Комментарий к постановлению КМУ от 08.11.2006 г. № 1567
“Об утверждении Порядка осуществления государственного
контроля на автомобильном транспорте”
Руководителям автотранспортных предприятий нынешний год запомнится, наверное, двумя событиями: резким скачком цен на бензин и принятием в новой редакции (от 23.02.2006 г. № 3492-IV) Закона Украины “Об автомобильном транспорте” (далее - Закон). Но если последствия первого из этих событий автотранспортники ощутили незамедлительно, то второе только начинает оказывать свое влияние на работу данной отрасли.
Мы уже говорили о том, что новые нормы Закона сами по себе не так уж сильно задевают интересы автоперевозчиков. Куда более серьезное воздействие исходит от подзаконных актов, принятых во исполнение требований Закона. Сегодня поговорим об одном из таких актов, имеющих самое непосредственное отношение к повседневной работе автомобильного транспорта.
8 ноября 2006 года Кабмин Постановлением № 1567 утвердил Порядок осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте (далее - Порядок) и отменил прежний Порядок осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте общего пользования, утвержденный Постановлением КМУ от 29.01.2003 г. № 143.
В соответствии с п. 2 нового Порядка государственному контролю подлежат все транспортные средства отечественных и иностранных субъектов хозяйствования, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров и грузов на территории Украины. Контролировать перевозчиков должна Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте (далее - Глававтотрансинспекция) путем проведения плановых, внеплановых и рейдовых проверок.
Вот с рейдовых проверок мы и начнем анализ этого документа.
Рейдовые проверки
До недавнего времени отечественное законодательство не знало такого понятия, как рейдовые проверки. Впервые они были упомянуты как раз в новой редакции Закона, но упоминание это отличалось отсутствием какой-либо конкретики, так что можно было лишь догадываться, что же понимает под этим термином законодатель. С появлением нового Порядка ситуация прояснилась.
Рейдовые проверки проводятся не чаще одного раза в квартал на основании еженедельного графика, составляемого территориальным управлением Глававтотрансинспекции. Об их проведении руководство проверяемого предприятия заранее не предупреждается.
Согласно п. 14 Порядка рейдовые проверки транспортных средств проводятся на отдельно определенных участках дороги, маршрутах, автовокзалах, автостанциях, автобусных остановках, местах посадки и высадки пассажиров, стоянках такси и транспортных средств, местах погрузки и разгрузки грузовых автомобилей, контрольно-весовых комплексах, во время выезда с предприятий и мест стоянки, а также в пунктах пропуска через государственную границу (по согласованию с начальником органа охраны государственной границы).
Рейдовая проверка проводится группой должностных лиц (не менее двух) в соответствии с заданием на проверку. При этом возможно применение специализированных автомобилей с надписью “Глававтотрансинспекция”.
Рейдовые проверки могут проводиться как с остановкой транспортных средств, так и без остановки. Во втором случае проверяющим запрещено нарушать график движения или отвлекать внимание водителя от управления (при наличии в экипаже второго водителя, кондуктора и т. п.).
В ходе рейдовой проверки проверяется:
- наличие документов, на основании которых осуществляются перевозки. Перечень таких документов содержится в ст. 39 и 48 Закона;
- наличие в документах водителя отметки о прохождении им медицинского осмотра и проведении проверки технического состояния транспортного средства перед выездом на маршрут;
- соответствие внешнего и внутреннего снаряжения (экипировки) транспортного средства установленным требованиям;
- оснащение такси исправным таксометром;
- соответствие количества перевозимых пассажиров сведениям, указанным в регистрационных документах, или нормам, предусмотренным техническими характеристиками транспортного средства;
- наличие у всех пассажиров билетов на проезд и квитанций на перевозку багажа, а в случае льготного проезда - соответствующего удостоверения;
- соблюдение водителем автобуса утвержденного расписания и маршрута движения, режима работы и отдыха;
- наличие в автобусе двух водителей (в случае перевозки пассажиров на расстояние 500 и более километров);
- выполнение водителем требований Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине.
