Реорганизация и Эпохальный Закон
Продолжим анализировать реорганизационную тему, рассматривавшуюся в предыдущей консультации.
Требование налоговиков (со ссылкой на п. 7.5 Эпохального Закона, запрещающий уступку налогового обязательства или налогового долга) о том, что для проведения реорганизации предприятием должны быть произведены расчеты с бюджетом по налоговым обязательствам и налоговому долгу, законодательству не соответствует.).
Дело в том, что в п/п. 13.1.1 и 13.1.2 Эпохального Закона прямо расписаны последствия различных видов реорганизации. Их можно представить в виде таблицы.
Вид реорганизации |
Налоговые последствия |
Преобразование |
Все права и обязанности по налоговым обязательствам и налоговому долгу прекращенного юрлица переходят к новому юрлицу |
Слияние | См. выше |
Разделение |
Если некоторые из новых юрлиц не являются плательщиками налогов, по которым возникли налоговые обязательства или налоговый долг у прекращенного юрлица, то налоговые обязательства или налоговый долг прекращенного юрлица распределяются между теми из новых юрлиц, которые являются плательщиками соответствующего налога, пропорционально долям балансовой стоимости активов, полученных ими по разделительному балансу. Если все новые юрлица являются плательщиками налогов, по которым возникли налоговые обязательства или налоговый долг у прекращенного юрлица, то налоговые обязательства или налоговый долг прекращенного юрлица распределяются между всеми новыми горлицами пропорционально долям балансовой стоимости активов, полученных ими по разделительному балансу* |
Выделение |
Налоговые обязательства и налоговый долг остаются на том юрлице, из которого выделяется (-ются) новое (-ые) юрлицо (-а). При налоговом долге - если нет возражений налогового органа. Об этом - см. ниже. |
В соответствии с п. 13.2 Эпохального Закона особым случаем является вариант, при котором активы реорганизуемого юрлица находятся в налоговом залоге или его налоговый долг реструктурирован. В данном случае плательщик должен заранее уведомить налоговый орган о принятии решения о реорганизации. В свою очередь налоговый орган может принять решение (в течение месяца согласно п. 16 Изменений к Инструкции о порядке учета плательщиков налогов (утверждены приказом ГНАУ от 24.07.2006 г. № 427, далее - соответственно Изменения и Инструкция)**:
- об установлении солидарной или распределенной (то есть с распределением налоговых обязательств или налогового долга***) ответственности реорганизуемого юрлица и вновь созданных (-ого) лиц(а);
- о необходимости погашения налоговых обязательств, обеспеченных налоговым залогом, до такой реорганизации;
- о распространении права налогового залога на все активы плательщика, созданного в результате слияния, если активы реорганизуемого юрлица находились в налоговом залоге.
Как видим, Закон говорит о необходимости погашения налоговых обязательств до реорганизации только в том случае, если активы плательщика находятся в налоговом залоге и есть соответствующее решение налогового органа, а не в любом случае, как это иногда (см., например, п. 14 письма ГНАУ от 21.04.2005 г. № 3335/6/12-0216) утверждают налоговики.
Однако налоговики не остановились на письмах и в п. 16 Изменений** предписали плательщикам, имеющим непогашенные налоговые обязательства и налоговый долг, представлять в налоговый орган пакет документов, включающий план реорганизации. И если в отношении тех плательщиков, у которых есть налоговый долг, особых возражений нет, поскольку это требование соответствует нормам Эпохального Закона, то в отношении плательщиков, у которых налогового долга нет, а есть налоговые обязательства (согласованные суммы налогового обязательства, по которым срок уплаты еще не наступил), такой подход вызывает недоумение.
Однако, судя по Изменениям, требование об обязательном погашении налоговых обязательств и налогового долга будет смягчено. Согласно новому п/п. 8.7.1 Инструкции налоговики смогут отказать в реорганизации плательщику только в том случае, если по заключениям налогового органа такая реорганизация может привести к ненадлежащему исполнению налоговых обязательств реорганизующимся плательщиком налогов или если распределение налоговых обязательств и/или налогового долга между правопреемниками не соответствует требованиям Эпохального Закона. Получается, что в принципе все-таки возможно, если на то будет добрая воля налоговиков, реорганизоваться и без предварительного погашения налоговых обязательств (налогового долга).
Следует отметить тот факт, что Эпохальный Закон обходит стороной вопрос о таком виде реорганизации, как присоединение. На наш взгляд, логично было бы в отношении присоединения применять нормы, аналогичные нормам, применяемым при объединении (слиянии). То есть, по нашему мнению, к тому лицу, к которому происходит присоединение других юрлиц, должны переходить налоговые обязательства и налоговые долги присоединяемых юрлиц. С определенной степенью натяжки можно назвать такую реорганизацию объединением, если считать, что тот плательщик, к которому происходит присоединение, может называться объединенным плательщиком, но в то же время не считается плательщиком, который объединился. Видимо, налоговики придерживаются такого же мнения, так как в новом п/п. 8.7.3 Инструкции упоминаются присоединение, слияние и преобразование.
