Комментарий к Закону Украины “О детском питании”
от 14.09.2006 г. № 142-V

Верховная Рада, приступившая наконец к своей основной, то есть законотворческой, работе, начала выдавать “на гора” готовую продукцию. И одно из первых творений нового созыва - Закон Украины “О детском питании” от 14.09.2006 г. № 142-V (далее - Закон), который должен вступить в силу с 1 января 2007 года.

Не будем касаться вопроса об особой актуальности данного вопроса, заставившего депутатов отвлечься от коалиционных игр. Коль скоро законодатель решил уделить внимание детскому питанию, будем и мы считать, что остальные вопросы либо уже урегулированы законодательно, либо гораздо менее важны, чем этот.

Ну и раз такой закон появился, расскажем, что он несет отечественным предпринимателям, так или иначе связанным с производством и продажей продуктов детского питания. Чтобы дальше не отвлекаться, укажем, что таковыми в соответствии со ст. 1 Закона считаются продукты, предназначенные для питания грудных детей (до года) и детей раннего возраста (от одного до трех лет).

Тщательное изучение Закона показывает, что по-настоящему новых норм (по крайней мере, имеющих отношение к производственно-торговой сфере) в нем не так уж много. На продукты детского питания в полной мере распространяются требования, например, Законов Украины “О безопасности и качестве пищевых продуктов” и “О молоке и молочных продуктах”. По большей части эти требования в рассматриваемом Законе попросту дублируются. Однако некоторые специальные нормы для производства и оборота детского питания Законом все же установлены.

Так, согласно ст. 8 Закона для производства продуктов детского питания должно использоваться сырье, которое производится преимущественно в специальных сырьевых зонах. Под такими зонами понимаются “регионы или отдельные хозяйства, соответствующие условиям производства продукции растениеводства и животноводства, пригодной для изготовления продуктов детского и диетического питания”.

Пестициды и агрохимикаты в такой зоне могут применяться только по специальным технологиям, обеспечивающим получение продукции, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям детского питания. Кроме того, сырье для продуктов детского питания не может содержать гормональных препаратов и генетически модифицированных организмов.

В специальной сырьевой зоне запрещено строительство промышленных и других химических объектов, которые негативно влияют на агроклиматическое и экологическое положение (за исключением случаев, когда это стратегически необходимо).

Как видите, законодатели выразились весьма деликатно: дескать, сырье должно быть из специальных зон, но не обязательно, а “преимущественно”, строительство химкомбинатов запрещено, но не вообще, а за исключением “стратегически необходимых” случаев. Можно не сомневаться в том, что заинтересованные лица всегда сумеют доказать, что именно их объект - самый что ни на есть стратегически необходимый.

В общем, больших проблем для наших бизнесменов эти законодательные нормы не создадут. Ну разве что потребуются некоторые дополнительные расходы на то, чтобы убедить соответствующих чиновников в стратегической необходимости или обосновать перед ними “преимущественность” использования продуктов из спецзон.

Кстати, тут же возникает вопрос о том, что делать производителям детского питания в январе будущего года. Ведь порядок присвоения той или иной территории статуса специальной сырьевой зоны, а также общие требования к таким зонам должен определить Кабмин, причем на эту работу ему отведен шестимесячный срок. Но ведь Закон-то вступает в силу уже через два месяца с небольшим!

Не исключено, что в результате пострадают производители, связанные с госзаказами, поскольку к выполнению государственного заказа на производство сырья для детского питания привлекаются в первую очередь те производители, которые производят его в специальных сырьевых зонах.

Соответствие сырья санитарным нормам подтверждается санитарно-эпидемиологическим сертификатом, выданным Минздравом. Если в производстве продуктов детского питания используются пищевые добавки, то они должны быть зарегистрированы.

Для производства продуктов детского питания запрещено использовать:

- сырье, содержащее пестициды, тяжелые металлы, радионуклиды, гормональные препараты, антибиотики и другие опасные вещества, наличие которых не допускается государственными санитарными нормами или уровень которых превышает максимально допустимый;

- сырье, составленное или произведенное из генетически модифицированных организмов;

- красители, если продукция предназначена для грудных детей, а также искусственные красители в других продуктах детского питания;

- мясо механической обвалки, свиную кожу, пищевой крахмал, пшеничную муку, гидратированные продукты из сои и ее производных, а также смеси специй и пряностей, в состав которых входят незарегистрированные пищевые добавки.

