заменены соответственно словами “Антимонопольный комитет Украины”, “открытые торги с уменьшением цены”, “Межведомственная комиссия по вопросам государственных закупок” и “редукцион” в соответствующих падежах. Несмотря на кажущиеся чисто редакционные изменения, на самом деле, перед нами изменения существенные и весьма глубокие.
Прежде всего, в данной сфере значительно повышается роль Антимонопольного комитета. Извините за каламбур, но Антимонопольный комитет отныне становится монополистом в сфере государственных закупок. Теперь никакое другое ведомство не может быть “уполномоченным органом”. Одновременно снижена роль Счетной палаты - ее Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок упразднена. Открытые торги отныне должны проходить с целью “уменьшения цены”. То есть прямая задача организаторов таких торгов - “сбивать” цены, предложенные участниками процедуры закупок.
Учреждается также новый контрольный орган - Межведомственная комиссия по вопросам государственных закупок. По ее составу видно, что ставится задача снизить возможность коррупции при проведении государственных закупок (представителям различных госорганов сложнее вступить в сговор).
Кроме этого, слова “Министерство аграрной политики Украины” исключены во всем Законе. Ранее это министерство, согласно старой редакции Закона, официально было уполномочено выступать этаким лоббистом отечественных сельхозпроизводителей. Теперь эта “лавочка” закрылась. Наши сельхозпроизводители потеряли своего официального лоббиста, а вместе с ним и официальную протекцию со стороны украинского государства.
Далее следуют чисто редакционные изменения. После второго абзаца в ст. 1 появился новый: “предприятия - государственные, казенные, коммунальные предприятия и хозяйственные общества, в которых государственная либо коммунальная часть акций (частей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежит государственным, казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в которых государственная либо коммунальная часть акций (частей, паев) превышает 50 процентов (далее - предприятия)”.
В данном случае законодатель определил термин “предприятия”. Это помогло ему заменить длинные повторы в тексте Закона одним, уже объясненным для всех термином. К примеру, в абзаце четвертом ст. 1 слова и цифры “государственные, казенные, коммунальные предприятия и хозяйственные общества, в которых государственная часть акций превышает 50 процентов” заменены одним словом “предприятия”.
Термином “предприятия” определены именно те предприятия, в которых государственная собственность является стопроцентной либо преобладающей. После замены слов в шестом абзаце ст.1 Закона “государственных, казенных, коммунальных предприятий и хозяйственных обществ, в которых государственная часть акций превышает 50 процентов” на слова “Аграрного фонда, Государственного и местных фондов энергосбережения, средства учреждений или организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления, средства предприятий” получилось полное определение понятия “государственные средства”.
Итак: “государственные средства - средства Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, государственные кредитные ресурсы, а также средства Национального банка Украины, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, средства общеобязательного государственного социального страхования, средства страхования на случай безработицы, средства общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, средства, предусмотренные Законом Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к потере трудоспособности”, гуманитарная помощь в денежной форме, средства Аграрного фонда, Государственного и местных фондов энергосбережения, средства учреждений или организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления, средства предприятий”.
А в седьмом абзаце ст. 1 Закона исключены слова “лицо, проживающее на территории Украины”. Это существенно изменило смысл этой части Закона. Теперь вот что получилось:
“участник процедуры закупок (далее - участник) - физическое лицо или юридическое лицо (резидент либо нерезидент), которое подтвердило намерение принять участие в процедуре закупок и подает или подало тендерное предложение”. Ранее физическое лицо обязано было проживать в Украине, для того чтобы принять участие в процедуре закупок. Теперь это требование снято. В итоге - любой иностранец может приехать в Украину и принять участие в процедуре государственных закупок.
В восьмом и девятом абзацах ст. 1 Закона слово “самих” заменено на слово “таких”. В первом случае речь идет о том, чтобы услуги, связанные с поставкой товаров, по стоимости не превосходили стоимость самих товаров. После замены слова получилось - “стоимость таких товаров”. Совершенно очевидно, что теперь законодатель имеет в виду не стоимость конкретного товара, а стоимость группы “таких” товаров.
Аналогичным образом и во втором случае стоимость выполнения услуг не должна превышать стоимости “таких”, то есть определенной группы работ.
Одиннадцатый абзац ст. 1 Закона дополнен словами “в соответствии с настоящим Законом”. Все вместе теперь звучит так: “тендерная документация - документация, которая подготавливается заказчиком и передается участникам для подготовки ими тендерных предложений относительно предмета закупок, определенного заказчиком в соответствии с настоящим Законом”. Проще говоря, законодатель ограничил “творческую фантазию” заказчика рамками Закона Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства”. Чтоб лишнего чего тот не нафантазировал.
