С. Чудина

Иностранные товарные инвестиции
в Украину

Как использовать ввозные льготы?

Какие льготы действуют сегодня и на каких условиях?

Таможенными правилами охватываются два вида иностранных инвестиций:

(1) ввоз в Украину товаров, принадлежащих иностранному инвестору, с целью формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями (предприятия, иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет 10 % и более);

(2) ввоз в страну товаров с целью договорной совместной инвестиционной деятельности иностранного инвестора и украинского субъекта хозяйствования без создания обособленного юридического лица.

Льготы по ввозному налогообложению для иностранных инвестиций представлены сегодня:

(1) освобождением от ввозной пошлины;

Осовбождение от ввозной таможенной пошлины
(ст. 18, 24 Закона Украины от 19.03.96 № 93/96
"О режиме иностранного инвестирования")

В каких случаях предоставляется?   На каких условиях
можно воспользоваться этой льготой?  
Льготу можно использовать в двух случаях.
Во-первых,
-при ввозе в Украину товарного взноса иностранного инвестора в уставный фонд предприятия (кроме товаров для реализации и потребления).
 
- государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями;
- таможенное оформление инвестиции под вексель и зачисление ее на баланс предприятия;
- государственная регистрация иностранной инвестиции (после проведения таможенного оформления);
- неотчуждение инвестиции в течение трёх лет (кроме обратного вывоза за границу).  
Во-вторых,
- при ввозе в Украину имущества с целью инвестирования на основании договора (кроме товаров для реализации и потребления).
 
Льгота используется на вышеперечисленных условиях с тем отличием, что государственной регистрации подлежит не предприятие, а инвестиционный договор. Инвестиционный договор регистрируется до таможенного оформления инвестиции.  

(2) возможностью вексельной оплаты ввозного НДС.

Что касается налога на добавленную стоимость, то с 2005 года (Законом о Госбюджете на 2005 год) отменено освобождение от НДС ввоза основных фондов для передачи в уставный фонд юридического лица. Вместе с тем появилась и действует поныне возможность проводить уплату налога на добавленную стоимость при ввозе иностранных инвестиций с использованием налогового векселя в порядке, определенном Законом Украины “О налоге на добавленную стоимость”.

Таможенный и акцизный сборы уплачиваются на таможне в общем порядке.

Налоговые льготы предоставляются иностранным инвесторам под определенные условия. Поэтому требуется овладеть механизмами решения тех задач, которые встают на пути выполнения этих довольно многочисленных требований.

На первый план практика выдвигает необходимость очертить круг тех товаров, которые можно ввозить в Украину со льготами.

Что инвестируется со льготами по пошлине?

Условия применения пошлинных льгот для иностранных товарных инвестиций определены Законом Украины от 19.03.96 № 93/96-ВР “О режиме иностранного инвестирования” (далее - Специальный закон).

В соответствии со статьей 18 Специального закона имущество, ввозимое в Украину в качестве взноса иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями (кроме товаров, предназначенных для реализации или собственного потребления), освобождается от обложения ввозной таможенной пошлиной.

Согласно статье 24 Специального закона имущество (кроме товаров, предназначенных для реализации или собственных нужд), ввозимое в Украину иностранными инвесторами на срок не менее трех лет с целью инвестирования на основании зарегистрированных договоров (контрактов), также освобождается от ввозной пошлины.

Ориентируясь на указания Специального закона об инвестировании в уставный фонд (статья 18) и о трехлетнем сроке пребывания инвестиций в Украине (статья 24) таможни Украины определяют те товары, которые могут претендовать на пошлинную льготу”

Уставный капитал

Позиция Таможенной службы Украины по поводу льгот при ввозе имущества в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями отражена в письме от 07.02.2003 № 11/2-15-1756-ЕП. Украинская Гостаможслужба считает, что действие статьи 18 Специального закона в части пошлинной льготы распространяется только на активы, являющиеся взносом собственников (участников) в капитал предприятия и отраженные в статье “Уставный капитал” по Стандарту бухгалтерского учета 2 “Баланс” и не распространяется на малоценные быстроизнашивающиеся предметы, сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, строительные и другие материалы.

Такая трактовка на практике приводит к разногласиям между инвесторами и таможнями по поводу отнесения инвестируемых товаров к льготной категории. На конкретном примере предлагаются варианты выхода из спорной ситуации.

Пример из практики

Практическая проблема:

В адрес украинской дочерней компании от ее иностранного учредителя (производителя компьютеров) поступили детали и блоки для сборки компьютеров в качестве взноса учредителя в уставный фонд компании. Таможня отказала в освобождении товаров от обложения ввозной пошлиной, которое предусмотрено ст. 18 Закона “О режиме иностранного инвестирования, мотивируя отказ тем, что комплектующие относятся не к уставному капиталу, а к производственным запасам предприятия. Правильно ли это?

Решение, которое будет на вас работать:

Позиция таможни представляется неверной. И вот почему.

Статус инвестируемых товаров оценивается в соответствии со Стандартом бухгалтерского учета 2 “Баланс” (приказ Минфина Украины от 31.03.99 № 87). По этому Стандарту, действительно, стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары, строительных материалов и других материалов, предназначенных для потребления в процессе нормального операционного цикла показывайся в статье “Производственные запасы”, а не в статье “Уставный капитал”. Однако инвестируемые комплектующие нельзя отнести к “покупным”, поэтому ссылка на Стандарт 2 “Баланс” (“Производственные запасы”) неправомерна.

Таким образом, считаем, что на комплектующие изделия, которые не закупаются за границей, а инвестируются в уставный фонд учредителем, распространяется действие льготы по ввозной пошлине в соответствии со статьей 18 Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования”.

Основные фонды

Льготирование основных фондов, инвестируемых для совместной деятельности в Украине, сомнений, казалось бы, не вызывает.

Товары относятся к основным фондам, если обладают признаками, оговоренными в пункте 8.2 статьи 8 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий”, а именно:

- имеют материальный характер и стоимостную оценку;

- пригодны для использования в хозяйственной деятельности более года:

- переносят свою стоимость на производимый продукт по частям (амортизируются).

Детализацию понятия основных фондов дают следующие нормативные акты, к которым мы рекомендуем обращаться в каждом конкретном случае:

Закон Украины от 16.07.99 № 996-XIV “О бухгалтерском учете и финансовой отчётности в Украине”.

Приказ Министерства финансов Украины от 30.11.99 № 291 “Обутверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о его применении”.

Приказ Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 19.08.97 № 507 “Об утверждении Государственного классификатора Украины “Классификация основных фондов”.

Приказ Министерства финансов Украины от 24.07.97 № 159 “Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету балансовой стоимости групп основных фондов”.

Приказ Министерства финансов Украины от 27.04.00 № 92 “Обутверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учёта № 7 “Основные фонды”.

