Государственное имущество
в пользовании негосударственных
предприятий

Помимо аренды государственное имущество может находиться в пользовании субъектов хозяйственной деятельности и по другим основаниям - эту возможность предусматривает Хозяйственный кодекс Украины. Почему ХК Украины предусматривает такую возможность? То ли потому, что его разработчики оказались очень дальновидными людьми, не желающими ограничивать право любого лица использовать как свое, так и государственное имущество, то ли они закрепили уже сложившуюся в Украине практику.

Эта практика состоит в следующем: после провозглашения независимости Украины все имущество, находящееся на территории нашего государства, перешло в собственность народа Украины, но дело в том, что значительная часть имущества использовалась на тот момент еще государственными предприятиями. По субъективным или объективным причинам законодательно урегулировать право собственности на это имущество в то время никто особо не старался. Но потом началась приватизация этих предприятий и так или иначе выделялось государственное имущество, не подлежащее приватизации, часть этого имущества была переведена в общегосударственную собственность, часть в коммунальную. Но имущество продолжало находиться в пользовании таких приватизированных предприятий без закрепления за ними какого-либо определенного статуса. При этом оснований для взимания платы за использование этого имущества не было и нет до сих пор.

В результате образовалось целая категория имущества без особого правового статуса, которое вроде бы и государственное, но пользуются им негосударственные предприятия и пользуются бесплатно для ведения собственной хозяйственной деятельности. К такому имуществу относятся в первую очередь трубопроводы, линии электропередач, системы водо-, теплоснабжения и т. п. и т. д.

На территории практически любого более или менее крупного предприятия находятся вышеперечисленные коммуникации, поэтому столкнуться с проблемой эксплуатации и управления этим имуществом может каждое предприятие. Даже то, которое было создано буквально вчера (например, можно купить территорию склада с коммуникациями).

Поэтому каков порядок управления этим имуществом, порядок использования его в собственной хозяйственной деятельности, а может, это имущество уже находится в собственности предприятия, разберем на примере трубопроводов, расположенных в Украине.

Порядок эксплуатации газопроводов определен нормами действующего законодательства Украины, в том числе Законом о транспорте и Законом о трубопроводах.

Согласно ст. 2 Закона о трубопроводах трубопроводы Украины делятся на две категории:

- магистральные трубопроводы;

- промышленные трубопроводы.

Магистральный трубопровод - технологический комплекс, который функционирует как единая система и в которую входит отдельный трубопровод со всеми объектами и сооружениями, связанными с ним единым технологическим процессом, или несколько трубопроводов, которыми осуществляются транзитные, межгосударственные, межрегиональные поставки продуктов транспортировки потребителям, или другие трубопроводы, спроектированные и построенные в соответствии с государственными строительными требованиями относительно магистральных трубопроводов.

Промышленные трубопроводы - все другие немагистральные трубопроводы в пределах производств, а также нефтегазовые, внутрипромышленные нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газопроводные, водопроводные, теплопроводные, канализационные сети, распределительные трубопроводы водоснабжения, мелиоративные системы и т. п.

Статьей 7 Закона о трубопроводах определено следующее:

“Магистральный трубопроводный транспорт имеет важное народнохозяйственное и оборонное значение и является государственной собственностью Украины”.

Приватизация, а также изменение собственности государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта запрещается.

Изменение форм собственности промышленного трубопроводного транспорта осуществляется согласно действующему законодательству.

При этом в соответствии со ст. 8 данного Закона государственное управление в сфере трубопроводного транспорта осуществляют центральные и местные органы государственной исполнительной власти, представительские органы и органы местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с действующим законодательством Украины.

То есть государственное управление трубопроводами осуществляется:

- центральными органами государственной власти;

- местными органами государственной исполнительной власти;

- представительскими органами государственной власти;

- органами местного самоуправления.

Но не другими субъектами хозяйственной деятельности.

Норма аналогичного содержания приведена в ст. 6 Закона о нефти и газе: “Кабинет Министров Украины и другие уполномоченные на это органы, исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом, реализуют государственную политику в нефтегазовой отрасли и осуществляют управление ею”.

