Де-юре вполне готова, а вот де-факто..,
или в образовавшуюся щель
смогут протиснуться не все
Филиалам иностранных
банков в Украине - “зеленый свет”
(Закон Украины от 16.11.2006 г. № 358-V
“О внесении изменений в Закон Украины
“О банках и банковской деятельности”)
Приближающееся вступление Украины в ВТО все сильнее и сильнее влияет на отечественное банковское законодательство. Не успели банкиры “переварить” сентябрьские изменения, как спустя всего два месяца последовали новые - ноябрьские изменения. Они настолько существенны, что вызвали бурю негодования в банковской среде. Особенно резко против них выступали президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко и председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах. Им вторили руководители коммерческих банков.
Однако изменения в украинское банковское законодательство уже внесены, и отменять их вряд ли кто будет. Поэтому банкирам ничего не остается, как адаптироваться к новым реалиям.
Первая группа изменений в Законе Украины “О банках и банковской деятельности” (далее - Закон о банках) касается определения терминов. Так, в ст. 2 Закона в определении термина “банк с иностранным капиталом” слова “нерезиденту, превышает” заменены словами “иностранному инвестору, составляет не менее”. В целом, новая редакция теперь звучит так: “банк с иностранным капиталом - банк, в котором часть капитала, принадлежащая хоть одному иностранному инвестору, составляет не менее 10 процентов”.
Определение термина “банковская лицензия” после слов “на основании которой банки” дополнено словами “и филиалы иностранных банков”. Новая редакция теперь имеет следующий вид: “Банковская лицензия - документ, который выдается Национальным банком Украины в порядке и на условиях, определенных в настоящем Законе, на основании которой банки и филиалы иностранных банков имеют право осуществлять банковскую деятельность”.
После определения термина “капитал подписной” внесено дополнение следующего содержания: “Капитал приписной - сумма денежных средств в свободно конвертируемой валюте, предоставленная иностранным банком филиалу для его аккредитации”. В итоге получилась следующая редакция: “Капитал подписной - величина капитала, на которую получено письменное обязательство акционеров (пайщиков) банка на внесение средств по подписке на акции (паи); капитал приписной - сумма денежных средств в свободно конвертируемой валюте, предоставленная иностранным банком филиалу для его аккредитации”.
В определении термина “представительство банка” после слов “подразделение банка, которое” внесено дополнение “выполняет функции представительства и защиты интересов банка и...”. Таким образом, имеем следующую норму: “Представительство банка - территориально обособленное структурное подразделение банка, которое выполняет функции представительства и защиты интересов банка и не осуществляет банковскую деятельность”.
Общий смысл изменений в определении терминов понятен: в правовое поле банковского законодательства введены иностранные инвесторы и иностранные банки.
После ч. 1 ст. 3 Закона о банках теперь появилась новая часть следующего содержания: “Положения настоящего Закона и нормативно-правовые акты Национального банка Украины применяются как к банкам, так и к филиалам иностранных банков”. То есть филиалы иностранных банков фактически уравниваются в правах с отечественными банками.
Часть 1 ст. 4 Закона после слов “иных банков” дополнена словами “а также филиалов иностранных банков”. Итоговая редакция: “Банковская система Украины складывается из Национального банка Украины и иных банков, а также филиалов иностранных банков, которые созданы и действуют на территории Украины в соответствии с положениями настоящего Закона”. Вот так филиалы иностранных банков теперь стали частью банковской системы Украины.
Статья 23 Закона о банках, которая называется “Порядок открытия филиалов и представительств банков на территории Украины”, получила новую редакцию. Приведем ее полностью.
“Банк имеет право открывать филиалы и представительства на территории Украины в случае его соответствия требованиям относительно открытия филиалов и представительств, установленным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.
Сведения о филиалах и представительствах банков Национальный банк Украины включает в Государственный реестр банков на основании письменного извещения банка.