Вса многообразие основных фондов упрощённо представляется в виде трех групп. К первой группе относятся здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования). Вторая группа включает в себя автомобильный транспорт и узлы (запасные часта) к нему, мебель, бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, включая электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, информационные системы, телефоны, микрофоны и рации, другое канцелярское (офисное) оборудование, устройства и приспособления к ним. В третью группу входят те основные фонды, которые не названы в первой и второй группах: силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, лабораторное оборудование, технологическая оснастка, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, другие основные фонды.

Однако на практике не все так однозначно.

Пример из практики

Практическая проблема:

Большие сомнения в своей правомерности вызывает сложившаяся практика таможенного оформления иностранных инвестиций, когда, для предоставления льготы по ввозной пошлине, требование к ресурсу износа основных фондов произвольно расширяется таможней от одного года, как это установлено Законом Украины “О налогообложении прибыли предприятий” и описано выше, до трёх лет.

Такой подход мотивируется тем, что в соответствии со статьёй 18 Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования” льгота по пошлине предоставляется при условии неотчуждения товарной инвестиции в течение трёх лет.

Решение, которое будет на вас работать:

Однако действующее гражданское законодательство Украины (книга третья Гражданского кодекса Украины) под отчуждением понимает изменение собственника вещи, которое в хозяйственном обороте происходит, в основном, в результате сделок с имуществом -купли-продажи, мены, дарения, приватизации и других. Выбытие же вещи из хозяйственного оборота в результате износа не связано с изменением собственника и не может рассматриваться как отчуждение. Следовательно, льгота по ввозной пошлине распространяется на инвестированные товары, пригодные для использования в хозяйственной деятельности менее трех лет.

Монтажное оборудование
(инструменты и материалы для монтажа инвестированных объектов)

Если иностранный инвестор поставляет в Украину сложный технический объект, то, как правило, этому сопутствует его монтаж, сборка, наладка силами и средствами изготовителя. Возникает необходимость ввоза в страну монтажного оборудования, инструментов, материалов, необходимых для выполнения монтажных и пуско - наладочных работ. С точки зрения налогообложения важно решить, какой таможенный режим применяется к данной операции и какие ввозные налоги при этом уплачиваются.

Итак, размещение в таможенный режим и таможенное налогообложение ввоза товаров для монтажных работ разбивается на две части (с оформлением двух отдельных ГТД):

(1) оборудование и инструменты для монтажа, сборки, наладки инвестированного объекта попадают под режим временного ввоза с условным полным освобождением от налогообложения;

(2) расходные материалы декларируются в соответствии с таможенным режимом импорта на общих основаниях с уплатой всех ввозных налогов (ввоз на безоплатной основе).

Напомним, что таможенный режим временного ввоза в Украине регулируется как национальным законом - Таможенным кодексом Украины (ст. 206), так и международным договором - Стамбульской конвенцией о временном ввозе, 1990. При этом Конвенция о временном ввозе имеет приоритет перед национальным законодательством Украины. Поэтому, несмотря на то, что освобождение от налогообложения монтажного оборудования не предусмотрено украинским Таможенным кодексом, налоговые льготы (полное освобождение от всех налогов) предоставляются на основании Стамбульской конвенции по праву приоритета этой Конвенции.

Профессиональное оборудование определено в Приложении В.2 к Конвенции о временном ввозе и включает, в частности, следующие товары:

“А. Оборудование для монтажа, испытания, запуска, контроля, проверки, технического обслуживания или ремонта машин, установок, транспортного оборудования и т. д., такое как:

- инструменты;

- оборудование и инструменты для измерения, проверки или контроля (температуры, давления, расстояния, высоты, поверхности, скорости и т. д.), включая электрические приборы (вольтметры, амперметры, измерительные кабели, компараторы, трансформаторы, регистрирующие устройства и т. п.) и зажимные устройства;

- аппараты и оборудование для фотографирования машин и установок во время и после монтажа;

- приборы для технического контроля судов”.

Таким образом, освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины при товарном инвестировании в Украину распространяется:

- на уставный капитал - активы, являющиеся взносом собственников (участников) в капитал предприятия (Стандарт бухгалтерского учета 2 “Баланс”, утв. приказом Минфина Украины от 31.03.99 № 87);

- на основные фонды - активы, инвестируемые по договору для совместной деятельности (производственной кооперации, совместного производства и др.), не связанной с созданием предприятия (Стандарт бухгалтерского учета № 7 “Основные фонды”, утвержден приказом Минфина Украины от '2" 04 2000 № 92).

Оборудование и инструменты для монтажа инвестированных объектов ввозятся в Украину с полным освобождением от налогообложения (кроме расходных материалов).

Когда пошлину нужно уплатить?

Льгота по ввозной пошлине прекращается и сумма пошлины, указанная в выданном во время таможенного оформления инвестиции векселе, подлежит уплате в следующих случаях:

- отчуждение (смена собственника) инвестиции, кроме вывоза за границу (ст. ст. 18, 24 Специального закона);

- прекращение деятельности предприятия с иностранными инвестициями (ст. 18 Специального закона);

- утрата юридическим лицом статуса предприятия с иностранными инвестициями, в том числе вследствие выхода иностранного инвестора из состава учредителей предприятия или из- за уменьшения доли иностранной инвестиции в уставном фонде предприятия ниже уровня 10 % (ст. 1 Специального закона).

Для каких целей используются инвестиции?

С точки зрения налогового льготирования инвестиционная деятельность ограничивается только производственно - хозяйственной сферой.

Льгота по ввозной пошлине, которая применяется к взносам иностранного инвестора в уставный фонд юридического лица, обусловлена целью формирования уставного капитала, понимаемого как активы, удерживаемые предприятием с целью увеличения прибыли (прямая финансовая инвестиция в определении Закона Украины от 28.12.94 № 334/94-BP “О налогообложении прибыли предприятий”).

Область действия льготы по ввозной пошлине, предоставленной в рамках совместной инвестиционной деятельности по договору (контракту) без образования юридического лица, ограничивается производственной кооперацией, совместным производством или другой деятельностью для достижения общей хозяйственной цели.

На практике сказанное означает, что другие сферы инвестиционной деятельности, например, торговля, выводятся из поля действия налоговых льгот. Товары, перемещаемые иностранным инвестором через таможенную границу Украины с целью дальнейшей продажи или потребления, не могут освобождаться от ввозных налогов и декларируются таможенным органам в таможенном режиме импорта товаров по правилам, применяемым к сделкам купли-продажи (обмена).

Как решать проблемы оценки инвестиций?

Практические неудобства для участников инвестиционного процесса на этапе ввоза в Украину иностранной товарной инвестиции создаёт отсутствие единообразия в подходах к определению стоимостных показателей инвестиционной операции.

Первые проблемы возникают уже на этапе таможенного оформления инвестиции в связи с определением её таможенной стоимости.

Напомним, что таможенная стоимость является базой налогообложения и определяется, если у таможни не возникает возражений, по реальной цене сделки с ввозимыми товарами (ст. 267 Таможенного кодекса Украины). Ввоз иностранной товарной инвестиции в Украину как раз и дает почву для возникновения проблемы таможенной оценки, поскольку, во-первых, участники инвестиционной сделки являются взаимозависимыми лицами и, во-вторых, факт взаимозависимости может влиять на цену сделки так, что степень этого влияния в денежном выражении сложно определить. Так возникают недоразумения на этапе таможенного оформления инвестируемых товаров.

