Разрешения на размещение киосков
ВОПРОС: Мы планируем расширить сеть киосков в нашем городе и обратились за соответствующим разрешением в горисполком. Однако чиновник, занимающийся этими вопросами, отказался выдать разрешение, сославшись на то, что недавно Минстрой отменил какой-то документ, которым руководствовался исполком, поэтому в настоящее время непонятно, как следует оформлять разрешения. Как нам быть?
ОТВЕТ: Действительно, 14 сентября 2006 года Минстрой приказом № 303 отменил Типовые правила размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности (утвержденные приказом Госстроя от 13.10.2000 г. № 227 и зарегистрированные в Минюсте 27.10.2000 г. за № 755/4976).
Это связано с тем, что правовой статус Типовых правил был весьма сомнительным. С одной стороны, по действующему законодательству установление порядка выдачи всевозможных разрешений, связанных со строительством зданий и сооружений, в том числе и малых архитектурных форм, относится к компетенции местных органов власти. И это вроде бы подтверждалось тем, что правила, изданные Минстроем, назывались “типовыми”, то есть предназначенными для использования в качестве образца.
С другой стороны, составители Типовых правил высказались совершенно категорично: “Местные советы, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, Совет министров Автономной Республики Крым используют Правила для размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности”.
При этом не было даже упомянуто о праве органов местного самоуправления так или иначе отступать от требований этого документа. И на практике не раз возникали проблемы, когда обнаруживались расхождения между Типовыми правилами и созданными на их основе местными правилами, утвержденными соответствующим советом.
Поэтому Минстрой, отменив Типовые правила, попросту ликвидировал существовавшую законодательную коллизию. Однако нельзя сказать, что правительство в лице Минстроя полностью отказалось от какого-либо госрегулирования в этой сфере. Приказом от 04.09.2006 г. № 296 то же Министерство утвердило Методические рекомендации относительно установления порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности. Этот документ предназначен “для использования местными советами и их исполнительными органами при установлении порядка получения разрешения и решения вопросов относительно размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности независимо от формы собственности”.
Таким образом, в настоящее время местные советы должны принять (если они еще не приняты) собственные документы, регулирующие размещение малых архитектурных форм. Методрекомендации же дают только основные указания насчет содержания таких местных документов.
Что касается сути Методрекомендаций, то они не слишком отличаются от отмененных Типовых правил. Так, остался прежним перечень документов, подаваемых в местный исполком для получения разрешения:
- заявление установленной формы, в котором указываются желательное место и срок размещения, функциональное назначение и характеристика объекта;
- нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;
- копия свидетельства о регистрации плательщика НДС (при необходимости);
- документ, удостоверяющий право на земельный участок.
Если объект размещается на платформах инженерных сооружений, внутри помещений или на территориях с особым режимом использования (заповедники, охранные зоны объектов культурного наследия и т. п.), то дополнительно представляется согласование соответствующих органов госнадзора.
Небольшие уточнения появились в процедуре выдачи разрешения. В частности, сократился общий срок оформления разрешения - не более месяца (вместо прежних двух месяцев). Как и раньше, сюда не входит срок, необходимый для изготовления паспорта привязки стационарной малой архитектурной формы.
Что касается срока действия разрешения, то в соответствии с п. 14 Методрекомендаций он определяется сроком действия документа, удостоверяющего право на земельный участок. Этот срок может быть продлен, если арендатор продлит договор аренды земельного участка, на котором расположен киоск. В этом случае переоформлять паспорт привязки не нужно.
При продлении срока действия или перерегистрации разрешения паспорт привязки может переоформляться, если изменились государственные строительные нормы, местные правила застройки, расположение существующих сооружений и инженерных сетей, а также по инициативе субъекта предпринимательской деятельности.
Плата за выдачу разрешения по-прежнему не предусмотрена. Перерегистрация разрешения (без переоформления паспорта привязки) тоже осуществляется бесплатно. Однако некоторую сумму уплатить все же придется - за изготовление топографо-геодезических материалов съемки местности места размещения и их ксерокопий, разработку плана привязки объекта и благоустройства площадки, чертежей фасадов с цветным разрешением, узлов подключения к инженерным сетям (при необходимости) и т. п. Впрочем, в Типовых правилах тоже присутствовала аналогичная норма.
Подведем итог. Ни в основных направлениях государственной политики в данной сфере, ни в частных процедурных вопросах сколько-нибудь существенных изменений не произошло. Поэтому до принятия местного порядка ваши чиновники могут по-прежнему руководствоваться Типовыми правилами или, что практически одно и то же, Методрекомендациями Минстроя. Советуем вам отыскать текст Методрекомендаций и подарить его сотрудникам горисполкома, пояснив, что по существу новый документ от старого почти не отличается.
Елена Кравченко,
юрист
Газета “Фортекс”, № 48/2006 (№ 204), от 21.11.2006 г.