Банк не позднее чем за десять дней до начала осуществления филиалом банка обслуживания клиентов обязан подать Национальному банку Украины уведомление об открытии филиала, в котором указываются:
1) внутрибанковский регистрационный код филиала;
2) полное наименование филиала;
3) местонахождение филиала;
4) объем и виды деятельности (операций), которые будут выполняться филиалом.
К уведомлению об открытии филиала прилагаются следующие документы:
1) решение уполномоченного органа банка об открытии филиала;
2) положение о филиале, утвержденное уполномоченным органом банка;
3) письменное заверение о соответствии филиала требованиям, установленным настоящим Законом, и нормативно-правовым актам Национального банка Украины, в том числе относительно помещения, оборудования филиала банка и профессиональной пригодности и деловой репутации руководителей филиала.
Национальный банк Украины имеет право принять решение о прекращении осуществления филиалом банка операций в пользу или по поручению клиентов, если информация об открытии банком своего филиала содержит ложные сведения либо деятельность филиала не отвечает требованиям закона и нормативно-правовым актам Национального банка Украины.
Банк в двухнедельный срок после принятия им решения об открытии представительства обязан подать Национальному банку Украины уведомление об открытии представительства.
К уведомлению об открытии представительства прилагаются следующие документы:
1) решение уполномоченного органа банка об открытии представительства;
2) положение о представительстве, утвержденное уполномоченным органом банка.
Банк обязан выслать Национальному банку Украины копию решения о внесении изменений в положение о филиале либо представительстве в двухнедельный срок после его утверждения уполномоченным органом банка.
Банк обязан сообщить Национальному банку Украины о прекращении филиала либо представительства в трехдневный срок после принятия соответствующего решения”.
Основная суть новой редакции этой статьи в том, что разрешительный принцип открытия филиалов банков заменен на уведомительный. Теперь любому банку открыть свой филиал или представительство “проще пареной репы”. А значит, Украину ожидает бум открытия все новых и новых филиалов, а также представительств. Вскоре банковских филиалов у нас будет не меньше, чем киосков, торгующих хлебом, жевательной резинкой, сигаретами, газетами и журналами.
Статья 24 Закона о банках также получила новую редакцию. Называется статья теперь так: “Порядок открытия филиалов и представительств иностранных банков на территории Украины”.
“Иностранные банки имеют право открывать филиалы и представительства на территории Украины.
Иностранный банк имеет право на открытие филиала в Украине на следующих условиях:
1) государство, в котором зарегистрирован иностранный банк, относится к государствам, участвующим в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также сотрудничает с Группой по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF);
2) банковский надзор в государстве, в котором зарегистрирован иностранный банк, отвечает Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета по вопросам банковского надзора;
3) между Национальным банком Украины и органом банковского надзора государства, в котором зарегистрирован иностранный банк, заключено соглашение о взаимодействии в сфере банковского надзора, гармонизации их принципов и условий;
4) минимальный размер приписного капитала филиала на момент его аккредитации составляет не менее 10 миллионов евро;
5) наличие письменного обязательства иностранного банка о безусловном выполнении им обязательств, возникших в связи с деятельностью его филиала на территории Украины.
Аккредитацию филиала иностранных банков в Украине осуществляет Национальный банк Украины.
Аккредитация филиала иностранного банка осуществляется путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков и выдачи банковской лицензии.
Аккредитация филиала иностранного банка является основанием для осуществления им банковской деятельности.
Для аккредитации филиала иностранного банка подаются:
1) ходатайство иностранного банка об открытии филиала с указанием его местонахождения на территории Украины;
2) документ, подтверждающий государственную регистрацию иностранного банка в государстве его происхождения;
3) решение уполномоченного органа иностранного банка об открытии филиала;
4) положение о филиале, утвержденное уполномоченным органом иностранного банка;
5) сведения о профессиональной пригодности и деловой репутации руководителя и главного бухгалтера филиала иностранного банка;
6) копия устава иностранного банка;
7) подтвержденная независимым аудитором финансовая отчетность иностранного банка за три последних года;
8) письменное разрешение на открытие филиала иностранного банка в Украине, выданное государственным либо иным уполномоченным контролирующим органом государства, в котором зарегистрирован иностранный банк, либо письменное заверение иностранного банка об отсутствии в законодательстве соответствующего государства требований относительно получения такого разрешения;
9) уведомление уполномоченного надзорного органа иностранного государства об осуществлении надзора за деятельностью иностранного банка;
10) письменное обязательство иностранного банка о безусловном выполнении им обязательств, которые возникают в связи с деятельностью его филиала на территории Украины;
11) документы, подтверждающие внесение средств в размере приписного капитала филиала;
12) копия платежного документа о внесении платы за аккредитацию филиала иностранного банка, которая устанавливается Национальным банком Украины.