Надо отдать должное большинству таможен, которые в вопросе определения таможенной стоимости товарных инвестиций отдают предпочтение статье 5 Специального закона и соглашаются с оценкой по договоренности сторон. При этом корректировки фактурной стоимости не производятся и в грузовых таможенных декларациях фактурная и таможенная стоимости совпадают (графа 20 ГТД “Условия поставки” не заполняется).

Однако не исключены и разногласия с таможней по поводу таможенной стоимости. Тогда может понадобиться заключение специализированной экспертной организации, а иногда не избежать и судебного решения вопроса таможенной оценки инвестиций.

Когда таможенные процедуры успешно выполнены, фактурная и таможенная стоимость инвестиции зафиксированы в грузовой таможенной декларации (ГТД), инвестиция принята на бухгалтерский учёт на основании ГТД, становятся вполне вероятными “трения” с местной налоговой администрацией. Налоговые органы часто имеют свой взгляд на оценку инвестиций.

Возражения против возможного вмешательства налоговой администрации сводятся к следующему:

во-первых, ГТД является первичным бухгалтерским документом, а значит, и основанием для соответствующих бухгалтерских проводок;

во-вторых, сведения, заявленные в оформленной грузовой таможенной декларации, должны приниматься налоговой администрацией как факт, не подлежащий оценке с её стороны, потому, что полномочия по таможенному оформлению перемещаемых через таможенную границу Украины предметов возложены на Таможенную службу Украины и другие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность таможни.

Как свидетельствует практика, такая аргументация снимает проблему полностью.

Кто может воспользоваться льготой по пошлине?

Некоторые тонкости украинского законодательства указывают на то, что воспользоваться налоговыми льготами может не всякий инвестор.

Льгота по уплате ввозной пошлины распространяется только на ту часть инвестируемых товаров, которые принадлежат иностранному инвестору. Инвестиция резидента Украины льготой, к сожалению, не пользуется. Поэтому спецификация инвестируемых товаров должна быть четко распределена между резидентом и нерезидентом (в количественном и стоимостном выражении).

Точную спецификацию, которая полностью совпадет с фактическими поставками инвестиций и удовлетворит строгим требованиям таможенного оформления, довольно сложно сделать на учредительном этапе. Поэтому к учредительным документам (инвестиционным контрактам) придется возвращаться несколько раз. Вначале прописывается только известный перечень и стоимость иностранных инвестиций (в иностранной валюте и в гривнах) и регистрируются учредительные документы предприятия с иностранными инвестициями или инвестиционный договор. Затем, когда поставка детализирована, придется внести корректировки в учредительные документы (инвестиционный договор) и внести на государственную регистрацию их новую версию (учтите при этом, что сейчас регистрируются не изменения к учредительным документам, а полная новая редакция). И только после этого документы можно будет представить к таможенному оформлению инвестиций.

Каков срок использования льгот?

Анализ действующего украинского законодательства позволяет также установить временные рамки инвестиционной деятельности, в пределах которых она льготируется. Срок, на который заключается учредительный договор или контракт о совместной инвестиционной деятельности с иностранным инвестором должен быть более чем трёхлетним. Такой вывод следует, опять же, из того, что инвестиционные товары получают освобождение от ввозной таможенной пошлины при условии неотчуждения товарной инвестиции в течение трёх лет (статьи 18, 24 Специального закона). Поэтому, по сложившейся практике, меньший срок инвестиционной деятельности автоматически лишает иностранного инвестора права использовать эту льготу.

Как инвестировать в уставный фонд предприятия?

Как уже выяснилось, учреждая в Украине предприятие и формируя его уставный фонд, иностранный инвестор может рассчитывать на освобождение от ввозной пошлины.

Теперь речь пойдёт о том, как грамотно спланировать и выполнить те административные и таможенные формальности, которые позволят реализовать право на льготный ввоз.

Как создается предприятие с иностранными инвестициями?

Предприятием с иностранными инвестициями считается компания, созданная двумя и более лицами, иностранная инвестиция в уставном фонде которой составляет не менее 10 процентов (статья 1 Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования”; в этой статье - Специального закона).

В Украине предприятия с иностранными инвестициями создаются в тех формах, которые предусмотрены статьей 83 Хозяйственного кодекса Украины. Но явное предпочтение отдается обществу с ограниченной ответственностью.

Создание предприятия с иностранными инвестициями сегодня ничем особенным не отличается от организации любой другой компании в Украине.

Процедура регистрации предприятия определена Законом Украины от 15.05.2003 № 755-ІV “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей”. В соответствии со статьей 24 этого закона, для получения Свидетельства о государственной регистрации предприятие формирует и подает на регистрацию, в основном, следующие документы:

- регистрационную карточку;

- решение учредителей о создании предприятия;

- учредительные документы;

- документ об уплате сбора за регистрацию.

Получив в результате регистрации справку о внесении предприятия в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ), предприятие становится на учет в налоговых, статистических и других государственных органах и полу част право на осуществление, в частности, внешнеэкономический деятельности.

Некоторые организационные сложности могут возникнуть только тогда, когда в создании компании с иностранным капиталом участвует украинское государственное предприятие. Учредителем при этом выступает Фонд Госимущества Украины и созданию предприятия с иностранными инвестициями предшествует согласование на передачу части имущества госпреднрияіия с профильным министерством.

Как правило, не возникает проблем и с учредительной документацией, требования к которой прописаны в Хозяйственном кодексе Украины и достаточно отработаны отечественной деловой практикой.

Тем не менее, Устав предприятия с иностранными инвестициями должен вместить в себя некоторые нюансы.

Во - первых, в уставе указываются сведения о товарах, из которых формируется уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, и их цене. Если реально прибывшие от иностранного инвестора товары будут чем - то отличаться от поименованных в Уставе (наименованием, комплектацией, ценой и т.п.), то, до начала их таможенного оформления, измененная редакция Устава должна быть вновь зарегистрирована (такие же требования предъявляются к учредительному договору).

Во вторых, оценка инвестируемых товаров проводится в двух валютах: иностранной валюте и валюте Украины (статья 5 Специального закона).

В третьих, обозначается целевое использование инвестиций так, чтобы исключалась реализация и потребление инвестированных товаров. Это - условие получения освобождения от ввозной пошлины (статьи 18, 24 Специального закона).

В четвертых, в Уставе фигурируют сведения о государственной принадлежности учредителей (участников) предприятия (статья 17 Специального закона).

Следующий обязательный этап - учет (аккредитация) предприятия с иностранными инвестициями в таможенном органе, необходимая для взаимодействия с таможней на этапе ввоза и таможенного оформления инвестиций.