Что касается требований к производству продуктов детского питания, то в соответствии со ст. 9 Закона отечественные продукты детского питания должны соответствовать обязательным параметрам безопасности и минимальным спецификациям качества, утвержденным Минздравом. Их производство осуществляется исключительно на промышленной основе в соответствии с нормативной документацией по стандартизации.

Технологическое оборудование, вспомогательные средства и материалы для производства и оборота продуктов детского питания могут использоваться только при наличии заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно безопасности пищевых продуктов.

Продукты детского питания должны иметь индивидуальную герметичную упаковку, которая изготавливается из материалов, разрешенных для использования Минздравом. В тех случаях, когда продукция быстро портится при нарушении герметичности упаковки, требует хранения при определенных температурных условиях и предназначена для потребления непосредственно после вскрытия упаковки, она должна быть рассчитана на одну порцию в соответствии с возрастными потребностями ребенка.

Кроме того, производителям продуктов детского питания предписано проводить на своих предприятиях санитарные мероприятия и использовать надлежащую практику производства, систему анализа рисков и контроля (регулирования) в критических точках (НАССР) или другие системы обеспечения безопасности и качества. Правда, это - только с 1 января 2008 года.

Импортные продукты детского питания подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном Кабмином.

Не допускается продажа (хранение, транспортировка) продуктов детского питания в не предназначенных для этого местах или в местах, не соответствующих установленным санитарным нормам. Кроме того, запрещен оборот детских продуктов, если они, в частности:

- не соответствуют установленным требованиям качества и безопасности и/или содержат генетически модифицированные организмы;

- не сопровождаются декларацией производителя и свидетельством о государственной регистрации;

- неправильно этикетированы;

- перемещены через таможенную территорию Украины контрабандой;

- имеют истекший срок годности.

Продукты, не соответствующие установленным требованиям к качеству и безопасности, подлежат изъятию из оборота.

Напомним, что здесь законодатели ничего нового не сказали, аналогичные требования содержатся и в Законе “О безопасности и качестве пищевых продуктов”.

Производителям следует обратить внимание на особые требования, предъявляемые Законом к этикеткам. Так, в соответствии со ст. 11 Закона в информации о составе продукта должен приводиться исчерпывающий перечень всех компонентов рецептуры с указанием их количественного содержания в конечном продукте в расчете на 100 грамм. Кроме того, на этикетках продуктов, предназначенных для питания грудных детей, должно приводиться предупреждение о безусловном преимуществе грудного вскармливания и рекомендации о необходимости предварительной (до начала потребления) консультации врача. Вся информация на этикетках приводится на украинском языке.

Государственный надзор и контроль за безопасностью и качеством продуктов детского питания осуществляется специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти и их органами на местах.

Что касается ответственности за нарушения в данной сфере, то в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона вред, причиненный здоровью детей из-за нарушения установленных требований, возмещается в полном объеме.

Каких-то специальных санкций Закон не вводит, ограничиваясь ссылкой на “гражданско-правовую, административную, дисциплинарную или уголовную ответственность согласно закону”. Впрочем, в законодательстве и без того немало всевозможных наказаний. Например, комплекс санкций в ст. 23 Закона Украины “О защите прав потребителей” (изложенного в новой редакции Законом Украины от 01.12.2005 г. № 3161-IV), а также ряд статей в Кодексе Украины об административных правонарушениях, в частности:

- ст. 155 “Нарушение правил торговли и предоставления услуг работниками торговли, общественного питания и сферы услуг, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью”;

- ст. 156-1 “Нарушение законодательства о защите прав потребителей”;

- ст. 167 “Выпуск и реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов”;

- ст. 168 “Выпуск в продажу нестандартной продукции”;

- ст. 170 “Несоблюдение стандартов при транспортировке, хранении и использовании продукции”;

- ст. 170-1 “Введение в оборот продукции, в отношении которой нет сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия либо декларации о соответствии, а также неправомерное применение национального знака соответствия”.

Не существует и специальной уголовной статьи, касающейся детского питания. Зато есть ст. 227 “Выпуск или реализация недоброкачественной продукции” Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 200 необлагаемых минимумов или исправительные работы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Впрочем, надеемся, что у вас до этого дело не дойдет.

Елена Кравченко,
юрист

Газета “Фортекс”, № 42-43/2006 (№ 198-199), от 18.10.2006 г.