Комментарий к постановлению КМУ от 04.10.2006 г. № 1383
“Об утверждении Положения о Министерстве
внутренних дел Украины”
Сколько лет работало МВД без кабминовского Положения о нем - и ничего. Так бы, наверное, и продолжалось, если бы не грянула конституционная реформа. В правительстве решили, что прежнее Положение об МВД, утвержденное Указом Президента от 17.10.2000 г. № 1138/2000, уже не годится, и составили собственное Положение.
Обратите внимание на то, что в данном документе расписаны права органов внутренних дел, что, на наш взгляд, совершенно излишне. Их права уже установлены Законами Украины “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, Уголовно-процессуальным кодексом и другими нормативными актами. Как показывает опыт, когда подобные права госорганов начинают дублироваться в каком-нибудь другом нормативно-правовом акте, это всего лишь приводит к путанице и возникновению новых проблем.
Итак, в соответствии с п. 5 Положения органы МВД имеют право:
1) получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на них задач.
Если не касаться прав органов милиции в ходе ведения уголовных и оперативно-розыскных дел, то согласно п. 17 ст. 11 Закона “О милиции” МВД вправе беспрепятственно и бесплатно получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан по письменному запросу сведения (в том числе составляющие коммерческую и банковскую тайну), необходимые в делах о преступлениях, находящихся в производстве милиции. Ну а поскольку в производстве у милиции могут находиться все те же оперативно-розыскные и уголовные дела, то выходит, что получить информацию, документы и материалы МВД вправе лишь в рамках оперативно-розыскных и уголовных дел.
Таким образом, рассматриваемое право ограничено законодательными требованиями, а согласно ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти, их должностные лица обязаны действовать исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. В Положении, как вы видите, указанные ограничения не упоминаются. Поэтому сотрудники МВД, скорее всего, будут о них “забывать”, ссылаясь при необходимости на более “удобный” для них пункт Положения;
2) привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции МВД.
Интересно отметить, что привлечение специалистов возможно только с согласия руководителей предприятий, организаций, учреждений. При этом от самих специалистов согласия никто не требует. На наш взгляд, такой подход возможен лишь в отношении государственных служащих, поскольку все остальные граждане обязаны разве что дать органам милиции показания, если их привлекут в качестве свидетелей по уголовному делу;
3) требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций пояснений по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого относится к компетенции МВД, проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого относится к компетенции МВД, требовать проведения инвентаризации и ревизии соответствующей сферы финансово-хозяйственной деятельности.
Данное требование лишь отчасти дублирует норму п. 24 ст. 11 Закона “О милиции”. Указанным пунктом Закона предусмотрено право органов милиции“ требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена компетенции милиции, а также в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции, требовать проведения инвентаризаций и ревизий соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности.
Органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины. В направлении на проверку указываются дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленного печатью органа милиции”.
Как видите, составители Положении “забыли” о самом главном - что проверки, инвентаризации и ревизии возможны только в порядке, установленном Кабмином (какового порядка на сегодняшний день не существует) и при условии предъявления направления по форме, утвержденной МВД (форма, кстати, тоже не утверждена).
Так что проведение проверок на основании одних только норм Положения, без соблюдения требований п. 24 ст. 11 Закона “О милиции”, на наш взгляд, незаконно.
Сергей Козлович,
директор аудиторской фирмы “Фортекс”
Газета “Фортекс”, № 42-43/2006 (№ 198-199), от 18.10.2006 г.