Дополнительно в ст. 8 Закона о трубопроводах сказано, что взаимоотношения субъектов, которым переданы в управление объекты трубопроводного транспорта, линии электропередачи, связи, железные дороги, автомобильные дороги и другие коммуникации, которые проходят в одном техническом коридоре или пересекаются, осуществляются на основе договоров, которыми предусматриваются права и обязанности сторон на проведение общих мероприятий, направленных на повышение надежности эксплуатации сооружений и объектов трубопроводного транспорта.

Как видим, данная норма определяет возможность получения в эксплуатацию (управление) объектов трубопроводного транспорта, а также определяет необходимость заключения договоров для совместного использования трубопроводов несколькими транспортными предприятиями.

При этом ст. 3 данного Закона установлено, что отношения в отрасли трубопроводного транспорта регулируются также Законом о транспорте.

Согласно ст. 9 Закона о транспорте “транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудование транспорта, пути сообщения, закрепленные за предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями Министерства транспорта Украины, являются общегосударственной собственностью и относятся к единой транспортной системе.

В общегосударственной собственности могут также находиться транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта, закрепленные за предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями других министерств и ведомств (ведомственный транспорт).

Транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудования транспорта и дорожного хозяйства, закрепленные за предприятиями, учреждениями и организациями местных Советов народных депутатов, относятся к коммунальной собственности.

Транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта могут находиться в собственности предприятий, объединений, учреждений, организаций и граждан”.

То есть данная норма обусловливает общее право любого субъекта хозяйственной деятельности иметь в собственности транспортные средства, а к транспортным средствам относятся в том числе и трубопроводы.

А п. 2 “Заключительных положений” Закона о нефти и газе прямо сказано, что объекты магистрального трубопроводного транспорта и перевалочные комплексы нефти, газа и продуктов их переработки, которые построены за денежные средства коммунальных или частных владельцев после вступления в силу Законом о трубопроводах, могут находиться в коммунальной или частной собственности, а также передаваться в государственную собственность по закону.

В тоже время, когда идет речь о ранее построенном имуществе, необходимо учитывать особенности действующего законодательства Украины, а именно нормы Закона Украины от 04.03.1992 г. № 2163-ХII “О приватизации государственного имущества” в редакции от 19.02.1997 г. № 89/97-ВР, статьей 5 которого определено имущество, подлежащее передаче в частную собственность (приватизации), и установлен перечень имущества, которое не подлежит приватизации.

Из содержания этой нормы необходимо выделить следующие положения о том, что не подлежат приватизации:

“ - магистральные нефте- и газопроводы и магистральный трубопроводный транспорт, обслуживающий потребности государства в целом, подземные нефте- и газохранилища;

<...>

- объекты инженерной инфраструктуры и благоустройства городов, включая сети, сооружения, оснащение, связанные со снабжением потребителей водой, газом, теплом, а также отводом и очищением сточных вод”.

Инженерные сооружения - объемные, плоскостные или линейные наземные, надземные или подземные строительные системы, которые состоят из несущих и в отдельных случаях ограждающих конструкций и предназначены для выполнения производственных процессов разных видов, размещения оборудования, материалов и изделий, для временного пребывания и передвижения людей, транспортных средств, грузов, перемещение жидких и газообразных продуктов и т. п.

Инженерные сооружения классифицируются в основном по инженерному замыслу, который определяется целевым назначением объекта.

К инженерным сооружениям относятся: транспортные сооружения (железные дороги, шоссейные дороги, взлетно-посадочные полосы, мосты, эстакады и т. п.), трубопроводы и коммуникации, дамбы, комплексные промышленные сооружения, спортивные и развлекательные сооружения и т. п. (Госстандарт Украины, приказ от 17.08.2000 г. № 507 “Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000”).

Соответственно, инженерные сети, предназначенные для снабжения газом городов, не подлежат приватизации.

Таким образом, из всего вышеизложенного вытекают следующие выводы:

1. Трубопроводы делятся на два вида: магистральные и промышленные.