Можно отметить также полную внутреннюю несогласованность ст. 13 Эпохального Закона. Так, в п/п. 13.1.1 говорится о реорганизации путем изменения, в частности, места регистрации, а п. 13.5, описывая понятие реорганизации, изменение места регистрации в качестве разновидности реорганизации уже не упоминает.
Ну а теперь - развлекательно-курьезная часть.
Следует отметить, что п. 13.5 Эпохального Закона написан абсолютно безграмотно.
Согласно п/п. 13.5 “а” изменение организационно-правового статуса считается реорганизацией почему-то только для хозобществ. Получается, что если частное предприятие преобразуется в ООО, то это уже и не реорганизация в налоговом понимании этого слова, а непонятно что с непонятно какими последствиями. Подпункт 13.5 “б” слиянием/объединением плательщиков называет “передачу его активов в уставные фонды других плательщиков налогов, в результате которой происходит ликвидация юридического статуса плательщика налогов, сливающегося с другими”.
Понятно, что такой случай просто-напросто невозможен: если есть передача в уставный фонд - то нет ликвидации, если есть ликвидация - то нет передачи в уставный фонд. То есть нормальное слияние юрлиц сюда как-то не вписывается...
Следующий вопрос. Каким образом при разделении юрлица могут всплыть физлица (см. п/п. 13.5“в”)? Это, пожалуй, является загадкой похлеще Бермудского треугольника...
Идем дальше. Нас интересует, как может при выделении одного юрлица из другого (см. п/п. 13.5“г”) состояться передача части активов в уставный фонд выделенного юрлица в обмен на его корпоративные права. Видимо, это - тема отдельного исследования на присуждение научной степени в области юридической эквилибристики. Ибо обычное выделение в такое определение явно не вписывается...
Не менее весело смотрится реорганизация в виде “регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности без отмены его предыдущей регистрации в качестве другого субъекта предпринимательской деятельности или с такой отменой” (п/п. 13.5“д”). Честно говоря, нам еще ни разу не приходилось встречать физлицо с двойным статусом субъекта предпринимательской деятельности. Да и в наличии такой возможности - с учетом существования ЕГР - мы сильно сомневаемся. Что же касается регистрации физСПД с отменой предыдущей его регистрации в качестве СПД, то нам интересно знать только одно: какой же это срок между отменой предыдущей регистрации и регистрацией новой должен быть в данном случае? При этом можно заметить, что п/п. 13.1.1 Эпохального Закона описания последствий такой “реорганизации” физлиц не содержит...
Кстати, присоединение опять-таки не вписывается в понятие реорганизации согласно п. 13.5...
В общем, если все это подытожить, то можно сказать, что тут есть два выхода: либо не обращать внимания на п. 13.5, как будто его и вовсе не существует, т применять п/п. 13.1.1 к случаям обычной юридической реорганизации (то есть к слиянию, присоединению, разделению и выделению в обычном юридическом понимании), либо сказать, что большая часть ст. 13 написана вообще не понятно для кого, а следовательно, налоговые последствия юридической реорганизации
такими путями, как, например, объединение, выделение, присоединение, вообще не определены, и что делать в таких ситуациях - неизвестно.
Кстати, второй вариант могут использовать некоторые инспектора, настаивая на правильности упомянутого письма ГНАУ и на том, что ст. 13 Эпохального Закона не может применяться в случае юридических реорганизаций, не вписывающихся в определение из п. 13.5.
На наш же взгляд, такой подход чреват произволом в сфере налогового законодательства и применяться не должен.
Кстати, в отношении упоминаемого налоговиками в письме № 3335/6/12-0216 п. 7.5 Эпохального Закона следует отметить, что если уж быть педантичным до конца, то можно вообще указать на то, что п. 7.5 применяться к плательщикам не может, поскольку плательщик в состоянии уступить лишь право требования, но никак не долг (даже если долг налоговый), поскольку долги он может только переводить. Поэтому, в принципе, можно сделать вывод о том, что п. 7.5 написан не для плательщиков, а для налоговых органов, причем в нем по сути дважды повторено одно и тоже: что налоговый орган не может уступать налоговый долг плательщика налогов.
Поэтому, друзья-налоговики, давайте не будем морочить друг другу голову и придумывать то, что в Законе или не написано, или написано, но не подразумевалось.
___________________________
* Закон, к сожалению, обходит стороной вопрос о том, как быть, если среди новых юрлиц нет ни одного плательщика тех налогов, по которым возникли налоговые обязательства или налоговый долг у прекращенного юрлица.
Особенно интересен этот вопрос в плане НДС, поскольку, в принципе, согласно Закону об НДС вновь созданным лицам прежде, чем стать плательщиками, нужно набрать объемы реализации более 300 тыс. грн за 12 календарных месяцев (если только они не станут добровольцами).
** Пункт 16 Изменений вступит в силу 30.09.2006 г.
*** Без применения принципа пропорций из п. 13.1.
“Бухгалтер” № 34, сентябрь (II) 2006 г.
Подписной индекс 74201