Постановка предприятия с иностранными инвестициями на учет проходит в таможенном органе по месту его регистрации, в общем для всех предприятий порядке и регламентируется Постановлением Кабинета Министров Украины от 01.02. 06 № 80 “О перечне документов, необходимых для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины”. На аккредитацию в таможне подаются следующие документы:

- устав и учредительный договор;

- свидетельство о государственной регистрации предприятия;

- справка органа статистики;

- справка банка;

- приказ о назначении лиц, ответственных за работу с таможней,

Приказом по каждой отдельной таможне перечень документов может быть существенно расширен. Поэтому при подготовке документов на аккредитацию целесообразно получить информацию о местных требованиях в подразделении статистики таможни.

Завершается аккредитация выдачей таможенным органом предприятию с иностранными инвестициями Учетной карточки субъекта внешнеэкономической деятельности (карточки аккредитации).

На этом подготовительные действия завершаются. В качестве резюме представим их графически:

1. Готовятся учредительные документы предприятия с иностранной инвестицией (ПсИИ) - устав и учредительный договор - и подаются на регистрацию в орган государственной регистрации.

2. Зарегистрированное ПсИИ становится на учет в таможенном органе по месту своей государственной регистрации.

Теперь настало время выбрать оптимальную схему товарного инвестирования в уставный фонд из-за границы. Этот выбор в значительной степени определяется спецификой таможенных процедур в Украине.

Как правильно провести таможенное оформление
инвестиции в уставный фонд?

В таможню по поводу оформления инвестиций придется обращаться неоднократно, соблюдая определенные сроки. Поэтому сначала проследим последовательный ряд прохождения административных процедур, связанных с инвестированием, с акцентом на лимитированные сроки выполнения формальностей.

Последовательность процедур легализации инвестиции
и сроки их выполнения:

Действие 1: Ввоз иностранной товарной инвестиции в Украину для использования, в соответствии с учредительными документами, в течение трех лет и более.

Инвестиция те же три года не подлежит отчуждению. Смена ее собственника до истечения трехлетнего срока лишает права на льготу по пошлине.

Теперь внимание!

Действия, изображенные на схеме под номерами от 2 до 5, выполняются в 30 - дневный срок действия векселя, выданного в уплату ввозной пошлины. Несоблюдение срока влечет утрату льготы по пошлине.

Действие 2: Декларирование инвестиции в соответствии с таможенным режимом импорта (ГТД типа IM-40).

Предоставление в таможню документов, предусмотренных для импорта товаров. Уплата ввозных налогов, кроме пошлины.

Оформление и постановка на учет в таможне векселя на сумму ввозной пошлины. Срок действия векселя и зачисления инвестиции на баланс - не более 30 дней от даты оформления ГТД.

Действие 3: Государственная регистрация инвестиции. Проводится только после ее фактического внесения, удостоверенного ГТД, Управлением экономики местной облгосадминистрации, Киевской и Севастопольской горадминистрации, Совета Министров Республики Крым.

Регистрация должна быть проведена в 30-дневный срок действия векселя. Внимание! Незарегистрированные в указанный срок инвестиции не дают права на получение льготы по пошлине.

Действие 4: Зачисление инвестиции на баланс предприятия и отметка об этом факте на векселе в налоговой администрации. Процедура должна быть выполнена до окончания 30-дневного срока.

Действие 5: Погашение векселя в таможенном органе. Проводится до истечения 30-дневного срока его действия при условии предварительного выполнения процедур 3 и 4.

Теперь - в деталях.

Декларирование инвестиций

Декларирование товаров, ввезенных в Украину в качестве взноса иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, соответствует таможенному режиму импорта. Применяется грузовая таможенная декларация типа ІМ-40.

Никто не запрещает классифицировать в ГТД каждый товар отдельно и присваивать ему индивидуальный код. Но зачастую декларирование инвестиций (сложных технических комплексов) осуществляется с использованием системы декларирования комплектного объекта.

Комплектным объектом считается промышленный или иной объект в целом, отдельный цех, установка или агрегат, которые представляют собой законченный технологический комплекс или его самостоятельную часть, в собранном состоянии классифицируются по одному товарному коду в соответствии с УКТ ВЭД и сооружение которых предусматривает выполнение инженерно-технических работ (установка, монтаж, отладка и т.п.) на месте эксплуатации, но с учетом транспортировки и монтажа не могут ввозиться на таможенную территорию Украины (вывозиться за пределы таможенной территории Украины) в одной партии товаров.

Механизм таможенного оформления комплектного объекта по одному или нескольким кодам УКТ ВЭД утвержден приказом Гостаможслужбы Украины от 12.12.2005 № 1219 “Об утверждении Порядка принятия решения о классификации комплектного объекта в соответствии с УКТ ВЭД...”.

Теперь нет необходимости классифицировать по отдельности все многочисленные соствляющие комплектного объекта. Для таможенного оформления всех поставок используется общий код (или несколько кодов) комплектного объекта.

Примеры классификации КО:

Выбор кода или нескольких кодов для КО зависит от интерпретации УКТ ВЭД, Если, к примеру, в Украину ввозится производственный цех и компьютер стандартной комплектации, предназначенный для управления этим цехом, то КО классифицируется по нескольким кодам УКТ ВЭД: отдельно цех, отдельно системный блок компьютера, отдельно монитор и, наконец, периферия ПК

Если же тот же цех укомплектован специально сконструированной управляющей системой (специальным ПК), то всему комплектному объекту, включая компьютер, присваивается единый код производственного цеха (правило интерпретации УКТ ВЭД 2а)

Решение о возможности таможенного оформления составляющих по коду комплектного объекта принимается таможней и действует сроком до шести месяцев. Внимание: не пропустите срок декларирования комплектного объекта! Если нарушается срок окончания декларирования КО (максимум - 6 месяцев с момента получения разрешения таможни), все оформленные составляющие перекодируются по отдельности с начислением ввозных налогов по каждому коду и выставлением налогового уведомления на доплату налогов.

Оформление векселя

Во время таможенного оформления импорта инвестиций предприятие с иностранными инвестициями (ПсИИ) предоставляет простой вексель на сумму ввозной пошлины с отсрочкой платежа на срок до 30 календарных дней со дня оформления ввозной ГТД. Векселедателем выступает ПсИИ, а векселедержателем - таможенный орган. Бланк векселя оформляется в том банке, где открыт счет предприятия. Правила вексельного обращения во время беспошлинного ввоза иностранных инвестиций утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 07.08.96 № 937 “Об утверждении Порядка выдачи, учета и погашения, векселей, выданных во время ввоза в Украину имущества в качестве взноса в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также по договорам (контрактам) о совместной инвестиционной деятельности и ушаты ввозной пошлины в случае отчуждения этого имущества”.

Вексель выписывается в иностранной валюте инвестирования. В грузовой таможенной декларации его сумма переводится в валюту Украины на дату таможенного оформления этой ГТД. К таможенному оформлению вексель принимается в трех экземплярах: один оригинал и две копии (одна -для налоговой администрации, а вторая - для таможни).