2. Магистральные трубопроводы не могут быть приватизированы.

3. Промышленные трубопроводы могут передавать в частную собственность в установленном действующем законодательством порядке, который на данный момент не дает возможности приватизировать “объекты инженерной инфраструктуры <...> городов <...> связанные с поставкой потребителям газа <...>”, следовательно, прочие объекты могут быть переданы в частную собственность.

4. Магистральные трубопроводы могут находиться в коммунальной и частной собственности, если они были построены такими собственниками и за их денежные средства.

5. Промышленные трубопроводы могут находиться в коммунальной собственности.

6. Эксплуатация трубопроводов должна осуществляться на основании договоров, заключенных между лицами, эксплуатирующими такие газопроводы, с соблюдением требований действующего законодательства.

Тем самым определен круг собственников газопроводов.

Теперь нам необходимо определить порядок реализации права собственности на газопроводы.

Общие правила реализации права собственности установлены Конституцией Украины, ХК Украины и ГК Украины.

Согласно ст. 316 ГК Украины правом собственности является право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.

Особым видом права собственности является право доверительной собственности, которое возникает в результате действия закона или договора управления имуществом.

Владельцу принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 317 ГК Украины).

Согласно ст. 318 ГК Украины субъектами права собственности являются Украинский народ и другие участники гражданских отношений, определенные статьей 2 данного Кодекса. Все субъекты права собственности являются равными перед законом.

Статьей 319 ГК Украины прямо установлено, что собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению.

Собственник имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону.

Владелец не может использовать право собственности во вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и естественные качества земли.

Деятельность владельца может быть ограничена или прекращена или владелец может быть обязан допустить к пользованию его имуществом других лиц лишь в случаях и в порядке, установленных законом.

При этом в соответствии со ст. 323 ГК Украины риск случайной гибели и случайного повреждения (порчи) имущества несет его владелец, если иное не установлено договором или законом. А согласно ст. 321 право собственности является нерушимым. Никто не может быть противоправно лишен этого права или ограничен в его осуществлении.

Согласно ст. 324 ГК Украины земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа.

От имени Украинского народа право собственности реализуют органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках, установленных Конституцией Украины.

Пунктом 5 ст. 116 Конституции Украины предусмотрено, что Кабинет Министров Украины осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом.

Статья 142 Конституции Украины определяет, что материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие денежные средства, земля, природные ресурсы, которые находятся в собственности территориальных громад сел, поселков, районов в городах, а также объекты их совместной собственности, которые находятся в управлении районных и областных советов. При этом в соответствии со ст. 143 Конституции Украины территориальные громады сел, поселков, городов непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, которое является коммунальной собственностью.

Таким образом, право собственности на трубопроводы реализует то лицо, которое является собственником трубопровода, то есть в случае, если трубопровод находится в собственности народа Украины (государственной собственности), то этим лицом является Кабинет Министров Украины. Если трубопроводы находятся в коммунальной собственности, то местные органы государственной власти. Если же трубопроводы находятся в частной собственности, вследствие приватизации или постройки этих трубопроводов частным лицом, то такое частное лицо и реализует право собственности на эти трубопроводы (что подтверждается содержанием ст. 8 Закона о трубопроводах и ст. 6 Закона о нефти и газе).

Согласно ст. 8 Закона о трубопроводах государственное управление в сфере трубопроводного транспорта осуществляют центральные и местные органы государственной исполнительной власти, представительские органы и органы местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с действующим законодательством Украины.

Согласно ст. 6 Закона о нефти и газе Кабинет Министров Украины и другие уполномоченные на это органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом, реализуют государственную политику в нефтегазовой отрасли и осуществляют управление ею.

