Строить будем по местным правилам
(Комментарий к Закону Украины от 12.09.2006 г. № 109-V “О внесении
изменений в Закон Украины
“О планировании и застройке территорий”)
Закон Украины от 20.04.2000 г. № 1699-III “О планировании и застройке территорий” (далее - Закон о планировании и застройке территорий), регулирующий строительство, действует уже более шести лет. Однако застройка крупных городов, таких как Киев и Харьков, все еще оставляет желать лучшего. Наш законодатель, видимо, озаботился этой проблемой и надумал поспособствовать ее решению путем внесения изменений в данный Закон.
Так, во второе предложение ч. 3 ст. 24 Закона о планировании и застройке территорий после слов “определяются региональными” он внес дополнение “региональными и/или местными”. В ч. 10 той же статьи слова “региональными и местными” заменены на слова “региональными и/или местными”. Аналогичные изменения произведены и в ч. 1 ст. 26 Закона: слова “региональных и местных” заменены на слова “региональных и/или местных”. В ч. 3 ст. 24 речь идет о перечне других документов и материалов, которые необходимы для получения разрешения на строительство. Они должны прилагаться к письменному заявлению. Так вот, перечень этих документов, порядок их рассмотрения определяются региональными и/или местными правилами застройки.
В ч.10 ст. 24 Закона мы находим следующий текст: “При предоставлении разрешения на строительство органам исполнительной власти и органам местного самоуправления запрещается истребовать от заявителя документы, не предусмотренные региональными и/или местными правилами застройки и настоящим Законом”. В ст. 26 Закона предписывается придерживаться региональных и местных правил застройки. Что же это за правила?
Определение их обнаружим в ст. 1 Закона о планировании и застройке территорий. В ней сказано следующее: “Региональные правила застройки - нормативно-правовой акт, которым устанавливается общий для территорий и населенных пунктов области, Автономной Республики Крым (кроме городов Киева и Севастополя, городов республиканского значения Автономной Республики Крым, городов областного значения) порядок планирования, застройки и другого использования территорий и отдельных земельных участков”.
А местные правила застройки - это также “нормативно-правовой акт, которым устанавливается порядок планирования и застройки и иного использования территорий, отдельных земельных участков, а также перечень всех допустимых видов, условий и ограничений застройки и иного использования территорий и отдельных земельных участков в пределах зон, установленных в плане зонирования”.
В ч. 1 ст. 3 Закона определено, что “планирование территорий осуществляется на общегосударственном, региональном и местном уровнях”. Выходит, что законодатель, внося вышеописанные изменения в анализируемый Закон, решил повысить значение как раз регионального и местного уровней планирования территорий. Что это даст? Попробуем найти ответ в ч. 3 ст. 7 Закона, которая имеет название: “Планирование территорий на региональном уровне”. Дословно в этой части сказано: “В схемах планирования территории на региональном уровне определяются меры реализации государственной политики и учитываются государственные интересы во время планирования этих территорий, их исторические, экономические, экологические, географические и демографические особенности, этнические и культурные традиции”.
Поняли, в чем дело? Законодатель, а точнее специалисты, готовившие изменения к данному Закону, решили посодействовать снижению однообразия застройки последних десятилетий. Если их замысел достигнет цели, застройка карпатского региона будет существенно отличаться от застройки, скажем, центральных областей Украины, Крыма или Востока Украины и наоборот. Наверное, в этом есть определенный резон. Тот, кто ездил в Европу, наверняка заметил, сколь разнообразна там застройка не только в отдельных странах, но и даже в различных регионах этих стран. Красиво. Миллионы туристов приезжают в европейские страны и оставляют в них миллиарды долларов лишь потому, что им хочется посмотреть на живописные города и городки. Да и самим европейцам приятно живется среди своих рукотворных и нерукотворных пейзажей.
Указанные изменения к Закону, хочется надеяться, будут содействовать превращению Украины в подлинно европейскую страну.
Следующая группа изменений в Законе о планировании и застройке территорий касается так называемых “выходных данных”. В ч. 1 ст. 26 Закона слова “выходные данные на проектирование” заменены на слова “другие выходные данные на проектирование”. А ч. 1 ст. 27 Закона и вовсе получила новую редакцию: “Физические и юридические лица, которые получили разрешение на строительство объекта градостроительства, или юридические лица, которые получили решение сельского, поселкового, городского совета или уполномоченного на то исполнительного органа о согласовании месторасположения объекта, имеют право на получение выходных данных на проектирование этого объекта и осуществление проектно-изыскательских работ”.
Часть 2 ст. 27 дополнена предложением следующего содержания: “Для проектирования объектов, которые согласно статье 22 настоящего Закона определены как преимущественные виды застройки в пределах отдельных зон, вместо архитектурно-планировочного задания в качестве выходных данных используются единые условия и ограничения застройки земельных участков, определенные местными правилами застройки”.
Для того чтобы понять смысл трех последних изменений к Закону, необходимо разобраться с понятием “выходные данные”. Его определение дается в ст. 5 Закона Украины от 20.05.1999 г. № 687-XIV “Об архитектурной деятельности”. В ней дословно сказано: “Разработка проектов объектов архитектуры осуществляется на основании выходных данных на проектирование, к которым относятся: архитектурно-планировочное задание; задание на проектирование; технические условия относительно инженерного обеспечения объекта архитектуры. Выходные данные составляются на основании утвержденной градостроительной документации, местных правил застройки населенных пунктов, а также соответствующих решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления”.
Наконец, ч. 3 ст. 27 дополнена следующим предложением: “В технических условиях не допускается дублирование положений государственных норм, стандартов и правил”. Судя по всему, в данном случае законодатель хочет добиться от составителей технических условий творческого подхода к делу. Дабы они не занимались формальной перепиской общеизвестных норм, стандартов и правил. Как говорится, если тебе нечего написать, - то лучше не пиши.
Резюмируем сказанное. Изменения к Закону о планировании и застройке территорий направлены на усовершенствование процедуры предоставления разрешения на строительство, получение выходных данных на проектирование объектов градостроительства, более широкое применение местных правил застройки.
В частности, установлено, что право на получение выходных данных на проектирование объекта и проведение проектно-изыскательских работ имеют юридические лица, получившие решение сельского, поселкового, городского совета или уполномоченного на то исполнительного органа о согласовании месторасположения этого объекта. Согласно предыдущей редакции Закона такое право имели физические и юридическое лица, получившие разрешение на возведение объекта градостроительства.
Введен также новый порядок, по которому при проектировании объектов, которые в соответствии с Законом о планировании и застройке территорий определены как преимущественные виды застройки в пределах отдельной зоны, вместо архитектурно-планировочного задания в качестве выходных данных используются единые условия и ограничения застройки земельных участков, определенные местными правилами застройки.
Будем надеяться, что все эти изменения в Законе в ближайшие годы реализуются в виде новых красивых и удобных городских кварталов, коттеджных городков и сельских усадеб.
Изменения к Закону о планировании и застройке территорий предусматривают устранение однообразия застройки последних десятилетий. Если этот замысел достигнет цели, застройка карпатского региона будет существенно отличаться от застройки центральных областей Украины, Крыма или Востока Украины и наоборот.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 48 (570), 27 ноября 2006 г.
Подписной индекс 40783