Деятельность филиала иностранного банка должна отвечать требованиям, установленным настоящим Законом, и нормативно-правовым актам Национального банка Украины. Национальный банк Украины осуществляет регулирование деятельности и устанавливает экономические нормативы для филиалов иностранных банков в соответствии с требованиями законодательства Украины.
Национальный банк Украины имеет право отказать в аккредитации филиала иностранного банка на следующих основаниях:
1) поданные документы не отвечают требованиям настоящего Закона и нормативно-правовым актам Национального банка Украины;
2) помещение и оборудование филиала не отвечают требованиям Национального банка Украины;
3) кандидатуры руководителя и главного бухгалтера филиала не отвечают требованиям настоящего Закона и нормативно-правовым актам Национального банка Украины относительно профессионального соответствия и деловой репутации;
4) в иностранном банке выявлены финансовые либо правовые проблемы, указывающие на негативные последствия для клиентов или потенциальных клиентов банка в результате открытия филиала.
Национальный банк Украины принимает решение об аккредитации либо в отказе в аккредитации филиала иностранного банка в течение трех месяцев с момента подачи всех необходимых документов. Отказ выдается в письменной форме с указанием соответствующих оснований.
Деятельность и налогообложение филиала иностранного банка осуществляются в соответствии с законодательством Украины, применяемым к банкам Украины.
Национальный банк Украины имеет право вводить временную администрацию и инициировать процедуру ликвидации филиала иностранного банка в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
Национальный банк Украины осуществляет аккредитацию представительств иностранных банков на территории Украины в порядке и на условиях, определенных настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.
Аккредитация представительства иностранного банка осуществляется путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков.
Для аккредитации представительства иностранного банка подаются следующие документы:
1) ходатайство иностранного банка об аккредитации представительства за подписью уполномоченного лица;
2) документ, подтверждающий государственную регистрацию иностранного банка;
3) положение о представительстве, утвержденное уполномоченным органом иностранного банка;
4) доверенность руководителю представительства от иностранного банка на осуществление представительских функций;
5) копия платежного документа о внесении платы за аккредитацию представительства, установленной Национальным банком Украины.
Национальный банк Украины может отказать в аккредитации представительства иностранного банка в случае нарушения порядка аккредитации, несоответствия поданных документов требованиям настоящего Закона либо нормативно-правовым актам Национального банка Украины, недостоверности поданной информации либо превышения полномочий относительно сфер деятельности представительства.
Решение об аккредитации либо в отказе в аккредитации представительства иностранного банка Национальный банк Украины принимает в течение одного месяца с момента подачи всех необходимых документов.
Отказ выдается в письменной форме с указанием соответствующих оснований.
Иностранный банк обязан извещать Национальный банк Украины об изменении документов либо сведений, указанных в пунктах 4-6 части шестой и пунктах 3 и 4 части четырнадцатой настоящей статьи. Внесение изменений должно быть подтверждено соответствующими документами.
Официальные документы, подаваемые Национальному банку Украины, должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, и сопровождаться нотариально заверенным переводом на украинский язык”.
Как видим, в отличие от отечественных банков, которым дано право открывать свои филиалы и представительства на уведомительном принципе, иностранным банкам такое право не предоставляется. Они могут открывать свои филиалы и представительства на основе разрешительного принципа. Безусловно, здесь можно усмотреть некоторую дискриминацию в отношении иностранных банков. Наши разработчики данных изменений в Закон о банках постарались максимально усложнить процедуру открытия иностранными банками своих филиалов и представительств на территории Украины.