Определенные сложности возникают с занесением реквизитов векселя в ГТД. Это вынудило Гостаможслужбу Украины на некоторые разъяснения (письмо ГТСУ от 16.11.2005). Выяснилось, что в графе “С” грузовой таможенной декларации под шифром “020” указывается номер бланка векселя, а не его регистрационный номер учета в таможне, который на момент декларирования неизвестен, а также сумма векселя в валюте векселя, а не в валюте Украины. В графе “В” дублируется тот же номер векселя, что и в графе “С”.

В результате таможенного оформления инвестиции вексель ставится на учет в таможенном органе. Оригинал векселя и одна его копия остаются в таможне, а вторая копия возвращается предприятию - векселедателю для погашения в налоговой администрации отметкой о зачислении инвестиции на баланс ПсИИ.

Выданную предприятию копию векселя нужно вернуть в таможню не позднее 30 Дней после оформления ГТД, предварительно пройдя (1) государственную регистрацию инвестиций, (2) зачислив их на баланс предприятия и (3) отметив вексель в налоговой администрации.

Государственная налоговая администрация погашает вексель, проставляя на обороте его копии отметку “Зачислено на баланс” и дату. При необходимости налоговая администрация проводит проверку фактического наличия инвестиции.

Затем эта копия векселя сдается в таможенный орган (в 30-дневный срок от даты ГТД) и вексель погашается таможней записью “Погашено” на лицевой стороне.

Если же 30-дневный срок будет пропущен, то в течение 5 дней после его окончания предприятие обязано оплатить вексельную сумму на счет таможни.

Государственная регистрация инвестиций

До погашения векселя инвестиции нужно зарегистрировать. Государственная регистрация инвестиций осуществляется местными органами государственной регистрации - Советом министров Автономной Республики Крым, областными. Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями.

Процедура регистрации инвестиций тоже срочная и должна уложиться в три рабочих дня после фактического внесения инвестиций (статья 13 Специального закона).

Регистрация иностранной инвестиции, ввезенной в качестве взноса в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, проводится в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Украины от 07.08.96 № 928 “Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций”.

На этом легализация инвестиции и пошлинных льгот заканчивается, и предприятие пользуется статусом предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления инвестиции на его баланс.

Государственная регистрация заканчивается оформлением информационного уведомления о внесении иностранной инвестиции - присвоением ему регистрационного номера. В дальнейшем, в случае полного или частичного возврата инвестиции за границу, таможенное оформление вывоза проводится на основании отметки о репатриации инвестиции, сделанной органом госрегистрации на информационном уведомлении.

Какие тонкости учесть при подготовке документов
для таможенного оформления?

Иностранные инвестиции оформляются в таможенном отношении в соответствии с таможенным режимом импорта и с заполнением грузовой таможенной декларации IM-40. Перечень документов, необходимых для таможенного оформления, сегодня установлен постановление Кабинета Министров Украины от 01.02.06 № 80 “О перечне документов, необходимых д.т. осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины” и приказом Государственной таможенной службы Украины от 20.03.06 от № 202 “Об утверждении Перечня документов, которые выдаются государственными органами для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств с использованием грузовой таможенной декларации в соответствии с заявленным таможенным режимом".

Однако особый статус инвестируемых товаров обусловливает специфику подготовки документации.

Учредительные документы

Как уже говорилось, государственную регистрацию учредительных документов (устава, учредительного договора) предприятия с иностранными инвестициями придется, скорее всего, пройти дважды: один раз - когда предприятие регистрируется, и второй раз - когда определен фактический ассортимент поставки инвестируемых товаров и соответствующие уточнения нужно закрепить в учредительных документах, зарегистрировав их новую, уточненную версию”

Счет-проформа
(инвойс-проформа)

Поскольку товарная инвестиция не оплачивается ее получателем, а обменивается на корпоративные права, счета-фактуры (традиционные инвойсы) не используются. Вместо них оформляются счета -проформы, которые оплате не подлежат.

Кроме общих требований к проформе, обязательно указание на назначение груза - “инвестиция”. Особое внимание обращается на соответствие номенклатуры и суммы поставки сведениям” указанным в уставе и учредительном договоре. Если сумма поставки превышает сумму, которая фигурирует в учредительных документах, излишки оформляются в общем порядке (с уплатой всех налогов).

Перевозочный документ
(транспортная накладная)

Как и в счете-проформе, в товаротранспортных документах делается примечание о назначении груза - “инвестиция”.

Если грузоотправитель отличается от инвестора, то понадобится ссылка на учредительные документы для установления связи между инвестором, грузоотправителем и получателем инвестиций.

Сопроводительный документ иностранного инвестора

Это документ произвольной формы (например, - письмо). Указывает на то, что конкретная партия товара является инвестицией. Содержит ссылку на учредительный договор и специфицирует партию. Помогает установить связь между учредительным договором и товаросопроводительными документами (счетом, транспортной накладной, др.), восполнить возможные пробелы в них. Составление такого документа на каждую партию поставки желательно предусмотреть в учредительном договоре.

Разрешительные документы

Вопрос о том, нужно ли применять к инвестируемым в Украину товарам меры нетарифного регулирования, пока не нашел общепризнанного решения. Наилучшей информацией для размышления и принятия решения по этому поводу будет мнение одного из самых авторитетных специалистов в таможенном деле*, которое излагается ниже.

Цитата:

“...ввоз имущества в Украину на основании инвестиционных сделок не является импортом товаров, и применение мер не тарифного регулирования в отношении них является довольно спорным моментом. Основанием для такого вывода может послужить анализ некоторых статей Законов Украины от 16.04.91 № 959-ХІІ “О внешнеэкономической деятельности” и от 19.03.96 № 93/96-ВР “О режиме иностранного инвестирования”:

- согласно статье 4 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности” импорт товаров и совместная предпринимательская деятельность относятся к разным видам внешнеэкономической деятельности;

- статьей 1 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности” определено, что импортом (импортом товаров) является покупка (в том числе с оплатой в неденежной форме) украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза данных товаров на территорию Украины ...;

- статьей 1 Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования” определено, что иностранными инвестициями являются ценности, вкладываемые иностранными, инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

Учитывая, что имущество, ввозимое в Украину на основании инвестиционных сделок, не является покупкой товаров, можно сделать вывод, что ввоз такого имущества не подлежит, например, лицензированию в Минэкономики Украины.

Также это касается и сертификации импортной продукции в государственных органах сертификации. В частности, согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 10.05.93 № 46-93 “О стандартизации и сертификации” сертификация продукции осуществляется уполномоченными на то органами, в том числе и с целью предупдеждения реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан, .для окружающей природной среды. Статьей 18 этого Декрета установлено, что сертификатом или свидетельством о признании иностранного сертификата подтверждается соответствие продукции (товара), ввозимой и реализуемой на территории Украины, обязательным требованиям норм и стандартов, действующих в Украине. Исходя из положений Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования”, не предусматривается реализация имущества на территории Украины в течение трехлетнего периода с момента таможенного оформления. Именно - поэтому постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.97 № 1211 “Об утверждении Порядка таможенного оформления 5 импортных товаров (продукции), подлежащих обязательной сертификации в Украине” установлено, что имущество, ввозимое в Украину в качестве взноса иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, не подлежит обязательной сертификации в органах Госстандарта Украины”.

