Комментарий к приказу ГНАУ от 24.07.2006 г. № 428 “О внесении
изменений в Инструкцию о порядке учета плательщиков налогов”
(зарегистрирован в Минюсте Украины 22.08.2006 г. за № 998/12872)
и приказу ГНАУ от 24.07.2006 г. № 427 “О внесении изменений в приказ
Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.98 г. № 80
“Об утверждении Инструкции о порядке учета плательщиков налогов”
и другие нормативно-правовые акты” (зарегистрирован в
Минюсте Украины 22.08.2006 г. за № 994/12868)
Недавно были опубликованны приказы ГНАУ - от 24.07.2006 г. № 427 (зарегистрирован в Минюсте 22.08.2006 г. за № 994/12868) и от 24.07.2006 г. № 428 (зарегистрирован в Минюсте 22.08.2006 г. за № 998/12872), которыми внесены изменения в ряд законодательных актов:
- Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79, зарегистрированное в Минюсте Украины 03.04.2000 г. за № 208/4429;
- Порядок присвоения регистрационных (учетных) номеров плательщиков налогов, утвержденный приказом ГНАУ от 03.08.98 г. № 380, зарегистрированный в Минюсте Украины 01.09.98 г. за № 540/2980;
- Положение о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине в качестве плательщиков налога на прибыль, утвержденное приказом ГНАУ от 12.08.97 г. № 293, зарегистрированное в Минюсте Украины 21.08.97 г. за № 331/2135 (в редакции приказа ГНАУ от 16.01.98 г. № 23);
- Порядок направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых требований плательщикам налогов, утвержденный приказом ГНАУ от 03.07.2001 г. № 266, зарегистрированный в Минюсте Украины 16.07.2001 г. за № 595/5786.
По большей части эти изменения носят формальный характер и подчинены главному - изменениям, которые внесены теми же двумя приказами в Инструкцию о порядке учета плательщиков налогов, утвержденную приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80, зарегистрированную в Минюсте Украины 16.03.98 г. за № 172/2612. Вот об этом мы сейчас и поговорим.
Первое впечатление
Изучение приказов № 427 и 428 производит странное впечатление.
Во-первых, непонятно, зачем понадобилось в течение одного дня издавать два приказа, которыми вносятся изменения в один и тот же документ.
Во-вторых, впечатляет фантазия ГНАУ, которая, например, в некоторых разделах умудрилась пункты с четными номерами поправить одним приказом, а с нечетными - другим.
В-третьих, приказ № 428, несмотря на больший, чем у приказа № 427, номер, кажется изданным (или, по крайней мере, написанным) раньше своего непосредственного предшественника. Так, 428-й приказ упорно называет Инструкцию Инструкцией, в то время как 427-м приказом она, по идее, уже переименована в Порядок. Есть и некоторые другие косвенные указания именно на такую последовательность разработки приказов. Кстати, именно поэтому мы поместили в нашем издании приказ № 428 первым, а приказ № 427 - вторым.
Наконец, в-четвертых, кажется не совсем оправданной смена названия Инструкции. Теперь этот документ называется не “Инструкция о порядке учета плательщиков налогов”, а “Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей)”.
Было бы понятно, если бы изменения, внесенные в его текст, действительно были революционными, например, если бы была преобразована структура Инструкции. А так ведь поменялось не слишком много. Зато смена названия прибавила работы налоговикам, а также представителям других ведомств, которым придется во всех своих документах ссылки на Инструкцию заменять ссылками на Порядок.
Кстати, коль скоро речь зашла о странностях рассматриваемых приказов, нельзя не упомянуть о двух новых формах, утвержденных приказом № 427,- ф. № 18-ОПП (уведомление об отсутствии плательщика налогов по местонахождению (местожительству)) и ф. № 22-ОПП (справка об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам)).
Простой вопрос: если до недавних пор к Инструкции имелось 15 приложений, представляющих собой разнообразные формы, причем последняя по счету имела шифр ф. № 16-ОПП (приложение 15), то какие шифры должны быть у новых форм, утвержденных в качестве приложений 16 и 17 соответственно?