Вопрос: почему же отечественные банкиры так негодуют по поводу этих изменений в украинском банковском законодательстве? Все дело в том, что банки из десятков стран, особенно таких финансово богатых, как США, Япония, Германия, Швейцария, Франция, да и Россия, полностью соответствуют тем требованиям, которые выписаны в нашем Законе о банках. Им ничего не стоит за год открыть сотни и тысячи своих филиалов в Украине. У них предостаточно ресурсов, чтобы выдавать кредиты не под нынешние 18-21 процент годовых, а скажем, под 10-12 процентов. Плюс, у зарубежных банков, а значит, и у их филиалов - колоссальный “кредит доверия”. То есть в сознании большинства жителей Украины сидит прочный стереотип: “Банки из развитых стран более надежные, чем наши, обслуживание у них “цивилизованное ”.
Куда ринутся потребители кредитов, а значит, и их деньги? Понятно - куда: в филиалы зарубежных банков. Следовательно, отечественные банки могут обанкротиться в считанные месяцы. Вот что взбудоражило отечественных банкиров.
Однако есть и противоположное мнение. В Украине все еще велики политические и иные риски. А значит, иностранные банки будут осторожничать, открывая в ближайшие годы ограниченное число своих филиалов и представительств. Они не будут спешить также со снижением ставок по выдаваемым кредитам. Ведь погоню за прибылью в развитых странах мира никто не отменял. Следовательно, ради получения больших прибылей филиалы иностранных банков будут держать свои ставки по кредитам на среднеукраинском уровне. А коль так, то быстрого передела украинского рынка может не произойти. Поэтому и рано ставить крест на будущем отечественных банков.
Впрочем, вскоре эти предположения будут проверены практикой. Что произойдет с банковской системой Украины, мы узнаем в самом ближайшем будущем.
Первая часть ст. 57 Закона о банках получила следующую новую редакцию: “Вклады физических лиц банков и филиалов иностранных банков гарантируются в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Украины”. Это сигнал для миллионов наших вкладчиков: размещение свободных денег на депозит в филиалах иностранных банков также подстраховывается Фондом гарантирования вкладов физических лиц, как и размещение средств в отечественных банках.
Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О банках и банковской деятельности” вступает в законную силу со дня вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Но изменения в ст. 5 Закона Украины от 16.04.1991 г. № 959-ХII “О внешнеэкономической деятельности” (далее - Закон о внешнеэкономической деятельности), в ст. ст. 2, 4, 23, частей двенадцатой - девятнадцатой ст. 24 (в редакции настоящего Закона) Закона о банках, вступают в законную силу со дня его опубликования. То бишь иностранные банки могут открывать свои представительства уже сейчас, а филиалы - лишь после вступления Украины в ВТО.
Некоторые “мелочи” изменений в украинском
законодательств
Да, Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О банках и банковской деятельности” отнюдь не ограничился изменениями в указанном Законе. Он внес изменения и в ч. 1 ст. 334 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины: слова “(государственных и негосударственных)” заменены словами “а также филиалы иностранных банков”. Полностью эта часть ст.334 ХК Украины звучит теперь так: “Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и иных банков, а также филиалов иностранных банков, созданных и действующих на территории Украины согласно закону”.
В абзаце первом ч. 18 ст. 5 Закона о внешнеэкономической деятельности второе предложение заменено двумя новыми следующего содержания: “Аккредитацию филиалов и представительств иностранных банков осуществляет Национальный банк Украины в соответствии с Законом Украины “О банках и банковской деятельности”. Регистрацию представительств иных иностранных субъектов хозяйственной деятельности осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики в течение шестидесяти рабочих дней со дня подачи иностранным субъектом хозяйственной деятельности документов на регистрацию”.
По-моему, тут все понятно без комментариев.