Семнадцатый и двадцать первый абзацы ст. 1 Закона исключены. Здесь мы уже подошли к фундаментальным поправкам, свидетельствующим об изменении государственной политики. Судите сами. В семнадцатом абзаце было записано следующее: “преференционная поправка - способ предоставления заказчиком преимущества отечественному производителю при определении победителя процедур закупок путем применения процентного предела к цене его тендерного предложения в сравнении с наиболее выгодным среди поданных, в размерах, установленных настоящим Законом”. Таким образом, никакого преимущества отечественному производителю заказчик (читай - государственный орган) отныне предоставлять не может, да и, судя по духу новой редакции Закона, не должен.
А вот что значилось в двадцать первом абзаце ст. 1 Закона: “отечественный производитель - субъект хозяйствования - резидент, который осуществляет производство товаров, выполняет работы или предоставляет услуги на территории Украины”. Благодаря поправкам к Закону Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства” отечественный производитель “уничтожен как класс”. Следовательно, для Украины теперь нет разницы - кто и где производит товары: в пределах страны или за ее пределами. Американские, германские, российские, китайские компании и фирмы из всех других стран мира отныне будут конкурировать с украинскими товаропроизводителями при осуществлении государственных закупок в одинаковых условиях.
В двадцать третьем абзаце слово “два” заменено на слово “три”. И вот что из этого получилось: “часть предмета закупок (лот) - определенная заказчиком (по объему, номенклатуре или месту поставки товара (выполнения работ, предоставления услуг) часть товаров, работ или услуг, на которую, в рамках единой процедуры закупок, участникам разрешается предоставлять тендерные предложения. Количество тендерных предложений на каждую отдельную часть предмета закупок не может быть меньше чем три”. Таким образом, получается, что законодатель стремится повысить уровень конкуренции среди участников процедуры государственных закупок. Понятно, что двум участникам легче сговориться о “разводе” государства “на бабки”, искусно имитируя конкуренцию между собой во время процедуры госзакупок. Троим это сделать уже сложнее.
В двадцать девятом абзаце ст. 1 Закона внесены два изменения. Первое - после слова “запросе” вставлено дополнительное слово “(объявлении”). Второе - слова “при проведении процедуры редукциона” заменены на слова “в случаях, предусмотренных настоящим законом”. Теперь новый текст этого абзаца Закона получил следующую редакцию: “срок действия тендерного (ценового) предложения - установленный заказчиком в тендерной документации (запросе (объявлении) срок, действующий до заключения договора о закупке, в течение которого участник не имеет права изменять свое тендерное (ценовое) предложение (кроме ценового изменения в случаях, предусмотренных настоящим законом”. Это изменение явно продиктовано практическими соображениями. Практика проводимых государственных закупок (по анализируемому Закону они проводятся уже около семи лет) показала, что в некоторых случаях цену таки необходимо изменять.
II.
Обширная ст. 2 Закона Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства” полностью обновлена. Приводим ее новый текст.
“1. Настоящий Закон применяется ко всем закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии что стоимость предмета закупки для товара (товаров), услуги (услуг) составляет либо превышает 20 тысяч гривень, а для работ - 50 тысяч гривень.
Действие настоящего Закона не распространяется на закупки товаров и услуг, осуществляемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
2. Условия осуществления процедур закупки товаров, работ и услуг за счет государственных средств могут устанавливаться либо изменяться исключительно настоящим Законом и исключительно в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Изменения в настоящий Закон должны быть официально обнародованы до 15 августа года, предшествовавшего новому бюджетному году.