----------------------------------------

* Науменко В. Л. Применение таможенных режимов в Украине- теория, практика, рекомендации: Практ пособие. - К,: Знання, 2005. – С. 182-184.

Таким образом, представляется логичным и обоснованным мнение, что меры нетарифного регулирования распространяются на коммерческие товары, и не относятся к имуществу, находящемуся за пределами торгового оборота, например, к такому как иностранные инвестиции.

Документация на комплектный объект

Использование системы декларирования комплектного объекта (КО) выдвигает свои требования к документам для таможенной очистки иностранных инвестиций. Дополнительно потребуются следующие документы:

- справка о сроках поставки комплектного объекта и их обоснование;

- техническое описание комплектного объекта, предоставленное производителем или отправителем (стороной внешнеэкономического договора (контракта) комплектного объекта, дающее возможность установить назначение и функции как всего оборудования в целом, так и его отдельных составляющих частей;

- сборочный чертеж (схема) комплектного объекта с указанием в нем порядковых номеров позиций, определенных в спецификации на состав комплектного объекта;

- спецификация на комплектный объект, составленная на основании внешнеэкономического договора (контракта), с указанием в ней всех его составляющих частей по определенной форме (приказ Гостаможслужбы Украины от 12.12.05 № 1219).

Другие документы готовятся и представляются к таможенному оформлению в порядке, обычном для таможенного режима импорта товаров в Украину.

Чем отличается инвестирование по договору?

В чем эффект инвестирования по договору?

Хотя договорное инвестирование не получило такого же широкого распространения в Украине, как создание совместных предприятий, тем не менее, договорная инвестиционная деятельность пользуется значительной популярностью в деловых кругах и причин тому несколько.

Во-первых, инвестиционный контракт по праву считается оптимальным способом внедрения на новый рынок и часто предшествует созданию совместного предприятия.

Во-вторых, договорный способ инвестирования достаточно экономен. Выполнение всех процедур, описанных в этой главе, потребует не более двух недель и обойдётся, в среднем в $ 300. Поэтому, как показывает опыт, иностранные инвесторы довольно охотно идут на заключение договоров о совместной инвестиционной деятельности (инвестиционных контрактов) под конкретные производственные проекты. И в третьих, заключение инвестиционного контракта известно как способ легализации в Украине отечественного капитала, находящегося за границей.

Какова специфика легализации инвестиции по договору?

Если создаваемое в Украине предприятие с иностранными инвестициями проходит государственную регистрацию так же, как и все отечественные компании, то для инвестиционных контрактов предусмотрен особый порядок регистрации установленный Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.01.97 № 112 “Об утверждении положения о порядке государственной регистрации договоров (контрактов) о совместной инвестиционной деятельности при участии иностранного инвестора” Только после регистрации инвестиционного контракта можно планировать ввоз иностранной товарной инвестиции в Украину.

Таким образом, государственная регистрация иностранной товарной инвестиции в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями осуществляется после ее таможенного оформления, а государственная регистрация договора о совместной инвестиционной деятельности с участием иностранного инвестора - до таможенного оформления инвестиции по этому договору.

Последовательность действии по легализации иностранной инвестиции на основании договора вписывается в такую схему:

Последовательность и сроки выполнения
инвестиционного договора:

Действие 1: заключение договора о совместной инвестиционной деятельности; подготовка документов для регистрации этого договора в органах Минэкономики Украины (подробности - ниже).

Срок действия инвестиционного договора - не менее 3 лет (для получения льготы по пошлине).

Действие 2: регистрация договора о совместной инвестиционной деятельности; получение карточки регистрации договора, являющейся одним из обязательных оснований для таможенного оформления инвестируемых по договору товаров.

Действие 3: ввоз в Украину партии инвестируемых по договору товаров. Инвестиция не подлежит отчуждению в течение 3 лет. Отчуждение её до истечения трёхлетнего срока лишает права на льготу по пошлине.

Теперь внимание!

Действия, помеченные на схеме номерами с 4 по 7, выполняются в 30 - дневный срок действия векселя. Несоблюдение этого срока влечет утрату льготы по пошлине.

Действие 4: декларирование товара таможенному органу Украины с оформлением векселя на сумму ввозной пошлины. Срок действия векселя и зачисления инвестиции на баланс -не более 30 дней от даты оформления ГТД.

Действие 5: государственная регистрация инвестиции. Проводится на основании ГТД, подтверждающей факт внесения инвестиции, Управлением экономики местной государственной администрации. Регистрация должна быть проведена в 30-дневный срок действия векселя. А

Действие 6: отметка копии векселя налоговой администрацией о факте зачисления инвестиции на баланс. Обязательно сделать до истечения 30-дневного срока.

Действие 7: погашение векселя оформляющим таможенным органом. Проводится до истечения 30-дневного срока его действия при условии предварительного выполнения процедур 5 и 6.

Таким образом, в том же порядке, что и при ввозе имущества иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, проводятся следующие процедуры:

- освобождение от ввозной пошлины требует выдачи и погашения простого векселя (ПКМУ от 07.08.96 № 937);

- отчуждение инвестиции в течение трех первых лет ее пребывания в Украине влечет за собой уплату пошлины (ст. 24 Специального закона);

- инвестиция подлежит государственной регистрации после таможенного оформления, но до погашения векселя в налоговой администрации (ПКМУот 07.08.96 № 928).

Но есть и отличия, о которых - в подробностях.

Как заключить инвестиционный контракт и зарегистрировать его?

Договор (контракт) о совместной инвестиционной деятельности с иностранным элементом - это материально оформленное обязательство между иностранным инвестором и резидентом Украины действовать совместно для достижения общей хозяйственной цели без создания юридического лица (осуществлять производственную кооперацию, совместное производство и другие виды производственной деятельности).

Заключение инвестиционного контракта не предполагает создания отдельного юридического лица. Поэтому и взаимоотношения сторон по договору о совместной инвестиционной деятельности регулируются иначе, чем при создании предприятия с иностранными инвестициями. Правовая основа этих отношений заложена в главе 77 Гражданского кодекса (ГК) Украины и общих положениях гражданского законодательства о договоре (главы 52 и 53 ГК). Некоторые нюансы применения правил договора о совместной деятельности излагаются в разъяснении Президиума Высшего арбитражного суда Украины (БАСУ) от 28.04.95 № 02-5/302 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с заключением и исполнением договоров о совместной деятельности”.

Договор о совместной инвестиционной деятельности с иностранным инвестором (инвестиционный контракт) не слишком распространен в деловом обороте. Из-за погрешностей его формы возможны задержки при государственной регистрации и таможенном оформлении товарных потоков. Поэтому имеет смысл остановиться подробнее на основных требованиях, предъявляемых к этому договору.

(1) Предмет договора

Предмет договорной инвестиционной деятельности с точки зрения льготирования таможенных налогов (освобождения от пошлины) ограничен только производственной сферой (производственная кооперация, совместное производство).