Для миллионов наших вкладчиков свободных средств на депозиты банков, весьма интересны будут изменения, внесенные в Закон Украины от 20.09.2001 г. № 2740-III “О Фонде гарантирования вкладов физических лиц” (далее - Закон о фонде гарантирования вкладов). В преамбуле и тексте Закона слова “банк - участник (временный участник) Фонда”, “банки - участники (временные участники) Фонда” во всех падежах заменены словами “участник (временный участник) Фонда”. В абзаце 2 ст. 1 слово “банком” заменено словом “участником”. В статье 2 ч. 1 получила следующую редакцию: “Участниками Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее - Фонд) являются банки и филиалы иностранных банков, которые включены в Государственный реестр банков, который ведет Национальный банк Украины, и имеют банковскую лицензию на право осуществления банковской деятельности. Участие в Фонде банков и филиалов иностранных банков обязательно”.
В части 4 той же статьи слова “Банки - участники Фонда”, “банков” заменены словами “Участники фонда”, “банков, филиалов иностранных банков”.
Часть 5 той же статьи получила новую редакцию: “После перевода в категорию временных участников Фонда банк, филиал иностранного банка, вклады физических лиц, привлеченные до дня их перевода в эту категорию, обязаны уплачивать сборы в Фонд до полного выполнения обязательств перед вкладчиками по выплате их вкладов и начисления процентов”.
Здесь речь идет о защите вкладов клиентов даже в случае возникновения проблем в банке или филиале иностранного банка, по причине которых он может быть переведен в категорию временных участников Фонда. Норма совершенно необходимая и правильная: клиенты не должны пострадать.
В части 6 той же статьи слова “этого банка” заменены словами “банка, филиала иностранного банка”.
В части 7 той же статьи слова “банка”, “его” заменены соответственно словами “банка, филиала иностранного банка”, “банка, филиала”.
В первом предложении ч. 1 ст. 3 Закона слово “банков” заменено словом “участников”.
Пункт 1 ст. 4 отредактирован следующим образом: “1) ч ленами наблюдательного совета, совета директоров и ревизионной комиссии банка, иностранного банка, вклады которых в банке, филиале иностранного банка являются недоступными”.
Этот пункт ст. 4 Закона о фонде гарантирования вкладов может насторожить вкладчиков, которые держат свои деньги на депозитах в банках. На деле же повода для тревоги нет. В этой статье речь идет об ограничении гарантии на возмещение гарантированной суммы по вкладу для некоторых лиц. В их число входят руководители тех банков (и независимые аудиторы, проверявшие деятельность этих банков в последние три года), которые оказались неспособными отвечать по своим обязательствам. Другими словами, законодатель ограничением гарантии наказывает этих лиц за то, что они плохо руководили вверенным им банком или халатно проверяли его деятельность.
В части 2 ст. 5 Закона слова “Банкам - участникам (временным участникам)” заменены словами “Участникам (временным участникам)”.
В пунктах 1 и 2 ч. 2 ст. 6 слово “банка” заменено словами “банка, филиала иностранного банка”.
В статье 10 слово “банков” заменено словом “участников”.
В пункте 19, п. 17 ст. 19, п. 1 ч. 1 ст. 21, абзаце первом ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 28 слова “банк - участник Фонда”, “банки - участники Фонда” во всех падежах заменены словами “участник Фонда”, “участники Фонда”.
В пункте 9 ст. 19 слова “банка - участника” заменены словом “участника”.
В пункте 20 ч. 2 ст. 14, п. 18 ст. 19 слово “банка” заменены словами “банка, филиала иностранного банка”.
Часть 1 ст. 22 после слов “уставного капитала банка” законодатель дополнил словами “(приписного капитала филиала иностранного банка)”, а слова “банками - участниками” заменил словом “участниками”.
В части 2 ст. 26 слова “банки - участники (временные участники)” заменены словами “участники (временные участники)”.
В статье 27 Закона о фонде гарантирования вкладов произведены следующие изменения: в ч. 3 слово “банка” заменено словами “банка, филиала иностранного банка”; в ч. 4 п. 1 слово “банки” заменено словом “участников”; в п. 2 слово “банки” заменено словами “банки, филиалы иностранных банков”; в п. 3 слова “банком”, “банка” заменены соответствующими с ловами “участников”, “участника”.