Если вы думаете, что это будут формы № 17-ОПП и № 18-ОПП, то вы ошибаетесь ровно наполовину. В 17-м приложении действительно помещена ф. № 18-ОПП, зато в 16-м - почему-то ф. № 22-ОПП. В чем глубокий смысл такого решения, мы, честно говоря, понять не в состоянии.
Ну, да ладно о казусах. Поговорим о том, что же изменилось в Порядке (бывшей Инструкции) по существу.
Взятие на учет юрлиц
В этом разделе поменялось не очень многое. Стоит отметить, например, процедуру выдачи справки о взятии на учет плательщика налогов по ф. № 4-ОПП. Если раньше такая справка могла быть передана плательщику либо непосредственно, либо по почте, либо через госрегистратора, то теперь она однозначно направляется плательщику на следующий рабочий день со дня взятия на учет. Возврат такого письма в налоговую является основанием для начала мероприятий по установлению местонахождения плательщика.
Поиском местонахождения плательщиков в любом случае занимается налоговая милиция, которой для этих целей ежедневно передается список лиц, взятых на учет за предыдущий день.
Появился ряд норм, касающихся налогоплательщиков, созданных на определенный срок или состоящих на учете в налоговой до определенного срока. Для них, в частности, на справке по ф. № 4-ОПП делается специальная отметка: “Справка действительна до...”.
Унифицированы процедуры перехода из ГНИ по работе с крупными плательщиками в обычную ГНИ и перехода из одной обычной ГНИ в другую обычную. Теперь эти действия будут проходить по одной и той же схеме, что вполне логично.
Кроме того, следует упомянуть о новом п/п. 3.5.1, в соответствии с которым плательщик, осуществляющий хозяйственную деятельность через производственные и функциональные структурные подразделения, находящиеся на территории иной административно-территориальной единицы, может быть переведен на учет по местонахождению таких структурных подразделений.
Заметим, что о желании самого налогоплательщика речи здесь не идет. Для такого решения налоговикам достаточно иметь соответствующую информацию относительно полученных плательщиком лицензий (торговых патентов, разрешений). Налоговый орган всего лишь уведомит плательщика о принятом решении.
Взятие на учет физлиц
В этом разделе можно отметить появление специальных норм для лиц, отказывающихся от получения налогового номера, а также более подробное изложение процедуры взятия на учет самозанятых лиц (нотариусов, адвокатов, судебных экспертов и других). Например, указано, что если будет выявлено зарегистрированное физлицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, но не находящееся на учете в ГНИ, то такое лицо уведомляется о необходимости подачи заявления для взятия на учет. На размышление ему отводится двадцатидневный срок, после чего налоговая милиция начинает устанавливать его местожительство (место ведения деятельности).
Изменения в учетных данных
В этом плане Порядок почти не отличается от прежней Инструкции. Единственное заслуживающее внимания новшество находится в п. 7.9, посвященном регистрации в ГНИ сведений об ответственных за налоговый учет лицах предприятия (подразделения), то есть о директоре и главбухе. Если раньше такие сведения вносились, актуализировались или изменялись налоговиками на основании данных, указанных в декларациях, расчетах, отчетах и т. п., то теперь эти сведения вносятся или изменяются (об актуализации речь уже не идет) на основании регистрационного заявления налогоплательщика с пометкой “Изменения”. Данные налоговых деклараций, расчетов и отчетов тоже могут использоваться, но лишь в том случае, если их достаточно для однозначной идентификации личностей главбуха и директора.
Снятие с учета
Раздел 8 “Порядок снятия с учета плательщиков налогов в органах государственной налоговой службы” подвергся, пожалуй, наибольшей правке. В нем поменялось добрых две трети текста. Но как раз об этом разделе много и не расскажешь - слишком уж подробно расписаны все эти процедуры, причем с учетом самых разнообразных вариантов и подвариантов. Поэтому остановимся лишь на некоторых моментах.