3. Процедуры закупок, предусмотренные настоящим Законом, не применяются в случаях, если предметом закупки являются:
централизованное водоснабжение и водоотведение;
централизованное снабжение тепловой энергией;
почтовые услуги, а также почтовые марки и маркированные конверты;
товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется заказчиками, размещенными за пределами Украины;
телекоммуникационные услуги, в том числе касающиеся трансляции радио- и телесигналов (за исключением услуг мобильной связи и Интернет-услуг);
пользование железнодорожными путями;
товары, работы и услуги, которые в связи с их специальным назначением составляют государственную тайну;
услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;
услуги по транспортировке природного и нефтяного газа по трубопроводам и его раздела;
услуги по транспортировке иных веществ трубопроводным транспортом;
электрическая энергия, ее передача и раздел; услуги по управлению воздушным движением;
услуги по обслуживанию и аварийному ремонту транспортных средств, предоставляемые за пределами Украины;
услуги по авиаперевозке официальных государственных, парламентских, правительственных, дипломатических делегаций;
драгоценные металлы и камни, закупка которых регулируется соответствующими законами Украины;
продукция пищевой промышленности, кормовые культуры, горючее и услуги для непосредственного осуществления выездных гастрольных мероприятий творческих коллективов и исполнителей, которые проводятся по решению центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в сфере культуры, исключительно на период проведения этих гастролей;
услуги по продолжению срока аренды средств связи;
услуги банков по приему коммунальных платежей и обслуживанию текущих счетов;
услуги, закупка которых проводится государственными банками при осуществлении ими банковских операций в соответствии с Законом Украины “О банках и банковской деятельности”;
услуги по оформлению грузовых таможенных деклараций, которые предоставляются Государственной таможенной службой Украины;
услуги по выдаче сертификатов о происхождении товаров;
ядерное топливо, необлученные топливные элементы (твэлы) для ядерных реакторов;
услуги, закупка которых осуществляется с целью обеспечения выполнения государственного бюджета в части осуществления государственных заимствований, обслуживания и погашения государственного долга;
товары и услуги, непосредственно связанные с разработкой дизайна, производством защищенной бумаги, банкнот и монет;
природный газ, который используется газотранспортными предприятиями для обеспечения технологических и иных производственных потребностей этих предприятий; товары, работы и услуги, закупаемые непосредственно для планового ремонта ядерных реакторов в порядке, определенном Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок.
4. Запрещается заключение договоров, предусматривающих расходование государственных средств, и/или оплата распорядителем государственных средств товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, предусмотренных настоящим Законом, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.
5. В случае если предметом закупок являются продукция пищевой промышленности, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, топливо, услуги по организации горячего питания, транспортные услуги, услуги по ремонту, а также сырье, материалы, комплектующие изделия, необходимые предприятиям для производства товаров, заказчик на период проведения процедуры закупок имеет право для текущих потребностей осуществить закупку необходимого предмета закупок без применения процедур закупок, предусмотренных настоящим Законом, на сумму средств, не превышающую 10 процентов общей ожидаемой стоимости предмета закупок, о чем в течение трех рабочих дней сообщает Антимонопольному комитету Украины, Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок и Тендерной палате Украины.
Положения, предусмотренные абзацем первым настоящей части, не применяются при проведении заказчиком последующей процедуры закупок относительно того же самого предмета закупок.
6. Предприятия осуществляют закупку товаров, работ и услуг за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов на общих основаниях в порядке, определенном настоящим Законом.
Состав тендерного комитета предприятия назначается руководителем органа государственной власти, который осуществляет функции управления имуществом предприятия или через которого (руководителя которого) осуществляется (координируется) деятельность центрального органа исполнительной власти, осуществляющего эти функции.
Закупка предприятиями товаров, работ и услуг за счет иных государственных средств осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) предприятия для закупки товаров, работ и услуг применяют настоящий Закон, в случае если стоимость предмета закупки для товара (товаров), услуги (услуг) составляет либо превышает 50 тысяч гривень, а для работ - 400 тысяч гривень;
2) предприятия могут осуществлять закупку путем применения процедуры запроса ценовых предложений (котировок) относительно товаров, работ и услуг, для которых существует постоянно действующий рынок, и при условии, что стоимость предмета закупок не превышает 100 тысяч гривень в случае закупки товаров и услуг и 500 тысяч гривен в случае закупки работ;
3) предприятия могут осуществлять закупку товаров, работ и услуг, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, последствий аварий на производстве, транспорте и объектах атомной энергетики без применения процедур закупок, предусмотренных настоящим Законом, в порядке, определенном Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок;
4) на предприятия не распространяются нормы настоящего Закона относительно утверждения и обнародования годового плана закупок;
5) предприятия имеют право в порядке, определенном в статье 14 настоящего Закона, получить соответствующее заключение на перечень продукции (товаров, работ, услуг) на год либо на иной период, закупку которой планируется осуществить путем применения процедуры закупок, предусмотренной статьей 33 настоящего Закона;
5) предприятия в случае закупки для производственных нужд сырья, материалов, комплектующих изделий, а также услуг, которые в соответствии с технологическим процессом предоставляются в рамках производственной или научно-технической кооперации, при наличии соответствующих оснований, имеют право в порядке, определенном в статье 14 настоящего Закона, получить соответствующее заключение относительно возможности применения процедуры закупок, предусмотренной статьей 33 настоящего Закона;
6) в случае осуществления предприятиями:
процедуры открытых торгов со снижением цены и торгов
с ограниченным участием - срок для подачи тендерных предложений может составлять не менее чем 10 календарных дней с даты опубликования в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона, объявления о запланированной закупке или о проведении предварительной квалификации и не менее чем 7 календарных дней с даты отправления приглашения к участию в них;
процедуры редукциона и двухступенчатых торгов - срок подачи участниками предварительных предложений может составлять не менее чем 10 календарных дней с даты опубликования в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона, объявления о запланированных закупках. Срок подачи тендерных предложений на втором этапе может составлять не менее чем 5 календарных дней со дня уведомления участников о результатах первого этапа;
8) особенности осуществления закупок сырья, материалов, комплектующих изделий с целью производства и разработки предприятиями товаров промышленного назначения и товаров народного потребления в соответствии с конструкторско-технологической документацией могут определяться Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок при наличии соответствующих положительных заключений органа государственной власти, который осуществляет функции управления имуществом предприятия или через который (руководителя которого) осуществляется (координируется) деятельность центрального органа исполнительной власти, осуществляющего эти функции, и в соответствии с разделом II-1 настоящего Закона”.