В статье 28 ч. 2 получила новую редакцию: “Фонд не возмещает гарантированную сумму по вкладам физических лиц, которые привлекаются банком, филиалом иностранного банка, переведенными в категорию временного участника Фонда, которые привлечены ими с даты получения уведомления о переводе их в категорию временного участника Фонда”.
Это изменение требует пояснений. Согласно ст. 28 Закона о фонде гарантирования вкладов банки могут быть переведены в категорию временных участников Фонда в случае нарушения требований настоящего Закона, а также нормативно-правовых актов и стандартов Фонда. В этом случае проштрафившийся банк обязан уже на второй день после получения от Фонда уведомления о переводе в категорию временных участников Фонда вывесить в своих помещениях сообщение об этом. То есть такой банк обязан проинформировать своих вкладчиков о том, что они утрачивают право на возмещение своих вкладов в случае банкротства такого банка.
Как поступать в таком случае? Да просто быстрее забирать свои деньги из такого банка или филиала иностранного банка. Если, конечно, нет желания пощекотать себе нервы повышенным риском потерять собственные сбережения.
В названии ст. 28 Закона о фонде гарантирования вкладов ив тексте слова “банк”, “банки” во всех падежах заменены соответственно словами “участник Фонда”, “участники Фонда” в соответствующих падежах.
В статье 29 также в названии ив тексте слово “банк” во всех падежах заменено словами “банк, филиал иностранного банка”, а в ч. 2 слово “его” заменено на “банка, филиала иностранного банка”.
Как видим, большинство этих изменений носят чисто редакционный характер, обусловленный введением филиалов иностранных банков в украинскую банковскую систему.
Страхователям-нерезидентам пока в Украине не все позволено
(Закон Украины от 16.11.2006 г. № 357-V “О внесении
изменений в Закон Украины “О страховании”)
В отличие от банкиров, руководители страховых компаний Украины особого возмущения изменениями в законодательстве о страховой деятельности не высказывают. Почему? Ответ на этот вопрос мы получим после рассмотрения внесенных изменений в Закон Украины “О страховании” (далее - Закон о страховании).
Итак, в ст. 2 последнее предложение ч.1 исключено. А речь в нем шла вот о чём: “Страховая деятельность в Украине осуществляется исключительно страховщиками-резидентами Украины”. То бишь отечественный страховой рынок был фактически закрыт для иностранцев. Теперь он открывается. Но дверь перед иностранными страховщиками вовсе не распахивается во всю ширь - она осторожно приоткрывается: в образовавшуюся щель смогут протиснуться не все и не со всеми своими страховыми продуктами. Потому как после ч. 1 ст. 2 появилась новая часть следующего содержания: “Запрещается осуществлять страховую деятельность на территории Украины страховщикам-нерезидентам, кроме страховой деятельности исключительно по страхованию рисков, связанных с морскими перевозками, коммерческой авиацией, запуском космических ракет и фрахтом (включая спутники), в случае если объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с товарами, которые транспортируются, и/или транспортным средством, которым они транспортируются, и/или какая-либо ответственность, возникающая в связи с таким транспортированием товаров”.
После ч. 11 ст. 2 вписана еще одна новая часть:
“Страховщик-нерезидент имеет право осуществлять страховую деятельность в Украине на следующих условиях:
1) государство, в котором зарегистрирован страховщик- нерезидент, относится к государствам - членам Всемирной торговой организации, не относится к государствам, которые не принимают участия в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также сотрудничают с Группой по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF);
2) между уполномоченным органом по осуществлению надзора за страховыми компаниями страны, в которой зарегистрирован страховщик-нерезидент, и Уполномоченным органом подписан меморандум (заключено соглашение) об обмене информацией;
3) за страховой деятельностью в соответствии с законодательством страны регистрации страховщика-нерезидента осуществляется государственный надзор;
4) между Украиной и страной, в которой зарегистрирован страховщик-нерезидент, заключен международный договор о предотвращении налоговых уклонений и устранении двойного налогообложения;
5) страховщик-нерезидент, расположенный на территории стран либо отдельных территорий, которые в соответствии с решением Организации экономического сотрудничества и развития ООН не имеют оффшорного статуса, либо на территории иных стран, если неоффшорный статус такого страховщика подтвержден выводом соответствующей торгово-экономической миссии;
6) страховщик-нерезидент имеет соответствующую лицензию на осуществление страховой деятельности в соответствии с законодательством государства, в котором он зарегистрирован;
7) рейтинг финансовой надежности (стойкости) страховщика-нерезидента отвечает требованиям, установленным Уполномоченным органом”.