Срок проведения рейдовой проверки не должен превышать трех дней. Он может быть продлен до пяти дней только по решению руководителя органа Глававтотрансинспекции.
Плановые и внеплановые проверки
Как и раньше, плановые и внеплановые проверки проводятся по местонахождению субъекта хозяйствования, в ходе осуществления перевозок пассажиров и грузов и в пунктах пропуска через государственную границу.
Плановые проверки по-прежнему осуществляются не чаще одного раза в год согласно квартальному плану, который утверждается Глававтотрансинспекцией. При этом уточнено, что в течение года, на который запланирована проверка состояния выполнения субъектом хозяйствования Лицензионных условий*, другие плановые проверки субъекта по его местонахождению не проводятся.
Перед проведением плановой или внеплановой проверки руководитель органа Глававтотрансинспекции издает приказ о создании проверяющей комиссии и подписывает задание на проверку по установленной форме (приложение 1 к Порядку).
О предстоящей плановой проверке автоперевозчик письменно уведомляется не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала. О внеплановой проверке субъекта, разумеется, никто никого не предупреждает. Так что в этом отношении автотранспортникам приходится похуже, чем другим субъектам хозяйствования,- ведь в нормативных документах большинства ведомств все-таки имеется норма о заблаговременном предупреждении проверяемых предприятий, даже если такие проверки осуществляются внепланово.
Плановая проверка проводится комплексно. Внеплановая же проверка может быть комплексной или выборочной.
При проведении комплексной проверки по местонахождению автоперевозчика обязательно проверяется наличие:
- документов, на основании которых осуществляются перевозки автомобильным транспортом;
- договора об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности;
- договоров на охрану автобусов во время стоянки в конечных пунктах междугородных и международных маршрутов, обеспечение водителей местом для отдыха;
- материально-технической базы для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, контроля за их техническим состоянием, проведения ежесменного медицинского осмотра водителей. При отсутствии собственной базы и специалистов проверяется наличие договоров на такие услуги;
- тахографов - контрольных устройств для показа или регистрации в автоматическом либо полуавтоматическом режиме информации о движении транспортных средств и периодах работы водителей, ведение ежедневных регистрационных листов режима работы и отдыха водителей на транспортных средствах, осуществляющих международные автомобильные перевозки;
- документации на автостанциях и автовокзалах о присвоении им соответствующей классности, утвержденной Госавтоинспекцией схемы движения транспорта и пешеходов на их территориях, средств визуального и громкоговорящего информирования пассажиров.
Само собой, проверяются не только документы. Контролируются и такие вещи, как:
- проведение перед- и послерейсового осмотра технического состояния транспортных средств и медосмотра водителей;
- внешнее и внутреннее снаряжение (экипировка) транспорта;
- соответствие транспортных средств требованиям государственной системы сертификации;
- выполнение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
- наличие в автобусе двух водителей (в случае перевозки пассажиров на расстояние 500 и более километров), а также соблюдение водителем режима работы и отдыха;
- уровень профессиональной квалификации персонала автотранспорта (в том числе работников, занимающихся ремонтом узлов и агрегатов транспортных средств) и повышение квалификации персонала автотранспорта (в том числе специалистов по вопросам безопасности автомобильных перевозок);
- соблюдение норм международных договоров о международном автомобильном сообщении;
- соблюдение автостанциями и автовокзалами Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта.
Если в ходе плановой или внеплановой проверки будут выявлены нарушения, которые влияют на безопасность автоперевозок и являются основанием для аннулирования лицензии, то назначается внеплановая проверка выполнения Лицензионных условий*.
Оформление результатов проверки
По результатам плановой (внеплановой) проверки составляется акт в двух экземплярах, каждый из которых подписывается всеми проверяющими и автоперевозчиком. Один экземпляр акта передается проверенному субъекту, а второй остается в органе госконтроля.