Но при этом нам необходимо учитывать, что трубопроводы используются субъектами хозяйственной деятельности для ведения хозяйственной деятельности, а значит, на это имущество распространяется правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности, поскольку согласно ст. 141 ХК Украины к государственному имуществу в сфере хозяйствования относятся целостные имущественные комплексы государственных предприятий или их структурных подразделений, недвижимое имущество, другое обособленное индивидуально определенное имущество государственных предприятий, акции (доли, паи) государства в имуществе субъектов ведения хозяйства разных форм собственности, а также имущество, закрепленное за государственными учреждениями и организациями с целью осуществления необходимой хозяйственной деятельности, и имущество, переданное в бесплатное пользование самоуправляемым учреждениям и организациям или в аренду для использования его в хозяйственной деятельности.

Управление объектами государственной собственности в соответствии с законом осуществляют Кабинет Министров Украины и по его представлению центральные и местные органы исполнительной власти. В случаях, предусмотренных законом, управление государственным имуществом осуществляют также другие субъекты.

Кабинет Министров Украины устанавливает перечень государственного имущества, которое бесплатно передается в собственность соответствующих территориальных громад (коммунальную собственность).

Помимо того, что трубопроводы являются имуществом, используемым в хозяйственной деятельности, данная норма определяет, что имущество, которое может быть получено от территориальных громад для осуществления хозяйственной деятельности, предварительно должно быть им передано по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины. Но также данная норма дает возможность определить, что государственное и коммунальное имущество может передаваться в пользование, том числе и на бесплатной основе, а поскольку перечень лиц не установлен, что определяет отсутствие прямых ограничений, то государственное имущество может быть передано в пользование, в том числе и субъектам хозяйствования.

Данный вывод подтверждается содержанием последнего абзаца данной статьи, где сказано, что не может быть передано в собственность негосударственным организациям только то имущество, в отношении которого установлен прямой запрет на передачу. Соответственно передача имущества в пользование допускается и допускается передача в собственность имущества, не обремененного таким запретом.

Сделанный вывод подтверждается и содержанием других статьей ХК Украины.

Так, согласно ст. 133 данного Кодекса основу правового режима имущества субъектов хозяйствования, на которой базируется их хозяйственная деятельность, составляют право собственности и другие вещевые права - право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также право оперативного использования имущества.

Хозяйственная деятельность может осуществляться также на основании других вещных прав (права владения, права пользования и т. п.), предусмотренных ГК Украины.

Имущество субъектов хозяйствования может быть закреплено на другом праве в соответствии с условиями договора с владельцем имущества.

Государство обеспечивает равную защиту имущественных прав всех субъектов хозяйствования.

Таким образом, право хозяйственного ведения и оперативного управления, согласно анализируемой статье, признаются производными правами от права собственности, которые являются основными режимами, на которых базируется предпринимательская деятельность субъектов хозяйствования.

При этом ст. 134 ХК Украины определено, что субъект хозяйствования, который осуществляет хозяйственную деятельность на основании права собственности, по своему усмотрению, единолично или совместно с другими субъектами владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему (им) имуществом, в том числе имеет право предоставить имущество другим субъектам для использования его на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления или на основании других форм правового режима имущества, предусмотренных этим Кодексом.

Данная норма устанавливает право собственника на передачу имущества, в том числе на праве хозяйственного ведения.

Правовые основы применения “права хозяйственного ведения” установлены ст. 136 ХК Украины:

“1. Право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним владельцем (уполномоченным им органом), с ограничением правомочия распоряжения относительно отдельных видов имущества по согласию владельца в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими законами.

2. Владелец имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и сохранением принадлежащего ему имущества непосредственно или через уполномоченный им орган, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.

3. Относительно защиты, права хозяйственного ведения применяются положения закона, установленные для защиты права собственности. Субъект предпринимательства, осуществляющий хозяйственную деятельность на основании права хозяйственного ведения, имеет право на защиту своих имущественных прав также от владельца”.

Содержание 2 и 3 части данной статьи подтверждает сделанный нами ранее вывод о том, что право хозяйственного ведения является производным от права собственности, то есть на имущество, переданное на праве хозяйственного ведения, распространяется в том числе право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом (но с учетом ограничений установленных собственником) в собственной хозяйственной деятельности. При этом лицо, получившее имущество, получает иммунитет на невмешательство со стороны собственника имущества в оперативно-хозяйственную деятельность такого предприятия.