Анализ внесенных изменений показывает, что законодатель снизил порог закупок, с уровня которого должен применяться настоящий Закон. Если в прежней редакции речь шла о пороге в 30 тысяч гривень для закупки товаров и услуг, а работ - 300 тысяч, то в новой редакции, соответственно, 20 тысяч и 50 тысяч.
Явно в целях повышения стабильности и предсказуемости настоящего Закона увеличен срок внесения возможных изменений в него до начала нового бюджетного года. Так, в прежней редакции изменения могли вноситься не позднее чем за три месяца до начала нового бюджетного года (то есть, до 1 января). Теперь же - намного раньше: до 15 августа таковые изменения уже должны быть обнародованы. Следовательно, изменения могут быть внесены приблизительно не позже июля - за полгода до наступления нового бюджетного года. Пожалуй, в этом случае мы можем одобрить влияние Всемирной торговой организации на нашего законодателя. Ведь теперь не только для иностранных фирм и предприятий, но и для отечественных существенно меняется предпринимательский климат, по крайней мере, в части государственных закупок. В случае необходимости легче изменить свои производственные планы за полгода, чем за три месяца.
Внесены также вполне здравые ограничения для применения настоящего Закона. Действительно, в повседневной хозяйственной деятельности может возникнуть множество случаев, когда устраивать громоздкую процедуру госзакупок было бы просто нелепо.
III.
Законодатель исключил восьмой абзац ст. 2-1 Закона. В нем речь шла о месте, где должны быть выполнены работы или предоставлены услуги. То бишь теперь это не нужно указывать в тендерной документации.
Часть 1 ст. 3-1 также получила новую редакцию: “1. Реализацию основной цели Закона относительно создания конкурентной среды в сфере закупок обеспечивает Антимонопольный комитет Украины”. Пожалуй, яснее об основной цели Закона и об ответственном госоргане за ее достижение и не скажешь.
Первый абзац части 2 этой же ст. 3-1 Закона теперь звучит так: “2. Основными функциями Антимонопольного комитета Украины в сфере государственных закупок являются”. В связи с усилением роли Антимонопольного комитета Украины эта статья кардинально переработана законодателем. Например, абзац второй части 2 вообще исключен, а абзац четвертый получил следующую редакцию: “разработка нормативно-правовых актов исключительно в случаях, предусмотренных настоящим Законом”. Как видим, Антимонопольному комитету Украины теперь дано право разрабатывать нормативно-правовые акты. В то же время его деятельность в этом направлении жестко ограничена случаями, предусмотренными в настоящем Законе. Проще говоря, законодатель стремится пресечь очень характерную для Украины практику “размывания” духа и буквы профильных законов с помощью “обходных маневров” сочинения и принятия новых законов и подзаконных актов. Похвалим его за это.
Абзацы пятый и двенадцатый - четырнадцатый ч. 2 ст. 3-1 Закона исключены. В прежней редакции законодатель давал право “уполномоченному органу” осуществлять “контроль за соблюдением законодательства о закупках” (абзац 5 ч. 2 ст. 3-1 отмененной редакции). Фактически, уполномоченному органу вменялось в обязанность выполнять роль прокуратуры. У нового уполномоченного органа - Антимонопольного комитета Украины теперь такого права и обязанности нет. Наверное, это логично.
