Все лучшее - детям
(Закон Украины от 14.09.2006 г. № 142-V “О детском питании”)

Несмотря на острое политическое противостояние между президентской и премьерской ветвями власти, между фракциями в Верховной Раде, все же находятся те области, в которых достигается плодотворный консенсус. Одна из таких областей - дети. Закон Украины от 14.09.2006 г. № 142-V “О детском питании” (вступает в законную силу с 1 января 2007 года, а ст. 9 в части внедрения производителями продуктов детского питания системы анализа рисков и контроля (регулирования) в критических точках (НАССР) и/или иных систем обеспечения безопасности и качества - с 1 января 2008 года) был принят без борьбы и политических спекуляций. С банальной житейской истиной о том, что все лучшее - детям, согласились все, от кого в той или иной степени зависит законотворческий процесс.

Груднички и дети раннего возраста

Принятый Закон во многом рамочный и декларативный. Для того чтобы он как следует “заработал”, необходимо принять немало подзаконных актов. Тем не менее его значение для нашего общества, экономики и бизнеса очень велико.

Прежде всего, он конкретизирует пресловутую заботу о детях, трансформирует абстрактную моральную норму в ряд последовательных технологических действий. Примеры конкретизации - в терминологии. Закон четко определяет, что под грудными детьми следует понимать детей в возрасте до одного года, а под детьми раннего возраста - детей в возрасте от одного до трех лет (ст. 1 “Основные термины и их определения”).

Также достаточно четко определены: “детское питание”, “детские смеси для грудных детей”, “детские смеси для последующих этапов кормления”, “компоненты рецептуры”, “оборот продуктов детского питания” и другие необходимые термины. Особо стоит выделить определение специальных сырьевых зон. Это - “регионы или отдельные хозяйства, которые соответствуют условиям производства продукции растениеводства и животноводства, пригодной для выпуска продуктов детского и диетического питания” (ст. 1 Закона).

Создание специальных сырьевых зон - блестящий шанс для экономического подъема “медвежьих углов” нашей страны. У сельхозпредприятий в “неперспективных” селах и деревнях также появляется возможность изменить свою несчастную судьбу. Их низкорентабельное прозябание в считанные годы может смениться на высокорентабельное процветание. Каким образом? Об этом поговорим чуть ниже.

Гуманизм в действии

Высокая социальная значимость Закона раскрывается в ст. 4. В частности, в п. 2 этой статьи записано: “Грудные дети и дети второго года жизни, входящие в состав малообеспеченных семей, а также грудные дети и дети раннего возраста, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, обеспечиваются детским питанием бесплатно в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины”.

Порядка обеспечения бесплатным детским питанием детей пока нет. Однако можно предположить, что разрабатывая соответствующее постановление, Кабмин будет исходить из прожиточного минимума на одно лицо. Согласно ст. 65 Закона Украины от 20.12.2005 г. № 3235-IV “О Государственном бюджете на 2006 год” с 1 октября 2006 года он составляет 472 гривни (для детей до 6 лет - 418 гривень). И реальная помощь, судя по всему, коснется лишь детей из малообеспеченных семей. Потому как дети до года и до трех лет, “пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы”, едва ли составят многочисленную категорию. Ведь весной 2007-го уже исполнится 21 год со дня той самой катастрофы.

Финансировать бесплатную раздачу детского питания для детей указанных групп предполагается из Госбюджета (п. 3 ст. 4 Закона). Нормы продуктов детского питания также будут определены и утверждены Кабмином. А органы местного самоуправления будут обязаны проинформировать родителей или их законных представителей об установленных нормах и порядке бесплатного и льготного обеспечения продуктами детского питания.

Стимулирование производства продуктов
детского питания

Для хозяйствующих субъектов всех форм собственности полезно ознакомиться со ст. 7 Закона. В ней содержатся весьма любопытные для них положения. А именно: “Государственное стимулирование производства продуктов детского питания осуществляется, в частности, путем: размещения государственного заказа среди отечественных производителей продуктов детского питания; размещения государственного заказа на производство сырья для изготовления продуктов детского питания; внедрения механизмов удешевления краткосрочных и долгосрочных кредитов и льготного налогообложения для производителей продуктов детского питания; дотаций отечественного производства сырья, используемого в производстве продуктов детского питания; установления ставок ввозной пошлины на продукты, детского питания, ввозимого на территорию Украины, подобные (аналогичные) которым производятся отечественными предприятиями; применением иных мер, направленных на удешевление производства продуктов детского питания”.

Многим сельхозпредприятиям стоит задуматься о стратегии своего развития на ближайшие годы. Производство экологически чистых продуктов “под госзаказ” - дело очень даже выгодное. Вполне можно вытеснить с отечественного рынка почти все смеси детского питания и не только их. Стратегия выпуска импортозамещающих продуктов в данной сфере, несомненно, принесет если не очень высокую, зато стабильную прибыль. Ведь государство берется помочь в этом установлением повышенных пошлин на ввозимые зарубежными конкурентами продукты детского питания.

Единственное, что в этой связи настораживает - безудержное стремление президентского окружения срочно ввести Украину во Всемирную торговую организацию (ВТО). Потому как в этом случае придется не повышать, а снижать практически все заградительные пошлины. Какова тогда будет цена “слову государеву”, данному в рассматриваемом здесь Законе?

Впрочем, нормы и правила ВТО - палка о двух концах. В Украину хлынет продукция зарубежных производителей. Но в то же время облегчится и экспорт отечественных товаров и услуг. На экологической чистоте продуктов детского питания можно хорошие деньги заработать, экспортируя часть из них в ту же Европу. Так что в любом случае над стратегией производства экологически чистых продуктов стоит как следует задуматься.