Так, в случае ликвидации юрлица согласно п/п. 8.1.3 Порядка для проведения ликвидационной процедуры используется один банковский счет ликвидируемого. С целью закрытия других счетов ГНИ по обращению ликвидационной комиссии предоставляет перечень таких счетов в финансовых учреждениях, по которым на момент обращения не поступали уведомления об их закрытии.
Изменились формулировки оснований для внеплановой выездной проверки плательщика, проводимой в связи с реорганизацией или ликвидацией юрлица. Для принятия решения о такой проверке налоговики должны получить хотя бы один из следующих документов (сведений):
- заявление от плательщика по ф. № 8-ОПП;
- сведения госрегистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о реорганизации или ликвидации;
- сведения из Единого государственного реестра или ЕГРПОУ, уведомление органа государственной регистрации о закрытии обособленного подразделения;
- судебные решения или сведения из Единого государственного реестра, другая информация относительно принятия судом решения о возбуждении производства по делу о банкротстве или признании плательщика банкротом, возбуждении дела или принятии судом решения о прекращении юрлица, признании недействительной госрегистрации или учредительных документов плательщика, изменении цели учреждения, реорганизации плательщика налогов.
В течение месяца после того, как в налоговую поступит какой-либо из этих документов, назначается проверка.
Когда прекращается юрлицо, назначается и одновременно проводится проверка как головного предприятия, так и его обособленных подразделений. Если же принято решение о закрытии обособленного подразделения, то проверка такого подразделения проводится в обязательном порядке, но может быть назначена и проверка самого юридического лица.
ГНИ может отказаться от проведения такой проверки ликвидируемого юрлица, в частности, если:
- при отсутствии налогового долга плательщик не представляет налоговых деклараций (расчетов, отчетов) в течение 1095 календарных дней;
- имеется информация от финансовых учреждений, таможни и других контролирующих органов, подтверждающая отсутствие хозяйственной деятельности плательщика с момента сдачи последней отчетности;
- плательщик отсутствует по зарегистрированному местонахождению (местожительству) и фактическое его местонахождение установить невозможно, что подтверждается подразделениями налоговой милиции.
Здесь подход ГНАУ стал гораздо строже. Раньше для отказа от проведения проверки достаточно было, чтобы плательщик не представлял отчетности в налоговую в течение года (а не трех лет, как сейчас).
Появилось описание процедур, связанных с реорганизацией плательщика, имеющего налоговые обязательства и/или налоговый долг. Такому плательщику предписано после размещения в печатных СМИ сообщения о реорганизации сдать в налоговую по месту учета заявление о прекращении плательщика налогов (ф. № 8-ОПП) и копию решения о реорганизации. Кроме того, он должен представить план реорганизации, в котором будет подробно расписано, как распределяются налоговые обязательства и/или налоговые долги между его правопреемниками (с указанием видов, сумм и долей налогов и другой информации). План реорганизации подписывается как представителями реорганизуемого лица, так и представителями правопреемников.
Несколько слов об оформлении
Напоследок расскажем, как мы выстроили последовательность материалов, публикуемых в рубрике “Документ номера”. Вначале у нас идут сами тексты приказов № 428 и 427 (о причинах такого размещения мы говорили в начале статьи). Там же приводятся мелкие изменения к приложениям, которые слишком незначительны для того, чтобы давать эти приложения целиком.
Затем на с. 12 начинается текст Порядка. При его подготовке мы использовали принятую в нашем издании систему шрифтовых выделений: сохранившаяся часть прежнего текста дается нормальным шрифтом, изменения и дополнения выделены жирным курсивом, отмененные фрагменты – (мелким светлым курсивом в квадратных скобках). Таким образом, если вы будете читать только обычный текст и мелкий курсив, вы получите прежний текст Инструкции, если только обычный текст и жирный курсив - новый текст Порядка.
После Порядка идут приложения 6, 7 и 8 к нему (ф. № 6-ОПП, 7-ОПП и 8-ОПП соответственно), изложенные в новой редакции, а затем совершенно новые приложения 16 и 17 (ф. № 22-ОПП и 18-ОПП).
Егор Калугин,
налоговый консультант
Газета “Фортекс”, № 36-37/2006 (№ 192-193), от 04.09.2006 г.