С учетом содержания ст. 135 ХК Украины, которой установлено, что собственник имущества имеет право единолично или совместно с другими владельцами на основании принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации или осуществлять хозяйственную деятельность в других организационно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом, по своему усмотрению определяя цель и предмет хозяйственной деятельности, структуру образованного им субъекта хозяйствования, состав и компетенцию его органов управления, порядок использования имущества, другие вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования, а также принимать решение о прекращении хозяйственной деятельности основанных им субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством.

Владелец имеет право лично или через уполномоченные им органы с целью осуществления предпринимательской деятельности учреждать хозяйственные организации, закрепляя за ними принадлежащее ему имущество на праве собственности, праве хозяйственного ведения, а для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности - на праве оперативного управления, определять цель и предмет деятельности таких организаций, состав и компетенцию их органов управления, порядок принятия ими решений, состав и порядок использования имущества, определять другие условия ведения хозяйства в утвержденных владельцем (уполномоченным им органом) учредительных документах хозяйственной организации, а также осуществлять непосредственно или через уполномоченные им органы в рамках, установленных законом, другие управленческие полномочия относительно основанной организации и прекращать ее деятельность в соответствии с данным Кодексом и другими законами.

Следует обозначить, что собственник имущества имеет право определять порядок использования имущества, но при этом в соответствии со ст. 136 ХК Украины определив порядок использования имущества, такой собственник не имеет права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия. То есть собственник или уполномоченный им орган, определив порядок использования имущества в установленном законом порядке, в дальнейшем не имеет права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия - соответственно, все вопросы, которые прямо не оговорены в порядке использования имущества, относятся к компетенции лица (предприятия), которому такое имущество передано. В противном случае предприятие, получившее имущество, просто не сможет реализовать свое право на ведение предпринимательской деятельности на основании этого имущества.

К вопросам оперативно-хозяйственной деятельности в том числе согласно ст. 8 Закона о бухучете относятся вопросы по организации и ведению бухгалтерского учета на предприятия, к которым следует отнести в том числе утверждение учетной политики, применение стандартов бухгалтерского учета, соответственно, длительности эксплуатации основных фондов, учет ремонтов таких основных фондов и т. п.

То есть определять порядок использования имущества, а также устанавливать правила учета этого имущества в бухгалтерском учете имеет право только пользователь этого имущества, с условием, чтобы это не противоречило установленным собственником или уполномоченным лицом собственника требованиям (нормативам) об использовании этого имущества.

Как мы уже говорили выше, нормы действующего законодательства предусматривают то, что управление государственным имуществом возложено на Кабинет Министров Украины, в свою очередь Кабинет министров имеет право передать свои полномочия по управлению имуществом, в том числе трубопроводами, другим лицам, которыми, в том числе, могут являться:

- Министерство топлива и энергетики Украины;

- Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики Украины;

- НАК “Нефтегаз Украина”. Но сразу оговорим, что требования, обязательные для применения всеми субъектами, могут утверждаться исключительно органами государственной власти в рамках их полномочий, поскольку:

Согласно ст. 6 Закона о бухучете регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации относительно их применения. То есть нормативы амортизации и сроки эксплуатации, обязательные для применения всеми субъектами хозяйствования, могут утверждаться только центральными органами государственной власти.

Министерство финансов Украины утвердило стандарты бухгалтерского учета, в соответствии с положениями которых и необходимо вести бухгалтерский учет на предприятиях, в том числе и предприятиях, которые используют государственное имущество в своей предпринимательской деятельности.

В то же время в соответствии с приложением 3 к Постановлению КМУ от 25.05.19-98 г. № 747 “Об образовании Национальной акционерной компании “Нафтогаз України”, которым установлен перечень имущества, которое не подлежит приватизации и передается в пользование НАК “Нефтегаз Украина”:

Магистральные газонефтепроводы и сооружения на них;

Распределительные газонефтепроводы и сооружения на них;

Газонефтехранилища; Транспортные средства специального назначения.