Если в ходе проверки выявлены нарушения, то дело об этом рассматривается должностным лицом органа Глававтотрансинспекции по местонахождению субъекта или по месту выявления нарушения не позднее двух месяцев со дня его выявления.
О времени и месте рассмотрения дела о нарушении автоперевозчик уведомляется под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении.
Дело рассматривается в присутствии уполномоченного лица субъекта хозяйствования. Кстати, его неявка на рассмотрение дела ни от чего не спасает. Решение в таком случае будет принято и без его участия.
По результатам рассмотрения дела о нарушении выносится обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства в указанный в нем срок. О выполнении предписания автоперевозчик должен письменно уведомить руководителя органа Глававтотрансинспекции.
Кроме того, при наличии соответствующих оснований выносится постановление о применении финансовых санкций. Копия постановления выдается субъекту под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в трехдневный срок после его вынесения.
Для уплаты штрафа отводится не более 15 дней после получения копии постановления. В тех случаях, когда постановление обжалуется, но жалоба остается без удовлетворения, штраф уплачивается в такой же срок со дня получения уведомления об этом.
По поводу обжалования заметим, что жалоба на постановление о применении финансовых санкций подается в течение 10 дней после его вынесения вышестоящему начальству органа госконтроля. Этот факт приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы по существу. Копия решения по жалобе выдается автоперевозчику в срок до трех дней под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Кстати, в Порядке не упомянуто, но вы должны знать, что отстаивать свои интересы любые лица, в том числе автоперевозчики, могут и в судебном порядке.
Полномочия проверяющих
Кое-что изменилось в полномочиях сотрудников Глававтотрансинспекции. Так, в соответствии с п. 36 Порядка они вправе:
- беспрепятственно посещать субъектов хозяйствования для проведения проверок по вопросам, относящимся к их компетенции, при условии предъявления служебного удостоверения и задания на проверку;
- проводить проверку транспортного средства, в том числе с его остановкой, согласно заданию на проверку. Напомним, что раньше им разрешалось проводить проверки без установленного задания в случае выявления нарушения законодательства об автотранспорте во время пользования транспортным средством;
- ознакамливаться с документами, на основании которых субъекты хозяйствования проводят деятельность в сфере автомобильного транспорта, и получать их копии;
- пользоваться бесплатным проездом во время проведения проверки транспортных средств.
Полномочия руководства автотрансинспекции несколько сократились. Так, из их перечня исчезли:
- право ставить перед руководителями субъектов предпринимательской деятельности вопрос о наложении взыскания на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об автотранспорте, или об их несоответствии занимаемой должности;
- право передавать правоохранительным органам материалы о правонарушении, содержащем признаки преступления;
- право вносить органам лицензирования предложения по принятию предусмотренных законодательством мер к нарушителям Лицензионных условий;
- право информировать территориальные органы Антимонопольного комитета о выявленных в ходе контроля фактах нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.
Впрочем, это вовсе не означает, что автоинспектор, заметивший в действиях предприятия, например, признаки “уголовщины”, благодушно махнет на них рукой и оставит все как есть. В таком случае он, между прочим, и сам может угодить под уголовную ответственность по ст. 396 “Сокрытие преступления” Уголовного кодекса. Правда, указанная статья применяется лишь в случае сокрытия тяжких и особо тяжких преступлений, но вряд ли инспектор станет штудировать комментарии к Уголовному кодексу, чтобы выяснить, относится ли замеченное им правонарушение к тяжким. Скорее всего, от греха подальше просто “стукнет” в милицию (налоговую милицию) или прокуратуру, что, дескать, на таком-то предприятии замечено нечто подозрительно-уголовное.
_________________
* О Лицензионных условиях проведения хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования (кроме предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси), а также о Лицензионных условиях проведения хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси, утвержденных совместным приказом Госкомпредпринимательства и Минтранса Украины от 18.12.2003 г. № 136/985.
Елена Кравченко,
юрист
Газета “Фортекс”, № 47/2006 (№ 203), от 14.11.2006 г.