Инвестируемые товары, ввозимые в Украину и декларируемые таможне с преференцией по ввозной пошлине имеют не менее чем 3-летний ресурс износа, что позволит их использовать установленный Законом срок (статья 18 Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования”)

Льгота по уплате ввозной пошлины распространяется только на ту часть инвестируемых товаров, которые принадлежат иностранному инвестору.

(2) Базисные условия поставки
Условия сдачи - приемки

Кроме прочего, очерчивается круг притамо-женных операций с инвестируемыми товарами (декларирование, хранение под таможенным контролем и т.п.), которые уполномочена проводить украинская сторона инвестиционного контракта.

Товаросопроводительные документы (транспортная накладная, инвойс) помечаются указанием на инвестиционный характер груза. Кроме того, желательно, чтобы груз сопровождало письмо иностранного инвестора (свободной формы), содержащее номенклатуру груза, ссылку на инвестиционный контракт и подтверждающее, что товары инвестируются на условиях, определенных инвестиционным соглашением.

(3) Срок действия договора

Инвестиционный договор заключается на срок не менее трех лет, поскольку освобождение от уплаты пошлины предоставляется только при условии неотчуждения товарной инвестиции в течение трех лет.

С учетом всего сказанного договор (контракт) о совместной инвестиционной деятельности без образования юридического лица может прозвучать следующим образом:

Образец

 КОНТРАКТ №_____О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
г.___________страна________________ "_____"________________200__
_________________________________________________________________________
(организационно-правовая форма организации и ее наименование)
юридический адрес________________________________________________________
в лице___________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании____________________далее именуемое как
"Украинская сторона", и _________________________________________________
(организационно-правовая
форма организации и ее наименование)
юридический адрес________________________________________________________
в лице___________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ____________________________ далее именуемое
как "Иностранный инвестор", заключили настоящий контракт о совместной
деятельности на территории Украины в соответствии с действующим законо-
дательством Украины.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Контракт между Украинской стороной и Иностранным инвестором заключен в
соответствии с Законами Украины "О режиме иностранного инвестирования",
"О внешнеэкономической деятельности", Хозяйственным и Гражданским
кодексами Украины, Уставами сторон, и предусматривает совместную
деятельность, которая не противоречит действующему законодательству
Украины.
Совместная деятельность Украинской стороны и Иностранного инвестора
осуществляется на основании использования собственного имущества,
оборудования, финансовых, людских ресурсов Украинской стороны и
имущества, оборудования, материалов, сырья Иностранного инвестора.
Цель и задачи совместной деятельности:
_________________________________________________________________________
(конкретная хозяйственная цель и перечень задач для ее достижения)
Инвестиция Иностранного инвестора не изменяет Устав Украинской стороны
и попадает под действие статьи 2, статьи 3 и статьи 24 Закона Украины "О
режиме иностранного инвестирования".
1. ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГАРАНТИИ ЕЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1.1. Предметом совместной деятельности является________________________
_________________________________________________________________________
(указать вид совместного производства, кооперации и т.п.)
1.2. Общая сумма контракта о совместной деятельное составляет:
___________________________________________украинских гривен,
( ) долларов США.
Часть иностранного инвестора составляет:
___________________________________________украинских гривен,
( ) долларов США, что
составляет_____процентов.
Часть Украинской стороны составляет:
___________________________________________украинских гривен,
( ) долларов США, что
составляет_____процентов.
Пересчет иностранной валюты в украинскую валюту осуществляется по
официальному курсу Национального банка Украины на_______________________
________________________________________________________________________,
(указывается дата по договоренности сторон; как правиш, курс фиксируется
на день заключения контракта)
то есть 1 доллар США равен____________________________украинским гривнам.
1.2. Иностранный инвестор обязуется для исполнения данного контракта
внести в счет своей части в совместном долевом имуществе:
_________________________________________________________________________
(перечень имущества, которое инвестируется)
на общую сумму______________украинских гривен (____________долларов США).
Внесение иностранной инвестиции осуществляется в соответствии с
приложениями и спецификациями к настоящему контракту, которые являются
неотъемлемой частью последнего.
1.3. Украинская сторона обязуется для исполнения данного контракта
проводить всю необходимую организационную работу, связанную с предметом
контракта, то есть:
_________________________________________________________________________
(перечень действий Украинской стороны, среди которых

_________________________________________________________________________
предоставление помещения для организации совместного производства,
_________________________________________________________________________
может быть изучение рынка сбыта,покрытие производственных затрат,
_________________________________________________________________________
обеспечение производства людскими ресурсами и т.п.)
1.4. Гарантией осуществления совместной деятельности, защиты
имущественных и иных прав участников этого контракта является Конституция
Украины и Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования", в
соответствии с которым гарантом прав иностранного инвестора является
государство.

 2. КАЧЕСТВО, КОЛИЧЕСТВО, ЦЕНА
2.1. Совместно произведенный продукт___________________________________
(наименование результата совместного
производства)
должен отвечать требованиям______________________________________________
(указываются ГОСТы, ТУ, другие стандарты)
2.2. Количество производимого продукта определяется спросом на рынке
_________________________________________________________________________
(указывается договорная территория)
2.3. Цена на произведенный продукт будет определяться по наиболее
оптимальному соотношению спроса и предложения с учетом всех материальных
затрат на производство.
3. УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ
3.1. Иностранный инвестор поставляет имущество, указанное в п. 1.2
настоящего контракта в соответствии с базисными условиями
________________________________________________________________________
(указывается оазис поставки по ИНКОТЕРМС
с наименованием пункта доставки)

3.2. Иностранный инвестор самостоятельно заключает договор с
перевозчиком, уплачивает экспортные (транзитные) налоги, несет другие
затраты, связанные с доставкой. Украинская сторона выполняет импортные
таможенные формальности и несет расходы и риски, включая риск случайной
гибели или повреждения имущества иностранного инвестора, с момента
передачи имущества в соответствии с п. 3.1 настоящего контракта.
4. РУКОВОДСТВО СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
4.1. С целью наиболее эффективного выполнения контракта о совместной
деятельности, руководством ведение отдельного совместного баланса
возлагается на Украинскую сторону.
4.2. Украинская сторона имеет право самостоятельно решать все вопросы
относительно совместной деятельности, а также распоряжаться финансами на
территории Украины. Согласование любых решений между сторонами может
осуществляться по телефаксу, причем такое согласование имеет юридическую
силу.
4.3. Регистрация иностранной инвестиции и настоящего контракта
возлагается на Украинскую сторону.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стороны контракта о совместной деятельности обязаны:
5.1. Делать свои взносы для организации совместной деятельности.
5.2. Выполнять принятые на себя в соответствии с настоящим контрактом
обязательства.
5.3. Принимать участие в руководстве совместной деятельностью.
5.4. Оказывать всемерное содействие развитию совместной деятельности.
Стороны контракта о совместной деятельности имеют право:

5.5. Принимать участие в распределении прибыли от результатов
совместной деятельности, которая остается в распоряжении в виде
квартальных отчислений. Размер отчислений каждой стороне от прибылей,
оставшихся в свободном распоряжении, определяется каждый квартал решением
сторон и распределяется в соответствии с Положениями дополнительных
протоколов.