При этом п. 3.2 Устава (утвержден тем же Постановлением КМУ) определен перечень предметов деятельности компании, в который в том числе относятся следующие виды деятельности: - поставка природного и скрапленного газа;

- разработка единой технической и экономической стратегии развития Компании, ее дочерних предприятий;

- проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация объектов трубопроводного транспорта нефтегазового комплекса;

- повышение надежности, эффективности и безопасности функционирования объектов нефтегазового комплекса.

Но при этом необходимо принимать во внимание то, что согласно п. 4.3 Устава Компания действует на принципах полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления и самоокупаемости, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности и исполнение обязательств перед партнерами и бюджетом.

То есть данная компания является субъектом хозяйственной деятельности, соответственно, не является органом государственной власти, при этом необходимо учитывать, что субъект хозяйствования не имеет право вмешиваться в хозяйственную деятельность других субъектов хозяйствования, такой субъект не обладает и правом на принятие документов, которые бы подлежали обязательному исполнению другими субъектами хозяйственной деятельности, то есть субъект хозяйствования не обладает властными полномочиями (правами органов государственной власти), кроме права на управление имуществом, принадлежащим такому субъекту.

Это подтверждается и содержанием Устава, а именно п. 4.9: компания имеет право вносить Кабинету министров Украины и другим центральным орган исполнительной власти предложения о повышении эффективности функционирования нефтегазового комплекса, в том числе проекты нормативно-правовых актов.

Также это подтверждается и пп. 10.4.5 Устава компании, которым определено, что к компетенции правления Компании относится:

а) решение вопросов организации хозяйственной деятельности, финансирование, ведение учета и отчетность, работы с ценными бумагами, участия в хозяйственных обществах, приобретение акций других акционерных обществ и другие вопросы хозяйственной деятельности Компании;

б) решение вопросов руководства работой филиалов, представительств, других структурных подразделений и дочерних предприятий Компании, обеспечения исполнения возложенных на них задач;

<...>

г) обеспечение соблюдения Компанией, ее филиалами, представительствами, другими структурными подразделениями и дочерними предприятиями законодательства;

д) рассмотрение материалов, проверок (ревизий), а также отчетов руководителей филиалов, представительств, других структурных подразделений и дочерних предприятий Компании, принятия решений по его результатам;

<...>.

Правление решает другие вопросы деятельности Компании, кроме тех, которые относятся к компетенции общих собраний акционеров и наблюдательного совета Компании.

Следовательно, Компания имеет право осуществлять любые действия с принадлежащим ему имуществом в соответствии с нормами действующего законодательства, без наличия государственных властных полномочий, а значит, управление должно осуществляться в рамках корпоративного управления дочерними предприятия (на общем собрании акционеров).

Таким образом, любое предприятие, получившее в пользование государственное имущество, имеет право распоряжаться этим имуществом в рамках предоставленных полномочий с соблюдением требований действующего законодательства, при соблюдении условии о невмешательстве в его хозяйственную деятельность. А значит, такое предприятие имеет право самостоятельно принимать любые решения в отношении имущества, если такие решения не отнесены к компетенции собственника, либо такие действия прямо не ограничены порядком использования имущества, либо действующее законодательство не содержит прямых предписаний на этот счет.

Иными словами, само предприятие, использующее государственное имущество, может определять порядок его использования, в том числе, например, и “нормативы начисления амортизации”, при условии что нормами действующего законодательства не установлены положения, подлежащие применению.

Но действующее законодательство Украины содержит нормативный документ, которым установлены нормативы начисления амортизации, - этим документом является Постановление Совета министров СССР от 22.10.1990 г. № 1072 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”. Хотя данный документ и принят до провозглашения независимости Украины, но он сохраняет свою силу и действует на территории Украины, поскольку Постановлением ВРУ от 12.09.1991 г. № 1545-ХII “О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР” определено буквально следующее: “В связи с Постановлением Верховной Рады Украины от 24 августа 1991 года “О провозглашении независимости Украины” и принятием Акта провозглашения независимости Украины Верховная Рада Украины постановляет:

“установить, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины, при условии что они не противоречат Конституции и законам Украины”.