В абзацах 12 - 14 ч. 2 ст. 3-1 старой редакции Закона речь шла вот о чем: “государственная поддержка и обеспечение защиты отечественного производителя, в особенности сельскохозяйственного товаропроизводителя, при осуществлении закупок;
государственная поддержка и обеспечение защиты предприятий общественных организаций инвалидов, предприятий, где численность инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов от среднеучетной численности штатных сотрудников учетного состава за год, и предприятий уголовно-исполнительной системы при осуществлении закупок;
подготовка и предоставление в Кабинет Министров Украины квартальных отчетов по осуществлению заказчиками закупок товаров, работ и услуг собственного производства предприятий общественных организаций инвалидов, предприятий, где численность инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов от среднеучетной численности штатных сотрудников учетного состава за год, и предприятий уголовно-исполнительной системы”.
Как видим, под влиянием ВТО Украина отказалась от поддержки отечественных товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственных, а заодно и от поддержки предприятий с большим количеством трудоустроенных инвалидов (в сфере госзакупок). “Под раздачу” попали и работающие в зонах осужденные. Справедливости ради отметим, что взамен законодатель существенно усилил защиту инвалидов, внеся недавно кардинальные изменения в соответствующее законодательство. А именно - в Закон Украины от 01.03.1991 г. № 803-ХII “О занятости населения”, в Закон Украины от 21.03.1991 г. № 875-ХII “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”, в “Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании” от 14.01.1998 г. № 16/98-ВР, в Закон Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы” и в Закон Украины от 05.02.1993 г. № 2998-ХII “О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине” в редакции от 23.03.2000 г. № 1613-III.
Девятый абзац ч. 2 ст. 3-1 Закона теперь звучит так: “международное сотрудничество в сфере закупок”. Это одна из новых функций Антимонопольного комитета Украины.
В ч. 3 ст. 3-1 Закона исключены третий и десятый абзацы. В третьей части было право уполномоченного органа “требовать от распорядителей государственных средств отчет об объемах закупки товаров, работ и услуг собственного производства предприятий общественных организаций инвалидов, предприятий, где численность инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов от среднеучетной численности штатных сотрудников учетного состава за год, и предприятий уголовно-исполнительной системы”. А в десятом абзаце право требовать: “дополнительную информацию, которая указывается в объявлении и приглашении”. Почему теперь новому уполномоченному органу - Антимонопольному комитету нет необходимости требовать отчета об объёмах закупки товаров, работ и услуг предприятий инвалидов - понятно. А вот почему требовать дополнительную информацию от участников процесса госзакупок запрещено, может, и не совсем понятно. Поясним: законодатель отменил “самодеятельность” уполномоченного органа в этой сфере, для того чтобы снизить уровень бюрократизации процесса госзакупок, а также в целях пресечения возможной дискриминации некоторых участников тендера. (За счет требования дополнительной информации можно “отсечь” не угодного властям или кому-то из “своих” конкурирующих фирм участника процесса госзакупок).
Часть 3 ст. 3-1 дополнена новым абзацем следующего содержания: “форму реестра недобросовестных участников”. То есть Антимонопольному комитету Украины дано право определять своим решением форму вышеуказанного реестра.
Часть 4 ст. 3-1 исключена. А говорилось в ней вот о чем: “4. Контроль за деятельностью уполномоченного органа осуществляют Верховная Рада Украины и иные органы государственной власти в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины”. Таким образом, Антимонопольный комитет в своей деятельности в сфере госзакупок теперь неподконтролен Верховной Раде и “иным органам государственной власти”.
В десятом абзаце ч. 2 ст. 3-2 слова “заключенного договора, отчета” заменены словами “и соответствие заключенного договора отчету”. Здесь речь идет о полномочиях Государственного казначейства Украины. Оно имеет право “проверять наличие и соответствие заключенного договора отчету об осуществлении закупок и иных предусмотренных законодательством документов”.
В пятнадцатом абзаце ч. 2 ст. 3-2 Закона после слова “заказчика” появилось дополнение “в соответствии со взятым обязательством по договору”, а слова “в процессе и после рассмотрения жалобы” заменены словами “по решению о рассмотрении жалобы (судебного иска)”. Все вместе это означает, что Государственное казначейство Украины “принимает меры для недопущения проведения платежей со счета заказчика в соответствии с взятым обязательством по договору в случае отмены процедуры закупки по решению о рассмотрении жалобы (судебного иска) по поводу нарушений при проведении заказчиком процедур закупок”. Другими словами, на Госказначейство возложена обязанность следить за тем, чтобы не произошла “утечка” государственных денег раньше времени (если деньги будут перечислены со счета госорганизации, а процедура закупки будет отменена, то возникает проблема возврата этих денег - за некоторое время они могут быть “прокручены” через другие счета и кто-то на них может подзаработать).