5.6. Принимать участие в руководстве совместной деятельностью в порядке,
предусмотренном настоящим контрактом.
5.7. Получать годовые отчеты о результатах совместной деятельности и
информацию о текущем положении дел.
6. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
6.1. Ведение учета и отчетности возлагается на Украинскую сторону.
6.2. Украинская сторона обязана вести отдельный баланс, бухгалтерский

учет в полном объеме, составлять квартальные и годовые отчеты.
6.3. В соответствии с положениями настоящего контракта каждая сторона
имеет право требовать детальной калькуляции затрат и прибылей
относительно совместной деятельности и необходимых пояснений.
6.4. Совместная прибыль от совместной деятельности не может быть

использована Украинской стороной для решения своих финансовых вопросов
без согласия Иностранного инвестора.

 7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
7.1. Прибыль от результатов совместной деятельности рассчитывается

отдельно от общих результатов деятельности Украинской стороны и представ-
ляет собой разницу от реализации товаров и услуг и затратами,
относящимися к их себестоимости.
Прибыль используется в последовательности:
7.2. Уплата налогов в соответствии с действующими ставками;
7.3. Выплата процентов за пользование банковскими кредитами;
7.4. Формирование фондов, относящихся к совместной деятельности;
7.5. Выплата дивидендов сторонам настоящего контракта;
7.6. Благотворительные цели.
7.7. Прибыль распределяется в следующем соотношении:
Иностранному инвестору -_____%;
Украинской стороне - ________%
7.8. Прибыль от результатов совместной деятельности рассчитывается по
результатам работы за квартал и утверждается сторонами.
7.9. По желанию Иностранного инвестора сумма прибыли, принадлежащая

ему, может быть переведена на его расчетный счет в свободно конверти-
руемой твердой валюте или же реинвестирована в совместную деятельность
по дополнительному соглашению.
8. КОНТРОЛЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8.1. Органом контроля совместной деятельности является ревизор, который
назначается Сторонами по общему соглашению, или независимая аудиторская
фирма.
8.2. Финансовая деятельность проводится на основании калькуляции,
утвержденной сторонами. Калькуляция и баланс доходов и затрат
осуществляется в национальной валюте Украины - гривнах. В случае
необходимости отдельные затраты могут быть предусмотрены в свободно
конвертируемой валюте.
8.3. При необходимости каждая сторона имеет право в любое время
провести проверку учета и результатов совместной деятельности, известив
об этом другую сторону.
9. ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

9.1. Ни одна из сторон не будет нести ответственность за полное или
частичное неисполнение своих обязательств, если неисполнение будет
следствием таких обстоятельств как наводнение, пожар, землетрясение или
другие стихийные бедствия, а также война или военные действия, которые
возникли после заключения контракта. Наличие таких обстоятельств
подтверждается Торгово-промышленной палатой государства, где возникли
эти обстоятельства.
10. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА

10.1. Настоящий контракт заключен на срок___лет (указывается не менее
чем 3-летний срок) с последующей пролонгацией на следующие___лет, если ни
одна из сторон не выразит своего желания прекратить совместную
деятельность.
10.2. Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания
обеими сторонами.

 11. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11.1. Прекращение совместной деятельности возможно по желанию одной из
сторон или по договоренности между сторонами (в том числе в случаях,
связанных с изменением законодательства Украины), а также в случае

ликвидации сторон настоящего контракта. При реорганизации сторон
контракта их права и обязанности по совместной деятельности переходят к
их правопреемникам.
11.2. Прекращение совместной деятельности регистрируется в
соответствующих государственных и местных органах.
11.3. В случае прекращения совместной деятельности стороны назначают
комиссию, которая подает им на утверждение отдельный баланс.
11.4. Имущество и другие материалы, принадлежащие Иностранному
инвестору, за вычетом амортизационного износа, могут быть оплачены
Украинской стороной Иностранному инвестору по соглашению сторон.
12. АРБИТРАЖ

12.1. Разногласия в делах между сторонами настоящего контракта и
другими организациями решаются в порядке, предусмотренном контрактом и
законодательством Украины. В случае невозможности для сторон прийти к
соглашению относительно спорных вопросов, последние передаются на
рассмотрение Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово -
промышленной Палате Украины в г. Киеве.
ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПОДПИСИ СТОРОН
1. Иностранный инвестор
2. Украинская сторона

                   ПРИЛОЖЕНИЕ №_____
К КОНТРАКТУ О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №_____ОТ_____________
г.___________страна_____________ "__"______________200_ г.

_________________________________________________________________________
(организационно-правовая форма Иностранного инвестора и его наименование)
Иностранный инвестор по контракту о совместной деятельности
№___от___________в счет своей доли в совместном долевом имуществе вносит
следующее имущество:
|-------------------+----------+------------------+-----------------+
| Количество | Ед. изм. | Наименование | Сумма, долл.США |
|-------------------+----------+------------------+-----------------+
| | | | |
|-------------------+----------+------------------+-----------------+
| | | | |
|-------------------+----------+------------------+-----------------+
| | | | |
|-------------------+----------+------------------+-----------------+
|ОБЩАЯ СУММА: | | | |
|-------------------+----------+------------------+-----------------+

 1. Иностранный инвестор 
2. Украинская сторона

Регистрация контракта

Обязательным условием таможенного оформления с освобождением от ввозной пошлины товаров, инвестируемых по контракту, является регистрация таких контрактов, которую проводит министерство экономики (уполномоченные им органы на местах) в порядке, установленном постоновлением Кабинета Министров Украины от 30.01.97 № 112 “Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации договоров (контрактов) о совместной инвестиционной деятельности при участии иностранного инвестора”. Во исполнение этого постановления приказом Минэкономики Украины от 20.02.97 № 125 утверждена Инструкция о порядке проведения государственной регистрации договоров (контрактов) о совместной инвестиционной деятельности при участии иностранного инвестора, которой, в частности, определены документы, необходимые для регистрации контрактов.

Внимание! Для регистрации, среди прочих документов, требуется выписка из торгового, банковского или судебного реестра страны местонахождения иностранного юридического лица, которые свидетельствуют о его регистрации (создании). Эти документы должны быть удостоверены в соответствии с законодательством страны их выдачи, переведены на украинский язык и легализованы в консульском учреждении Украины. Указанные документы могут быть удостоверены также в посольстве соответствующего государства в Украине и легализованы в МИД. Легализованные документы иностранного инвестора прилагаются к инвестиционному контракту в оригиналах и остаются в делах Минэкономики.

В результате государственной регистрации договора (контракта) выдается карточка государственной регистрации договора (контракта) и делается отметка о регистрации в оригинале договора (контракта) о совместной инвестиционной деятельности.

Карточка регистрации и отметка в договоре становится дополнительным основанием для таможенного оформления ввоза инвестиции и предоставления льготы по ввозной таможенной пошлине.

“Внешнеэкономические контракты на таможне”, 2007 г.
Издательство “Сард