Напомним содержание необходимой нам для продолжения анализа ст. 6 Закона о бухучете: “Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

<...>

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, в рамках своей компетенции, в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации относительно их применения”.

То есть нормативы амортизации утверждаются Министерством финансов Украины или другими центральными органами власти в рамках их компетенции, а поскольку такие нормативы центральными органами власти не утверждены, то применению подлежит именно Постановление № 1072.

Пунктом 1 этого Постановления определено следующее: “Утвердить и ввести в действие с 1 января 1991 г. прилагаемые единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Установить, что указанные единые нормы обязательны для применения всеми действующими на основе хозяйственного расчета предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности”.

А пунктом 4 предусмотрено следующее: “Установить, что с 1 января 1991 г. амортизационные отчисления на полное восстановление активной части основных фондов (машин, оборудования и транспортных средств) производятся в течение нормативного срока их службы или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки производства и обращения”.

То есть помимо установления самих норм амортизации, о которых подробнее ниже, данное Постановление определяет, что нормы амортизации должны обеспечить полное восстановление основных фондов в течение срока эксплуатации, а значит, срок службы (нормативный срок службы) оборудования можно определить (рассчитать) исходя из размера амортизационных отчислений. Например, норма амортизации составляет 5 % в год от первоначальной стоимости, значит, срок службы составит 20 лет.

При этом, например, в разделе “Транспортные средства” единых норм амортизации содержится следующая информация (см. табл.).

К сожалению, в Постановлении не указано, являются эти нормы годовыми или квартальными, но в соответствии с нормами П(С)БУ 7 “Основные средства”, утвержденного приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92, на основании ст. 6 Закона о бухучете методы начисления амортизации предусматривают использование “годовых нормы амортизации”, а как мы уже обращали внимание, нормативные акты СССР не должны противоречить нормам действующего законодательства Украины.

В отношении других трубопроводов нормы амортизации для целей бухгалтерского учета не установлены, а значит, предприятие должно их определять самостоятельно в установленном порядке.

Но в то же время необходимо принимать во внимание то, что Постановление может распространять свое действие на государственное имущество, но не на имущество, принадлежащее на праве собственности частным компаниям. Причина, по которой Постановление № 1072 не распространяет свое действие на частные компании, вполне тривиальна и проста и содержится в самом Постановлении, в п. 1 которого установлено, что оно распространяет свое действие на основные фонды народного хозяйства, а имущество частных компаний к таким фондам не относится, в связи со вступлением в силу ХК Украины, которым четко разграничено частное и государственное имущество и установлены права собственника на это имущество, к которым необходимо отнести и право устанавливать порядок учета этого имущества.

Таблица
(в процентах к балансовой стоимости)

Группы и виды основных фондов   Шифр   Норма амортизационных отчислений  
Трубопроводный магистральный транспорт   506    
Магистральные газопроводы и нефтепродуктопроводы, трубопроводы транспортные с компенсаторами линейными, воздуховодами, водогрязесборниками, люкамилазами, люками ревизионными, воздухопроводы   50600   3,0  

Список использованных
нормативно-правовых актов

ХК Украины - Хозяйственный кодекс.

ГК Украины - Гражданский кодекс.

Закон о системе налогообложения - Закон Украины от 25.06.1991 г. № 1251-ХII “О системе налогообложения”.

Закон о хозяйственных обществах - Закон Украины от 19.09.1991г. №1576-ХII “О хозяйственных обществах”.

Закон о бухучете - Закон Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”.

Закон о транспорте - Закон Украины от 10.11.1994 г. № 232/94-ВР “О транспорте”.

Закон о трубопроводах - Закон Украины от 15.05.1996г. № 192/96-ВР “О трубопроводном транспорте”.

Закон о нефти и газе - Закон Украины от 12.07.2001 г. № 2665-III “О нефти и газе”.

Постановление № 1072 - Постановление Совета министров СССР от 22.10.1990 г. № 1072 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 30 (552), 24 июля 2006 г.
Подписной индекс 40783