Двадцать первый абзац ч. 2 ст. 3-2 Закона исключен. “Министерство аграрной политики Украины, - говорилось в нем, - в рамках компетенции, определенной действующим законодательством Украины, взаимодействует с уполномоченным органом, иными органами государственной власти, заказчиками с целью координации их деятельности по поддержке и защите отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей”. То бишь Минагрополитики Украины до 1 декабря 2006 года являлось официальным лоббистом наших сельхозпроизводителей в области госзакупок. Теперь наше сельское хозяйство лишилось своего радетеля и отца родного. Всем фермерам и работникам сельхозпредприятий остается лишь надеть траурные одежды и горько оплакать свою несчастную участь.
А после траура придется им, бедным, засучить рукава и “пахать” до седьмого пота, чтобы выиграть конкуренцию с иностранными собратьями по классу. Иного выхода просто нет.
Часть 3 ст. 3-2 исключена. И это привело к существенным изменениям в деятельности органов государственной власти. Каким? Это станет понятно, после того как мы ознакомимся с содержанием исключенной части. “В соответствии с законами Украины, - устанавливалось в ней, - и настоящего Закона уполномоченный орган, Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство Украины, Министерство аграрной политики Украины, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в отрасли статистики в соответствии с Законом Украины “О государственной статистике” отчитываются о своей деятельности по осуществлению государственного надзора, контроля и координации в сфере закупок перед Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины, принимают соответствующие меры, в том числе осуществляют соответствующие проверки в рамках своей компетенции в случае поступления обращения (запроса) от народных депутатов Украины, комитетов Верховной Рады Украины, временных следственных комиссий Верховной Рады Украины”.
Да, полномочия народных депутатов и Верховной Рады в целом в области контроля за проведением процедуры госзакупок в новой редакции Закона существенно урезаны.
В абзаце втором ч. 1 ст. 3-3 Закона слова “три кандидатуры по предложению” заменены словами “Антимонопольного комитета Украины, Министерства экономики Украины, три представителя, отвечающие за регулирование рынка закупок, от”, а слова “относится законодательство о деятельности Счетной палаты Украины, Государственного казначейства Украины, Государственной контрольно-ревизионной службы” заменены словами “относится вопрос регулирования рынка государственных закупок”. Для понимания этих изменений начнем анализ несколько издалека.
Статья 3-3 Закона Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства” имеет следующее название: “Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок при Счетной палате”. Пункт (часть) 1 этой статьи гласит: “С целью обеспечения прозрачности и открытости государственных закупок при Счетной палате действует Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок (далее - Комиссия)”.
За первой частью этой статьи следует вторая, которую мы и приведем в новой редакции, с внесенными изменениями. “В состав Комиссии входят по одному представителю от Счетной палаты, Государственной контрольно-ревизионной службы Украины, Государственного казначейства Украины, Антимонопольного комитета Украины, Министерства экономики Украины, три представителя, отвечающие за регулирование рынка закупок, от профильного Комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относится вопрос регулирования рынка государственных закупок, и три представителя от Тендерной палаты Украины”. Вот и получился новый состав Специальной контрольной комиссии по вопросам государственных закупок при Счетной палате Украины.
Абзац третий части 1 ст. 3-3 Закона исключен. Что исчезло вместе с ним из Закона, мы узнаем, если ознакомимся с упраздненным содержанием этой части. “По согласованию с профильным Комитетом Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относится законодательство о деятельности Счетной палаты Украины, Государственного казначейства Украины, Государственной контрольно-ревизионной службы, Комиссия своим решением может вводить в свой состав представителей общественных организаций, ученых и т. п.”. Получается, что отныне членство в Специальной контрольной комиссии по вопросам государственных закупок при Счетной палате Украины для представителей общественных организаций и ученых попросту “не светит”. Может, это и к лучшему. Хотя, как представляется, мозги ученых, да и “языки гласности” представителей общественных организаций там бы не помешали.
Во втором абзаце ч. 2 ст. 3-3 Закона слова “уполномоченному органу и одновременно”, а также второе предложение исключены. Новая редакция второго абзаца ч. 2 ст. 3-3 Закона вместе с первым (его мы приведем для более полного понимания смысла) стала следующей.
“2. Комиссия:
предоставляет заключения заказчику о возможности применения процедур закупок с ограниченным участием и с од ним участником в соответствии со статьей 14 настоящего Закона”. О чем идет речь в ст. 14, мы узнаем далее.