Все эти изменения направлены на допуск в Украину только серьезных, надежных страховых компаний.
Статья 3 дополнена новой частью пятой:
“Страхователи могут заключать со страховщиками-нерезидентами договоры страхования рисков, связанных с морскими перевозками, коммерческой авиацией, запуском космических ракет и фрахтом (включая спутники), в случае если объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с товарами, которые транспортируются, и/ или транспортными средствами, которыми они транспортируются, и/или какая-либо ответственность, возникающая в связи с таким транспортированием товаров. Страховая сумма по таким договорам не может превышать 75 процентов стоимости каждого объекта страхования”.
Фактически эта норма дублирует уже знакомую нам норму из ч. 2 ст. 2, приведенную выше.
В часть 8 ст. 15 Закона о страховании внесено следующее изменение:
“Посредническая деятельность на территории Украины по заключению договоров страхования с иностранными страховщиками не допускается, кроме:
договоров страхования рисков, связанных с морскими перевозками, коммерческой авиацией, запуском космических ракет и фрахтом (включая спутники), в случае если объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с товарами, которые транспортируются, и/или транспортным средством, которым они транспортируются, и/или какая-либо ответственность, возникающая в связи с такой транспортировкой товаров;
договоров перестрахования с соблюдением требований настоящего Закона”.
Мы вновь видим очередное дублирование законодателем ограничений деятельности страховщиков-нерезидентов на территории Украины.
После ч. 8 статья 15 дополнена новой частью:
“Посредническая деятельность на территории Украины по заключению договоров страхования со страховщиками-нерезидентами может осуществляться в соответствии с порядком и требованиями, установленными Уполномоченным органом с учетом требований части двенадцатой статьи 2 настоящего Закона”.
С требованиями ч.12 ст.2 можно ознакомиться выше в настоящей публикации.
Статья 16 Закона дополнена новой ч. 6: “Уполномоченный орган устанавливает требования к порядку заключения договоров со страховщиками-нерезидентами”.
Но самое интересное содержится в так называемых заключительных положениях Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О страховании”. Этот Закон вступает в законную силу лишь со дня присоединения Украины к Всемирной торговой организации. А часть 8 ст. 15 Закона о страховании утрачивает силу через пять лет со дня вступления Украины во Всемирную торговую организацию. В этой части речь идет о следующем: “Посредническая деятельность на территории Украины по заключению договоров страхования с иностранными страховщиками не допускается, кроме договоров перестрахования с соблюдением требований статьи 30 настоящего Закона”.
Вот и получается, что если Украина вступит в ВТО в 2007 году, то после этого еще в течение пяти лет, то есть до 2012 года, страхователи-нерезиденты будут действовать на территории Украины в условиях радикально ограниченных возможностей. И только с 2012 года страховщики-нерезиденты смогут по-настоящему выйти на отечественный рынок страховых услуг. Следовательно, отечественным страховым компаниям дана “фора” в пять лет. За такой срок они должны будут либо выйти на мировой уровень качества страховых услуг и таким образом стать полностью конкурентоспособными как минимум на территории Украины, либо максимально улучшить свои финансовые показатели, дабы подороже продаться иностранным конкурентам.
Какую стратегию выберет большинство отечественных страховых компаний - увидим через пять лет.
Иностранные адвокаты,
добро пожаловать в Украину!