Специальные сырьевые зоны

Статью 8 Закона также полезно процитировать. Ее п. 1 гласит: “В производстве продуктов детского питания используется сырье, производимое преимущественно в специальных сырьевых зонах”. И п. 2: “Порядок предоставления статуса специальной сырьевой зоны, и общие требования к ним определяются Кабинетом Министров Украины”. Это - сигнал к действию для местных властей различных депрессивных районов, в которых практически нет промышленности. Потому как в п. 3 ст. 8 Закона заявлено: “В специальной сырьевой зоне запрещается строительство промышленных и иных химических объектов, негативно влияющих на агроклиматическое и экологическое, состояние, за исключением случаев, когда это стратегически необходимо”.

У нас в стране тысячи сел и деревень, в которых никогда ничего мало-мальски промышленного и не строилось. Даже в индустриально развитой Харьковской области, к примеру, район Великого Бурлука - испокон веку экологически чистый. А в областях Западной Украины - таких районов еще больше. Их задача сейчас - подсуетиться и как можно быстрее добиться статуса специальной сырьевой зоны. При таком обороте дела их недостатки (отсутствие промышленности, высокая безработица, низкий уровень жизни населения и т. п.) быстро обернутся великолепными конкурентными достоинствами (выпуск экологически чистых продуктов растениеводства и животноводства, которые могут приносить более высокую прибыль, чем обычные продукты).

Пункт 4 ст. 8 Закона: “Использование пестицидов и агрохимикатов в специальной сырьевой зоне проводится по специальным, технологиям, обеспечивающим получение продукции, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям детского питания”. Пункт 5 той же статьи: “Сырье, предназначенное для производства продуктов детского питания, должно соответствовать обязательным параметрам безопасности и минимальным спецификациям качества, утвержденным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны здоровья”. Пункт 6: “Сырье, используемое в производстве продуктов детского питания, не может содержать гормональных препаратов и генетически модифицированных организмов”. Все эти требования и есть составляющие семейства тех самых брендов экологически чистых украинских продуктов, которые могут появиться уже через год другой. Эти требования просто “убойные” для состоятельных соотечественников, для зажиточных потребителей стран СНГ и так называемого дальнего зарубежья.

И, наконец, п. 7 ст. 8 Закона: “Производители сырья, независимо от форм собственности, осуществляющие производство сырья в специальных сырьевых зонах, в первоочередном порядке привлекаются к выполнению государственного заказа на производство сырья для выпуска продуктов детского питания”. Наверное, не стоит лишний раз напоминать отечественным предпринимателям о выгодности работы по госзаказу для развития собственного бизнеса. Ибо - вначале производится вся продукция под госзаказ, а потом все возрастающие излишки такой же качественной продукции - продаются по свободным ценам всем желающим ее приобрести.

Стандарты качества

В ст. 9 Закона изложены требования к производству продуктов детского питания. Эти требования можно назвать высочайшими стандартами качества производства продуктов питания вообще. Поскольку все, что полезно для детей грудного возраста и первых лет жизни, уж никак не может быть вредным для всех остальных.

Закон требует от производителей продуктов детского питания применять санитарные меры и надлежащую практику производства самых современных систем обеспечения безопасности и качества. Запрещается использовать сырье, в котором содержатся пестициды, тяжелые металлы, радионуклиды, гормональные препараты, антибиотики и другие небезопасные вещества. Запрещается даже использовать красители для продуктов детского питания, мяса механического обваливания, свиной шкуры, пищевого крахмала, пшеничной муки, гидратированных продуктов из сои и их производных, смесей специй и пряностей, в состав которых входят незарегистрированные пищевые добавки.

Короче говоря, весь массив подзаконных актов, которые будут приняты в развитие настоящего Закона, судя по всему, составят своего рода кодекс безопасного и максимально полезного для всех людей питания. Постепенно нормы из этого “кодекса” будут перекочевывать и во многие другие законы Украины, касающиеся питания населения. А из законов - они будут воплощаться в жизнь. Как бы тони было, но мы все более становимся европейцами не только в политическом и экономическом смысле, но и в ментальном: экологически чистые продукты в нашем сознании начинают играть роль идеи фикс.

Задачи для Кабмина

Законодатель так торопился сделать прекрасную сказку о высококачественном питании былью, что не удержался и в “Заключительных положениях” Закона внес изменения в ч. 3 ст. 33 Закона Украины от 11.07.2001 г. № 2628-III “О дошкольном образовании”: “3. Грудным детям и детям второго года жизни, входящим в состав малообеспеченных семей, а также грудным детям и детям раннего возраста, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, за счет государства гарантируется обеспечение детским питанием в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины”.

Кроме того, перед Кабмином поставлены следующие задачи: в течение полугода со дня опубликования данного Закона утвердить нормы продуктов детского питания, предназначенных для бесплатного обеспечения детей льготных категорий, определить порядок информирования родителей об этом, обеспечить принятие нормативно-правовых актов, вытекающих из данного Закона, разработать и подать на рассмотрение Верховной Радой предложения по внесению изменений в законы Украины, вытекающие из данного Закона, обеспечить приведение всеми министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями Закона.

Да, работы предстоит много. Если чиновники Кабмина справятся, то уже к осени следующего года мы будем иметь необходимое правовое поле для разворачивания производства высококачественного детского питания в нашей стране. А если параллельно с ними хорошо потрудятся предприниматели и органы местного самоуправления - произойдут важные сдвиги в производстве не только детского, но и взрослого питания. Реализация Закона Украины от 14.06.2006 г. № 142-V “О детском питании” вполне способна вызвать лавину преобразований во всем нашем агропроме и перерабатывающей промышленности.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 49 (571), 4 декабря 2006 г.
Подписной индекс 40783