Четвертый абзац ч. 2 ст. 3-3 Закона дополнен словами “а также принимает соответствующие решения об устранении таких проблем”. Таким образом, Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок при Счетной палате Украины “осуществляет анализ проблем в сфере закупок и о результатах сообщает Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, уполномоченному органу, а также принимает соответствующие решения об устранении таких проблем”. Честно говоря, здесь не совсем понятно - к чему законодатель сделал такое не совсем вяжущееся по смыслу дополнение. Возможно, это издержки поспешности в законотворчестве.
Одиннадцатый абзац ч. 2 ст. 3-3 Закона освежен новой редакцией: “содействует защите предприятий общественных организаций инвалидов в сфере государственных закупок, в том числе путем принятия соответствующих решений”. Похвально, конечно, что законодатель пытается хоть как-то позаботиться о предприятиях с большим числом работающих инвалидов. Только ведь он уже упразднил государственный протекционизм в отношении них. Каким же образом теперь Комиссия сможет “содействовать защите”? Неясно.
Часть 2 ст. 3-3 Закона дополнена новыми абзацами, наделяющими правами Специальную контрольную комиссию по вопросам государственных закупок при Счетной палате Украины. Итак, она: “имеет право запрашивать и получать информацию, документы и материалы по деятельности тендерного комитета заказчика, совершенных им закупок, состояния исполнения договоров о закупке на любой стадии исполнения и по результатам их рассмотрения (при необходимости с привлечением соответствующих специалистов и представителей правоохранительных органов) принимать решения в соответствии с частью 7 статьи 12 настоящего Закона. Заказчики и участники на запрос (требование) Комиссии на протяжении пяти рабочих дней обязаны предоставить информацию, удостоверенные должным образом копии соответствующих документов и материалов, за исключением тех, которые содержат охраняемую законом тайну. Не предоставление заказчиком информации, документов и материалов по решению Комиссии может быть основанием для отмены процедуры закупки;
определяет порядок проведения закупки товаров, работ и услуг, предусмотренных подпунктом 3 части шестой статьи 2 настоящего Закона;
имеет право определять особенности проведения закупки товаров, предусмотренных подпунктом 8 части шестой статьи 2 настоящего Закона;
имеет право предоставлять соответствующие заключения, предусмотренные статьями 26, 34 настоящего Закона;
утверждает порядок определения предмета закупок;
утверждает методики определения суммы убытков в случае несоблюдения заказчиками требований действующего законодательства во время проведения закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, методики оценки для определения наилучшего тендерного предложения, в том числе удельный вес критериев оценки;
утверждает перечень материалов для сборника методических материалов “Сборник методических материалов по вопросам государственных закупок Украины”;
ведет перечень членов тендерного комитета, которых за допущенные нарушения исключили из состава тендерного комитета;
ведет реестр недобросовестных участников и реестр
участников процедур закупок в соответствии с настоящим Законом;
принимает решения и/или дает рекомендации по внедрению в практическую деятельность научно-технических разработок, технологий, изобретений, методов и методик в сфере государственных закупок и принимает меры по обеспечению соблюдения норм действующего законодательства в этой сфере;
определяет порядок и принимает соответствующие решения о включении предприятий, учреждений, организаций в перечень предприятий, учреждений, организаций, на базе которых проводится обучение и повышение квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок, ведет их перечень и обнародует его на своем официальном Интернет-сайте;
определяет порядок и осуществляет аттестацию преподавателей, которые проводят обучение или повышение квалификации по вопросам организации и проведения процедур закупок, утверждает программы обучения и повышения квалификации по вопросам организации и проведения процедур закупок;
имеет право предоставлять заключения и принимать решения по другим вопросам, касающимся сферы государственных закупок”.
Коротко говоря, Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок при Счетной палате Украины - это очень влиятельный орган с широкими полномочиями.
Довольно существенно изменен первый абзац ч. 3 ст. 3-3 Закона: “3. Комиссию возглавляет председатель. Председатель и секретарь Комиссии избираются из числа ее членов не менее чем двумя третями голосов членов Комиссии”. В прежней редакции было все совсем иначе: “Председателем Комиссии является представитель Счетной палаты”. Законодатель отказался от недемократичного принципа назначения председателя Комиссии в пользу демократического избрания ее главы.
В части четвертой ст. 3-3 Закона слова “Специальную контрольную” заменены на одно слово “Межведомственную”. В итоге получилось, что “Комиссия утверждает положение о Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок”. Таким образом, установлена определенная субординация между двумя Комиссиями.