(Закон Украины от 16.11.2006 г. № 355-V “О внесении
изменений в Закон Украины “Об адвокатуре”)
Часть 1 ст. 2 Закона Украины “Об адвокатуре” (далее - Закон об адвокатуре) теперь изложена в следующей редакции: “Адвокатом может быть лицо, которое имеет высшее юридическое образование, подтвержденное дипломом Украины либо в соответствии с международными договорами Украины дипломом иной страны, стаж работы в области права не менее двух лет, владеет государственным языком, сдало квалификационные экзамены, получило в Украине свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью и приняло Присягу адвоката Украины”.
Абзац четвертый ст.17 исключен. А в нем говорилось о том, что адвокатская деятельность может быть прекращена решением квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры в случае утраты адвокатом гражданства Украины. Таким образом, изменения, внесенные в Закон об адвокатуре, позволяют иностранцам выходить на украинский рынок адвокатских услуг. Причем данный Закон уже вступил в законную силу со дня его опубликования.
Надо признать, что иностранцу-адвокату не так-то просто будет овладеть “государственным языком” и разобраться в нашем изрядно запутанном законодательстве. А без этого сдать квалификационный экзамен будет просто невозможно. В то же время, не следует забывать о больших финансовых возможностях иностранных адвокатов. В США, например, многие из них являются миллионерами. Поэтому недостаточное знание украинского языка и нашего законодательства они могут с лихвой компенсировать наличными долларами или евро.
Впрочем, иностранные адвокаты могут пойти по более легкому пути. Им несложно будет открыть фирму по оказанию правовых услуг и в ней образовать адвокатский отдел, в котором будут работать наши соотечественники-адвокаты. Либо еще проще - работать с украинскими адвокатами по договорам. От иностранца-адвоката в этом случае будет реномэ его личного послужного списка и авторитет страны, гражданином которой он является (допустим, США, Германии, Швейцарии, Великобритании), а от нашего адвоката - знание государственного языка и отечественного законодательства.
И все же большого наплыва иностранных адвокатов в Украину сейчас едва ли можно ожидать. Во-первых, основная масса населения у нас представляет собой довольно бедных клиентов. Мало кто может выложить за услуги адвоката сумму, эквивалентную трем-пяти тысячам долларов США или евро. Пожалуй, это нижний предел заинтересованности иностранных адвокатов в украинских клиентах. А коль так, то адвокаты из богатых стран зарубежья, скорее всего, предпочтут подождать, пока уровень жизни украинцев поднимется на порядок.
Во-вторых, есть и еще одна причина незаинтересованности зарубежных адвокатов в клиентах из Украины. Для нашего менталитета характерно судиться самостоятельно, не прибегая к помощи квалифицированного адвоката. Зачем деньги тратить, когда так дешевле?
Самообслуживанию в судах способствуют и решения судов. Зачастую проигравшая сторона вынуждена уплачивать истцу достаточно скромные суммы. В то время как в странах Запада иски исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами долларов или евро. Вот почему там выгоднее заплатить адвокату десяток-другой тысяч долларов или евро, чем после проигрыша в суде выплачивать суммы с пятью или шестью нулями.
Короче говоря, по мере роста уровня жизни в нашем отечестве и “евроатлантической” трансформации нашего менталитета вкупе с повышением исковой смелости до миллионов долларов будет возрастать и интерес иностранных адвокатов к обслуживанию украинских клиентов. Пока же их интерес, скорее всего, ограничится обслуживанием зарубежных топ-менеджеров, возглавляющих подразделения крупных иностранных компаний на территории нашей страны.
Общий вывод: Украина к вступлению во Всемирную торговую организацию де-юре вполне готова. А вот де-факто... Да, здесь можно много о чем сказать и на фактах доказать неготовность нашей страны к столь радикальному внедрению в мировое торговое пространство. Но об этом лучше промолчать. Нам ведь не впервой сначала кидаться головой вниз в омут и лишь затем вспоминать о том, что предварительно не помешало бы научиться плавать. Авось и на этот раз выплывем, так сказать, экспромтом, как это уже не раз бывало в нашей истории.
Эх, где наша не пропадала!
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 3 (577), 15 января 2007 г.
Подписной индекс 40783