Довольно странную редакцию получила пятая часть ст. 3-3 Закона. Вот ее новый вариант: “5. Комиссия независима в своей деятельности. Вмешательство в деятельность Комиссии и оказание давления на ее членов запрещается. Деятельность Комиссии прозрачна для общества”. Для сравнения приведем прежний вариант: “Деятельность Комиссии прозрачна для общества. Комиссия информирует о своей деятельности Верховную Раду Украины, Кабинет Министров Украины, средства массовой информации и т. д.”. Вопрос: каким образом будет обеспечиваться “прозрачность” деятельности Комиссии, если она теперь никого не обязана информировать, в том числе и средства массовой информации? Сдается, что “прозрачность для общества” превращена в пустую декларацию.
Основательно переработана ч. 6 ст. 3-3 Закона. В первом предложении слова “больше чем половина” заменены словами “не меньше чем две трети”. Второе предложение после слов “Решение Комиссии” дополнено новыми словами “по вопросам, предусмотренным абзацем вторым части второй настоящей статьи и абзацем третьим части второй статьи 34 настоящего Закона, считается принятым, если за него проголосовало не менее чем две трети членов Комиссии, присутствующих на ее заседании, по иным вопросам”. А третье предложение после слов “председателя Комиссии” дополнено словами “а в случае его отсутствия - председательствующего на заседании”. Добавлено также четвертое предложение следующего содержания: “Все решения Комиссии оформляются одновременно за подписью председателя и секретаря Комиссии”.
Пополнилась эта часть ст. 3-3 Закона и новой второй частью: “Комиссия в случае выявления во время рассмотрения и анализа документов и материалов об осуществлении государственных закупок признаков преступления имеет право передавать такие документы и материалы в правоохранительные органы”.
В результате часть 6 получила следующий вид: “Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем две трети членов Комиссии. Решение Комиссии по вопросам, предусмотренным абзацем вторым части второй настоящей статьи и абзацем третьим части второй статьи 34 настоящего Закона, считается принятым, если за него проголосовало не менее чем две трети членов Комиссии, присутствующих на ее заседании, по иным вопросам считается
принятым, если за него проголосовало более половины членов, присутствующих на заседании Комиссии. При равном распределении голосов членов голос председателя Комиссии, а в случае его отсутствия - председательствующего на заседании, является решающим. Все решения Комиссии оформляются одновременно за подписью председателя и секретаря Комиссии
Комиссия в случае выявления во время рассмотрения и анализа документов и материалов об осуществлении государственных закупок признаков преступления имеет право передавать такие документы и материалы в правоохранительные органы”.
В данном случае законодатель постарался изложить в законе основную часть регламента работы Специальной контрольной комиссии по вопросам государственных закупок при Счетной палате. Очевидно, в этом была необходимость.
Седьмая часть ст. 3-3 Закона кардинально переработана и расширена.
“7. Все решения и заключения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, в соответствии с требованиями настоящего Закона, являются обязательными для исполнения заказчиками, участниками, иными лицами, которых они касаются.
С целью обеспечения осуществления гражданского контроля в сфере государственных закупок Комиссия отсылает Тендерной палате Украины копии всех решений и заключений в течение двух рабочих дней от даты их принятия.
Решения и заключения Комиссии, предусмотренные абзацами третьим, двенадцатым - семнадцатым, девятнадцатым - двадцать четвертым части второй настоящей статьи, вступают в законную силу с даты их публикации в информационном бюллетене, который издает Тендерная палата Украины, но не позднее пяти рабочих дней с даты их принятия, независимо от такой публикации, иные решения и заключения Комиссии вступают в законную силу через пять рабочих дней с даты их принятия, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Все решения и заключения Комиссии могут быть обжалованы в судебном порядке, с учетом требований настоящего Закона”.
В новой редакции седьмой части законодатель несколько исправил ситуацию с “прозрачностью” деятельности Комиссии. Публикации в информационном бюллетене, издаваемом Тендерной палатой Украины, безусловно, прогрессивный шаг. Однако, судя по всему, доступ остальных средств массовой информации к деятельности Комиссии попросту не предусматривается. Сдается, что такой “прозрачности” маловато будет.
И, наконец, завершается ст. 3-3 Закона Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства” новой частью: “8. Организационно-методическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Антимонопольный комитет Украины”. Получается, что этот Комитет таки может оказывать некоторое влияние на “независимую в своей деятельности” Комиссию. По крайней мере, у него есть некоторые “организационно-методические” возможности.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 4 (578), 22 января 2007 г.
Подписной индекс 40783
